От Георгий
К И.Т.
Дата 27.12.2003 19:11:26
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки;

Совершенно новая книга о знаменитом певце С. Я. Лемешеве! Очень советую!!


Имеются иллюстрации, большей частью не публиковавшиеся ранее!

===============

Васильев В. Д. Сергей Лемешев: Жизнь. Творчество. Окружение. - М.: Алгоритм,
2003. - 224 с., ил.

СОДЕРЖАНИЕ

БАБУШКИН ДОМ
КРЕСТЬЯНСКИЙ РОД (предки Лемешева)
ИСТОКИ (Родители и другие родственники С. Я.)
У ГОРОДЕНЬКИ (Деревня Князево.)
В ПЕТРОГРАДЕ (1914-1916 гг. Сапожная мастерская, синематограф, эстрадное
искусство)
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ (Аграфена Малютина)
РОДНЫЕ ПЕНАТЫ (дом на "Князевской поляне")
ДОМ ТИХОМИРОВЫХ (Прасковья Тихомирова - жена брата С. Я. Ее жизнь)
ДЕРЕВЕНСКИЙ ТЕАТР (театр, открытый в 1917 г. учительницей Екатериной
Михайловной Прилуцкой)
ПОЛВЕКА, ОТДАННЫЕ ШКОЛЕ (Е. М. Прилуцкая)
В ДОМЕ КВАШНИНЫХ
(Н. А. Квашнин, московский архитектор, его жена Е. Н. Квашнина - певица,
закончившая Саратовскую консерваторию, и их родичи.)
<ТОТ, КОГО УЧИТЕЛЕМ СЧИТАЮ...>
(Николай Александрович Квашнин - выдающийся представитель конца XIX - начала
XX столетий, инженер-архитектор, поэт, драматург, музыкант, участвовавший в
постройке зданий московской гостиницы "Метрополь", Казанского и Павелецкого
вокзалов, Московской окружной железной дороги, Московской городской думы,
Третьяковской галереи, мостов, водокачек и др.)

...........
"В конце XIX века родители Николая Александровича обосновались на тверской
земле, в местечке Столопово, близ села Ивановское, на левом берегу речки
Шостки. Сюда приехала и семья самого Н. А. Квашнина. Здесь в 1896 году у
него родилась дочь. Семья решила строиться в километре от Столопова. Имение
молодого Квашнина стали называть Новое Столопово, сам же он называл его
Малым Хутором. Инженер-архитектор Николай Александрович Квашнин строил
имение еще и с тем, чтобы там устроить школу для деревенской молодежи.
Подобрав талантливых людей из народа, которые владели столярным ремеслом, он
начал обучать их резьбе по дереву. В школе Квашнина учили не только этому. В
каждом из шести домов усадьбы (имеющих, кстати, свою неповторимую
архитектуру) шло обучение по разным направлениям. В одном из домов
преподавали общеобразовательные предметы и рисование. Уроки здесь вела жена
Квашнина - Евгения Николаевна. Невдалеке от этого дома, в избушке старшего
мастера школы Петра Васильевича Морозова, учили резьбе по дереву и искусству
его обработки. В центральном доме усадьбы, где были расположены лекционный и
зрительный залы, находилась и отделочная мастерская. Здесь изготовленная в
школе мебель приобретала окончательный вид. Широкая лестница вела из
зрительного зала на второй этаж, в комнаты Николая Александровича. При доме
также были кухня и столовая для педагогов. При въезде в усадьбу стоял дом
сестры Евгении Николаевны - Антонины Николаевны Карташовой. Она учила
девочек вышиванию и вела курсы кройки и шитья. С ней жил ее брат Владимир
Николаевич, врач по образованию. Он преподавал в школе гигиену.
Школа сохранилась и с приходом советской власти. В 1918 году Наркомпрос
решил открыть здесь Государственную школу-мастерскую. Возглавить ее должен
был Квашнин. Непросто пришлось первое время основателю школы после
возвращения на Малый Хутор. Не все понимали значение его труда. Считали, что
барин приехал спасать свое имение. В том, что Квашнину дали возможность
работать в его школе, видели попрание прав, данных простым людям революцией.
Квашнину пришлось пережить тяжелые дни. Его избивали, закидывали камнями, он
голодал. Но находились люди, которые хорошо понимали, что значит дело, ради
которого он вернулся. Тайком от односельчан, под полой одежды, они приносили
Николаю Александровичу хлеб, картофельные лепешки, все, чем сами были
богаты. Это и помогло Квашнину выжить. Понемногу недоверие и неприязнь
сменялись уважением. Квашнин постепенно завоевывал авторитет.

Школа его теперь была трехгодичного обучения. На каждом курсе было по 30 и
более человек. На первом году обучения подростки 12-15 лет получали навыки
обработки дерева и изготовления простых предметов: скамеек, ножек для
столов. Второкурсники делали комоды, оконные рамы, двери. На третьем курсе
делали сложную мебель - диваны, буфеты, шкафы... Все это украшалось
орнаментом, тщательно шлифовалось, полировалось. Мебель делали без единого
гвоздя. Работы учителей и учеников славились на выставках в Брюсселе,
Париже. А преподавали в школе талантливые мастера из народа: А. С.
Белозеров, Я. Ф. Суханов, В. И. Васьков, П. В. Морозов - старший мастер, Д.
Н. Воробьев - главный художник школы. Воспитанники изучали здесь русский
язык, арифметику, знакомились с основами геометрии, черчения, слушали лекции
по истории и литературе...."

ПОЭЗИЯ МАЛОГО ХУТОРА (Н. А. Квашнин как поэт и прозаик)
СТОЛЯРНОГО ДЕЛА МАСТЕР (о П. В. Морозове - преподавателе в школе Квашнина)
КРЕСТЬЯНИН-ХУДОЖНИК (о Д. Н. Воробьеве - главном художнике в школе Квашнина)
ИТАК, ОНА ЗВАЛАСЬ ГАЛИНОЙ (О дочери Квашнина - Галине Николаевне и ее
отношениях с С. Я.)

"...Итак, она звалась Галиной.
Для простого сельского паренька дочь хозяина усадьбы была чем-то вроде
недосягаемой звезды. Красивые голубые глаза, тонкий стан, длинная коса,
изысканные манеры, острый ум и, конечно же, страстная театральная натура -
то, что было присуще всем женщинам этого дома.
Пение и театр сблизили их. Они вместе выступали в спектаклях волшебного
квашнинского дома. Галина восхищалась голосом Серлема (так называли
домочадцы юного Сергея). Их отношения развивались. И вот, как следует из
воспоминаний дочери Галины Николаевны Светланы, их чувства зашли так далеко,
что Сергей попросил ее руки у Николая Александровича, на что получил,
однако, категорический отказ. Несмотря на это, они продолжали встречаться
тайно, но судьбе так и не было угодно осуществить их заветную мечту.
Сергей уходит на учебу в Тверь, а Галина, окончив музыкальную школу по
классам скрипки и фортепиано, преподает музыку. Сергей уверенно шел к своей
цели, и она гордилась его победами.
Лихая военная година раскидала их по разным дорогам. Многие годы Галина
Николаевна скиталась со своей семьей в эвакуации. Судьба забросила ее
сначала в Выборг, потом в Пермскую область и затем в Прибалтику. После войны
она окончательно осела в Ужгороде.
Потребность видеть Сергея Яковлевича, быть рядом не покидала Галину
Николаевну. Они встречались неоднократно до войны, когда он жил еще у театра
<Ромэн> и после - на улице Горького. Поэтический дар, унаследованный от
отца, не покидал ее до конца жизни. И сейчас в доме потомков Квашнина
хранятся толстые тетради, исписанные ее убористым почерком. Среди них есть и
трогательные посвящения Сергею Яковлевичу.
Их судьбам не суждено было соединиться, но в голосе Лемешева-Ленского мне
отчетливо слышится биение сердца и той, что подарила ему незабываемые
мгновения жизни."

УЧЕБА В ТВЕРИ (Тверская губернская школа советской и партийной работы,
Кавалерийская школа им. Коминтерна, направление на учебу в Московскую
консерваторию)

ВСЮ ЖИЗНЬ ОН ПОСВЯТИЛ ТВЕРИ (Николай Михайлович Сидельников - ученик Л.
Донского, наставник С. Я. по вокалу, музыкальный руководитель Тверского
драматического театра, позднее художественный руководитель и дирижер
симфонического оркестра Твери, художественный руководитель Калининской
областной филармонии)

В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
ПРОФЕССОР КОНСЕРВАТОРИИ (консерваторский педагог С. Я. - профессор Назарий
Григорьевич Райский, декан вокального факультета и проректор Московской
консерватории)
НАСТАВНИК (профессор Иван Николаевич Соколов - профессор ф-но в Моск.
консерватории и дирижер в Оперной студии К. С. Станиславского, дочь которого
стала первой женой С. Я.)
В СТУДИИ СТАНИСЛАВСКОГО
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ (1926 - 1931 гг.: Свердловск, Харбин, Тифлис,
знакомство с А. Ш. Мелик-Пашаевым, зачисление в Большой театр)
АЛИСА (Алиса Михайловна Багрин-Каменская, урожденная Корнева - новая жена С.
Я., вдова морского офицера В. А. Багрин-Каменского, расстрелянного красными
в 1918 г.)

"Дорогая мамочка. По приезде в Москву я встретил очень милую, хорошую во
всех отношениях женщину, безумно ее полюбил и сегодня на ней женился.
Чувствую себя таким счастливым, каким никогда не был. Думаю, что ты меня
поймешь и будешь рада моему счастью

Сергей.
июнь 1929 г., Москва".

В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
ПОДВИГ ПЕВЦА (Война. Воспаление легких. Пневмоторакс. Песние с одним
легким.)
УВЛЕЧЕНИЕ (Любовь Варзер, актриса МХАТа).
В ДУЭТЕ С ЛЕМЕШЕВЫМ. (Ирина Ивановна Масленникова, супруга С. Я. с 1944 по
1950 гг., солистка Большого театра, профессор ГИТИСа, профессор Московской
консерватории, член Союза переводчиков и либреттистов.)
НА КОНЦЕРТНОЙ ЭСТРАДЕ
КОНЦЕРТЫ НА РОДИНЕ.
ДЕРЕВЕНСКИЕ ДРУЗЬЯ
ЛЕМЕШЕВ-РЕЖИССЕР
РЯДОМ С ЛЕМЕШЕВЫМ (Вера Николаевна Кудрявцева-Лемешева, ныне пока еще
здравствующая. )

"...Если бы я встретил Веру раньше, она бы стала моей первой и последней
женой".

ПОКЛОННИЦА (Елена Георгиевна Невежна - московский архитектор, заслуженный
строитель России)
СОХРАНИЛА КИНОПЛЕНКА ("Музыкальная история", киноконцерты и др.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР (Лилия Васильевна Тихомирова)
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (образ С. Я. в изобразительном творчестве)
ХУДОЖНИЦА (Татьяна Власьевна Бочарова)
В НАСЛЕДСТВО ТАЛАНТ (Мария Сергеевна Лемешева - дочь С. Я. и И. И.
Масленниковой, солистка Московвкого камерного музыкального театра,
=======
Об авторе