"Лексусы" вместо "МиГов"
03.09.2003 22:45
Кто бы спорил, что марка <МиГ> - это одна из визитных карточек
отечественного ВПК. По известности конкурировать с ней может разве что
автомат Калашникова. Поэтому очередное известие об очередной же угрозе
банкротства великой авиастроительной компании было воспринято обществом
крайне болезненно.
Вот же до чего довели мерзавцы-чиновники! Скоро уже и <МиГ> потеряем.
Однако поскольку подобный знак SOS за последние годы бывал посылаем не
однажды, а затем вдруг выяснялось, что дела у РСК <МиГ> совсем не так уж
плохи, например, по поставкам вооружений за рубеж она уступает только
<Рособоронэкспорту>, неплохо было бы разобраться, что там происходит на
самом деле? С чем мы имеем дело - с предприятием, находящемся на грани
закрытия или с преуспевающим концерном, в котором денег девать некуда?
Весь сыр-бор разгорелся вокруг того, что Минфин через арбитражный суд
потребовал вернуть давнюю задолженность предприятия в сумме около 290
миллионов долларов. И суд полностью поддержал требование Минфина.
Вот тут и появились в прессе (вот так вот - случайно попали) письма
генерального конструктора <МиГа> Николая Никитина вице-премьерам Кудрину и
Алешину, а также соображения различных <экспертов> о судьбе контракта с
Индией на поставку МиГ-29 в палубном варианте на сумму 1 миллиард долларов.
Да и вообще о судьбах отечественного авиастроения, которое без <МиГа> и
представить себе нельзя. И все из-за <каких-то> 290 миллионов долларов:
Не правда ли, странная ситуация - контракты на поставку военной техники,
которыми во всех странах без исключения занимаются строго засекреченные
спецслужбы, обсуждаются в прессе. Причем обсуждать предлагается в режиме
публичной дискуссии между руководителем государственного концерна и членами
правительства.
Если говорить о судьбе <китайского> контракта на поставку МиГ-29К, то в СМИ
эта тема присутствует далеко не первый год. И возникает она почему-то всегда
в тот момент, когда на <МиГе> что-нибудь не ладится. При этом доподлинно
известно, что никакого МиГ-29К, который можно было бы запускать в серийное
производство, пока в природе нет. В 1989 году машина прошла испытания, но на
вооружение отечественных ВМС не попала. Существует в количестве 2
экземпляров, время от времени демонстрирующихся на авиасалонах. Никакого
задела на серийное производство пока нет, а переоборудовать под палубный
вариант уже построенные МиГ-29 конструктивно невозможно, нужно строить
новые. Однако, сегодня руководство РСК <МиГ> навряд ли сможет даже
продемонстрировать, где и из чего оно намерено производить эту технику.
Специалисты уже года два-три назад говорили, что, скорее всего, когда вопрос
действительно встанет об оснащении авианесущего крейсера <Адмирал Горшков>
палубными истребителями, то это будут машины фирмы <Сухого> - и все по одной
только причине, из-за неспособности РСК <МиГ> в сегодняшнем его состоянии
выполнить столь масштабную работу.
И ведь нельзя сказать, что государство как-то особенно неотзывчиво к
просьбам РСК <МиГ>.
Когда в самом начале 1999 года новый генеральный конструктор Николай Никитин
был назначен на эту должность, речь уже шла фактически о спасении
предприятия. Долг в 290 миллионов долларов, который повис на нем в следствие
откровенно уголовного поведения прежнего руководства, был отсрочен.
Впоследствии он переносился неоднократно, но и сегодня РСК <МиГ> ни на шаг
не приблизилось к его погашению. Более того, несмотря на ощутимые объемы
поставок военной техники за рубеж, общая задолженность предприятия выросла
по сравнению с 1999-м годом почти в 2 раза. Куда могли деться деньги?
Когда Никитин сел в кресло генерального конструктора, задержки зарплаты
составляли около 3 месяцев, серийный завод работал с неполной загрузкой - 3
раза в неделю. Новый руководитель обещал покончить с этим, перейти на полную
рабочую неделю и платить рабочим вовремя.
Для этого постановлением правительства <МиГу> была бесплатно передана
документация на среднемагистральный самолет Ту-334 и конечная сборка этой
машины была поручена именно <мигарям>.
Никитин обещал начать серийное производство уже в 2002 году при стоимости
одной машины не более 13 миллионов долларов.
Впоследствии сроки пуска в серию Ту-334 неоднократно переносились, но, как
показало совещание с участием членов правительства, проведенное в начале
этого лета прямо в сборочном цеху, серийное производство этой машины навряд
ли начнется и в будущем году. На сегодня имеется в наличии только <чучело>
Ту-334 в единственном экземпляре, причем в состоянии готовности менее 50
процентов. Более того, даже сам цех, где Никитин и Ко намерены производить
это <чудо> отечественного авиастроения, несмотря на потраченные 27 миллионов
долларов, еще весьма далек от готовности. То есть, не только самолета нет,
его еще и производить-то пока негде. И при всем при этом Никитин заявил, что
реальная себестоимость машины не может быть никак меньше: 18 миллионов, что
аккурат на 5 миллионов меньше минимальной цены, укладывающейся в границы
рентабельности. То есть недостающие 5 <лимонов> предложено изыскать
правительству - а где хочет, там пусть и берет.
В <сухом остатке> - авиакомпании если и получат когда-либо
среднемагистральный самолет Ту-334, то, во-первых, когда он морально
устареет, во-вторых - по абсолютно неприемлемой цене. И без каких-либо
шансов продать хотя бы одну машину за рубеж.
Ну да ладно, не получилось у <мигарей> в гражданской продукцией, так не под
нее, в конце концов, фирма и создавалась. Наверно, с военной техникой все
обстоит более-менее?
Однако уже известно, что учебно-боевой самолет МиГ-АТ ни российская армия,
ни тем более французская (машина проектировалась совместно с рядом
французских фирм) закупать не собираются. То есть машину можно смело
передавать музею авиации в Монино, где уже, кстати, находится один из
палубных экземпляров МиГ-29.
То же самое произошло с многострадальной машиной под кодовым названием 1,42,
поднятой в воздух шеф-пилотом Горбуновым в качестве прототипа российского
истребителя пятого поколения. Еще один экспонат для авиационного музея.
Что же в остатке?
А все тот же легендарный истребитель МиГ-29, который через два-три года в
каталогах будут уже именовать устаревшим.
Безусловно, МиГ-29 еще подлежит модернизации, не говоря о необходимости
многолетнего обслуживания сотен этих машин, проданных в различные страны. И
с этой задачей РСК <МиГ> справляется. Было бы совсем уж странно, если бы не
справлялись. Удалось реализовать и задел из 140 готовых машин, к концу
прошлого века скопившихся на заводе. Но все это, извините уж, слишком сильно
напоминает проедание запаса, сделанного прежними поколениями.
А как же прогресс?
<Когда я пришел на <МиГ>, на следующий день после назначения Никитина, -
меня поразил длинный ряд из двух с лишним десятков BMW, стоявших в ожидании
начальства напротив рушащегося здания заводоуправления, - сказал один из
бывших руководящих сотрудников компании. - Я предложил продать их и погасить
трехмесячную задолженность по зарплате. Спустя 4 года с удовлетворением могу
отметить заметное обновление модельного ряда на <МиГе>. Руководство пересело
на <Лексусы>. Зарплату не платят по-прежнему. Рабочая неделя так и осталась
трехдневной>.
ОКБ имени Микояна сегодня, судя по всему, существует только как
воспоминание - нет ни одной перспективной разработки, никакого серьезного
задела на будущее. По коридорам ОКБ бродят старики, начинавшие работать еще
при А.И.Микояне, а следующего поколения не наблюдается. При этом генеральный
конструктор уверенно говорит об инвестировании значительных средств в НИОКР.
Хотелось бы знать, во что? В <Лексусы>?
Не лучше обстоят дела и с серийным производством.
Площади Производственного центра имени Воронина, находящегося в центре
Москвы, неподалеку от Ходынки, на сегодня принадлежат РСК <МиГ> примерно
процентов на 20. Остальное уже передано городу под будущую застройку.
Соответственно, говорить о вложениях в обновление производства здесь
довольно глупо. Производственный комплекс должен быть переведен на
Луховицкий машиностроительный завод - третью составную часть корпорации. Но
исчезающие в центре Москвы цеха в Луховицах так и не появились. Да,
сборочный цех для Ту-334 процентов на 70 построен, но где будет
производиться то, из чего будут собирать самолеты? Неизвестно.
Зато известно, что долги РСК <МиГ> весьма активно скупаются неким банком за
полцены, а когда предъявляются к оплате, то почему-то оплачиваются быстро и
в полном объеме. Но инвестирует их банк отнюдь не в <МиГ>, как можно было бы
предположить, а в акции некой французской авиастроительной фирмы.
Кстати, на МАКС-2003 экспозиция французской фирмы Tales очень сильно
"пиарилась" российскими структурами, имеющими договорные отношения и с РСК
"МиГ".
Вот теперь можно вернуться и к отношениям между "МиГом" и Минфином.
Дело в том, что письма, написанные Н.Никитиным вице-премьерам российского
правительства Кудрину и Алешину в июне с.г. были вовсе не окончанием, а лишь
началом процесса, который завершился исключением ФГУП РСК "МиГ" из списка
предприятий, запрещенных к приватизации и включением его в приватизационный
план на 2004 год.
В начале августа у вице-премьера Алешина состоялось совещание, на котором
Никитину были предложены варианты реструктуризации долга, не разоряющие РСК
"МиГ", но при этом, что важно, не противоречащие и законодательству
Российской Федерации. Господин Никитин вроде бы согласился, но уже 7
августа, на совещании в Минфине, заявил, что ни один из вариантов его не
устраивает - любой возврат долга государству является абсолютно неподъемным
делом для корпорации, которую он возглавляет.
Дальше господин Никитин заявил, что намерен заняться: изменением правового
поля в стране, для чего вот-вот выйдет в Думу с законодательной инициативой.
Ну и, разумеется, ничего платить он не хочет еще и потому, что-де идет
следствие и еще не известно, должен "МиГ" кому-то 290 миллионов или нет.
Однако дотошный Минфин направил запрос в прокуратуру, откуда и получил
ответ - следствие давно закончено и деньги, о которых идет речь, корпорации
"МиГ" поступали, и она ими по своему усмотрению распоряжалась. То есть -
должна платить, благо у Минфина в наличии имеется решение суда.
Вот тут-то и пошел "пиар". Кому охота платить? Тем более, что в процессе
приватизации государство получит за акции РСК "МиГ" скорее всего не живые
деньги, которые можно пустить на модернизацию производства, а долговые
обязательства, с 1999 года наделанные командой Н.Никитина. И долг корпорации
государству уж совсем некстати для будущих приватизаторов. С государством
делиться у нас никто не любит.
Безусловно, странно выглядит, что Федеральное государственное унитарное
предприятие, которым является РСК "МиГ", должно платить долги Минфину.
Получается, что деньги перекладываются из одного кармана в другой, и оба
они - государственные. Но так выглядит лишь на первый взгляд.
На самом деле, "карман" Минфина устроен так, что из него финансируются
бюджетные расходы, в том числе зарплаты бюджетникам, ЖКХ, наука, культура и
многое другое, что можно отнести к общенародным нуждам.
"Карман" Федерального государственного унитарного предприятия, ФГУПа устроен
принципиально по-другому. Станки, здания цехов, машины и все прочее,
называемое основными фондами, действительно принадлежит государству. И это
именно его забота, чтобы фонды эти обновлялись, а на производственных
мощностях производилось то, что необходимо стране. А вот прибыль ФГУПа
государству совсем не принадлежит. Ей распоряжается руководство предприятия
по своему усмотрению.
Хочет - платит зарплату сотрудникам, покупает новое оборудование, вкладывает
в новые разработки.
Хочет - приобретает "Лексусы".
Безусловно, смысл государственной промышленной политики в отношении ФГУПов -
заставить их делать первое. И для этого у государства имеется еще один
рычаг - кадровая политика.
А кадровые ошибки государства выливаются в "Лексусы" вместо "МиГов".