От Привалов
К Pokrovsky~stanislav
Дата 10.05.2003 12:58:46
Рубрики Образы будущего;

Вы с Добрыней про разные вещи говорите

На мой взгляд, дело в том, что само понятие "интеллигенция" на самом деле имеет много смыслов, и вы с Добрыней говорите про разные. Эта особенность этого понятия очень удобна для использования во всякого рода манипуляциях.

Вы, как мне кажется, используете тот смысл, который придавал этому слову официальный Советский марксизм - это "общественная прослойка", состоящая из людей, занимающихся интеллекуальным трудом, или что-то вроде этого.

А Добрыня говорит о том определении, которое используют многие находящиеся сейчас на виду люди, причисляющие себя к этой самой интеллигенции, и определяющие её как "интеллектуальную элиту общества".

И тут я солидарен с Добрыней в отрицательной характеристике этих людей и соответственно, того понятия, которое они используют для обозначения самих себя. Лично мне противно быть причисленным к той социальной группе, кумирами в которой яляются Боннэр и Ковалёв. А вам?

Если посмотреть исторический аспект, то по-видимому, именно то определение интеллигенции, которое использует Добрыня появилось первым. Георгий в этой ветке уже упомянул, что например, Л.Н.Гумилёв сябя к интеллигенции не причислял, а раньше, кажется тут на форуме его высказывание на эту тему цитировалось дословно, так мне помнится, он выразился ещё категоричнее - на вопрос, считает ли он себя интеллигентом, он ответил "Боже упаси!".

При этом, и сами представители этого, изначального определения, далеко не всех работников умственного труда причисляют к этой самой интеллигенции. Опять-таки, на форуме вспоминали высказывание Солженицина о маршале Коневе, которого этот писатель, считающийся наверняка интеллигентом, назвал "колхозным бригадиром".

В пользу того, что именно это определение
(давайте назовём его "определением в узком смысле" имеет хождение и на Западе, причём именно в применении к России). На Западе, как вы знаете, работников интеллектуального труда тоже хватает, но никто их интеллигенцией не называет. Как-то я читал оригинал фантастического романа Хайнлайна "Луна - суровая хозяйка",
("Moon is a harsh mistress"), так вот там есть маленький, но характерный эпизод - в самый критический момент восстания за независимость на Луне, представляющей из себя колонию для ссыльных преступников, когда Земля уже начала карательную экспедицию против восставших, к руководству восстания приходит группа, называющая себя "интеллигенцией" - это слово даётся там побуквенным переводом с русского - что-то вроде "intelligencia", и заявляет, что всё, что руководство восстанием делало и делает, неправильно, что надо было делать всё по-другому, и что интеллигенция против планов руководства организовать эффективное сопротивление карателям, так как это негуманно и т.д. Я считаю, что этот маленький эпизод характерным для понимания того, что понимают под словом "интеллигенция" на Западе. И понимание это ближе, как мне кажется, к Добрыниному, чем к вашему.

Так что, давайте не путать эти два смысла и не ругаться по этому поводу. Лучше бы выработать два разных слова для двух этих понятий. Я, например, себя и своих коллег по работе (я работаю в ВУЗе преподавателем) давно уже про себя называю "пролетариями умственного труда".

А к интеллектуальной элите нынешнего Российского государства я отношусь резко отрицательно, и если сохранить за ней наименование "интеллигенция", то я считаю, что лучше, чем Владимир Ильич о современной ему интеллигенции, про нынешнюю и не скажешь - говно, оно говно и есть.

От Pokrovsky~stanislav
К Привалов (10.05.2003 12:58:46)
Дата 10.05.2003 18:40:20

Re: Необходимо спорить.

По какой причине?
Да просто потому, что РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА в России и на Западе суть разные ипостаси. Система образования Запада такова, что она готовит профессионала-специалиста. Ноборот, наш, СОВЕТСКОГО ОБРАЗЦА, работник умственного труда - человек с достаточно разносторонним университетским типом образования. Если, конечно, получал образование, а не диплом. Парадоксально, конечно, но это относится именно к техническому образованию. Самому массовому в Советском Союзе. Именно работники умственного труда естественно-научного и инженерного профиля отличались высокой профессиональной мобильностью, УСПЕШНО РЕАЛИЗУЯ СЕБЯ и в роли офицеров, и меняя по нескольку достаточно удаленных друг от друга сфер деятельности в производстве и науке, являясь главным поставщиком кадров для государственного и хозяйственного управления в нижнем и среднем звене(города, области, заводы). Гуманитарное же образование у нас было ближе к западному - узковатым и ублюдочным. В 70-х годах я был на смерть поражен высказыванием достаточно пожилой дамы в адрес меня и моих друзей в театре. Вы, говорит, ребята, из технического вуза? - Да! - Оно, говорит, и видно - вам театр интересен. А моих студентов-гуманитариев палкой не загонишь ни в театр сходить, ни книгу прочесть, уже мыслить совсем разучились. Оказалась преподавательницей МГУ.
Так что, скорее, все наоборот. Боннэр, Ковалев, Гайдар и иже с ними - ПРИСВОИЛИ себе принадлежность к интеллигентскому сословию. Будучи на самом деле АРИСТОКРАТИЕЙ, ЗАКРЕПИВШЕЙ ЗА СОБОЙ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПУБЛИЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ. Но не обладая для этого ничем, кроме самого добытого по линии номенклатурной солидарности(в высшем идеологическом эшелоне) сословного права: ни общей культурой, ни достаточным знанием, ни человеческой порядочностью.
И наоборот, техническая и естественнонаучная интеллигенция в силу особенностей образовательной подготовки и общей профессионально обусловленной погруженности в жизнь народа - наиболее близка к классическому типу интеллигенции и даже классическому русскому типу служилого дворянства. Того, которое получило из уст Маркса похвалу: как наилучшие ЛЮДИ(он их противопоставлял немецким офицерам).
***************
Кстати, на ранней стадии перестройки, когда дело еще не дошло до основ, а начиналась дискуссия в "Правде" о проблемах улучшения СССР, вопрос об аристократии в области умственного труда, о том, что в гуманитарной сфере возникло откровенное препятствование вливанию в эту сферу свежих людей, не связанных с уже закрепившимися семейными и клановыми узами,- дискутировался очень интенсивно. Даже возникла рубрика читательской почты "Аристократия духа"("Правда", 1985 г.)
*******************
Я с Вами соглашусь, что мне не следует нападать на Добрыню, даже извинюсь перед ним, если он-таки имел в виду под словом "интеллигенция" ту самую "аристократию духа". Но смешивать эту жалкую прослойку, жалкую ТУСОВКУ околовластного и околотелевизионного БОМОНДА с массовым, многомиллионным слоем инженеров, учителей, научных работников, врачей и офицеров - явно не следует. Имя "интеллигенция" - по праву принадлежит массовому слою. Тем, кому народ ежедневно доверяет свое здоровье, образование и воспитание своих детей, кому доверяет управлять собой на производстве. Людям, которым только ввиду получения ими высшего образования, каждый день приходится, кроме узкопрофессиональных, принимать кадровые, снабженческие, решения, воспитывать подчиненных рабочих, а преподавательскому составу - преподносить студентам, кроме схем и формул, еще и мировоззрение. То же - и у офицеров. В гораздо большей степени - у учителей.
И эта, социальная, составляющая СВЕРХ профессионально-обусловленных функций, - как бы не главная работа НАШЕЙ интеллигенции. И эту роль наша интеллигенция несет со времен Петра. Что собственно и сделало Россию и Советский Союз ЕДИНСТВЕННОЙ цивилизацией, всерьез бросившей геополитический вызов экспансии евроцентризма.
Она работала тем самым передаточным звеном, которое воспринимало научные, культурные и производственные успехи Запада и пересаживала их на русскую почву. Приспосабливая народ к восприятию и освоению этих достижений, как родных. Внося изменения в технические достижения Запада такого рода, чтобы они были пригодны для российской жизни. Неоднократно при этом обгоняя западную мысль.
Именно поэтому российская интеллигенция - не аналог западного специалиста умственного труда. Потребность в непрерывной догоняющей модернизации как условии самосохранения русской цивилизации перед внешними угрозами превращало наших работников умственного труда в совершенно уникальное в мировой культуре явление - в своеобразный общероссийского масштаба Комитет общественного спасения. Которому всегда есть дело до всего. Независимо от профессии интеллигента. Вот настоящая роль интеллигенции в нашей цивилизации. И когда власть имущим, СОСЛОВИЮ правителей(управленцев) начинало казаться, что все уже очень хорошо, что все ясно и понятно, это сословие прижимало хвост интеллигенции - "туда не ходи - сюда ходи". И именно тогда начинались провалы в развитии, техническое и военное отставание, требовавшее очередных крутых реформ, революций, переворотов.
*******
И сегодня, когда угроза ликвидации русской цивилизации встала во всей своей неприглядности, нам позарез необходима именно ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, а не пролетарии умственного труда. Мятущаяся, спорящая друг с другом до хрипоты. Спорящая потому, что у нее творческая задача - пересадить, приспособить то, в чем мы отстали, на русскую землю. Да так, чтобы оно прижилось и дало ростки, чтобы чуть позже эти ростки дали такую поросль, против которой ни немец, ни американец не решились бы соваться.
Воспринять технику, технологию, методы драки на рынках, приспособить под новые технические реалии государственное управление, организацию хозяйства и самой жизни русских.
А Максим говорит: наоборот - давить интеллигенцию. С лопатами и тяпками - против суперсовременной американской военной техники собрался? Пусть идет. А вот других тащить не надо. А я так понимаю, что через считанные годы, уже в этом десятилетии, наш знаменитый ракетно-ядерный щит станет ФИКЦИЕЙ. Он будет беспомощен против обезоруживающего неядерного(или ядерного малой мощности) упреждающего удара ДО СТАРТА наших ракет. И времени подготавливать революционную смену власти, производить потом перестройку всего хозяйства - уже нет. Оборону надо создавать на основе действующей капиталистической экономики, придавая ей новые измерения. Русские. Именно - специфически русские. Экономика для выживания, а не для прибыли. Всенародная экономика, несмотря на частный характер владения предприятиями. Как - а вот, блин, думать надо! Так, как веками уже думает русская интеллигенция, а не пролетарии умственного труда. Не просто освоить выработку электричества, а заодно придумать экономящий топливо, приспособленный именно к реалиям русского климата теплофикационный цикл. Не просто спроектировать электростанцию, а разработать План ГОЭЛРО, включающий в себя ко всему прочему привязку к перспективным месторождениям и будущим заводам - за несколько лет до появления на свет Советского правительства, единственно способного этот план реализовать.
Вот и сейчас необходимо думать именно так. Соединяя формулы и графики из глубин физики или микроэлектроники с наличными силами, возможностями кооперирования, с демографией и природно-климатическими условиями. Думать вместо власти, думать - вместо промышленников. Думать как ЗАСТАВИТЬ власть и промышленников работать не на себя, любимых, а на Родину.
Кто этим заниматься будет? - Рабочий класс, крестьянство? - Только интеллигенция. И большое наше счастье, что в кои-то веки ситуация сложилась так, что интеллигенция в массовых масштабах приобрела экономические зубы - в лице малого и среднего бизнеса,- в который ее ВПИХНУЛА жизнь. И эти зубки подрастают и становятся острее с каждым днем.

От alex~1
К Pokrovsky~stanislav (10.05.2003 18:40:20)
Дата 12.05.2003 17:59:59

Re: Необходимо спорить.

Станислав,

у меня предложение (для ясности).

Есть три, если хотите, сущности, которым нужно дать название - чтобы было ясно, о чем говорить. Это:

1) узкий специалист, не интересующийся ничем вне своей области. Главная задача - еще более углубить свои знания в этом предмете. Критерий приемлимости чего либо - практика.
2) специалист, обладающий широким кругозором, при этом еще и Гражданин. Интересуется разными вопросами ("помимо своих"), но не в своей области в основном слушает, а не говорит. А если и говорит - о своем понимании предмета. Главная задача - использование специальных знаний как органической части более общей системы. Критерий приемлимости - практика и соответствие нравственным требованиям.
3) некто, обладающий цельным мировоззрением, но не являющийся специалистом в том, о чем убежденно говорит. Цельность мировоззрения основана не на собственном опыте и знаниях, а на прочитанных книгах, увиденных фильмах, услышанных анекдотах и байках. Не знает, как есть, но знает, как должно быть. Главная задача - создать на базе текущего мировоззрения систему догм и бороться с ересями. Критерий приемлимости - соответствие текущим догмам.

Можно провести более подробную градацию, но пока этого достаточно.

Давайте называть первого "Технократом" (даже гуманитария), второго - "Инженером", а третьего - "Интеллигентом". Сразу станет ясно, о чем идет речь. Чего мы спорим по пустякам?

С уважением


От М.Згурски
К Pokrovsky~stanislav (10.05.2003 18:40:20)
Дата 12.05.2003 13:07:34

Вслед уходящему поезду можно только пожелать "круглых колес"

День добрый!

>И сегодня, когда угроза ликвидации русской цивилизации встала во всей своей неприглядности, нам позарез необходима именно ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, а не пролетарии умственного труда. Мятущаяся, спорящая друг с другом до хрипоты. Спорящая потому, что у нее творческая задача - пересадить, приспособить то, в чем мы отстали, на русскую землю. Да так, чтобы оно прижилось и дало ростки, чтобы чуть позже эти ростки дали такую поросль, против которой ни немец, ни американец не решились бы соваться.
Воспринять технику, технологию, методы драки на рынках, приспособить под новые технические реалии государственное управление, организацию хозяйства и самой жизни русских.

>Кто этим заниматься будет? - Рабочий класс, крестьянство? - Только интеллигенция. И большое наше счастье, что в кои-то веки ситуация сложилась так, что интеллигенция в массовых масштабах приобрела экономические зубы - в лице малого и среднего бизнеса,- в который ее ВПИХНУЛА жизнь. И эти зубки подрастают и становятся острее с каждым днем.

Увы, как не хочется порою окунуться в тот самый дурман интеллигентского пьянящего пустозвонства, но поезд ее, интеллигенции, уходит. А нам не резон бежать вслед за уходящим паровозом. Да и сами пасссажиры, давно привыкшие к современным лайнерам, иногда с тоской смотрят вслед уходящим паровозам. Увы, основные действующие лица прошлого отходят на задний план, когда на авансцену выходят другие. Не привычная жесткая структура будет определять в грядущем весь спектр социальных, политических, культурных, морально-этических проблем. Хотим мы того или противимся всячески этому, но интеллигенция исчезает как "свободная миссия" (моральная категория) и как социокультурное явление. Уже сейчас это больше напоминает девиз, слоган, который могут поддержать одни или обругать другие, а не социальную базу чего-то там. А вместе с этой базой и все противоречия, появляется новые профессиональные и проч. конфигурации "Homo intellectus". Из социальных групп, имеющих доступ к информации и наделенных высокой культурой ее потребления, обмена, распределения и воспроизводства сформируется новый слой наемных работников умственного труда – когнитариев (лат. cognitio – познавание), мощь которых основывается на знании и использовании интеллекта (своего или чужого). Когнитариат должен будет инициировать постановку и решение перечисленных задач. А интеллигенция – это глашатаи вчерашнего дня, миссия, которая, хорошо или плохо, выступала катализатором многих перемен, хотя далеко не самых лучших.
За сим мое почтение, М.З.

От Pokrovsky~stanislav
К М.Згурски (12.05.2003 13:07:34)
Дата 12.05.2003 17:08:42

Re: Ищите отличия.

>А вместе с этой базой и все противоречия, появляется новые профессиональные и проч. конфигурации "Homo intellectus". Из социальных групп, имеющих доступ к информации и наделенных высокой культурой ее потребления, обмена, распределения и воспроизводства сформируется новый слой наемных работников умственного труда – когнитариев (лат. cognitio – познавание), мощь которых основывается на знании и использовании интеллекта (своего или чужого). Когнитариат должен будет инициировать постановку и решение перечисленных задач. А интеллигенция – это глашатаи вчерашнего дня, миссия, которая, хорошо или плохо, выступала катализатором многих перемен, хотя далеко не самых лучших.

Вот и чудненько!
Прояснили, что есть КОГНАРИАТ и ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. А теперь - найдите хоть один из атрибутов когнариата из перечисленных Вами, отличающий ее от классического понимания интеллигенции.
Вам не нравится слово "интеллигенция". Бывает. Но если Вы под другим, более соответствующим Вашим вкусам названием, протаскиваете в качестве решающей силы то же самое, то чего Вы добиваетесь? Изменения словесной формы?


От М.Згурски
К Pokrovsky~stanislav (12.05.2003 17:08:42)
Дата 13.05.2003 10:39:38

Ищите образ положительныых эмоций, воплощенный в предметные отношения.

День добрый!
>>А вместе с этой базой и все противоречия, появляется новые профессиональные и проч. конфигурации "Homo intellectus". Из социальных групп, имеющих доступ к информации и наделенных высокой культурой ее потребления, обмена, распределения и воспроизводства сформируется новый слой наемных работников умственного труда – когнитариев (лат. cognitio – познавание), мощь которых основывается на знании и использовании интеллекта (своего или чужого). Когнитариат должен будет инициировать постановку и решение перечисленных задач. А интеллигенция – это глашатаи вчерашнего дня, миссия, которая, хорошо или плохо, выступала катализатором многих перемен, хотя далеко не самых лучших.
>
>Вот и чудненько!
>Прояснили, что есть КОГНАРИАТ и ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. А теперь - найдите хоть один из атрибутов когнариата из перечисленных Вами, отличающий ее от классического понимания интеллигенции.
>Вам не нравится слово "интеллигенция". Бывает. Но если Вы под другим, более соответствующим Вашим вкусам названием, протаскиваете в качестве решающей силы то же самое, то чего Вы добиваетесь? Изменения словесной формы?

По делам узнаете их. А дела, конечно, хреновые и далеко не в их словах о той великой роли, которую они сами себе приписывают. На деле совсем иное. С другой стороны, интели – это понятие, содержание которого очень засорено постыдным прошлым и пустяшным настоящим, а само слово – избитое, пошлое, загаженное от частого употребления, оно не годится. Нужно дать два -три определения в рамках какой-то операцинальной схемы с указанием реальных референтов. Возьмем, скажем, любое первое определение –пусть это будет тоже самое, но без "родимых пятен" (См. Добрыня) + дайте ему имя, не тянущее за собой хвост отрицательных эмоций и вереницу оценочных суждений. А дальше можно работать конструктивно, строить образ, спроецировав его на будущее, т.е. социального агента, выступающего в качестве поставщика соответствующих социальных требований и моральной ответствененности. Причем образ, не отягощенный позорным прошлым и зряшным нынешним И я к тому же подплываю, чтобы выработать такой образ. Но такой образ мне видится не в перевоспитании сегодняшних инетелей как касты зачастую безответсвенных работников привилегированного умственного труда. Это будет не класс, не сословие, не слой в привычном понимании, в него будут вовлечены все те, кто продает свою наемную рабочую силу для культурного обмена, а также культурного производства, накопления, распределения и потребления информации. А в этой категорией могут быть охвачены со временем практически все, и могут время от времени выступать в этой роли – когнитариата, инкорпорированного в массу "информационных" (не путать с "интеллектуальных" и не сужать объем понятия до нынешних информационных технологов) профессий.
За сим моё почтение, Микола З.

От Igor Ignatov
К Pokrovsky~stanislav (10.05.2003 18:40:20)
Дата 12.05.2003 11:35:10

Ре: Кадры порешили все

>По какой причине?
>Да просто потому, что РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА в России и на Западе суть разные ипостаси. Система образования Запада такова, что она готовит профессионала-специалиста. Ноборот, наш, СОВЕТСКОГО ОБРАЗЦА, работник умственного труда - человек с достаточно разносторонним университетским типом образования. Если, конечно, получал образование, а не диплом. Парадоксально, конечно, но это относится именно к техническому образованию. Самому массовому в Советском Союзе. Именно работники умственного труда естественно-научного и инженерного профиля отличались высокой профессиональной мобильностью, УСПЕШНО РЕАЛИЗУЯ СЕБЯ и в роли офицеров, и меняя по нескольку достаточно удаленных друг от друга сфер деятельности в производстве и науке, являясь главным поставщиком кадров для государственного и хозяйственного управления в нижнем и среднем звене(города, области, заводы).
xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
Знаем мы етиx успешно реализовавшиx себя кадров. Реализовали.

Что Вы путаете божий дар с яичницей?

xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
Гуманитарное же образование у нас было ближе к западному - узковатым и ублюдочным. В 70-х годах я был на смерть поражен высказыванием достаточно пожилой дамы в адрес меня и моих друзей в театре. Вы, говорит, ребята, из технического вуза? - Да! - Оно, говорит, и видно - вам театр интересен. А моих студентов-гуманитариев палкой не загонишь ни в театр сходить, ни книгу прочесть, уже мыслить совсем разучились. Оказалась преподавательницей МГУ.


>Так что, скорее, все наоборот. Боннэр, Ковалев, Гайдар и иже с ними - ПРИСВОИЛИ себе принадлежность к интеллигентскому сословию. Будучи на самом деле АРИСТОКРАТИЕЙ, ЗАКРЕПИВШЕЙ ЗА СОБОЙ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПУБЛИЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ. Но не обладая для этого ничем, кроме самого добытого по линии номенклатурной солидарности(в высшем идеологическом эшелоне) сословного права: ни общей культурой, ни достаточным знанием, ни человеческой порядочностью.

Господи Боже мой, присвоили. Екая, право, чепуxа... Вы xотя бы разобрались с тем, что такое аристократия и чем она отличается от интеллигенции. Аристократию нашли, туды ее в качель, жидов местечковыx...

А еще говорите театром интересуетесь и книжки читаете :)

>И наоборот, техническая и естественнонаучная интеллигенция в силу особенностей образовательной подготовки и общей профессионально обусловленной погруженности в жизнь народа - наиболее близка к классическому типу интеллигенции и даже классическому русскому типу служилого дворянства. Того, которое получило из уст Маркса похвалу: как наилучшие ЛЮДИ(он их противопоставлял немецким офицерам).

Да разве можно путать такие вещи, как интелей и служилое дворянство. Типун Вам на язык. Дальше и читать не буду...

>***************
>Кстати, на ранней стадии перестройки, когда дело еще не дошло до основ, а начиналась дискуссия в "Правде" о проблемах улучшения СССР, вопрос об аристократии в области умственного труда, о том, что в гуманитарной сфере возникло откровенное препятствование вливанию в эту сферу свежих людей, не связанных с уже закрепившимися семейными и клановыми узами,- дискутировался очень интенсивно. Даже возникла рубрика читательской почты "Аристократия духа"("Правда", 1985 г.)
>*******************
>Я с Вами соглашусь, что мне не следует нападать на Добрыню, даже извинюсь перед ним, если он-таки имел в виду под словом "интеллигенция" ту самую "аристократию духа". Но смешивать эту жалкую прослойку, жалкую ТУСОВКУ околовластного и околотелевизионного БОМОНДА с массовым, многомиллионным слоем инженеров, учителей, научных работников, врачей и офицеров - явно не следует. Имя "интеллигенция" - по праву принадлежит массовому слою. Тем, кому народ ежедневно доверяет свое здоровье, образование и воспитание своих детей, кому доверяет управлять собой на производстве. Людям, которым только ввиду получения ими высшего образования, каждый день приходится, кроме узкопрофессиональных, принимать кадровые, снабженческие, решения, воспитывать подчиненных рабочих, а преподавательскому составу - преподносить студентам, кроме схем и формул, еще и мировоззрение. То же - и у офицеров. В гораздо большей степени - у учителей.
>И эта, социальная, составляющая СВЕРХ профессионально-обусловленных функций, - как бы не главная работа НАШЕЙ интеллигенции. И эту роль наша интеллигенция несет со времен Петра. Что собственно и сделало Россию и Советский Союз ЕДИНСТВЕННОЙ цивилизацией, всерьез бросившей геополитический вызов экспансии евроцентризма.
>Она работала тем самым передаточным звеном, которое воспринимало научные, культурные и производственные успехи Запада и пересаживала их на русскую почву. Приспосабливая народ к восприятию и освоению этих достижений, как родных. Внося изменения в технические достижения Запада такого рода, чтобы они были пригодны для российской жизни. Неоднократно при этом обгоняя западную мысль.
>Именно поэтому российская интеллигенция - не аналог западного специалиста умственного труда. Потребность в непрерывной догоняющей модернизации как условии самосохранения русской цивилизации перед внешними угрозами превращало наших работников умственного труда в совершенно уникальное в мировой культуре явление - в своеобразный общероссийского масштаба Комитет общественного спасения. Которому всегда есть дело до всего. Независимо от профессии интеллигента. Вот настоящая роль интеллигенции в нашей цивилизации. И когда власть имущим, СОСЛОВИЮ правителей(управленцев) начинало казаться, что все уже очень хорошо, что все ясно и понятно, это сословие прижимало хвост интеллигенции - "туда не ходи - сюда ходи". И именно тогда начинались провалы в развитии, техническое и военное отставание, требовавшее очередных крутых реформ, революций, переворотов.
>*******
>И сегодня, когда угроза ликвидации русской цивилизации встала во всей своей неприглядности, нам позарез необходима именно ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, а не пролетарии умственного труда. Мятущаяся, спорящая друг с другом до хрипоты. Спорящая потому, что у нее творческая задача - пересадить, приспособить то, в чем мы отстали, на русскую землю. Да так, чтобы оно прижилось и дало ростки, чтобы чуть позже эти ростки дали такую поросль, против которой ни немец, ни американец не решились бы соваться.
>Воспринять технику, технологию, методы драки на рынках, приспособить под новые технические реалии государственное управление, организацию хозяйства и самой жизни русских.
>А Максим говорит: наоборот - давить интеллигенцию. С лопатами и тяпками - против суперсовременной американской военной техники собрался? Пусть идет. А вот других тащить не надо. А я так понимаю, что через считанные годы, уже в этом десятилетии, наш знаменитый ракетно-ядерный щит станет ФИКЦИЕЙ. Он будет беспомощен против обезоруживающего неядерного(или ядерного малой мощности) упреждающего удара ДО СТАРТА наших ракет. И времени подготавливать революционную смену власти, производить потом перестройку всего хозяйства - уже нет. Оборону надо создавать на основе действующей капиталистической экономики, придавая ей новые измерения. Русские. Именно - специфически русские. Экономика для выживания, а не для прибыли. Всенародная экономика, несмотря на частный характер владения предприятиями. Как - а вот, блин, думать надо! Так, как веками уже думает русская интеллигенция, а не пролетарии умственного труда. Не просто освоить выработку электричества, а заодно придумать экономящий топливо, приспособленный именно к реалиям русского климата теплофикационный цикл. Не просто спроектировать электростанцию, а разработать План ГОЭЛРО, включающий в себя ко всему прочему привязку к перспективным месторождениям и будущим заводам - за несколько лет до появления на свет Советского правительства, единственно способного этот план реализовать.
>Вот и сейчас необходимо думать именно так. Соединяя формулы и графики из глубин физики или микроэлектроники с наличными силами, возможностями кооперирования, с демографией и природно-климатическими условиями. Думать вместо власти, думать - вместо промышленников. Думать как ЗАСТАВИТЬ власть и промышленников работать не на себя, любимых, а на Родину.
>Кто этим заниматься будет? - Рабочий класс, крестьянство? - Только интеллигенция. И большое наше счастье, что в кои-то веки ситуация сложилась так, что интеллигенция в массовых масштабах приобрела экономические зубы - в лице малого и среднего бизнеса,- в который ее ВПИХНУЛА жизнь. И эти зубки подрастают и становятся острее с каждым днем.

От Yu P
К Pokrovsky~stanislav (10.05.2003 18:40:20)
Дата 10.05.2003 21:14:40

Re: Необходимо спорить. (-)

ОК!

От Pokrovsky~stanislav
К Yu P (10.05.2003 21:14:40)
Дата 10.05.2003 22:50:22

Re: Спасибо! Очень нужная реплика. (-)