От IGA
К Администрация (Дмитрий Кобзев)
Дата 25.08.2003 19:43:13
Рубрики Прочее;

Русская_нация_?затухнет?_через_50_лет

http://www.rbcdaily.ru/news/policy/index.shtml?2003/08/22/44144
<<<
22.08.2003

Русская нация ?затухнет? через 50 лет

Западные ученые и представители российских обществ трезвости считают,
что российская нация вымрет через полвека от чрезмерного потребления
алкоголя

На этой неделе в Москве прошла пресс-конференция
?Алкогольно-наркотический террор в России?. Ее участники уверены: в
скором времени страну ожидает ?алкогольный коллапс? из-за проводимой
политики спаивания населения. Поводом для столь пессимистичного
прогноза, в частности, послужили данные Всемирной организации
здравоохранения. Они показывают, что полное ?угасание этноса? наступает
при объеме алкогольного производства в 8 литров на душу населения
ежегодно. В России этот показатель еще в 2000 году достиг 18,5 литров. В
том случае, если в стране не будет принята программа по жесткому
регулированию потребления алкоголя, полагают сторонники трезвого образа
жизни, к середине века российская нация ?угаснет?, а еще через 50 лет
практически перестанет существовать.

Согласно приведенным на пресс-конференции данным, в начале XX века
уровень потребления алкоголя составлял 3,5 литра на душу населения в
год, но в конце 1950-х этот показатель начал резко расти. К 1980 году на
душу населения приходилось 10,8 литров, что в 2,5 раза превышало
среднемировой уровень. К этому моменту, по данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), в стране насчитывалось 40 млн алкоголиков и
пьяниц. К 2000 году объем алкогольного производства достиг 18,5 литров
на душу населения в год, и эти данные заставили ученых задуматься о
будущем российской нации. Дело в том, что ?угасание этноса?, по данным
ВОЗ, наступает при объеме алкогольного потребления в 8 литров на душу
населения. То есть Россия переступила черту уже давно. ?Ежегодно в
России до 900 тысяч человек погибают от излишнего потребления алкоголя,
- сказал на пресс-конференции председатель оргкомитета Международной
Академии Трезвости Александр Маюров. - Число алкогольных отравлений
возросло с 16,1 тысяч случаев (эти показатели были зафиксированы в 1991
году) до 31,5 тысяч случаев в 2000 году?. По словам г-на Маюрова, за
прошедшие годы лишь во время действия ?сухих законов? данные потребления
алкоголя и смертности заметно снижались, а рождаемость увеличивалась.

Участники пресс-конференции и независимые специалисты, опрошенные RBC
daily, считают, что в ухудшении ситуации большую роль сыграло развитие
пивоваренной промышленности. ?Стараниями пивных королей возраст, в
котором начинают употреблять спиртные напитки, существенно снизился, -
сказал RBC daily руководитель медицинских программ фонда ?Нет алкоголю и
наркотикам? Сергей Полятыкин. - Ведь пиво до сих пор не признано
алкогольным напитком, то есть его можно продавать где угодно и кому
угодно, преступлением это считаться не будет. Именно поэтому сейчас
стали появляться молодые ?пивные алкоголики? - подростки, заболевшие
алкоголизмом потому, что употребляли исключительно этот напиток?. По
мнению г-на Полятыкина, свою ?лепту? в рост алкоголизма в стране внесла
и изменившаяся общественная мораль. ?Если пять-шесть лет назад увидеть
утром человека в транспорте или на улице с бутылкой пива можно было
крайне редко, то теперь это стало нормой, - считает Сергей Полятыкин. -
Причем не только для мужчин, но и для женщин?. Кроме того, считают
специалисты, государство вместо заботы о населении пока проявляет
внимание исключительно к промышленникам. Чего стоит, например, тот факт,
что мэр Москвы Юрий Лужков сразу после теракта на Тушинском аэродроме
отправился на открытие фестиваля пива, гарантировав его участникам и
посетителям безопасность. По мнению специалистов, чтобы хоть как-то
изменить ситуацию, необходимо ввести тотальный контроль за алкогольными
производствами и одновременно вести активную пропаганду здорового образа
жизни, причем такую, чтобы даже подросток знал, какие дозы алкоголя
опасны для здоровья.

Складывающаяся ситуация вынуждает ученых говорить о том, что Россия
нуждается в срочном комплексе мер по ?отрезвлению? населения. По мнению
президента Международной Славянской Академии Бориса Искакова, в стране
необходимо запретить рекламу алкоголя и никотина и пропагандировать
трезвый образ жизни. ?Алкоголь и никотин как мягкие наркотики стали
важным фактором вымирания народов, в том числе и славянских, - сказал
RBC daily г-н Искаков. - Поэтому нам нужен комплекс мер, направленный на
защиту семьи, материнства, детства. В противном случае самым главным
дефицитом этого века станут не природные ресурсы, а дети и внуки?.

По словам г-на Искакова, идеальным вариантом решения проблемы могло бы
стать введение ?сухого закона?, однако добиться его принятия сейчас
практически невозможно. Дело в том, что у общества может просто начаться
?ломка?, как это было в 1987 году. ?Конечно, проблема растущего
алкоголизма в России еще повлияет и на экономику, и на демографию в
стране, - соглашается Сергей Полятыкин. - Поэтому очень важно, чтобы
правительство начало соблюдать интересы не владельцев пивных производств
и финансовых структур, а россиян. Необходимо сузить базу потребления
алкоголя, уменьшить число мест, где можно его продавать, повысить
возрастную планку, с которой можно приобретать спиртные напитки, и вести
пропаганду. Люди должны знать, в каких дозах алкогольные напитки опасны?.

Отдел политики

Александр Широков, 22.08.2003
<<<


От IGA
К IGA (25.08.2003 19:43:13)
Дата 26.08.2003 14:14:02

В_России_разлюбиливодку

http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2003/08/26/44215
<<<
RBC daily: Рынки
26.08.2003

В России разлюбили водку

Сегодня ее все активнее вытесняют с рынка особые средства бытовой химии
и продукты парфюмерно-косметического назначения, которые по своим
потребительским свойствам часто почти не отличаются от традиционной водки

В России продолжается снижение производства крепких алкогольных
напитков: в июле размер падения составил 5%. По мнению производителей,
одной из основных причин является, в частности, появление на рынке
огромного количества суррогатных спиртосодержащих жидкостей.
Производимая на многих российских гидролизных и спиртовых заводах,
парфюмерно-косметических фабриках продукция в ряде случаев практически
не отличается от традиционного крепкого алкоголя, цена же ее в 4-5 раз
ниже стоимости водки. Однако никакими специальными акцизами и налогами
эта продукция не облагается. В результате ?экономный? потребитель
подрывает свое здоровье, легальные производители горячительного несут
убытки и теряют рынок, а государственная казна - доходы от сбора
акцизов. Как сообщили RBC daily, в ближайшее время производители водки
могут представить в правительство предложения по борьбе с суррогатным
?алкоголем?.

Согласно данным Госкомстата, в прошлом году россияне употребляли по 50
литров пива, 6 литров вина и около 20 литров крепких алкогольных
напитков на душу населения. При этом потребление вина и пива планомерно
возрастало уже в течение последних нескольких лет на фоне снижения
спроса на водку. ?Хотя на продукцию нашего завода снижения спроса пока
нет, в целом по отрасли за первые семь месяцев текущего года уровень
производства упал на 1%, - сказал RBC daily сотрудник столичного завода
?Кристалл?. - А в июле производство крепких алкогольных напитков в
стране вообще ?рухнуло? на 5% по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года?. По мнению специалистов, снижение спроса на крепкие
горячительные напитки связано, в первую очередь, с изменением
предпочтений потребителей. ?Вероятнее всего, снижение доли водки в общем
объеме потребляемых алкогольных напитков идет за счет сокращения
потребления дешевой продукции, - сказал RBC daily специалист Института
исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР). -
Планомерный рост доходов населения приводит к тому, что потребители
начинают отдавать предпочтение более дорогому, высококачественному
крепкому алкоголю, пиву и вину?.

Тем не менее есть и другое, менее оптимистичное объяснение. Сегодня все
активнее идет замещение заводского горячительного суррогатами, качество
и потребительские свойства которых мало отличаются от традиционной водки
низшей ценовой категории. ?Сегодня активно развивается рынок
спиртосодержащих жидкостей, которые по своим вкусовым свойствам
практически не отличаются от водки, - сказал RBC daily президент
Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. - Как правило, это
товары парфюмерно-косметического назначения, например лосьоны, зубные
эликсиры. Или, например, жидкости для принятия ванн. Интересно,
кому-нибудь в голову приходило добавлять почти неразведенный спирт в
воду, в которой предстоит купаться?? Также в ряду этих товаров
встречаются и средства бытовой химии. Все эти товары ?широкого?
назначения представляют собой спиртосодержащие жидкости, крепостью от 60
до 96%, а содержание в них примесей, оправдывающих их парфюмерное или
бытовое назначение, - чисто символическое, считает Павел Шапкин.

Правда, по мнению представителей парфюмерно-косметических фабрик,
претензии к их продукции необоснованны. Они считают, что использование
ее не по прямому назначению - скорее беда потребителей, нежели вина
производителей. ?Уже долгие годы производителей парфюмерии, косметики,
бытовой химии обвиняют в том, что ряд своих товаров они целенаправленно
создают как альтернативу алкогольным напиткам, - сказал RBC daily
технолог московской парфюмерно-косметической фабрики. - И хотя,
действительно, содержание спирта в некоторых образцах может достигать 90
с лишним процентов, назвать эту продукцию алкогольной язык не
повернется. Ведь, согласно технологии, все парфюмерно-косметические
жидкости должны быть денатурированы (добавляется диэтилфталат) и,
естественно, содержать парфюмерные добавки?. В то же время, по словам
специалистов, диэтилфтолат добавляется в эту продукцию в таких дозах,
что вкусовых отличий от водки практически не возникает.

?Что касается парфюмерных добавок, то чаще всего в эти жидкости
добавляют экстракты трав и растений, например женьшеня, - говорит Павел
Шапкин. - В результате этого происходит даже улучшение потребительских
свойств ?напитка?. А особую привлекательность этой продукции придает ее
?смешная? цена, которая колеблется от 10 до 16 рублей за флакон емкостью
до 270 мл (продукция в более емкой таре облагается акцизом). Если
разбавить такую бутылочку, получится 0,7 литра 40-градусного напитка.
Самая дешевая бутылка водки такого объема стоит порядка 80 рублей, а
здесь максимум 16?. При этом, по словам Павла Шапкина, никакими акцизами
(на бутылку водки приходится до 30 рублей налогов) этот товар не
облагается, поэтому-то его производитель и может устанавливать такие
мизерные цены.

Совершенно неудивительно, что ряд потребителей, в первую очередь
малоимущие и больные алкоголизмом, активно переходят на эту продукцию.
Подтверждение тому - спад производства алкоголя. Зато наблюдается
небывалый рост производства ?серого? алкоголя, для которого
используется, в числе прочего, и денатурированный технический этиловый
спирт. В первом полугодии текущего года его производство составило 9, 4
млн декалитров, что на 5% больше по сравнению с прошлогодним
показателем. По мнению специалистов, львиная доля производимой
спиртосодержащей продукции ?широкого? назначения употребляется
?вовнутрь?. Понятно, что в результате этого в стопроцентном выигрыше
оказываются только ее производители, которые, фактически продавая
алкоголь, экономят на каждом флакончике в среднем 45 рублей (акцизы и
налоги). Экономный же потребитель расплатится своим здоровьем,
производитель водки потеряет долю рынка, а государство - доходы казны от
сбора акцизов.

Сегодня чиновники и производители водки предлагают массу способов
?поставить на место? производителей ?серого? алкоголя. Однако ни один из
них пока не нашел всеобщего одобрения. Лицензирование торговли и
обложение акцизом такой спиртосодержащей продукции заметно повысит ее
цену. А это, в свою очередь, отразится на малоимущих потребителях,
использующих ее по назначению. Тогда, кроме воды и мыла, у них может не
остаться в обиходе никакой косметики и парфюмерии. В этой ситуации
разумным представляется ужесточение требований к технологии
производства, составу продукта (включение ряда обязательных компонентов
в определенных концентрациях, ограничение до минимума содержания
спирта), что привело бы не только к некоторому естественному росту цены,
но и к переходу потребителя на более безопасную водку или другие
алкогольные напитки.

Отдел экономики

Лада Федорова, 26.08.2003
<<<