От Андрей Белов Ответить на сообщение
К Андрей Белов Ответить по почте
Дата 28.02.2012 13:24:54 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

Дополнялки и немного исправлений ...

Все что успел накатать за ночь и утро ...
В основном они касаются флотских вопросов и никоим образом не принижают значение выполненной работы.
-----------------------------------

Но начнем по порядку.

Ключевой вопрос - это приказ Трибуца об оставлении ВМБ , отданный им 23 числа вечером.
Стр. 26
«по приказу командующего начался вывод кораблей и судов из либавы к исходу суток было выведено.
5 подводных лодок
8 транспортов
1 танкер
Оставшиеся
10 транспортов
4 буксира и
одна самоходная баржа приступили к погрузке эвакуируемых и имущества.»
-----------------------------------

В общем в использованной автором цитате все свалено в кучу и без бутылки тут не разобраться.

Вышедшие 5 подводных лодок???
---------------------------------------------
22 числа в Усть Двинск вышли без охранения только 2 лодки.
-------------------
22 июня 1941 года «М-78» встретила под командованием старшего лейтенанта Шевченко Дмитрия Леонтьевича, который принял лодку только в мае 1941 года в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве. В этот же день из-за угрозы захвата города в паре с «М-77» покинула Либаву и направилась в Усть-Двинск. Старшим на борту «М-78» был командир 4-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант Матвеев Степан Ионович. Согласно инструкции лодки шли в надводном положении, но налет авиации противника заставил лодки идти под водой. Вскоре батареи «М-78» разрядились, и она была вынуждена всплыть, чтобы стать жертвой атаки немецкой субмарины «U-144» (командир Гердт фон Миттельштадт). «М-78» погибла со всем экипажем в 15 человек в точке с координатами 57°28' с.ш./ 21°17' в.д., став первой подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей в Великой Отечественной войне.
---------

Л-3, М-79, М-81 и М-83 развернулись на подходе к военно-морской базе с задачей воспрепятствовать атаке надводных кораблей противника и никакого отношения к «Плановому отходу из базы» не имеют.

1 Танкер ????
И тут горе «историки» автора ввели в заблуждение.
Упоминающийся на стр. 26 транспорт Железнодорожник с грузом топлива , на самом деле не транспорт.

Танкер «Железнодорожник» - заправщик отряда легких сил (командир — контр-адмирал В. П. Дрозд). (См Стр 15. )
А вот насчет Атаки его авиацией – мнения расходятся. Есть суждения , что свои же торпедоносцы его и атаковал .. (но я не проверял)
----------------------------------------------
Постановка минного заграждения тральщиком Фугас - это тема для отдельного «курения». Слава богу, что в книге ее нет/
Фразы типа «В 14 часов 22 июня была начата постановка мин у Либавы, БТЩ «Фугас» поставил в 10 милях к западу от Либавы 206 мин.»
Переводятся на русский язык следующим образом ..
Тральщик Фугас 6 раз 22 и 23 июня выходил в море и выставил 6 линий минных заграждений . Закончив минные постановки вечером 23 числа ушел в Вентспилс.
----------------------
По спецификации могли принять на борт
Или 46 мин обр. 1908/39 г. (якорная)
Или 31 мину обр. 1926 г. М-26
Или 27 мин КБ-3.
Время полного приема мин на палубу не превышало 27 - 30 минут (с пристани).
-----------------------
Из списка «взорванных мин на складах в Лиепае» 206 штук образца 1908/39 можно исключить.

Стр.17 и стр. 41
Чудо техники - портовый ледокол Силач (известный по Ледовому походу Балтийского флота) не просто находился в порту, а стоял на капитальном ремонте и был затоплен в Военной гавани. Немцы его подняли и использовали по назначению.

В Лиепае точно оставлены в связи с невозможностью вывода по техническому состоянию
Теплоходы - 8 шт.
Аусеклис
Велта
Вента
Кайя
Огре
Рауна
Спидола
(ЦГАНХ)

Точно Ушли из порта ЭГМП в течении дня 23 в ночь с 23 на 24 …
Мееро
Майя (Валга)
ЛГМП
Кандава
Рауна
Шауляй
Кулдига
Амата
(ЦГАНХ)
( см Стр 96)
и Бора (но тут ясности нет )
следует подчеркнуть , что все они ушли без конвоя военных кораблей.

http://militera.lib.ru/h/mmf/06.html
----------------------------------------------------------------------------------
Пароход “Darbas” (Дарбас – работа). Посторен в 1887 г. на судоверфе “ Rostocker A/G fuer Schiffs und Maschinenbau” в Ростоке, Германия (зав.№ 92).
виду того, что старое судно было не в состоянии выходить в море управление Лиепайским портом переоборудовало “Darbas” в баню-прачечную. 29 июня 1941 г. с приходом немцев в Лиепае судно обнаружили в портовом канале. В июне 1942 г. данное судно решением Prizenhof Berlin признано, как военный трофей и передано соответствующим немецким морским службам для дальнейшего его использования. С этого момента судьба судна не известна.По видимости оно могло использоваться немцами как баня-прачечная или сдано на металл.

http://forums.airbase.ru/2005/08/p1279031.html
---------------------------------------------------------
Стр 23
Обстрел поста СНИС ЛиВМБ.
Ранее встречалось упоминание , что на этом посту были захвачены MSA таблицы позывных сигналов и световой сигнализации, которые были использованы в последствии торпедными катерами.

------------------------------------------------------------------------------------


Стр. 26
«Эсминец вечером совершил ходовые испытания в заводской гавани.»

Эсминец Ленин ходовые испытания в гавани не совершал. Приняв минимальный запас топлива и воды, на нем попытались ввести в действие его котлотурбинную установку (одну турбину и 1-2 котла). Но видимо что-то пошло не так – износ механизмов этого «новика» был значительный (то ли подшипники перегревались, то ли еще что то), но все это в комплексе не дало возможности принять решение о переходе.
На одной турбине и на одном котле доползти до Вентспилса он вполне мог.


-----------------------------------------------------------------------------------
Стр 96.
Подводная лодка С-1 , «подорванная « экипажем.
Вопрос подрыва экипажем неоднократно обсуждался на форумах. В конечном итоге пришли к выводу – экипаж лодку не подрывал , а затопил и вывел из строя часть механизмов. На фотографиях отсутствуют следы видимых повреждений. Кроме того, на лодке на палубе сохранился обычный для ремонта бардак. То же самое касается и других лодок - на имеющихся фотографиях следы подрыва не просматриваются.
А вот ЭМ Ленин был действительно взорван, о чем наглядно свидетельствуют искореженные надстройки.

Что же касается последующего использования С-1 и интереса к ней немцев. Тут все просто.
Базовым проектом для серии С Советского флота стал немецкий проект IA (лодки U-25 и U-26). Конструктивные и инженерные решения были практически одинаковыми.
Идеальный вариант для немецких инженеров для проверки своих конструктивных решений на прочность :) (воздействие глубинных бомб)
Французские шедевры – Ронис и Спидола и наши Малютки особого интереса не представляли.

-----------------------------------------------------------------------------------------


Еще интересный момент –
Группе прорыва, в которой шли подводники с Рониса, Спидолы, Малюток (М) и части экипажа ЭМ Ленин удалось прорваться (в том числе и командному составу кораблей), но достаточно много моряков попало в плен.

Из команды М-83 (после боев в городе) к своим вышли только 2 человека.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Стр 55
Не 2 дивизион морпогран катеров и командир не т.Финчек,

А бывший начальник штаба Одесского дивизиона погранкатеров
старший лейтенант А. Финочко. (черт знает когда ему капитан-лейтенанта присвоили)
По этой ссылке приведены действия 4 дивизиона 2 отряда пограничных судов 11

http://www.nashapobeda.lv/1003.html
Да и у Ладинского про него написано.


-----------------------------------

Пока все ..