От В.Васин
К All
Дата 28.01.2001 23:31:00
Рубрики Прочее;

481. К теме "Принципы экономики", часть 1

Распространено мнение, что сильная развивающаяся экономика способна разрешить большинство наших
проблем, что она ключ к всеобщему благополучию и счастью. Это еще одно грандиозное заблуждение, которое в нас культивирует система, построенная на симбиозе богатства и власти. Безусловно, экономика -- важная составная часть жизни общества. Но общество может быть здоровым лишь в том случае, если оно основано на здоровой экономике. Что же такое здоровая экономика?

В первую очередь, экономика как народное хозяйство (определяющая материальное благосостояние нации) переплетается с экономической наукой, которая в сущности не является наукой как таковой, а представляет
собой лишь метод увязывания наших потребностей с нашими возможностями. Не экономика должна
определять наши потребности, а наши потребности должны определять экономику. Экономику можно считать здоровой лишь в том случае, если она основана на использовании возобновляемых ресурсов и может оставаться жизнеспособной длительное время (веками). Здоровая экономика должна быть безвредной для окружающей среды и при этом обеспечивать (как минимум) необходимые условия жизни для населения планеты. Здоровая экономика -- это не изобилие для одних и бедность для других, а разумная достаточность для всех.

Однако современная западная экономика зиждется на таких сомнительных принципах, как равные
возможности, конкуренция, спекуляция, потребительство, стихийное производство, искусственное создание рабочих мест и т.д. Политики и экономисты продолжают верить (или притворяться, что верят) в преимущества
свободного саморегулирующегося рынка. Если бы принципы, на которых базируется западная экономика, были бы верны, то они должны были бы быть универсальными, то есть применимыми ко всем странам, которые взяли их на вооружение. Однако дело обстоит иначе. Практически не существует стран с нерегулируемой экономикой, которых бы не осаждали экономические проблемы.

Похоже, что никто не может понять, почему свободный рынок не работает так, как должен бы работать. Часто можно наблюдать по телевидению, как два одинаково авторитетных эсперта высказывают совершенно противоположные точки зрения по одной и той же проблеме. Это означает, что по крайней мере один из них (если не оба) должен быть неправ, поскольку не может быть двух противоположных истин в одном вопросе. Из этого можно заключить, что мы не должны слишком полагаться на мнения экспертов, как бы впечатляюще не звучали их титулы, а должны думать и своей головой. Тем, кто верит в саморегулирующийся рынок и страстно спорит о том, как он должен работать, я бы предложил: почему бы ни перестать ломать над этим голову, а просто спокойно ждать, когда свободный рынок сам себя отрегулирует и государственный долг сам собой ликвидируется? А пока, финансовый дефицит Канады, который значительно уступает американскому,
достиг в 1994 году почти полутриллиона долларов и продолжает расти со скоростью тысяча долларов в
секунду!

Теперь давайте рассмотрим более подробно "священные" принципы рыночной экономики. Прежде всего мы не должны закрывать глаза на один значительный недостаток свободного рынка -- его непредсказуемость. Одного этого достаточно, чтобы человек чувствовал неуверенность перед будущим. Степень уверенности колеблется вместе с подъемами и спадами экономики, которые в большой степени зависят от настроения бездумного потребителя. А им манипулируют большой бизнес и политики, отчаянно стремящиеся завоевать доверие потребителя, чтобы предотвратить окончательный крах экономики. Как заметил Эрих Фромм в книге
"Разумное общество" (стр. 126), "...гигантский государственный аппарат и экономическая система уже вырвались из под контроля человека. Они несутся неведомо куда, и их лидеры напоминают всадника на обезумевшей лошади, который гордится лишь тем, что удерживается в седле, хотя и не может ею управлять".

Свободное предпринимательство, означающее по сути дела бесплановую нерегулируемую экономику,
приводит к производству и перепроизводству продукции в тех областях, которые обеспечивают максимальную прибыль. При этом не учитываются реальные потребности общества и состояние окружающей среды. Для западных экономистов планирование звучит как анафема. Оно отождествляется с экономикой советского типа
и рассматривается как отклонение от нормы, ставшее причиной ее краха. Но действительно ли планирование -- такая плохая идея? Разумное планирование -- единственно разумный способ ведения экономики, к которому кстати прибегают все корпорации, используя последние достижения компьютерной технологии. Сегодня корпорация вряд ли выживет, если не будет анализировать потребности рынка и планировать свой бюджет.

В условиях формирования экономических блоков в разных районах мира все чаще возникает разговор о
свободной торговле. Однако соглашения о свободной торговле практически не работают в обществе, где
конкуренция преобладает над сотрудничеством. Чтобы быть жизнеспособными, они должны основываться на компромиссе и сотрудничестве. При заключении международных торговых соглашений обычно не учитываются такие факторы, как человеческая психика и природа человеческих отношений. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на соглашение о свободной торговле, заключенное между Канадой и США. Вместо того чтобы помогать друг другу, каждая страна стремится взять под свой контроль львиную долю
рынка, обвиняя партнера в нелегальном демпинге того или иного вида продукции (как например,
лесоматериалов, стали, пива и т.д.). Такого рода проблемы, конфликты и разногласия будут возникать всегда, пока производство основано на конкуренции. Если какую-либо отрасль экономики начинает лихорадить, в этом обычно обвиняют партнеров из другой страны. Кроме того, при свободной торговле, как правило, одни слои населения выигрывают за счет других. Свободная торговля -- прекрасная идея, но мы еще не достигли необходимой зрелости, чтобы разумно пользоваться ею. Конкуренция на межгосударственном уровне, которая все еще рассматривается как норма в нашем варварском мире, разделяет его на "нас" и на "них": Америка,
Европа и Япония обвиняют друг друга в экономической агрессии и видят друг в друге потенциальную угрозу своим национальным интересам. Конкуренция неизбежно ведет к конфликтам и в конечном счете к вооруженной конфронтации между соперничающими экономическими блоками.

Равные возможности, один из главных лозунгов свободного предпринимательства, в действительности -- "большая ложь". В самом деле, в каком возрасте и на каком этапе жизни мы можем воспользоваться этими самыми "равными возможностями"? Конечно, не тогда, когда мы появляемся на свет или когда проходим через
стадию детства и отрочества. Но ведь именно в это время развиваются наши способности, складывается
характер, начинает формироваться мировоззрение. К тому же не следует забывать, что все мы рождаемся
разными: с разными генами, в разной среде, в разных социальных и экономических условиях, и уже поэтому не можем располагать равными возможностями. В современной социальной системе предпочтение отдается тем, кто родился в состоятельных семьях и получил хорошее образование, а также тем, кого отличают такие черты, как агрессивность, неразборчивость в средствах, изворотливость, эгоизм и т.д.

А разве можно рассматривать как конструктивную и полезную деятельность спекуляцию, которая явно не
относится к разряду созидательной деятельности. По сути спекуляция -- это, с одной стороны, азартная игра для наивных простаков, мечтающих о быстром обогащении, и, с другой стороны, узаконенный способ для профессиональных паразитов выкачивать деньги из карманов населения. Спекуляция полностью основана на жадности, корысти и безнравственности.

Создание рабочих мест -- еще один абсурдный лозунг приверженцев рыночной экономики, уродливое
создание западной либеральной бюрократии, пытающейся показать свое "человеческое лицо". Система делает вид, что заботится о людях, ...но, разумеется, не бесплатно! Давать что-либо даром противно ее натуре. Система готова потратить больше средств на искусственное создание бесполезных рабочих мест, чем потратить значительно меньше на бесплатное обеспечение минимальных условий жизни для тех, кто остался
без средств к существованию. Еще один глупый парадокс! Сегодня создание рабочих мест -- обязательный пункт в политических программах тех, кто стремится к власти. Мало того, они обещают работу каждому, что так же вероятно, как птичье молоко. Конечно, не вся вина лежит на политиках. Наше всеобщее заблуждение, навязанное политической пропагандой, состоит в том, что материальное изобилие якобы способно сделать нас
счастливыми. Мы готовы рисковать своим здоровьем и душевным покоем для достижения этой иллюзорной
мечты.

В современном обществе чрезмерно большое значение придается услугам, ассортимент которых постоянно
расширяется. Считается, что услуги -- это хорошо для экономики. Действительно, благодаря огромному
разнообразию услуг жизнь стала более легкой и приятной. Люди быстро привыкают к ним и начинают считать их необходимостью. Количество и разнообразие услуг постоянно возрастает, хотя сами они не создают жизненно необходимой продукции (например, пищи или жилья), в то время как по улицам продолжают бродить голодные и бездомные. Где же наши приоритеты? Канадцы, например, 40 процентов денег, отводимых на питание, оставляют в ресторанах, хотя качественные продукты можно купить повсюду
значительно дешевле. Существует целая армия официантов, которым их работодатели вообще не платят и заработок которых складывается лишь из чаевых, получаемых от клиентов. Даже на Западе есть люди (в том числе и я), которые считают чаевые унизительным обычаем, порой приводящим к неловким ситуациям для обеих сторон. Чаевые, которые по идее должны отражать удовлетворенность клиента, превратились в обязанность, и, если клиент дал "недостаточно" на чай, это грозит ему оскорблениями со стороны официанта или таксиста.

Решение сегодняшних проблем возможно лишь при наличии самодостаточной, планируемой экономики,
основанной на разумном балансе производства и потребления. Однако такая экономика протребует от
человечества определенных жертв, в том числе изменения взглядов на материальные ценности и
удовольствия. Если бы люди научились довольствоваться меньшим, они чувствовали бы себя более свободными, им не приходилось бы работать ради бесполезных и даже вредных предметов роскоши и развлечений, жертвуя своим здоровьем. Если бы люди планеты сосредоточили свои усилия строго на том, что необходимо для нормальной достойной жизни, они смогли бы посвятить гораздо больше времени духовным формам деятельности, таким как наука, искусство и философия, вместо того чтобы тратить время и силы, изматывая себя (буквально до смерти), на создание материальных богатств.

Мы должны осознать бессмысленность экономического роста ради самого роста. Что он дает людям? Мало
что, ибо в обществе с несправедливой системой распределения материальных благ плоды этого роста
достаются главным образом небольшому числу богатых и власть имущих. Как говорится в одном популярном выражении, "богатые становятся богаче, а бедные беднее". Если бы рост экономики способствовал благосостоянию всех, тогда и только тогда его можно было бы рассматривать как позитивную идею. Однако мы все еще живем в обществе, где, по словам Фромма ("Разумное общество", стр. 85), "...производство мотивируется не социальной полезностью, не удовлетворением от процесса работы, а прибылью, получаемой от капиталовложений", и где, продолжает он (там же, стр. 88) "...живой человек перестает быть самоценностью, а становится средством удовлетворения интересов другого человека, или самого себя, или безликого молоха -- экономической машины".

От В.Васин
К В.Васин (28.01.2001 23:31:00)
Дата 29.01.2001 22:07:00

re: К теме "Принципы экономики", часть 2

Такие характерные для западной экономики черты и явления, как бесплановость, стихийность производства, перепроизводство, биржевая спекуляция, безответственное расточительство ресурсов, концентрация земельных участков и капитала в частных руках, неравномерное распределение возможностей для трудоустройства и заработка, утрата нравственных и духовных ценностей и т.п., постепенно, но неизбежно
ведут к всемирному экономическому и экологическому краху. "Загрязнение рек, истребление диких животных, уничтожение лесов, смывание плодородных почв в океан, сжигание морей нефти, истощение ископаемых ресурсов, на рождение которых ушла целая геологическая эпоха. Оргия преступного идиотизма. И это они называют Прогрессом", -- писал Олдос Хаксли (Ape and Essence, стр 90). Для того чтобы общество могло
выжить, экономика должна быть устойчивой и долговременно жизнеспособной, увязанной с требованиями сохранения и улучшения среды обитания.

В связи с вопросом прогнозирования развития общества хотелось бы отметить такой момент. Мы все куда-то спешим: максимально раскрутить экономику, произвести больше продукции, разработать новые технологии, построить космические станции, построить коммунизм и т.д. А ради чего? Во-первых, мы должны осознать, что мы не можем все это быстро создать, не умерив наши материальные запросы и потребности. Эту спешку
еще можно было бы оправдать, если бы это делалось для того, чтобы все люди могли жить более или менее по-человечески. Но разве преследуется эта цель? Пока лишь богатые становятся богаче, а бедные беднее. Задачей нового общества должно в первую очередь быть обеспечение минимума материальных условий для всех людей, для того чтобы человеку не приходилось бы думать только о физическом выживании, чтобы он перестал дергаться, спешить и беспокоиться, наживая себе всякого рода болезни. Позже можно будет повышать
уровень жизни в разумных пределах, с учетом реальных возможностей, не причиняя вреда окружающей среде и не истощая земные ресурсы

Экономические принципы должны вытекать из задач и целей, стоящих перед обществом. В новом обществе
этими принципами были бы разумная достаточность, отсутствие конкуренции, плановое, низкоотходное
производство, преимущественное использование воспроизводимых источников энергии, ограниченное
накопление денег, собственности и средств производства в частных руках, относительно равномерное распределение продукта, разумная автоматизация и компьютеризация систем производства и услуг, обеспечение трудовой занятости в соответствии с возможностями и интересами человека, минимальный
гарантированный доход. Почти все эти идеи и принципы общеизвестны. Однако в условиях ранее
существовавших и ныне существующих варварских социальных структур многие из этих принципов не могли и не могут быть по-настоящему реализованы. Это возможно лишь в обществе, основанном на разумных и нравственных началах.

Главная задача экономики на первом этапе будет состоять в производстве продуктов и товаров первой необходимости, постепенном повышении жизненного уровня при относительно равном распределении продукта среди населения и, наконец, реализации идеи минимального гарантированного дохода для каждого члена общества. После достижения этого базового уровня, обеспечивающего человеку безбедное существование, можно будет думать о дальнейшем повышении уровня производства и о более разнообразном ассортименте продукции с обязательным учетом экологических требований, преимущественного использования возобновляемых источников энергии, бережной эксплуатации земных ресурсов и т.д.

Многие считают, что "минимальный уровень" -- относительное понятие. Для одного это -- велосипед, а для другого -- автомобиль. Говоря о минимальном уровне, я имею в виду не индивидуальные запросы, желания и прихоти, а объективно (научно) установленные физические потребности, такие как кров, одежда и пища. Ведь
для того чтобы физически выжить и даже иметь хорошее здоровье, человеку не обязательно нужно жить в большом доме, модно одеваться и питаться деликатесами (понятно, что так хочется жить почти каждому), а достаточно комнаты (квартиры), простой удобной одежды и сбалансированного питания. Причем, эти ограничения являлись бы временной мерой, вызванной необходимостью.

Экономика, производство, труд и т.п. не должны быть самоцелью, а служить тому, чтобы освободить человека от заботы о хлебе насущном. Только тогда может полностью раскрыться человеческий потенциал. Он должен быть свободен заниматься любым делом, может быть, даже не особенно полезным для общества, лишь бы оно не вредило природе и интересам общества. Человек, в основном, деятельное существо. Если его не отвлекать бессмысленными, бесполезными развлечениями, опустошающими его духовно, он может найти полезное для себя и для общества дело.
www.netrover.com/~vassin

От Георгий
К В.Васин (28.01.2001 23:31:00)
Дата 29.01.2001 09:32:00

В целом согласен (-)