Жаль, что в интервью нет ссылок на сайт и книги (+)
Ещё мне кажется лучше поосторожнее упоминать имена кумиров (Окуджава, Табаков и пр.)
в свете их грехов по отношению к народу. У многих крыша "тихим гравием шурша..." на фоне событий последних пятилеток... - а люди себя идентифицируют, вернее, идентифицируют кумиров с собой - потому вместо того, чтобы объяснить и достичь понимания - получается обратный эффект.
>Я думаю, что, вырвав человека из лаборатории и офиса и бросив его в картофельное поле и избу или барак, ему наносили травму экзистенциального порядка. Его насильно бросали в иную цивилизацию, иную природу и иной тип общества.
Думаю, что реакция была аналогична реакции школьников, которых возили в трудовые лагеря в старших классах (и мне это приходилось обсуждать с родителями, которых возили на картошку).
Многие откровенно саботажничали и презирали то, чем их "заставляли" заниматься.
Дело всё в том же: просто часть общества всегда считает себя барами. В некоторых организациях на картошку народ ездил добровольно - и это соотношение было просто даже на виду.
К тому ж уже к середине 80-х это барство в СССР приняло значительные масштабы - многие не считали _труд_ за _честь_ им заниматься. А работа "на должности" трудом в общем-то не считалась... (Было и популярное "наука - это способ удовлетворить своё любопытство (тщеславие, возможность путешествовать, иметь своб. график и т.п.) за счёт государства" - кстати совершенно аналогичное обоснованию своего проф. выбора многими и заграницей, и не только нашими учёными~).
И ещё... в некоторых организациях это был способ унизить профессионала или "повоспитать" работника (даже если человек любил картошку - его посылали как самого ненужного - и это оскорбляло). Очень многое зависело от частных ситуаций. Вот как Рубенштейну - ну не везло человеку, действительно жалко его...