От Александр
К Георгий
Дата 07.02.2001 02:06:00
Рубрики Прочее;

Об истоках субботников.

"После разговора с крестьянами насчет поправки плотины и дороги на другой день Степан пришел ко мие и принес зайца.
- Я вот зайца убил, А.Н., Вам принес - русачек.
- Спасибо, вот и отлично, сам его зажаришь, вместе и закусим.
Степан зажарил зайца, выпили, сели закусить и, разумеется, разговорились о прорыве плотины. Я жаловался что крестьяне прижимают и требуют 100 рублей за такую работу, которая стоит много тридцать рублей.
- Не так Вы сделали, А.Н., - заговорил Степан. - Вы все по-петербургски хотите на деньги делать; здесь так нельзя.
- Да как же иначе?
- Зачем же нанимать? Просто позовите на толоку; из чести Вам все приедут и плотину и дорогу поправят. Разумеется по стаканчику водки поднесете.
- До ведь проще, кажется, за деньги работу сделать? Чище расчет.
- То-то, оно проще по-немецки, а по-нашему выходит не проще. По-соседски нам не следует с Вас денег брать, а "из чести" все приедут, - поверьте моему слову.
- Хорошо, положим, я толоку сделаю... нужно угощение хорошее, а ты сам знаешь, - у меня никакого заведения нет, столов даже нет.
- Ничего этого не нужно. Все знают, что у Вас еще нет заведения, и поэтому приедут позавтракавши дома; Вы им поднесите по стаканчику водки, - самим Вам нужно, как хозяину, на работу притти. Тут дело не в водке - "из чести" приедут; водки для того только нужно, чтобы веселее было работать.
- Мне кажется, гораздо проще за деньги сделать. Теперь такое время, что работ полевых нет, все равно на печи пролежат. Цену ведь я даю хорошую?
- Конечно цена хороша, да мужик-то из "чести скорее" сделает. Да позвольте, вот я сам: за деньги совсем не поеду на такую работу, а "из чести", конечно приеду, да и много таких. Из чести все богачи приедут; что нам значит по человеку да по лошади с двора прислать? время теперь свободное, - все равно гуляем.
- Постой, но ведь хозяйственные же работы полевые все на деньги делаются?
- Хозяйственные, то другое дело. Там иначе нельзя.
- Не понимаю, Степан.
- Да как же. У Вас плотину промыло, дорогу попортило - это, значит, от Бога. Как же тут не помочь по-соседски? Да вдруг у кого - помилуй Господи - овин сгорит, разве Вы не поможете леском? У Вас плотину прорвало - вы сейчас на деньги нанимаете, значит по-соседски жить не желаете, значит, все по-немецки на деньги итти будет. Сегодня вам нужно плотину чинить - вы деньги платите; завтра нам что-нибудь понадобится - мы вам деньги плати. Лучше же по-соседски жить - мы вам поможем, и вы нас обижать не будете. Нам без вас тоже ведь нельзя: и дровец нужно, и лужок нужен, и скотину выгнать некуда. И нам, и вам лучше жить по-соседски, по божески."

("12 писем из деревни" А.Н. Энгельгардт 1873 год.)

Вот вам и Ильич с бревном!

От И.Т.
К Александр (07.02.2001 02:06:00)
Дата 06.02.2001 18:44:00

Форум глючит. В 510 вместо Константина А.Решняк и др.

Константин, вместо Вашего сообщения "Может зря?" возникает сообщение А.Решняка
"Дорогу осилит идущий"
А это мое сообщение вставил вместо 510 нити в 511
Так что не удивляйтесь - сегодня сервер в загуле.

От Константин
К И.Т. (06.02.2001 18:44:00)
Дата 10.02.2001 20:07:00

забыл спросить

А кому поручим главный подвиг мексиканца?

От Георгий
К Александр (07.02.2001 02:06:00)
Дата 07.02.2001 19:30:00

В частности, Александру. Еще о евроцентризме. В продолжение нити 508. А за Энгельгардта - громадное спасибо!

Цитата из той же "Истории западной философии":
...[Роберт] Филмер [идеолог божественного происхождения монархической власти - Г.] выводит политическую власть не из какого-либо договора и даже не из какого-либо утверждения общественного блага, но исключительно из власти отца над своими детьми. Его взгляд состоит в том, что источником королевской власти является подчинение детей родителям, что патриархи в Книге Бытия были монархами, что короли являются наследниками Адама или по крайней мере их следует считать таковыми, что естественное право короля похоже на право отца и что по своей природе сыновья никогда не являются свободными от отцовской власти, даже когда сын стал взрослым, а отец впал в детство.
Вся эта теория кажется современному (здесь слово "современный" употреблено явно в смысле, о котором упоминает Кара-Мурза - Г.) уму настолько фантастичной, что трудно поверить, что её утверждали серьёзно. Мы не привыкли выводить политические права из легенды об Адаме и Еве. Мы считаем очевидным, что родительская власть полностью прекратится, когда сын или дочь достигнут 21 года, и что до этого она должна строго ограничиваться и государством, и правами независимой инициативы, которые постепенно получает молодежь. Мы признаем, что мать имеет право, по меньшей мере (!! - Г.) равное правам отца. Но, кроме всех этих соображений, любому современному человеку, за исключением японца (важное примечание! - Г.), не придет в голову предположить, что политическая власть должна быть каким-то образом уподоблена власти родителей над детьми (скорее наоборот, на современном Западе даже семья и родительская власть получают признаки сообщества, основанного на контракте - ЧУДОВИЩНАЯ тенденция! - Г.). Правда, в Японии все еще сохраняется теория, очень схожая с теорией Филмера, и ее должны преподавать все профессора и школьные учителя. Микадо может проследить свое происхождение от богини Солнца..., а другие японцы... принадлежат к младшим ветвям ее семьи. Поэтому микадо - божественен, и всякое сопротивление ему является святотатством. Эта теория в основном была изобретена в 1868 г., но сейчас утверждают, что в Японии, по преданию, она передавалась из поколения в поколения с сотворения мира.
Попытка внушить подобную же теорию Европе, чем в какой-то мере была попытка филмеровского "Патриархата", была неудачна. Почему? Принятие такой теории никоим образом не противоречит человеческой природе: например, ее придерживались, кроме японцев, древние египтяне, мексиканцы и перуанцы до испанского завоевания. На определенной стадии человеческого развития это естественно. Англия Стюартов прошла эту стадию, а современная Япония не прошла ее (как я понимаю, это писалось вскоре после Второй Мировой. Но вот вам и стадии, которые должны пройти все!- Г.).[...] За время моей жизни исчезли императоры Бразилии, Китая, России, Германии и Австрии и их заменили диктаторы, которые не ставили целью основание наследственной династии. ... Все эти события в большинстве стран случились весьма недавно и связаны по большей части с возникновением диктатур, поскольку традиционные основания власти исчезли, а интеллектуальные обычаи (sic! - Г.), требуемые для успешного осуществления демократии, еще не созрели.