От С.КАРА-МУРЗА
К All
Дата 23.01.2001 15:05:00
Рубрики Прочее;

456. Об архаизации

В очень важной книге «Теория формаций» (М., 1997) В.В.Крылов пишет о модернизации хозяйства на периферии («зеленой революции»): «Уже здесь начинает обнаруживаться тот поразительный факт, что так называемые пережитки докапиталистических способов труда и натурального хозяйства далеко не во всем и не всегда являются просто не успевшими исчезнуть остатками доколониальных времен, а представляют собой нечто генерируемое и воспроизводимое в отсталом мире законами его современного развития. Разве не об этом свидетельствует превращение многих развивающихся стран в послевоенные годы из экспортеров продовольственных ресурсов в их чистых импортеров и усиление в них натурально-хозяйственных тенденций?». Далее он пишет уже о влиянии современной глобализации на страны Латинской Америке: «Такого удивительного переплетения процессов, когда экономический прогресс сопровождается не сокращением сферы традиционного труда, но ее разбуханием, история еще не знала… Этот традиционный сектор, видимо, имеет тенденцию становиться таким унифицированным сектором бедности и допромышленных форм труда, с которым мы встречаемся во многих странах Латинской Америки» (с. 108-109).
Даже столь архаический уклад, как рабство, в случае США генетически является вовсе не пережитком, а именно продуктом капиталистического развития. Всесторонне рассмотрев этот вопрос, В.В.Крылов заключает: «В отличие от метрополий, общества которых воплотили в самой своей структуре цивилизующие функции капитализма, общества зависимой от него периферии явились структурной материализацией его нереволюционизирующих общественный процесс консервативных тенденций» (с. 139).
Когда западный капитализм вторгается в иную культуру и превращает ее в свою периферию, происходит резкий разрыв между хозяйственной и социальной структурой общества. В.В.Крылов пишет: «В экономической сфере традиционные уклады развивающихся стран исчезают так же, как это было и в Европе XIX века, но в сфере социальной происходит нечто иное. Разоряемые трудящиеся не вбираются во всей своей массе в современные сектора, но продолжают существовать рядом с ними теперь уже в виде все возрастающего сектора бедности, незанятости, пауперизма, социального распада. И это нечто более грозное, нежели обычная резервная армия безработных в бывших метрополиях. В перспективе капиталистический путь развития должен привести развивающиеся страны не к такому состоянию, когда капиталистические порядки, вытеснив прочие уклады, покроют собою все общество в целом, как это случилось в прошлом в нынешних эпицентрах капитала, но к такому, когда могучий по доле в национальной экономике, но незначительный по охвату населения капиталистический уклад окажется окруженным морем пауперизма, незанятости, бедности. Такого взаимодействия капиталистического уклада с докапиталистическими и таких его результатов европейская история в прошлом не знала. Это специфический продукт капиталоемкого, позднего, перезрелого капитализма» (с. 144).

От Сысой
К С.КАРА-МУРЗА (23.01.2001 15:05:00)
Дата 23.01.2001 16:57:00

Архаизация в школе (*)

Соответствует ли понятие архаизации в приведенной статье той, что употербляется на Форуме?

www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20010122_poddjak.html

От С.КАРА-МУРЗА
К Сысой (23.01.2001 16:57:00)
Дата 23.01.2001 17:18:00

Архаизация в школе - BILLу об улучшении

Очень важный материал. Можно говорить именно о системной архаизации, возрождении в новых формах, казалось бы, отживших типов отношений - как рабство в США.

От А.Б.
К С.КАРА-МУРЗА (23.01.2001 17:18:00)
Дата 24.01.2001 18:45:00

re: А с такой стороны посмотреть не стоит ли?

Тип производства в обществе устанавливается такой, на контроль за которым хватает "управленческих ресурсов" и возможностей.

И на проблему в СССР может надо взглянуть в этом же ключе - "контроллер капутт"...

От Георгий
К А.Б. (24.01.2001 18:45:00)
Дата 24.01.2001 18:59:00

Plus claire, s'il vous plait... (-)



От Георгий
К А.Б. (24.01.2001 18:45:00)
Дата 24.01.2001 18:59:00

(---) (-)



От Георгий
К С.КАРА-МУРЗА (23.01.2001 17:18:00)
Дата 24.01.2001 09:34:00

СПБ Ведомости. Высшая техническая школа гибнет на глазах (*)

www.spbvedomosti.ru/2001/01/24/brain.shtml

От Владимир К.
К С.КАРА-МУРЗА (23.01.2001 17:18:00)
Дата 24.01.2001 12:23:00

Вот и получилась таки "война всех против всех"

Предложенный текст иллюстрирует, скорее, реальные успехи реформаторов в построении своего любимого "гражданского общества". Вернее, его муляжа, т.к., несмотря на то, что можно принять любое количество законов, "устанавливающих правила игры" (как желаемые, так и сложившиеся "по факту") - общественным договором здесь и не запахнет.
Тем не менее, фундамент этого муляжа заложен. Принцип "человек человеку волк" внедрен основательно и, как видим, уже самовоспроизводится в человеческих взаимоотношениях (насколько устойчиво - трудно сказать но детский сад - тревожный симптом). Этот факт нельзя игнорировать.
Еще кое-что. В одном из постингов, по поводу ухудшения здоровья детей, прошла информация об принудительном прекращении йодирования соли, что плохо скажется на здоровье населения. Так вот, откуда и чьи выглядывают уши - уже можно разобраться. Сегодня утром слушал один из "вражеских голосов" - Радио "Маяк". В передаче, посвященной медицине, рассказано о медицинском освидетельствовании школьников г. Зеленоград. Почти у всех были выявлены заболевания, связанные с недостатком йода в организме (зоб и т.д.). Объяснили, что недостаток йода нарушает работу щитовидной железы, что, в свою очередь, вызывает нарушения деятельности мозга (в т.ч. слабоумие), нарушение репродуктивной функции и многое другое. Особенно уязвим растущий организм. (Само по себе это, кончно не новость. Даже в школе изучается тема "гормоны"). Рассказано, что разработана программа обучения, для просвещения больных и врачей (врачей!). Врачи то и так это знают! Значит, фактически распространяется методика применения конкретных лечебных препаратов конкретной фирмы (фирм) - захват рынка сбыта. Из этой же оперы - появивишиеся сообщения в телерекламе, что бульонные кубики Maggi теперь содержат йодированную соль.
Вот - технология в действии.

От Лилия
К Владимир К. (24.01.2001 12:23:00)
Дата 25.01.2001 10:17:00

Реформа образования в России

Министр образования призывает к школьной реформе. При этом предполагается "снижение нагрузки и повышение качества".

www.strana.ru/state/parliament/2001/01/24/980358437.html

Использован "мировой опыт образовательных реформ". Интересны последовательные успехи американских реформ на этом поприще, тоже направленных на снижение нагрузки и повышения эффективности:

60-е года: Некто продал дров на 100 долларов, из которых 4/5 составляли затраты. Посчитать прибыль.

70-е года: Некто продал дров на 100 долларов, из которых 4/5, или 80 долларов, составляли затраты. Посчитать прибыль.

80-е года: Некто продал дров на 100 долларов. Нарисуйте 100 точек. 80 долларов составляли затраты. Зачеркните 80 точек. Покажите все точки, соответствующие прибыли. (Эффективность повышена за счет совмещения с уроком по рисованию).

90-е года: Джон продал дров на 100 долларов. Его затраты составили 80 долларов, прибыль - 20 долларов. Задание: подчеркнуть цифру 20.

2000-е года: Джон получил 20 долларов прибыли от продажи дров. Расскажите о чувствах белочек и зайчиков, которые при этом лишились дома.

Как человек, знакомый с американской системой образования не по наслышке, подтверждаю, что сейчас в Америке обучение ведется по образцу 80-90-2000 годов. При этом нагрузки на школьников уменьшены до минимума, а эффективность оболванивания максимальна.

Даешь реформу!

От Александр
К Владимир К. (24.01.2001 12:23:00)
Дата 25.01.2001 00:32:00

Детский сад - тревожный симптом

> детский сад - тревожный симптом

Это то ладно. Пройдет, как только власть переменится да мозги промывать перестанут. Мало ли у нас организационных форм было. Взять хоть соревнование между звездочками. Научим помогать друг другу. Я в штатах свою дочку интенсивно учу сам еще и для того чтобы она в мышиной возне с конкуренцией не участвовала, была вне конкурса и выше этого. Чтобы помогала не задумываясь и посмеивалась над теми кому это кажется нерациональным.

> разработана программа обучения, для просвещения больных и врачей (врачей!).

Вот это мило. Прямо миссионеры какие-то. Диких русских обучают. Интересно что в Америке полно такой "науки". Все на ингридиентах помешаны. Диета - одна из тех областей которые оставлены для частной инициативы (две другие - покупки и секс). Пусть человек о содержании кальция или иода в пище думает, а не о политике. А если не думает и заболевает так не от того что либералы перестали соль иодинировать, в от дикости и дремучести русской, необразованности.

А я то, грешным делом, думал что крупные фишки типа Абрамовича решили и Билла заморить вместе с нищебродами, ан нет. Обеспеченным, и тем кто подставляет свои мозги под диетную туфту пока поблажка вышла.

От Владимир К.
К Александр (25.01.2001 00:32:00)
Дата 25.01.2001 15:30:00

Соревнования между звездочками - все-же коллективная форма

А силу набирает именно личная конкуренция. И психику она переделывает поглубже, особенно, если начало положено в нежном возрасте.

Конечно, будем надеяться на лучшее. Что еще остается?

От Александр
К Владимир К. (25.01.2001 15:30:00)
Дата 25.01.2001 21:46:00

коллективная форма

А куда малышу деваться если учитель поощряет коллективную форму, а за зловредное утаивание домашних заданий от заболевшего товарища подвергают публичному порицанию?

Я тут с этой проблемой давно борюсь. У буржуев это страшно гипертрофировано. Вроде дружат детишки во дворе. Шлепнулась девченка с велосипеда, запуталась, лежит и плачет. "Друзья" молча стоят вокруг. В школе строжайший запрет прикасаться друг к другу. Стоит и моя дочка, смотрит. Велел ей немедленно помочь и пообещал что еще раз такое увижу - отлуплю ремнем. Помогла. Другие детишки как увидели что можно - тоже помогать стали. И это после 400 лет протестантизма. А у нас войну всех против всех поддерживать больших трудов стоит. Попрем либераловб а там - шапками закидаем.

От Владимир К.
К Александр (25.01.2001 21:46:00)
Дата 29.01.2001 15:28:00

Да, насчет "обособленности" тела "у них" это очень заметно

На днях читал журнальчик "Ридерз Дайджест" на русском. В нем статья о том, что нужно помогать друг-другу и примеры из американской жизни. Но, что любопытно, на рисунке к статье, выражающем идею, изображен человек, отдающий часть себя другим людям. Причем изображен примитивно-буквально: вытащил из себя эдакий куб, так, что дырка сквозная осталась, и протягивает его на руках. Художник, может быть даже неосознанно, передает идею взаимопомощи как ущерб для себя! Именно такое чувство (ущерб) возникает при взгляде на рисунок!

От Лилия
К Александр (25.01.2001 21:46:00)
Дата 27.01.2001 09:09:00

re: У страха глаза велики (это я про себя)

А еще тут проводится политика "your body is special" и "keep your hands to yourself" (твое тело особенное и держи свои руки при себе) в том смысле, что ты собственник своего тела, а если дотронулся до другого, то ты что-то потерял от своей драгоценности. Загрязнился, поделился, как милостыню подал, что ли. И сам грязным стал, и другого оскорбил - он же не просил твоей милостыни!

А в школах тут за драки можно быстро вылететь - навсегда. Я даже не слышала, чтобы мальчишки дрались. Зато на скакалке скакать и в классики играть - учат и девочек, и мальчиков. Все равны, или в переводе с демократического - все одинаковы.

От Георгий
К Александр (25.01.2001 21:46:00)
Дата 26.01.2001 21:39:00

Да-а.. (-)



От Александр
К Александр (25.01.2001 21:46:00)
Дата 26.01.2001 20:36:00

re: У страха глаза велики (это я про себя)

> на чем официально (и неофициально) основывается "их"
> строгий запрет на прикосновения друг к другу в школе?

Неофициально не знаю, а официально в случае детей это якобы против драк, хотя драки запрещены и отдельно, и если уж ребенок решил подраться плевать ему на запрет трогать другого. Запрет эффективен только в том случае когда ребенок не хочет причинить зла. Создается впечатление что смысл запрета - пресечь добро.

В случае взрослых это защита от чудовищного американского сутяжничества. Очень принято тут засудить, например, друга, к которому пришел в гости, а на обратном пути поскользнулся на дорожке к его дому и сломал ногу. Так вот если взрослый дотронется до ребенка его часто можно засудить или за "child abuse" или за "molestation".

Было недавно рядовое дело - старика доктора в детском онкологическом госпитале засудили за "molestation". Он после смены пятилетней девочки сказки читал. Доктора здесь богатые, судить их любят - много денег слупить можно. Обвинили что лапает.

Еще тут в школе запрещено дразниться, из-за этого дурак не имеет никаких шансов узнать что он дурак и исправиться. А вот зато настучать на товарища - так это вроде ты ему услугу оказал.

От Георгий
К Александр (25.01.2001 21:46:00)
Дата 26.01.2001 15:28:00

Oui, il m'est interessant aussi... Dites-le-nous, Alexandre!

Поделитесь секретом...

От Владимир К.
К Александр (25.01.2001 21:46:00)
Дата 26.01.2001 15:14:00

У страха глаза велики (это я про себя)

Расскажите, если не трудно, на чем официально (и неофициально) основывается "их" строгий запрет на прикосновения друг к другу в школе? Идеологическая установка, медицинские указания или что-то еще?

От Александр
К С.КАРА-МУРЗА (23.01.2001 17:18:00)
Дата 23.01.2001 17:32:00

Ну прям!

Обычная конкуренция. Никакой архаики. У американов всегда так. И не так только среди довольно тоненькой прослойки высших, у которых "team work". Доброго в этом, конечно, ничего нет, но и доисторического тоже. Просто расстаемся с одним из факторов эффективности Советского строя, когда научив другого получал помошника, а не конкурента.