>Собственно, неравновесная термодинамика пытается изучать именно неадиабатические изменения систем (адиабатические тоже, конечно).
:о))
>Однако это принципиально ограничивает (в таком случае) область применения марксизма.
А наличие в распоряжении программ для решения жестких систем уравнений ограничивает наши возможности для анализа, да?
Принципы марксизма не заменяют а дополняют другие методы, которые продолжают работать там, где они применимы. Марксизм включает в себя все накопленное и накапливаемое человечеством. В частности, цивилизационный подход - вполне можно рассмотреть как развитие марксизма, включение в рассмотрение новых факторов, детализация марксизма.
> Например, что с т.зрения марксизма можно сказать о сегодняшних процессах в России? (Кстати, являются ли они адиабатическими?)
Думаю, некоторые - да, некоторые нет.
Но это тема для отдельного разговора. Да и для такого анализа надо знание реалий, с цифрами и фактами. Что делать, если их недостаточно - отдельный разговор.
>>Однако это принципиально ограничивает (в таком случае) область применения марксизма.
>
>А наличие в распоряжении программ для решения жестких систем уравнений ограничивает наши возможности для анализа, да?
Нет, но область применения этих систем уравнений также ограничена.
>Принципы марксизма не заменяют а дополняют другие методы, которые продолжают работать там, где они применимы. Марксизм включает в себя все накопленное и накапливаемое человечеством.
Тут есть некоторые сомнения. Область применимости метода познания по некоторым его пунктам ограничена (хотя есть несомненные достижения!).
Область применимости законов диалектики не определена (всеобщие - не всеобщие...).
Знания о социологических закономерностях поставлены под сомнения рядом нескольких работ.
Ну, допустим, можно применять его экономическую теорию (и то только для капиталистического общества).
Так что на всеобщность законов не тянет.
> В частности, цивилизационный подход - вполне можно рассмотреть как развитие марксизма, включение в рассмотрение новых факторов, детализация марксизма.
Скорее уж, наоборот, марксизм следует рассматривать как частный случай цивилизационного подхода. Причем о достижении западной цивилизацией коммунизма еще, как говорится, бабушка надвое сказала.