От Pout
К All
Дата 14.02.2001 14:38:00
Рубрики Прочее;

546. Разговор по существу (про "Истмат")

================================================
предуведомление.
поставлена задача отследить "проскакивания"и "проскальзывания"внутренней логики текста, это и старался делать. Нанизываю на эти кости хоть какое-то мясо. Орнаментом не занимаюсь.
Набиваю как получится и все подряд по мере чтения текста(хотя бы начала) и под свежим впечатлением от прочитанного. Вот и делюсь им.
Текст обсуждаемый назван и обозначен при цитировании > ИМ (старый - М >>>) .

поскольку сервер глюканул (1ая комната показана пустой) сразу как только я стал постить, дублирую в комнату"Программа". Пусть тут лежит.
====================начало ===================
1. Общее. Первый позитив огромный - в переходе от"страдательного залога",в к-ром написан осн.массив "Манипуляции", к деятельному "активному"настрою. (По слышанному мнению многих, М воспринимается как "страшная"книга).
Отсюда впечатление свежего ветра или там нового шага.
А такой настрой вопринимается иначе. Мо-моему,недаром самой таскаемой и цитируемой в сети статьей С.Г. является"Обездоленные в СССР". В сппарку с ней, а может быть и выше, стоило бы довести и "Истмат".

Понятно, что взят за основу старый текст главки М. Но новая постановка выпирает сама.

2.Первый абзац
>Мы обсуждаем вопрос, почему сознание советских людей оказалось таким беззащитным. Почему они (за исключением сельских жителей) под воздействием телевидения утратили, хотя бы временно, способность к рассуждениям исходя из здравого смысла?

-сразу отсылает к некому "обсуждению"опр.круга проблем в прежней, заданной М , постановке. На деле же ИМ по членению тянет на очерк истории и теории, популярный и ясный. Метода "вставных глав". А очерк ИМ самоценен.
3/ Сразу же - вот этот еще текст (обозначаю >>)привлеку
www.chat.ru/~skaramurza/new-sov.html

Не знаю, опубликован ли он, нет, но и начало с постановкой там "ширше", и образы
посвежей. Вместо "укуса тифозной вши"(по-моему она дважды просочилась в ИМ), идет (все - In My Humble Opinion. IMHO)образ"болезни"с кризисом-переломом, чреватым равно выздоровлением и усугублением.

Тот бы текст конечно адаптировать немного от приуроченнности к 7ноября - и сюда в постановку.
-------------
>>Советский проект не исчерпал себя, не выродился и не погиб сам собой. У него были болезни роста, несоответствие отдельных его институтов новому состоянию общества. Было и "переутомление", депрессия. В этом состоянии он был убит противником в холодной войне, хотя и руками своих - кто-то убивал из корысти, а большинство по незнанию. Никаких выводов о порочности проекта из факта его убийства не следует. Опыт отвергает подлую мудрость тех, кто шепчет: "Убийца всегда прав".

Исторически обусловленные дефекты и слабости советского проекта - это слабости высокоорганизованного идеократического общества. На этом уровне много неразрешенных, сложных теоретических проблем. Их решение необходимо для выхода из кризиса.

Люди в массе своей не отказались от сути советского строя, ею мы сегодня и живем, пусть и в уродливом обличье. Но срок такой жизни нам отпущен небольшой
---------------
....

4. Дальше все катится по колее. Начиная с абс-но уместного, в струю замечания Кейнса.Есть такое же по смыслу построение
над властвованием над умов людей никогда не читанных ими философов у Грамши, это вообще чрезвычайно выигрышный в грамшианстве сюжет - с соотношением"высокой философии"и "философией фольклора", он заявляется очень кстати,но конечно это все так,мои пристрастия

5. Я бы вопреки советам других ей богу примерами-орнаментом не увлекался выше меры. Вшей бы тех порезал. Лапшин и АПР, студенты - то что надо,это и так забивает сваи. Не для октябрят же пишется. Меньше бытовухи в таком тексте.

НЕТ НИЧЕГО ПРАКТИЧНЕЙ ХОРОШЕЙ ТЕОРИИ(какой-то физик что ли ).Вот она и пошла наконец, матушка-концепция, в рог. Будет в спарку с "Обездоленными"

6.По стилю никаких вопросов, см. выше про"действенный"настрой.

7. И так доходим до введения в культурный оборот (без дураков, раньше кроме "гегемонии"в "Обездоленных"были эпизодические"цитаты")концептов Грамши с накатом на фат-мех. вульгарный истмат. Именно то что надо. Дальше как я и говорил, указывается "кауза эффициес", производящая причина. Вульгаризуется советская версия"философия практики" потому, что становится всеобщей и господствующей в системе, в.ч. до"норм практики"и квази-религии.
Может это даже добить...размечтался, и так цитаты многочисленны и органичны . Это суть.

7а. по концептам Грамши мне вот это странно только
> Он пытается преодолеть это противоречие наделением интеллигенции особой ответственностью, наложением на нее запрета следовать этой "наивной философии массы". Опыт показал, что этого не получается, тем более, когда вслед за революцией следует период высокой социальной мобильности, так что большие отряды интеллигенции ускоренным темпом рекрутируются из трудящейся массы, как это было в СССР. Кроме того, сама идея о создании под одним именем двух "философий" - сложной и диалектической для интеллигенции и простой, механистической для трудящихся масс - есть, на мой взгляд, идея чисто "западная", реализуемая лишь в "двойном" гражданском обществе с его "двойной" школой.

Возможно, это эффект неполного представления идей о пути (единственно возможного для"культурно-исторической реформы", преобразования общества, когда"философия практики должна стать обновленным "житейским смыслом"и т.д.). Это ориентир, а не сиюминутная задача. Она раскрывается многослойно. Но такого однозначного разделения на "высокую2и "для масс"подветки "философии практики"не припомню с ходу. Может, этот нюанс надо выскрести ).
ср.ниже вот тут верно(там э-эх лакомый кусок весь)

>задачей истмата было поднять мышление трудящихся до уровня философского анализа, способности видеть в общественных явлениях причинно-следственные связи
=======продолж=================

От Pout
К Pout (14.02.2001 14:38:00)
Дата 14.02.2001 14:42:00

re: Разговор по существу (про "Истмат")

===========продолж====================
7б.Аналогично с процитированной"Утопией". Ведь в >> верные слова

>>молодой Антонио Грамши, восторженный защитник нашей революции

Молодой и горячий, итальянец с Юга и плюс бергсонианец в 1914-1918(плюс минус детали). Это у Григорьевой в диссере(см.ссылку)как момент эволюции рассмотрено и истолковано.
В статьях периода"Ордине Нуово"(1919-20)уже совершенно иная главная струя и постановка(они в отличие от упомянутых опубликованы в трехтомнике). Пришлось самому браться за организацию Советской власти, идти на предприятия, и "производство"стало во главу угла, а не одни ментально-волевые факторы.
В статьях о России начала 20х - следующий шаг("Россия идет к коммунизму", о НЭПе)
Эволюция к зрелой позиции и"конечному словарю"всей грамщианской концепции продолжалась и после посадки в 1926. Некоторые
существенные концепты и позже менялись(отношение к якобинству). Все же зрелый Грамши
,энергию мощь и гений которого канализировало в теорию(в ином раскладе Италии быть
бы соц-ской), работал в формуле"оптимизм воли пи пессимизм разума"и
рреволюционные загибы героического периода подкорректирровал.

все же про загвоздку , но это - вбок от темы
7в. Здравый смысл, обыденное сознание и рацио типа научно-практических(начиная со школьных)понятий, их продвижения. Одна из критически важных тем и для М, и для ИМ. Имею свой взгляд.
В частности наш, порожденный революцией и ее"практиками", Л.С.Выготский . Уже в 30х практически и теоретически развил свою культурно-историческую психологию,педологию, антропологию на практике сов.труд.школы и начала модернизации"культурных провинций".
Это все контуром. Не наскоком такие вещи излагать. Тут загвоздка
и > вращается вокруг нее, ясно дело.

8. Про сам истмат в спарке Грамши-Бухарин. Все путем.Только нюансовые пожелания
> Грамши отмечал, что "в самом выражении "исторический материализм" стали делать акцент на втором слове, в то время как следовало бы подчеркнуть именно первое слово:

Плюс сюда бы про"абсолютный историзм"!как суть хотя бы фразу-другую(цитаты в ссылках в комнате есть) и про саму"философию практики"как наилепший лейбл "живого марксизма" Вот так и наметить мажорирование и выход из заколдованного круга "истмата", раз уж "слово не спасти", не избавить от наросшего за век дерьма.(А с диалектикой-то как же...та же гадость. Опошлили, окозлили).
Никаких там"зх составных частей", что чего из "частей"определяет и т.п. Практика дальше будет всеми подхватываться как лучший эквивалент в словосочетаниях. Вплоть до последних, политэкономии жизненных практик, что-то подобное у "последних марксистов"вроде Бурдье. Бранд "историзма"и"праксиса"не отдавать, застолбить тут этой самой фразой.
Хотя конечно можно _вести линию и иначе_, если в задачи автора не входит намерение придерживаться грамшианской постановки об"абсолютном истороизие"и примате"исторического" во всех частях новой философии, нового учения.
Ведь грамшианство в этом смысле - см. по ссылке в комнате - только одно из 10 направлений(якобы) и именно ему референт дал х-ку историцистского направления. Значит, могут быть иные.
book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Situation-in-Russia&flat=room3&i=982094739

И напоследок здесь.
Скачок ,разрыв, логический и исторический, да еще перед началом раздела, к келле-ковальзону мной уже оговаривался.
Вот он

9. Раз уж об истории - куда деться от Сталина и его"О диа и ист мате".

Скачок и логики, и смысла.
Тут я заторможу. Не нашел пока этой работы, вынужден с листа набить важное и м.б.раскрывающее саму суть и неизбывность "вульгаризазии"путем катехизации"учения". сам Сталин,21 апреля 1950г(подскажите кто сможет, что это за выступление. В ПССС нет).
"Нужно, чтобы наши кадры хорошо знали марксистскую экономическую теорию.
Первое, старшее поколение большевиков было теоретически подковано. Мы зубрили"Капитал", конспектировали, спорили. друг друга проверяли. В этом была наша сила(НБ!).
Второе поколение менее подготовлено. Люди были заняты практическиой работой. строительстовм. Марксизм изучаи по брошюрам.
Третье поколение воспитывается на фельетонах и газетных статьях.У них нет глубоких заний. Им надо дать пищу. которая была бы удобоварима.Большинство ихз них воспитывалось не на изучении работ Маркса и Ленина, а на цитатах.
(и вот - предсказание!)
Если дело так дальше пойдет, то люди могут выродиться. В Америке рассуждают - все решает доллар, зачем нам теория, зачем наука.И у нас так могут рассуждать - зачем нам"капитал", когда социализм строим. Это грозит деградацией, это- смерть. Чтобы этого не было даже в частностях, нужно поднять уровень экономических знаний".

Вот все так и пошло. Тут - келле-ковальзоны "предвычислены"и диагностированы.
================================================

От N.Гельс/Галилеев
К Pout (14.02.2001 14:42:00)
Дата 14.02.2001 14:47:00

Не отвергайте союзников... :) (*)

"Не Швеция, не Голландия, не Соединенные Штаты, а бедный Таиланд, полуцивилизованные (разумеется, с точки зрения европейцев) Цейлон, Бирма и Камбоджа, «полудикие» Тибет и Непал, полунищая Индия являют собой образцы обществ, жизнь которых гораздо более, чем жизнь обществ западных, пронизана артистичностью, повседневным участием масс в творчестве высокоэстетических ценностей, интенсивными идейными исканиями и тем душевным теплом, которое найдешь только в странах, где веками царил нравственный климат, создаваемый огромными водоемами духовности"
(2-я глава 11-й книги)

.......

"Смысл индустриализации — одного из главнейших мероприятий государства в 20-х и 30-х годах нашего века — отнюдь не исчерпывается тем, что эта мера усилила обороноспособность страны, одновременно поднимая… ее материальный уровень. Смысл индустриализации еще и в том, что она произвела насильственную ломку психологии крестьянства… заставив Россию, как выразился один иностранный журналист, «мыслить машинами»…"
(там же)

"…лестница образовательно-воспитательных и научных учреждений от детских садов до Академии наук СССР. Человек какого образа воспитывался этой всеобъемлющей педагогической системой? Каков был ее идеал? Она развивала в испытуемом смелость, ибо смелость эта была нужна государству для борьбы с врагами и для грядущих боев за всемирную власть. Воспитывалась воля, но такая воля, которая покорна государству и квазицеркви и тверда в осуществлении их — и только их — директив. Воспитывалось чувство товарищества, но товарищества по отношению только к тем, кто неукоснительно и твердо отстаивал дело именно этого государства и этой квазицеркви. Воспитывались правдивость и честность, но честность особого рода: такая честность, когда человек, не колеблясь, предаст товарища, друга, отца, выдаст любую доверенную ему тайну, если они хотя бы в деталях противоречат интересам государства и указаниям квазицеркви… Все это окрашивалось тщательно культивируемой, выращиваемой, питаемой, поливаемой, подогреваемой ненавистью к врагу, причем врагом считался каждый мыслящий иначе, чем квазицерковь..."
(там же)

и т.д.

От N.Гельс/Галилеев
К N.Гельс/Галилеев (14.02.2001 14:47:00)
Дата 14.02.2001 14:53:00

И.Т.: Простите, у меня глюк. Сотрите мессаг от 14:47 (-)



От Igor Ignatov
К N.Гельс/Галилеев (14.02.2001 14:47:00)
Дата 14.02.2001 14:53:00

re: Aleks, uzh pover'te mne na slovo: ne budem

My teper' uchenye!

Eto, konechno, Danila-strastoterpec, naskol'ko ja ponimaju?

От N.Гельс/Галилеев
К Pout (14.02.2001 14:42:00)
Дата 14.02.2001 14:49:00

Не отвергайте союзников, традиционалисты! (*)

astrologos.ru/AstroLogos_Library/Rose/

"Не Швеция, не Голландия, не Соединенные Штаты, а бедный Таиланд, полуцивилизованные (разумеется, с точки зрения европейцев) Цейлон, Бирма и Камбоджа, «полудикие» Тибет и Непал, полунищая Индия являют собой образцы обществ, жизнь которых гораздо более, чем жизнь обществ западных, пронизана артистичностью, повседневным участием масс в творчестве высокоэстетических ценностей, интенсивными идейными исканиями и тем душевным теплом, которое найдешь только в странах, где веками царил нравственный климат, создаваемый огромными водоемами духовности"
(2-я глава 11-й книги)

.......

"Смысл индустриализации — одного из главнейших мероприятий государства в 20-х и 30-х годах нашего века — отнюдь не исчерпывается тем, что эта мера усилила обороноспособность страны, одновременно поднимая… ее материальный уровень. Смысл индустриализации еще и в том, что она произвела насильственную ломку психологии крестьянства… заставив Россию, как выразился один иностранный журналист, «мыслить машинами»…"
(там же)

"…лестница образовательно-воспитательных и научных учреждений от детских садов до Академии наук СССР. Человек какого образа воспитывался этой всеобъемлющей педагогической системой? Каков был ее идеал? Она развивала в испытуемом смелость, ибо смелость эта была нужна государству для борьбы с врагами и для грядущих боев за всемирную власть. Воспитывалась воля, но такая воля, которая покорна государству и квазицеркви и тверда в осуществлении их — и только их — директив. Воспитывалось чувство товарищества, но товарищества по отношению только к тем, кто неукоснительно и твердо отстаивал дело именно этого государства и этой квазицеркви. Воспитывались правдивость и честность, но честность особого рода: такая честность, когда человек, не колеблясь, предаст товарища, друга, отца, выдаст любую доверенную ему тайну, если они хотя бы в деталях противоречат интересам государства и указаниям квазицеркви… Все это окрашивалось тщательно культивируемой, выращиваемой, питаемой, поливаемой, подогреваемой ненавистью к врагу, причем врагом считался каждый мыслящий иначе, чем квазицерковь..."
(там же)

и т.д.

Мы ж ягоды одного поля!