>В таком аспекте рассматривать "первичность" и "вторичность", конечно, можно (и, наверное, в данном случае Вы правы). Но поможет ли рассмотрение в таком аспекте, если мы хотим разобраться в действии марксизма как теории на умы людей (прежде всего, советских людей)?
А я пока не хочу разбираться в воздействии на умы людей. Я хочу понять правильна теория или нет. Если она правильна, то можно ставить вопрос, как она воздействует. Если нет - то говорить не о чем. Из того что я видел наиболее серьзная критика в теоретическом плане высказана Зиновьевым в отрывке из "Логической социологии", на который я сослался чуть ниже по ветке. Я попробую написать ответ на него, если получится. Вы не могли бы просмотреть - это примерно то, что он говорил в интервью?
>Если люди слышат со всех сторон, что прогресс общества определяется тем,
Помоему это сильное преувеличение. Вспомните, когда Вы вообще слышали по радио или тв сочетание "прогресс"? Каким образом вся мелкорыночная стихия захлестнувшая страну связана с интерпретацией слова "прогресс" Неужели тетка-челночница занимается этим из-за того, что прогресс понимается по рыночному?
Мне кажется, но только кажется, не буду даже защищать точку зрения, что люди просто устали от того, что их тащили за шкирку и заставляли работать, догонять. Кстати, вывод достаточно оптимистичный. Отдохнут - начнут догонять снова. :о))
> теория неминуемо будет конфликтовать с практикой,
Правильная теория никогда не конфликтует с практикой. Другое дело, что правильная теория может оказаться слишком сложна и т.д.
> Пожалуй, (судя по их книгам) изменения произошли в 70-х. Почему? Увидели, что прогресс в СССР не настолько значителен, как обещал марксизм, а Запад (и капитализм) прогрессирует?
Я не осознал важность этого, поэтому промолчу пока.
>Если бы в марксизме идея прогресса была обозначена несколько иначе (не так откровенно материально), возможно, и не произошел бы такой переворот на 180 градусов в убеждениях Стругацких и подобных им?
Может быть. Но марксизм был создан на Западе и по другому идея в то время обозначена быть не могла. Можно ли называть марксизмом то, что получится после другого обозначения идеи прогресса (если потребуется) - вопрос спорный. Я пока не вижу необходимости по другому обозначать "идею прогресса"
И во многом работы Кара-Мурзы и Зиновьева (и Паршева) я рассматриваю как аргумент переосмыслить итоги СССР без изменения понятия "прогресс".
>>Значит надо ставить вопрос так: сформулировать знания, (это вопросы психологии и системного анализа), и в соответствии с ними исправить решения уравнений общества, поменять коэффициенты.
>Я не за то, чтобы (как Александр) просто уничтожить полностью все, что было создано в марксизме и марксистами.
>Однако я и не за то, чтобы считать марксизм Откровением (по меткому выражению С.Г.) и подгонять под него все происходящее вокруг.
Я не считаю марксизм (а также теорию множеств, квантовую механику) и т.д.откровением. И я не вижу причин, по которым Кара-Мурза считает, что кто-то относится к марксизму как к откровению. Хотя наверное он прав.
>Вычленить из марксизма (а также из других теорий) более-менее правильные куски - это, на мой взгляд, хорошая идея, хотя она, естественно, требует огромного труда и подхода к марксизму как к одной из теорий общества.
Да не "вычленить правильные", а заменить неправильные. Впрочем, мы до сих пор не определили, что именно каждый из нас понимает под марксизмом и отказ от каких положений означает отказ от маркесизма. Для меня не всякий отказ от рассмотрения общестива как борьбы классов означает отказ от марксизма. Буду еще раз читать Зиновьева и СГ.
>>Если люди слышат со всех сторон, что прогресс общества определяется тем,
>
>Помоему это сильное преувеличение. Вспомните, когда Вы вообще слышали по радио или тв сочетание "прогресс"?
Все помнят трудовую теорию стоимости из уроков в школе и лекций в институте. Прогресс как "уменьшение общественно необходимого времени для производства единицы продукции" определялся там же.
> Каким образом вся мелкорыночная стихия захлестнувшая страну связана с интерпретацией слова "прогресс" Неужели тетка-челночница занимается этим из-за того, что прогресс понимается по рыночному?
Воспеванием торговли и в том числе (и даже особенно) международной пронизан весь учебник истории для средней школы. "Манифест коммунистической партии" все конспектировали, а там прямое указание ломать "китайские стены" и распространять дешевые и качественные товары западной буржуазии.
>Мне кажется, но только кажется, не буду даже защищать точку зрения, что люди просто устали от того, что их тащили за шкирку и заставляли работать, догонять. Кстати, вывод достаточно оптимистичный. Отдохнут - начнут догонять снова. :о))
Нам не оптимистичный вывод нужен, а правильный. В генетике чтобы проверить вызван ли данный фенотип уменьшением или увеличением функции гена добавляют дополнительные дикие копии гена и смотрят что получится. Если мутантный фенотип был вызвана уменьшением функции гена то дополнительные копии дикого типа исправят дефект. Если же мутация вызвала ненормально высокую активность гена то дополнительные копии гена дикого типа дефект не исправят. Дополнительные дозы коммунизма с его мировым рынком и разрушением "китайских стен" очевидно могут только ухудшить наше положение, вызванное разркушением "китайских стен" и выходом на мировой рынок. Следовательно марксизм именно вреден. Его было слишком много, а не слишком мало.
>> теория неминуемо будет конфликтовать с практикой,
>
>Правильная теория никогда не конфликтует с практикой. Другое дело, что правильная теория может оказаться слишком сложна и т.д.
В таком случае правильных теорий не бывает.
> Впрочем, мы до сих пор не определили, что именно каждый из нас понимает под марксизмом
"До сих пор не определили" только марксисты. Думаю потому что им лень Маркса почитать. Я же четко сформулировал понятие марксизма - идеология изложенная в работах Маркса и Энгельса.
> и отказ от каких положений означает отказ от маркесизма.
Есть множество путей отказаться от марксизма. Совершенно необходимы в наших условиях отказ от основных положений натурализма, отказ от отрицания культуры, от идеи человека как "ограниченного и страдающего" существа, чьи потребности всегда превосходят возможности, отказ от идеи максимизации наживы, отказ от идеи неограниченности ресурсов.
Если пойти по энциклопедическому словарю то производительные силы не определяют производственные отношения, производственные отношения не определяют форму собственности, форма собственности не определяет классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство.
> Для меня не всякий отказ от рассмотрения общестива как борьбы классов означает отказ от марксизма.
Не всякий отход от марксизма подразумевает отход от классовой теории, но уж зато всякий отход от классовой теории безусловно подразумевает отход от марксизма.