От Георгий
К Георгий
Дата 16.05.2003 00:08:43
Рубрики Прочее;

Чубайс ни в чем не виноват (*+)

http://www.vaal.ru/show.php?id=79

ЧУБАЙС НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ

Чубайс ни в чем не виноват

Шалак Владимир
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник Института философии РАН
vaal_project@mail.ru
И опять мы возвращаемся к теме предпочтений, выказываемых различными
социально-демографическими группами при выборе того, что читать. Согласно
гипотезе Геннекена-Рубакина, гласящей, что люди предпочитают то, что близко
их собственному мировосприятию, психологические характеристики, лежащие в
основе выявленных предпочтений, мы можем атрибутировать самим
социально-демографическим группам. В этом случае совершенно неважно, будем
ли мы анализировать тексты газет, журналов, расшифровки ТВ или радиопередач.
Если выявленные характеристики свойственны самим людям, то и их предпочтения
всякий раз будут проявляться одинаковым образом. Отсюда остается сделать
всего один шаг до практического использования вновь полученного знания. Это
Золотой ключик, который и не снился ни Лисе Алисе, ни Коту Базилио.

Материалом для анализа послужили все публикации за январь-март 2000 года
следующих газет:


Ведомости
Вечерняя Москва
Известия
Коммерсант-дейли
Комсомольская. правда
Московская правда
Московский Комсомолец
Независимая газета
Новые известия
Российская газета
Сегодня
Труд
120 Mb текстовой информации, т.е. примерно 18 млн. словоупотреблений, были
обработаны с помощью психолингвистической экспертной системы Vaal Toolbox.

Оценки производились по лексическим, эмоционально-лексическим и
фоносемантическим шкалам. Каждому из изданий был сопоставлен гэллаповский
индекс, отражающий долю различных соц-дем групп в его аудитории. Эти данные
послужили материалом для построения корреляционнных таблиц. Мы уже
обращались к некоторым из них в предыдущих публикациях. Корреляции по
абсолютной величине больше 0,57 значимы на уровне 0,05; корреляции по
абсолютной величине больше 0,7 значимы на уровне 0,01. Обозначения для
социально-демографических групп довольно очевидные. Например, М 16-34
обозначает лиц мужского пола в возрасте от 16 до 34 лет, Ж 55+ обозначает
женскую аудиторию старше 55 лет. A - люди с низкими доходами (40% населения
с самыми низкими доходами), C - люди с высокими доходами (15% людей с самыми
высокими доходами), а B - люди со средними доходами (все остальные).

В настоящей статье мы рассмотрим результаты, относящиеся лишь к категориям
мотивов, категории Иррациональности и категориям ценностей.



Гностические - познавательное отношение к внешнему миру, категории истины и
лжи, ума и глупости...
Этические - отношения между людьми, категории добра и зла, нравственности и
безнравственности, ...
Эстетические - красота и безобразие, прекрасное и уродство, ...
Практические - деятельностное отношение к миру, категории полезного и
вредного, ...
Предпочтения по признаку пола
Нет ничего удивительного в том. что диаграмма симметрична относительно
вертикальной оси. Это простое следствие того, что люди дихотомически делятся
на мужчин и женщин. Интересно другое. У женщин для всех категорий
коэффициенты корреляции (предпочтения) хоть и не доходят до 5% уровня
значимости, но положительны. Это дает основания предположить, что женщины по
самой своей природе относятся к окружающему миру более ценностно. Они больше
внимания обращают, на ум и глупость людей, на справедливость и
несправедливость в отношениях между ними, на красоту и уродство, на
опытность и неопытность в делах.


Хорошо это или плохо? Попробуйте вместо этого ответить на вопрос, хорошо или
плохо иметь абсолютный слух? Да, это хорошо, если ты живешь в замкнутом и
рафинированном мире хорошей музыки, но это пытка, если ты каждый день
вынужден сталкиваться с какофонией современной жизни.

Возрастные предпочтения
Для мужчин с возрастом самой большой различающей силой обладают гностические
ценности. На втором месте - этические и эстетические ценности. То, что
практические ценности с возрастом почти не изменяются, вовсе не означает,
что у мужчин их нет. Они есть, но, будучи усвоены еще в юности, с годами не
претерпевают особых изменений.



Сказанное о гностических, этических и эстетических ценностях в отношении
мужчин остатется справедливым и для женщин. Более интересна кривая для
практических ценностей. Они имеют большую значимость для женщин в молодом
возрасте, но со временем теряют ее. В чем причина? В особенностях воспитания
девочек и будущем разочаровании взрослой жизнью? Или все дело просто в
социальной роли женщин? Или это следствие реально существующей
дискриминации?



Предпочтения по уровню доходов
Оставшаяся часть статьи будет посвящена различию в предпочтениях социально
демографическитх групп A, B и C, выделяемых по уровню доходов.

Чем в современной России отличаются бедные от богатых? Почему одни преуспели
в этой жизни, а другие влачат нищенское существование? Во всем ли виноват
Чубайс, или есть еще и внутренние предпосылки быть неустроенными в жизни?


Предпочтения в отношении Практических ценностей одинаковы и у бедных, и у
богатых. Т.е. приверженность им никак не влияет на переход из одной группы в
другую. Приверженость же остальным трем системам ценностей является
сдерживающим фактором для роста благосостояния.

Если вы цените красоту вишневого сада, который не приносит никакого дохода,
а наоборот - одни лишь убытки, и не хотите расстаться с ним, то рано или
поздно и сад вырубят и вас самих по миру пустят. Так что уж лучше сразу
позвать рабочих, выкорчевать сад и построить на его месте в современном духе
под- и надземную автостоянку.

Подобным препятствием являются и Этические ценности. Если из двух человек
один придерживается этических ценностей, а другой - нет, в выигрыше окажется
второй. К такому выводу нас приводит анализ предпочтений, а в математической
теории игр это давно известный факт.

В качестве примера приведем классическую игру под названием "Дилемма
заключенного". Эта игра лишь называется так, а на самом деле применима к
анализу огромного количества жизненных ситуаций. Она интенсивно изучалась и
как модель стратегии первого удара ядерными баллистическими ракетами, и как
модель ценообразования, ориентированного на конкуренцию, когда каждая фирма
подвержена искушению обмануть партнера, и, зная это же о партнере, стремится
сделать ход первой.

Двое заключенных A и B задержаны полицией и допрашиваются отдельно друг от
друга. Если оба признаются в совершенном преступлении, то оба будут лишены
свободы на срок в 5 лет. Если оба будут отрицать свое участие в
преступлении, то улик будет достаточно лишь для приговора к 1 году лишения
свободы. Если же признается только один заключенный, то он станет свидетелем
по делу и будет освобожден, в то время как его соучастник будет заключен на
10 лет. Это известно обоим.
Изложенная ситуация представлена внизу в виде табл. 4. Числа указывают сроки
заключения в годах, при этом первая относится к заключенному A, вторая - к
B.

B

Непризнание
Признание

А Непризнание 1;1
10;0

Признание 0;10
5;5


Заключенный A рассуждает следующим образом. Независимо от решения B, A
находится в более выгодном положении, если он решит признаться, так как,
если B тоже признается, то A будет лишен свободы на 5 лет, вместо 10, (в том
случае, если A не признается). Если же B не признается, то A будет
освобожден вместо лишения свободы на 1 год в случае непризнания. A принимает
решение признать свою вину. На основе аналогичных рассуждений заключенный B
также признается. В результате оба проведут в тюрьме по 5 лет, а если бы они
отрицали свою причастность к преступлению, то получили бы лишь по 1 году.
Допустим теперь, что оба заключенных перед задержанием договорились о том,
что оба не будут признаваться. Тогда в выигрыше окажется тот, кто первым
нарушит договоренности, предаст товарища и выйдет на свободу.

Гностические ценности также плохо совместимы с благосостоянием. Будешь вести
себя исходя из принципа "Платон мне друг, но истина дороже", окажешься на
паперти. Так что лучше следовать народной мудрости "Ты начальник - я дурак.
Я начальник - ты дурак".

Обратимся теперь к теме мотивации человеческих поступков.


То что для групп A и B столь значимы Физиологические мотивы является скорее
не причиной, а следствием принадлежности ним. Более интересны мотивы
Достижения, Власти и Аффиляции. Как видим, для принадлежности к группе C
оптимальным является сочетание высоких значений мотивов Власти и Достижения
при низком значении мотива Аффиляции. По результатам исследований ученых
именно такое сочетание трех основных мотивов у руководства наиболее сильно
коррелирует с экономическими показателями фирм [Х.Хекхаузен "Мотивация и
деятельность"]. Оказывается, не только руководства и не только фирм.
Согласно нашим оценкам получается, что данное сочетание мотивов наиболее
сильно коррелирует и с благосостоянием отдельных людей.

В статье "Об иррациональности русских", ссылаясь на А.Вежбицкую, мы писали,
что "...Богатство и разнообразие безличных конструкций в русском языке
показывае, что язык отражает и всячески поощряет преобладающую в русской
культурной традиции тенденцию рассматривать мир как совокупность событий, не
поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причем
эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он
не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем
хорошими. Как и судьба." На следующей диаграмме показаны предпочтения
относительно употребления безличных конструкций. Они явно просматриваются
для групп с низким и средним доходом.



Выводы
- При ответе на вопрос, чем отличается человек от других животных, первым
делом упоминают мышление. Еще одной отличительной чертой является ценностное
отношение к окружающему миру. Человек не просто стремится прокормить себя и
воспроизвестись в потомстве, но и научается видеть красоту и уродство, добро
и зло, истину и ложь, старание и неопытность. И это не простая случайность.
Если это возникло, значит зачем-то было нужно.
- Может показаться странным, но женщины благодаря своему ценностному
отношению к миру более человечны, чем мужчины.
- Практические ценности имеют более фундаментальный характер, чем все
остальные. Об этом свидетельствует то, что с возрастом у мужчин предпочтения
в отношении их почти не изменяются, а у женщин лишь снижаются относительного
первоначального уровня.
- Этические, эстетические и гностические ценности приобретаются с возрастом.
Стоя на краю могилы, человек вдруг начинает замечать красоту мира, прелесть
добрых человеческих взаимоотношений... Но поздно. Молодые волки дышат ему в
спину.
- В современной западной индивидуалистической цивилизации этические,
эстетические и гностические ценности являются атавизмом, так как
препятствуют росту благосостояния отдельных людей. Они имели смысл в мире
коммунистического/социалистического равенства, но не имеют смысла сейчас.
Потому-то разговоры о бездуховности современного западного общества вовсе не
являются словоблудием. Но раз эта объективная тенденция существует, то
совершенно бессмысленно ей противиться. Истинно то, что быстрее всего
позволяет достичь поставленной цели. Искусство же - просто выгодная форма
вложения денег.
- Неустроенные люди склонны винить во всем обстоятельства, а не искать
причину в самих себе.
- Оптимальным набором для успеха в жизни является трезвый расчет, высокие
значения мотивов Власти и Достижения при низком значении Аффиляции.
И НИКАКИХ ЦЕННОСТЕЙ!!!