От И.Л.П.
К Дмитрий Кобзев
Дата 07.07.2003 11:20:50
Рубрики Прочее;

Важнейшее признание: идеолог "реформ" открывает карты

В принципе, ничего нового. Но "они" никогда раньше открыто не признавались, что уничтожению подлежит Россия как таковая, как культура и цивилизация, а не "коммунизм", "сталинщина" и др. А вот теперь, решили: пора.
Позднее постараюсь дать свой комментарий, но в целом там все "прозрачно", как любят выражаться сами "реформаторы".

________________________
http://www.opec.ru/news_doc.asp?d_no=40188

По мнению Евгения Ясина, без отказа от традиционных ценностей развитие экономики невозможно

Научный руководитель Высшей школы экономики профессор Евгений Ясин поставил под сомнение возможность развития и модернизации отечественной экономики по нынешним правительственным рецептам, пишет сегодня газета «Время новостей».
Как следует из доклада ученого «Модернизация экономики и система ценностей», с которым он ознакомил в минувшую пятницу журналистов, главное не в оптимизации налоговой системы, переориентации с сырьевых отраслей на перерабатывающие и т.д. Чтобы добиться ожидаемых результатов, россияне должны ни много ни мало изменить самих себя, а государство просто обязано им в этом помочь, создав соответствующие условия. По глубокому убеждению г-на Ясина, западная система либеральных ценностей -- тот путь, который позволит россиянам вывести отечественную экономику на передовые рубежи. «Запад обладает наиболее продуктивной системой ценностей, и это обусловливает его лидерство в развитии и процветании», -- пишет г-н Ясин. С русскими традиционными и оставшимися с советских времен ценностями далеко не уедешь -- они непродуктивны.
Профессор соглашается с тем, что в российской традиционной системе ценностей много привлекательного. Тем не менее, указывает он, в целом ценности традиционной русской культуры в совокупности с сопутствующими отрицательными качествами, к которым она проявляет терпимость, непродуктивны применительно к современным условиям. «Они отражают отношения и институты архаичного общества с иерархической структурой господства и власти, с аграрно-феодальной экономикой, когда природно-климатические условия и огромные пространства еще оказывали большое влияние и на развитие хозяйства, и на человеческие характеры». В советское время ценности, конечно, менялись, но их взаимосвязь и преемственность для Евгения Ясина совершенно очевидна. «Самый передовой общественный строй» на деле оказался вторым изданием государственного феодализма, продлением его существования», -- пишет он.
По мысли г-на Ясина, именно русско-советская система ценностей стала одной из основных причин всех негативных последствий, которые проявились в стране после распада тоталитарного режима, с началом экономических реформ. Процесс пошел в условиях недоразвитости демократических институтов и полном отсутствии гражданского общества. В итоге страна получила, по Евгению Ясину, беспорядочное распределение собственности и власти, высокий уровень преступности, включая экономическую организованную и так называемое «силовое предпринимательство» -- «услуги по обеспечению безопасности богатых, выбиванию долгов, захвату собственности, заполнившие нишу, которую должно было занимать государство». Если добавить к этому коррупцию и теневую экономику, получится полная картина нашего сегодняшнего состояния. Правда, г-н Ясин отмечает некоторые позитивные сдвиги по всем вышеперечисленным направлениям. «Но пока это скорее исключения... На этом фронте значимых сдвигов нет», -- пишет ученый. Вывод Евгения Ясина: без успеха на этих направлениях «никакого желанного прогресса в нашей стране не будет и модернизация по-настоящему не стронется с места». В свою очередь успех «обусловлен реальными изменениями в системе ценностей, в неформальных институтах, в культуре».
В докладе подробнейшим образом описываются наши российские ценности, которые должны быть трансформированы. Например, духовность в части ее противопоставления материальным интересам. Или коллективизм, который зачастую сопровождается «подчинением личности коллективу, отказом от своих прав, реально -- в пользу лидера, ибо коллектива без лидера не бывает». Оборотная сторона коллективизма, пишет автор, -- авторитаризм и безответственность. В этом списке и такие ценности, как самопожертвование, жертвенность. Это, безусловно, и массовый героизм во время отечественных войн, но одновременно и покорность власти, долготерпение, которые позволяют ей не считаться с личностью, игнорировать или узурпировать ее права. «Самопожертвование -- ценность преимущественно традиционного общества с иерархической структурой, где жертвовать собой ради сеньора или барина -- долг вассала или холопа», -- указывает г-н Ясин. Кроме того, мы должны выдавить из себя по капле нестяжательство (богатство -- грех, бедность -- добродетель). Следствие этой ценности -- бездеятельность, леность и беспечность. «Нестяжательство -- ценность непродуктивная, оно подрывает стимулы к труду и бережливости, к предприимчивости, ограничивает потребности».
Определяющую роль в изменении системы ценностей Евгений Ясин отводит государству. По его убеждению, подобную реформу устоев общества реально осуществить, только проводя последовательные либеральные экономические преобразования и демократизацию общества. А с этим как раз проблема. Автор доклада признает, что «институциональные реформы, провозглашенные в 2000 году в программе Грефа, продвигаются все медленнее, встречают нарастающее сопротивление, и пока ощутимых результатов не приносят». Однако, судя по всему, не все так безнадежно. Социологический опрос, проведенный в конце 2002 года фондом «Либеральная миссия», показал, что россияне меняют ориентацию. Под влиянием изменения образа жизни все больше из них приходят к более либеральным и продуктивным ценностям. Так, согласие с традиционными суждениями о должном и правильном выражены в 19,6% ответов, с советскими -- 27,5%, с либеральными -- 45,1%. Впрочем, понятно, что одно дело -- говорить, что ты исповедуешь ту или иную систему ценностей, совсем другое -- следовать ей в повседневной жизни.
"Время новостей"


От И.Л.П.
К И.Л.П. (07.07.2003 11:20:50)
Дата 07.07.2003 14:13:51

Комментарий к "откровениям" Ясина

Комментировать почти нечего, но есть ряд нюансов, стоящих внимания.

Общий момент. Ясин, на мой взгляд, полагает, что "сознание изменит бытие". "Накачав" либерализм (или "протестантизм") в сознание, можно и жизнь сделать соответствующей. Понятно, что это отрицание марксизма с опорой, якобы, на Вебера. (Хотя, неявно Ясин признает, что важна и экономическая политика, т.е. уже "бытие изменит сознание".) Однако, во-первых, игнорируется, что Вебер оперировал понятием "идеального типа", и вульгаризаторские его трактовки еще нелепее, чем вульгарный марксизм. Во-вторых, Вебер показал связь капитализма с протестантской этикой, но вопрос "первичности-вторичности" остался. Я лично полагаю, что зарождавшийся капитализм был несовместим с традиционными христианскими ценностями и породил реформацию в большей мере, чем реформация породила капитализм. Конечно, капитализм развивается и в непротестантских странах, но это либо страны вообще нехристианские, либо секуляризированные общества, где религия и ее нравственные ценности давно перестали определять реальную жизнь.

Теперь вернемся к Ясину.
Мой текст - в квадратных скобках. Остальное - цитаты из статьи о докладе Ясина.

Профессор соглашается с тем, что в российской традиционной системе ценностей много привлекательного. [Т.е. "они" понимают, что уничтожается не какая-то "бяка", а культурные ценности, да еще и "привлекательные", хотя и "непродуктивные"]

«Они отражают отношения и институты архаичного общества с иерархической структурой господства и власти, с аграрно-феодальной экономикой, когда природно-климатические условия и огромные пространства еще оказывали большое влияние и на развитие хозяйства, и на человеческие характеры». [Профессор-"демократ" здесь указывает на то, о чем писал непризнаваемый либерал-экономистами Паршев, но считает, что в "современном" обществе действие этих факторов чудесным образом исчезнет]

В советское время ценности, конечно, менялись, но их взаимосвязь и преемственность для Евгения Ясина совершенно очевидна. «Самый передовой общественный строй» на деле оказался вторым изданием государственного феодализма, продлением его существования», -- пишет он. [Это важно. Признается, что Советский строй был не "отклонением", как раньше частенько заявляли "демократы", а продолжением культуры России, и борьба ведется не с "Совдепией", а именно с Россией и ее культурными ценностями.]

В итоге страна получила, по Евгению Ясину, беспорядочное распределение собственности и власти, высокий уровень преступности, включая экономическую организованную и так называемое «силовое предпринимательство» -- «услуги по обеспечению безопасности богатых, выбиванию долгов, захвату собственности, заполнившие нишу, которую должно было занимать государство». Если добавить к этому коррупцию и теневую экономику, получится полная картина нашего сегодняшнего состояния. ["Реформаторы" не слишком заблуждаются насчет результатов своей деятельности. Оппозиции не надо ничего доказывать - налицо признание, причем добровольное и письменное]

В этом списке и такие ценности, как самопожертвование, жертвенность. Это, безусловно, и массовый героизм во время отечественных войн, но одновременно и покорность власти, долготерпение, которые позволяют ей не считаться с личностью, игнорировать или узурпировать ее права. [Здесь начинается бред. Жертвенность связывают с покорностью и долготерпением. Почему бы тогда народу не проявить покорность оккупационным властям во время отечественных войн и долготерпение по отношению к их зверствам? К тому же, призыв отказаться от долготерпения крайне опасен для "реформаторов". Без этого качества народа их власть и года не продержалась бы. Ясин, что же, народ к топору зовет? Впрочем, с логикой у либерал-теоретиков всегда было плохо (чего, увы, не скажешь о практиках)]

«Самопожертвование -- ценность преимущественно традиционного общества с иерархической структурой, где жертвовать собой ради сеньора или барина -- долг вассала или холопа», -- указывает г-н Ясин. [Бред продолжается. Кто пожертвует собой ради барина? Абсурд какой-то. Что же тогда ради олигархов никто собой не жертвует? Все их "вассалы" мгновенно переходят на другую сторону (сколько уже олигархов "в опале"). Кстати, понятие "вассал" не имеет особого отношения к России. Здесь налицо "виртуализация" России в сознании "демократов".]

Кроме того, мы должны выдавить из себя по капле нестяжательство (богатство -- грех, бедность -- добродетель). Следствие этой ценности -- бездеятельность, леность и беспечность. «Нестяжательство -- ценность непродуктивная, оно подрывает стимулы к труду и бережливости, к предприимчивости, ограничивает потребности». [Продолжение бреда. Я наивно считал, что потребности ограничивает нищенский уровень зарплат, установленный "реформаторами" для повышения конкурентоспособности ("дешевая рабочая сила"), а тут оказывается, что людям самим ничего не надо … Получается, что можно и не платить, полагаясь на "долготерпение" … Нестяжательство приравнивается к паразитизму и расточительности, хотя люди, склонные к подобному стилю жизни, нестяжательством явно не страдают. Большинству "неэлитных" граждан сегодня расточать нечего, как, впрочем, и сберегать - на продукты бы хватило, а тут еще "реформа ЖКХ". ]
Определяющую роль в изменении системы ценностей Евгений Ясин отводит государству. [Так вот зачем оно нужно!]
Автор доклада признает, что «институциональные реформы, провозглашенные в 2000 году в программе Грефа, продвигаются все медленнее, встречают нарастающее сопротивление, и пока ощутимых результатов не приносят». [Это отрадно. "Молекулярное сопротивление" дает определенные результаты, и "реформаторы" это осознают. С другой стороны, они могут принять контрмеры].

От VadimBey
К И.Л.П. (07.07.2003 11:20:50)
Дата 07.07.2003 12:53:43

Что-то подобное от Чубайса (+)

http://www.tvc.ru/programs/moment_archive.html/archive/323030332d30362d3239

ЧУБАЙС: То, что мы делали 10 лет назад, понимало 20 человек в стране, то, что мы делали 5 лет назад, понимало несколько десятков тысяч людей в стране, то, что мы делаем сегодня понимают миллионы. Так сложилось, что и я и команда наша вся отвечают за страну. Уже 12 лет. И тогда когда в правительстве и тогда когда вне правительства. И когда у власти и вне власти.

Все равно отвечаем за страну. Отвечая, мы в принципе не можем позволить себе уйти в сферу наших личных переживаний. Нравится, что все критикуют, отодвинули от себя, забыли, не нравится. Неприятно, тяжело, больно. И что из этого?

Один ответ: делай. Делай, что можешь делать. Достраивай то, что можешь достраивать. Ведь у тех, кто не любит, есть основания. Они прошли через очень тяжелое десятилетие, которое мало какие страны проходили. И это было больно. Нужно кому-то об этом сказать, им нужно увидеть кого-то кого можно, по крайней мере, обвинить. И это тоже можно понять по-человечески. Только еще раз, Андрей, ответ окончательный - только время. Только время.

Если мы идем вперед со всеми ужасами, которые Карулов показывает регулярно в "Момент истины", значит, основа правильная. Значит то, что сделали, тогда начинает работать. Но если оно начинает работать сейчас, и если основа правильная, значит страшно сказать, работать будет столетия. Частная собственность в России столетия, необратимо. Рыночная экономика в России, столетия, необратимо. Никто не развернет. Зюганов? Куда там дедушка, слабоват будет. Следующее поколение за Зюгановым? Нет, ребята, нет, ребята. Ни добрый дедушка, ни его внучек Сережа Глазьев. Нет, нет, проехали, я вам заставлю признать эту частную собственность, потому что вы в России живете, и в России она является частью страны.


В конце этого монолога он так разошелся, что чуть не кричал. Вообще разговор был очень нервный, Караулов его разшевелил.
"И эти люди еще запрещают мне в носу ковырять" (с)


От И.Л.П.
К VadimBey (07.07.2003 12:53:43)
Дата 07.07.2003 14:15:04

Re: Фюрер, говорят, тоже был "заводной" (-)


От Кудинов Игорь
К И.Л.П. (07.07.2003 11:20:50)
Дата 07.07.2003 12:03:31

Сильно, прямо манифест. А Ниткина нету - вот бы ему повертеться пришлось

это , между прочим _Научная публикация_ Высшей Школы Экономики. полный текст -
http://www.amicable.ru/library/yasin2003.pdf


оттуда еще перлы -
http://www.amicable.ru/polit/shahnovsky_echo.shtml
Фрагмент интервью Василия Шахновского — президента "ЮКОС-Москва" —
радиостанции "Эхо Москвы" (30.06.2003).
…Василий Шахновский: Матвей, можно я еще, прежде чем мы перейдем к оппонированию, я хочу высказать свою основную мысль, которую я хотел бы донести до наших слушателей. Я не буду спорить по поводу социальной справедливости. Потому что, конечно же, вряд ли можно себе представить процесс приватизации абсолютно социально справедливым. Я не буду призывать к тому, чтобы ваши слушатели любили богатых и относились к ним хорошо, я не с этой целью пришел и пытаюсь не это доказать. Я хочу доказать две вещи. Первое, нет очередного золота партии. Нет. Даже если эти дополнительные 1-2 млрд. изъять в виде дополнительных налогов, это большая цифра, но с точки зрения консолидированного бюджета это 1%. И второе, что для меня, я вам о откровенно скажу, 25 лет для меня является достаточно болезненной точкой. Вы знаете, когда у меня родилась первая дочь, и я начал ей читать сказки, я через полгода из библиотеки дочери русские народные сказки убрал.