ВИТАЛИЙ ГИНЗБУРГ: НЕЛЬЗЯ ПРЕПОДАВАТЬ В ШКОЛЕ ТО, ЧТО ПРОТИВОРЕЧИТ
СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Лауреат Нобелевской премии - противник религиозного образования
Анастасия НАРЫШКИНА
Знаменитый физик Виталий ГИНЗБУРГ - один из основателей Атеистического
общества и противник религиозного образования детей. О своем отношении к
религии Виталий ГИНЗБУРГ рассказал обозревателю "Известий".
- Виталий Лазаревич, почему вы защищаете атеистов?
- Это происходит только в последние годы под влиянием клерикализации страны.
В одном из своих интервью Андрей Кураев заявил, что теперь атеистов можно
помещать в Красную книгу. Нас это страшно возмутило - меня и моего друга
Евгения Фейнберга. Мы не выдержали и написали статью, что это неверно. С
этого момента я стал "борцом" за атеизм. Это как протест против
жульничества. Клерикализация ведь в чем состоит: суют религию туда, куда она
не относится. У нас светское государство, и очень хорошо, что разрешены
церкви, синагоги и мечети. Но я против того, чтобы религия играла такую
роль, как в царской России. Я крайне возмущен тем, что в гимне нашей
светской страны есть слово "Бог", это чудовищно. Особенно возмутительна
попытка церкви внедриться в школу. Нам нужны образованные люди, а их будут
воспитывать в духе того, что человечество возникло пять тысяч лет назад.
Нельзя преподавать в школе то, что противоречит современной науке. А
публичное освящение зданий, когда их поливают водой из водопровода, над
которой помахали - и она стала святой... Это смешно. Впрочем, если
вспомнить, что американский президент принимает присягу на Библии, то мы
более передовая страна.
- Вы не верите, потому что... не верите? Или же у вас есть доказательства?
- Вера или, наоборот, атеизм - интуитивные понятия. Нельзя здесь ничего
доказать математически. Я ни в какой мере (что мне иногда приписывают) не
считаю, что вера в Бога несовместима с наукой. Но только нужно сугубо
различать религию и веру в "что-то такое вне нас, что не сводится к
природе". Это нельзя опровергнуть, но я не разделяю эту точку зрения. Это
мне совершенно не нужно, непроверяемо и ничего не дает. Это сведение чего-то
неизвестного к другому неизвестному. Совершенно иное дело - религия, то есть
следование какой-то конфессии. Как известно, в христианстве, иудаизме и
мусульманстве полагают, что есть активный Бог и что он вмешивается в дела
людей, и это называется теизмом. Я считаю, что теизм совершенно несовместим
с научным мировоззрением. Христианин верит в святость Библии, в непорочное
зачатие и сатану, а это все чудеса, которые противоречат науке. Когда
зарождались религии, состояние науки было таким, что можно было верить и в
непорочное зачатие... Эйнштейн подчеркивал, что верит не в Бога, который
управляет делами людей, а во что-то высшее, в Бога Спинозы, а это природа.
Ну и назовите Бога природой, это вопрос терминов. А если есть Бог, почему же
он допускает такие дикие вещи - геноцид, убийства? Где логика? Я не понимаю,
как человек может верить во всемогущего Бога, который с этим со всем
мирится.
Но что очень важно: иногда люди либо невежественные, либо демагоги путают
атеистов с воинствующими безбожниками, и это используется, чтобы критиковать
атеистов. Воинствующие безбожники - то же самое, что инквизиторы, и
глубочайшая ошибка отождествлять неверующих людей с воинствующими атеистами.
Одно дело, когда человек не верит, и другое - когда разрушает церкви или
расстреливает священников. А я сторонник свободы совести: верить или не
верить - частное дело каждого человека, я не говорю о всяких диких
антигуманных сектах.
- Вам хотелось бы верить?
- Я завидую верующим. Мне 87 лет, я человек трезвый и понимаю, что могу в
любой момент умереть. Можно заболеть, мучиться, а у меня есть семья. Если бы
я был верующим, мне было бы легче, я был бы этому рад... И я уверен, что
вера у многих обусловлена боязнью смерти и несчастий. Человек - это лодчонка
на бурных волнах, и он ищет убежища в вере. Сейчас хоть лекарства есть, а в
те времена, когда родились религии, смертность была дикая, человек был
совершенно незащищен, это ж был тихий ужас...
- Была ли ваша семья религиозной? Или вас воспитывали в атеистическом духе?
- Моя мать была врачом, но я, к великому сожалению, помню только ее
похороны - она умерла, когда мне было 4 года. Мой отец, который родился в
1863 году, через два года после освобождения крестьян, был инженером. Он
окончил Рижский политехникум, это был образованный человек. Он был верующим
иудеем, но не ортодоксальным - иногда он молился и ходил в синагогу. Пару
раз мальчиком я был с ним в синагоге, а потом приставал к отцу - почему ты
веришь? И он отвечал: я молюсь, потому что вспоминаю о своих родных, ухожу
от тягот действительности. И я с пониманием отношусь к верующим людям. Если
это помогает... это же от горя. Мне выпало великое счастье, я занимаюсь
наукой - а если у человека ничего нет?
- Бывали ли у вас колебания от неверия к вере?
- У меня никогда не было никаких сомнений.
- Бывают ли верующие ученые?
- Да, бывают. Каноник Леметр был даже президентом Папской академии наук. Но
это было в прошлом. Среди современных ученых тоже есть верующие. Году в 65-м
я был в Англии, мы гуляли около Темзы с одним специалистом по теории
относительности. И я сказанул что-то антирелигиозное. Он надулся и заявил: я
католик. Я потом узнал, что у него 10 детей - наверное, он был католик в
квадрате. Я почувствовал, что обидел человека, извинился и сказал: если бы я
был Робинзоном Крузо и мне предложили на выбор двух Пятниц, один был бы
атеист, а другой верующий, я выбрал бы верующего, потому что вероятность
того, что он ночью убьет меня топором, была бы меньше. А в России...
Советское время очень сказалось, и все мое поколение ученых - атеисты.
===
Новые православные
Профессор Дмитрий ФУРМАН (Институт Европы РАН) рассказывает, что в 2002 году
в ходе исследования назвали себя православными 80% респондентов, а вот на
вопрос "верите ли Вы в Бога" ответили "да" только 59%. То есть 21%
православных - атеисты. Встает вопрос: так ли уж религиозно наше население?
- На словесном уровне изменения по сравнению с советским временем
колоссальные. Сейчас большинство называет себя верующими и православными. Но
на уровне реальных действий изменения невелики. Так, удельный вес тех, кто
раз в месяц посещает церковь, на протяжении всех 90-х годов не менялся и
составлял 6-7%. И в 2002 году - тоже 6%. Тут мы на одном из последних мест в
Европе.
В мировой социологии главным показателем воцерковленности считается
количество посещений церкви. В католических странах 60-80% населения бывают
там ежемесячно, а вот православные обходятся без этого: посещают церковную
службу каждую неделю 2% опрошенных, не бывали на ней никогда 42%. Более
того: 45% Библии не читали, 48% никогда не молятся. Получается такая
картина: регулярно ходят в церковь и выполняют всякие церковные правила -
пост, молитва, причащение, чтение Библии - лишь 6-7% опрошенных.
"Мы убедились, что слова "религиозное возрождение в России" могут
употребляться только в кавычках", - подводит итоги Дмитрий Фурман. Вера -
или то, что понимают под верой респонденты, - не подкрепляется делами.
Большинство оказывается в храме по двум случаям: во время крещения или
отпевания.
Старые православные
Итак, лишь 7% населения не просто считают себя верующими, но и делают то,
что требуется от верующих. Какие они, эти люди?
81% - женщины (а среди атеистов их лишь 21%). Основная масса старше 50 лет.
Это наименее образованная группа (а вот самые образованные - атеисты): 38%
закончили 7 классов и меньше, а вуз - только 13% (среди атеистов к первой
группе относятся 5%, ко второй - 30%). Поскольку доходы тесно связаны с
образованием, то нет ничего удивительного в том, что "традиционные верующие"
в большинстве своем люди не просто бедные, а нищие (у 68% доход составляет
500 рублей на человека в месяц, среди атеистов таких 29%). Так что
"традиционные верующие" - в большинстве своем темные и нищие.