От Георгий
К Добрыня
Дата 14.01.2003 15:41:35
Рубрики Россия-СССР;

Я тоже не воинствующий атеист (хоть на объективность и не ...)

>Скажем так, я далеко не отношусь к воинствующим атеистам, но и опиумом не злоупотребляю, потому могу претендовать на некоторую объективность.

.. претендую). Просто надо понимать, что нередко расстреливали не абстрактных "служителей церкви" из сатанинских (или "ритуальных") побуждений, а вполне конкретных людей с конкретными свойствами. Их сан в этих случаях мог только усиливать ненависть к ним.
Напомню, что и заграничные путешественники (допетровского времени) отмечали, с какой охотой били попов мужики - предварительно сняв "священные атрибуты".

>С точки зрения светской - поп в рассказе редкостный гад. С точки зрения обычного верующего - нет. Как бы его оценил другой поп, я не знаю - скорее всего бы мягко осудил на людях, но внутренне бы согласился.



>К чему я? На религиозные вопросы есть две точки зрения - светская и духовная (то же касается и мирских дел). В этих двух парадигмах заложены разные системы ценностей, разные приоритеты, акценты. Даже понятия о справедливости могут расходиться. Конфликт заключается в первую очередь в неспособности человека (и в особенности - общества) одновременно совмещать в себе две эти системы ценностей и в разных происхождениях этих систем: мирская система идёт от разума и практики, духовная идёт от веры. То что плохо с точки зрения мирской, может быть безразлично верующему - и наоборот, что отвратительно верующему, атеист может просто не замечать. Вот, допустим, читатель возмущается несправедливостью власти и тем что поп с ними заодно, отделяя себя от "быдла" - точно так же ВВВ-Ива возмущён в общем-то совершенно невинной пародией Хармса на славянофильских писателей. Итак, такое разделение - данность. Можно объяснять это разделение эндорфином или происками дьявола, но оно есть и с ним надо считаться.

>Несмотря на то, что две системы ценностей неплохо разделены и могли бы друг друга дополнять, конфликт между ними начинается в точках соприкосновения - в первую очередь в государстве и политике, поскольку там разные системы ценностей сталкиваются напрямую. Влияние атеистов затрагивает и духовные вопросы (идеология), влияние церкви на политику тоже может быть чрезвычайно велико. Собственно вот это столкновение и стало причиной репрессий против церкви большевиков. Церковь была опасна для большевиков, поскольку сплачивала контрреволюционные силы. "Виноват тем что слишком опасен". На тот момент у большевиков не было иной защиты даже от пассивного сопротивления церкви кроме как её физический разгром, что они и сделали. Ну и "духовное насилие" над церковью тоже имело место в виде пропаганды воинствующего атеизма. Впоследствии, когда созрели условия для возрождения церкви, строго отделённой от государства, когда укрепилась идеология - церковь оставили в покое, хотя и под контролем.

>И не надо, уважаемые товарищи верующие, класть с прибором на секуляризованную массу как на потерянных и бесперспективных. Такая масса есть и тоже имеет право. И нечего тут заламывать руки и стонать что Великой Руси опять плохой народ достался, отошедший от идеалов, предавший и ты пы. Другого нет, и действовать придётся с тем что есть.

Другого нет. Могу привести в пример хоть казака, написавшего стихи про блудливого попа. А дед Демьяна Бедного, говорят, был известным безбожником и "скептиком" - хоть вовсе не "социалистом" и не особенно грамотным.

>На сегодня конфликта между церковью и миром нет - поскольку влияние церкви на мир крайне мало, а мир не лезет в дела церкви. Тогда был конфликт, а теперь его нет. И это обнадёживает.

Да, быть может, в этом положительная сторона секуляризации. Но здесь же и отрицательная сторона - нет столкновения не потому, что "мир", а потому, что неважно ("пофигизм").

>Перестать плеваться друг в друга, плеваться в историю друг друга, в идеологию друг друга, понять революцию как органическое продолжение истории Руси и церковь как внутреннюю силу и убежище, выработать этику мирного сосуществования - вот путь к решению сегодняшних разногласий в обществе. Уважать и отделять - не лезть внутрь.

Да. Цивилизованный способ, что называется.

>Верующим придётся поступиться с идеей реальной реставрации монархии и сословного общества и с идеей саботажа иной власти, оставив в покое красное равенство и общность - монархию придётся оставить в истории и как духовный идеал; со своей стороны, коммунистам следует отказаться от воинственного атеизма и с большим уважением относиться к духовной истории и корням своего народа.

Я сам никогда не был воинствующим атеистом. Но реакция на "насаждение" - проявляется. Нахрапу не нужно.

>ЗЫ. Разумеется, слова о церкви применимы не только к христианской церкви.

Разумеется.
---------------------------
"Десакрализаторам" - бой!