От Pessimist~zavtra
К SITR
Дата 18.09.2003 21:37:40
Рубрики Тексты;

Не так все просто

Продавать крепостных БЕЗ ЗЕМЛИ на которой они жили можно было только 10 лет
за всю историю России.

Крепостной - человек зависимый экономически, но не лично. Его нельзя было
убить безнаказанно, это не "говорящий скот" римлян
Естественно, его нельзя было продать скажем в турцию. Это- не вещь.

Многие крепостный были богаче своих хозяев (Демидов) и хозяин не мог забрать
собственность своего "раба", а только требовал ежегодной платы за то что он
не работал на его полях.


"SITR" wrote in message news:101563@kmf...
> Крепостных именно покупали и продавали. Картину "Торг" видели?



От Pokrovsky~stanislav
К Pessimist~zavtra (18.09.2003 21:37:40)
Дата 19.09.2003 02:20:24

Re: Стоп. Понятие "рабовладение" подменено понятием "работорговля"


А это суть две разные вещи.
Генуя и Венеция, не имевшие сколько-нибудь заметного рабовладения, успешно и очень прибыльно занимались работорговлей. Английские купцы и пираты, начиная с похода Дрейка в 1568 году самым успешным образом занимались работорговлей, не будучи рабовладельцами.
И наоборот система рабства в Японии не предполагала работорговли. Это было скорее наказанием, унижением. Рабов приставляли к самым "низким" видам деятельности.

Существенное совмещение рабовладения и работорговли характерно только для обществ с развитыми товарными отношениями. А это-то как раз и есть страны, про которые по установившейся европоцентристской идеологии говорят, что они и идут по столбовой дороге, начертанной для всего мира. Но мы-то признаем, что это не так. Это только ОДНА ИЗ ДОРОГ!

Можно, конечно, говорить о моральной оценке фактов работорговли, но в любом случае я бы воздержался от возвеличивания или принижения тех или иных народов на основе этой оценки. Я не знаю, что менее морально, продавать рабов или перерезать рабам глотки, чтобы они могли обслуживать умершего господина на том свете. Или, как в той же Японии, сделав человека рабом, лишать его тем самым не просто свободы и прав, а самого человеческого достоинства. Всем, и одеждой, и прической, и обращением, подчеркивая его униженное состояние - до конца дней своих. Это что-то вроде "опускания" в тюрьмах. Оказаться в состоянии до конца своих дней подчеркнуто презираемым, на мой взгляд, гораздо хуже, чем быть проданным как живое орудие просто труда.