От Алекс
К Георгий
Дата 23.09.2003 17:35:11
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки;

История воздушных боестолконовений на границах СССР (*+)

http://www.izvestia.ru/army/article38758

"ИМЕЛА МЕСТО ОШИБКА С ДВУХ СТОРОН"

Летчики СССР и США в годы "холодной войны" считали друг друга врагами

 Николай ХОРУНЖИЙ


Архив Президента РФ (бывший Архив Президиума ЦК КПСС) предоставил
"Известиям" возможность ознакомиться с рассекреченными материалами,
проливающими свет на неизвестные страницы "холодной войны". В течение
десятков лет советские и американские летчики вели бои на границах СССР, в
результате которых погибли и пропали без вести десятки людей.

6 ноября 1951 г. в заливе Петра Великого Японского моря, милях в 40 к
востоку от Владивостока, два истребителя 5-го Военно-морского флота CCCР
ЛА-11 обнаружили самолет, летевший над территориальными водами СССР. Старшие
лейтенанты Лукашев и Щукин приблизились к самолету со стороны моря и
определили, что это "Нептун" морской авиации США. Как сообщали в рапорте
советские летчики, американец открыл по ним огонь, на что получил в ответ
несколько очередей, загорелся и упал в 10 км от наших территориальных вод.
По радиоперехвату стало ясно, что это был самолет Шестой
патрульно-бомбардировочной эскадрильи, бортовой номер 5 по радиосвязи,
вылетевший с базы Ацуги японского острова Хонсю. Позже оба лейтенанта были
награждены за уничтожение нарушителя границы орденами Красного Знамени. На
следующий день замминистра иностранных дел А.А. Громыко вызвал к себе
временного поверенного в делах США в СССР Камминга для вручения ноты
протеста, которую тот отказывался принять, но в конце концов уступил нажиму
Громыко.

Необъявленная воздушная война между США и СССР началась сразу же после
окончания Второй мировой войны. Сначала американцы засылали в нашу страну
воздушные шары-зонды с разведывательной аппаратурой, а с 1950 г. - самолеты,
которые стремились получить как можно больше информации о противовоздушной
обороне СССР. По существу, эта война длилась до 1991 г. За это время, по
сведениям неправительственного американского центра Washington Profile, было
сбито 12 американских самолетов. Судьба не всех их экипажей известна.

В 50-х годах американцы создали самолеты, недосягаемые для советских "МиГов"
и зениток благодаря высоте своего полета. Они могли беспрепятственно
барражировать над любой точкой СССР, включая Москву и Ленинград. Вот как,
например, проходил один из первых полетов У-2 над СССР. 9 июля 1956 г. 3
самолета США нарушили воздушное пространство СССР в районе Калининграда. Над
Каунасом они разделились: один ушел через Польшу в ФРГ, другой через
Даугавпилс-Минск-Гродно в ПНР и ФРГ, третий через
Львов-Ровно-Житомир-Винницу-Киев-Минск-Брест туда же, в Западную Германию.
Только в июле 1956 года таинственное подразделение "10-10", расположенное в
ФРГ и подчинявшееся не только Главному штабу ВВС США, но и ЦРУ, организовало
пять разведывательных полетов над СССР. В записке министра обороны Г.К.
Жукова и командующего ПВО страны С.С. Бирюзова в Политбюро американские
самолеты определяются как Б-57 или "Канберра". На самом деле это были новые
У-2.

Самолет "Сухой", а летчик мокрый

Надводной частью айсберга в этой секретной войне стало уничтожение 1 мая
1960 г. самолета-разведчика У-2 и пленение американского летчика Пауэрса,
которого затем обменяли на советского шпиона-нелегала Абеля. Эти события
были использованы в фильме "Покорение огня" о Сергее Королеве и "Мертвый
сезон". Но под романтико-героическим флером скрывалась жестокая реальность.
Даже сейчас мало кому известно, что при уничтожении самолета Пауэрса новой
ракетой погиб один из двух летчиков-истребителей, посланных на перехват, -
Сергей Сафронов.

Дело в том, что незадолго до "визита" Пауэрса в СССР в войска ПВО стали
поступать экспериментальные зенитные комплексы С-75 и высотные перехватчики
Су-9. Машина была еще не апробированная. Летчики после полетов на ней
шутили: "Самолет "Сухой", а летчик мокрый". Да и зенитный комплекс С-75
впервые был применен только против Пауэрса. Тогда зенитчики приняли Су-9
Сафронова за самолет-нарушитель. Его более опытный напарник смог увернуться
от ракеты, а Сергей Сафронов, находившийся в зоне поражения, погиб.

Кто к кому залетел

Однако сбитый У-2 не стал уроком для американцев. 1 июля 1960 г. над
Баренцевым морем был сбит RB-47. На борту было шесть членов экипажа. Майор
Уиллард Палм погиб, судьба еще трех неизвестна, Джона Маккоуна и Брюса
Олмстеда подобрал советский траулер. После семи месяцев заключения они
вернулись домой. Никита Хрущев в качестве жеста доброй воли по отношению к
вступившему в должность в 1961 году президенту Джону Кеннеди освободил
летчиков. 15 апреля 1969 года был сбит огромный ЕС-121 с 30 членами экипажа,
из которых 2 погибли и 28 пропали без вести.

Сейчас уже трудно сказать, кто был прав, а кто виноват в отдельных случаях.
Во время войны в Корее много американских летчиков погибло на границе между
Кореей и Китаем в районе советского анклава Порт-Артур, а также на границе
спорных с Японией островов Южной Курильской гряды. США тогда не признавали
12-мильную морскую зону территориальных вод СССР, принадлежность островов
Хабомаи и Шикотан Советскому Союзу, оспаривали Ялтинские соглашения.
Советские летчики, раздраженные постоянным залетом американцев в наше
воздушное пространство, сбивали их буквально на самой границе или даже за
ней. Так, командующий 5-м ВМФ Пантелеев в телеграмме военно-морскому
министру СССР адмиралу Н.Г. Кузнецову от 6 ноября 1951 г. сообщает, что
станциями радиотехнической службы флота у мыса Поворотный залива Петра
Великого, где находится Владивосток, только за октябрь было отмечено 556
пролетов самолетов США на расстоянии 30-50 км от берега. В то же время после
столкновения истребителей СССР и "Нептуна" 9-й патрульной авиаэскадрильи США
23 июня 1954 в районе Берингова пролива, в результате которого "Нептун"
погиб, СССР предложил возместить 50 процентов ущерба, так как предполагал,
что имела место ошибка с двух сторон из-за облачности и ошибок в навигации.
В 1956 г. Госдепартамент США принял советские 725 тыс. долларов в качестве
частичной компенсации за сбитый самолет и погибших людей.

Дипломатическая война

Война в воздухе получила естественное продолжение в войне дипломатической.
По поводу сбитого 7 октября 1952 г. в районе острова Юрий Южно-Курильской
гряды Б-29 американцы прислали в советский МИД гигантскую ноту протеста, в
которой СССР обвинялся не только в неспровоцированном уничтожении самолета,
но и в захвате японских территорий и вообще во всех смертных грехах. Больше
полугода МИД СССР размышлял, чем бы ответить Госдепу. Тут как раз американцы
сбивают возвращавшийся из советского Порт-Артура через территорию Китая во
Владивосток пассажирский Ил-12, в котором погибли 6 членов экипажа и 14
пассажиров. Американцы утверждали, что самолет сбит над территорией Северной
Кореи, а пассажиры - военные летчики, воевавшие на стороне Пхеньяна против
США. МИД СССР направил в Госдеп акты советско-китайской комиссии, по которым
самолет был сбит над Китаем.

Пока шла бумажная война, люди продолжали гибнуть с двух сторон. Нередко
летчиков сбивали в нейтральных водах, когда они выполняли облеты кораблей
или самолетов противостоящей стороны в ходе учений или патрулирования. Как
советская, так и американская сторона объявляла этих жертв "холодной войны"
без вести пропавшими и тем оставляла хоть и микроскопическую, но все же
надежду у родных на то, что они живы. Только после рассекречивания
документов из разных бывших советских архивов американская сторона получила
возможность сообщить своим гражданам, что их родственники не пропали без
вести, а погибли, а некоторым и вернуть прах погибших. В порядке взаимности
российская сторона стала получать от американской такие же сведения. Сегодня
рабочая группа по "холодной войне" Совместной российско-американской
комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести готова рассмотреть
любые новые данные о пропавших без вести с обеих сторон.




От Денис Лобко
К Алекс (23.09.2003 17:35:11)
Дата 25.09.2003 00:18:50

"Известия" в своём репертуаре.

Гамарджобат генацвале!

Щазз буду конкретно придираться. Историю с Пауэрсом я знаю хорошо, а "Известия" написали некоторую чушь. Конечно, надо же скорее сенсации печатать, разбираться в вопросе некогда.

>Самолет "Сухой", а летчик мокрый

>Надводной частью айсберга в этой секретной войне стало уничтожение 1 мая
>1960 г. самолета-разведчика У-2 и пленение американского летчика Пауэрса,
>которого затем обменяли на советского шпиона-нелегала Абеля. Эти события
>были использованы в фильме "Покорение огня" о Сергее Королеве и "Мертвый
>сезон". Но под романтико-героическим флером скрывалась жестокая реальность.
>Даже сейчас мало кому известно, что при уничтожении самолета Пауэрса новой
>ракетой погиб один из двух летчиков-истребителей, посланных на перехват, -
>Сергей Сафронов.

>Дело в том, что незадолго до "визита" Пауэрса в СССР в войска ПВО стали
>поступать экспериментальные зенитные комплексы С-75 и высотные перехватчики
>Су-9. Машина была еще не апробированная. Летчики после полетов на ней
>шутили: "Самолет "Сухой", а летчик мокрый". Да и зенитный комплекс С-75
>впервые был применен только против Пауэрса. Тогда зенитчики приняли Су-9
>Сафронова за самолет-нарушитель. Его более опытный напарник смог увернуться
>от ракеты, а Сергей Сафронов, находившийся в зоне поражения, погиб.

1. Погиб от ракеты не Су-9, а МиГ-19. Два МиГа было послано на перехват, они не могли летать на той высоте, на которой летал U-2. МиГи взмывали на эту высоту на т.н. "динамической горке", набирая скорость в более плотных слоях атмосферы. На той высоте они могли держаться весьма короткое время, причём в стратосфере они были просто неуправляемы, как артиллерийские снаряды. Одна из ракет комплекса С-75 попала в МиГ-19 Сафронова, а не в Су-9.

2. Не было у Сафронова "более опытного напарника". Насколько я помню, ребята были одинаковые по званию и опыту (что Сафронов, что Айвазян). Оба при уходе от ракет выполняли пилотаж на пределе возможностей техники. Просто Айвазяну повезло, а Сафронову - нет.

3. Су-9 тоже попал на перехват U-2. Дело в том, что тогда Су-9 только-только начал поступать на вооружение. Этот высотный перехватчик мог "орудовать" на тех же высотах, что и шпион. Один из экземпляров "сушки" пилот перегонял с завода в свою часть. Перегоняли самолёт без оружия, и на пилоте не было спец. костюма для высотных полётов. Случайно вышло так, что перегоняли как раз в том районе, где летел Пауэрс. Лётчику Су-9 была дана команда идти на таран разведчика. Однако, лётчик несколько раз промахнулся и был отозван из зоны действия, когда к ней подошли МиГи. Промахнулся он потому, что наши наземные операторы на КП не сильно умели наводить самолёты на цели по радио в стратосфере - эта область была, так сказать, "необкатанной", только зарождалась, т.е. соответствующего опыта как такового не было. Например, там резкие развороты чреваты большой потерей высоты и т.д. Визуально Су-9 сам себя навести себя не мог - в стратосфере не сильно много увидишь. На собственном радаре у "сушки" было "молоко" - U-2 включил станцию постановки помех.

4. Наши зенитчики не принимали свой самолёт за нарушителя. Когда развалился U-2 пауэрса, наши зенитчики приняли облако обломков за радиолокационные помехи (дипольные отражатели)и продолжили стрельу ракетами. От первых двух, например, Пауэрс уклонился, сам того не зная - он увернулся от перехватчика, и одновременно от ракет. Взрыва ракет (при срабатывании их самоликвидаторов) он слышать не мог - в стратосфере воздух очень разряжен.

С уважением, Денис Лобко.