От Almar
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 08.01.2003 16:04:54
Рубрики Россия-СССР;

почему то я не люблю КСП-шников

Хорошая статья.
Заставила вспомнить свои хаотические впечатления, которые и поспешил запостить пока не ушли. Заранее извиняюсь за отсутствие логики изложения.
1. Когда–то любил фильм «Ирония судьбы...», но вот уже который год выключаю телевизор, когда он идет в новогодние праздники. Почему? Во-первых раздражает то, что его показывают по всем программам и несколько раз, как будто больше показать нечего. В этом видится какое то искусственное навязывание «культовых» фильмов. Искусственное создание культа. После перестройки элита была заинтересована в развенчании советских идеологических образов. Но им трудно было напрямую опошлить классические советские фильмы на серьезную тематику, все-таки они сделаны были классно, да и к морали, которую те пропагандировали, трудно было придраться. Поэтому элита пошла по другому пути, стала выталкивать на культовый предестал разную развлекаловку (комедии). Ранее эти фильмы были конечно любимы народом, но народ интуитивно отводил им вполне определенную культурную нишу, теперь же они заняли все ниши.
2. Я помню, что фильм «Ирония судьбы...» в свое время активно использовался в публицистике для плевков в советское. Поводом был факт путаницы квартир: мол вот как жили - во всем типовом, одинаковом, никакой тебе индивидуальности. (Интересно, что уже где то в середине перестройки промелькнуло сообщение, что некие кинодеятели из США заинтересовались сюжетом и хотели его снимать, но уже применительно к Америке)
3. Когда был помоложе, раздражало в фильме следующее обстоятельство. Даже не то что герои так легко предали своих бывших близких им людей, а то, как они вообще собирались создавать семейный очаг (со старыми партнерами) при практическом отсутствии чувств. Зачем же они (он своей невесте, а она Ипполиту) голову то морочили? А раз уж стали на такой путь (брак не по чувствам, и не по расчету даже, а просто для того, чтобы все было как у других), то и надо было быть последовательными.
4. Заодно скажу, что с трудом перевариваю КСП-шную тусовку. Во всех этих Митяевых, Визборах и прочих мне видится какое то инфантильное слюнтяйство. Песни конечно душевные, но как то все однобоко, опять же может эта наигранная мягкость была как бы противопоставлением официальной советской песни, в которой преобладали мужественные нотки. Во всяком случае, не могу отделаться от ощущения, что именно вот таким образом, жуя на КСП-шных слетах сопли, наша интеллигенция и профукала страну.


От Pokrovsky~stanislav
К Almar (08.01.2003 16:04:54)
Дата 09.01.2003 21:16:59

Re: Но жить еще надежде, до той поры пока атланты небо держат на каменных руках

А ведь КСП - это и Городницкий.
"Атланты", "За белым металлом, за синим углем". "От злой тоски не матерись..." просто стала народной.
КСП дал огромное количество прекрасных стихов и образов. А окончание одной из КСПешных песен:
"Мы с тобой пройдем по кабакам,
Команду старую отыщем там.
А здесь, а здесь мы просто лишние...
Давай, командуй, капитан!"
заслуживает стать лозунгом данного форума.




От Сергей Гусев
К Pokrovsky~stanislav (09.01.2003 21:16:59)
Дата 09.01.2003 21:49:52

"Боцман! -Я! -Ты будешь капитан!"

Кто тут у нас боцман? :)

От Владимир К.
К Almar (08.01.2003 16:04:54)
Дата 09.01.2003 19:58:34

Мне с самого начала было жаль тех, кого побросали главные герои.

И желания отождествить себя с главным героем так и не возникло. Хотя фильм - нравится. Правда, стал сильно раздражать инфантилизм этих главных героев фильма.

От concord
К Almar (08.01.2003 16:04:54)
Дата 09.01.2003 09:32:42

Кстати, телевидение сейчас реанимирует

КСП. "Песни Века" - какой-то мертворожденный проект, призванный хоть чем-то заполнить духовный вакуум. Политтехнологи хватаются за бардовскую шестидесятническую соломинку. Вот только один вакуум вытесняют другим, не менее пустым.

От Сергей Гусев
К concord (09.01.2003 09:32:42)
Дата 09.01.2003 20:20:33

Re: Кстати, телевидение...

>КСП. "Песни Века" - какой-то мертворожденный проект, призванный хоть чем-то заполнить духовный вакуум. Политтехнологи хватаются за бардовскую шестидесятническую соломинку. Вот только один вакуум вытесняют другим, не менее пустым.
Это вы напрасно. Большинство "песен века" в реанимации не нуждаются. А используют их так же, как и прочее советское культурное наследие. Именно советское, потому что авторская песня - порождение и принадлежность исключительно советского образа жизни. Демки утверждают, будто бы АП была формой протеста против "проклятого тоталитаризма" - это брехня. Того же Галича пели и слушали единицы, а коммуниста Визбора - миллионы. Просто советскому среднему классу нужна была лирика, адекватная его внутреннему миру, а "официальное" искусство таковой не производило. Тогда он создал ее сам. Позднее, в перестройку, некоторые классики АП скурвились (как Окуджава), некоторые приспособились, некоторые пребывают как бы в растерянности, а иных просто нет в живых. Но ведь это не только с песней такая история...

От Igor Ignatov
К Сергей Гусев (09.01.2003 20:20:33)
Дата 11.01.2003 09:39:04

Ре: А каков был моральный и политический облик вот ентого самого т./г. Визбора?

Ето я без всякиx колкостев спрашиваю. Ибо - не знаю.

От Сергей Гусев
К Igor Ignatov (11.01.2003 09:39:04)
Дата 12.01.2003 00:15:45

Ю. Визбор

Прочтите его повести "Арктика, дом 2", "Альтернатива вершины Ключ", "На срок службы не влияет", "Завтрак с видом на Эльбрус". Это 2й том двухтомника изд. Локид, 1999.

От Igor Ignatov
К Сергей Гусев (12.01.2003 00:15:45)
Дата 12.01.2003 04:12:59

Ре: Ну мне, наверно, до ниx не добраться так просто

В сети-то етого нет.

От Сергей Гусев
К Igor Ignatov (12.01.2003 04:12:59)
Дата 12.01.2003 19:55:54

Но не так уж и сложно

>В сети-то етого нет.
Кое-что есть:
http://www.lib.ru/WIZBOR/
на предмет бумажной книги проверьте kniga.com
Приятного чтения! :)

От Igor Ignatov
К Сергей Гусев (12.01.2003 19:55:54)
Дата 16.01.2003 00:26:02

Ре: Спасибо за наводку. Поковырялся там...

Поковырялся-поковырялся. Даже увлеся, рассказиков почитал - ендапировал аж в пять утра. Если бы кто мне сказал, что стану специалистом в биографии некто Визбора - не поверил бы.

Действительно - не нашел компромата. Даже наоборот и с избытком. Но я всеравно настороже. Ну не может такого быть, чтобы Визбор не занимался чем-то антисоветским. Почему же его так интеля любят. Наверняка фигу в кармане держал :). Ведь даже некоторые писатели-ветераны скурвились, а он-то вообще 60-к. В общем, неспокойно у меня на душе :) Непорядок какой-то. Оказывается, я даже песенку одну его знал - "Солнышко лесное". Правда, непонятно, о чем она. Звучит так, как будто некий е-е... турист покрутил шашни с какой-то туристской во время отпуска и потом, значит, ему расставаться пора... Xотя, что-то в ней всеравно есть советско-ностальгическое...

От Pout
К Igor Ignatov (16.01.2003 00:26:02)
Дата 16.01.2003 19:43:20

переименуемся в компромат.ру,?

и проскребем наждачком всех идейных генераторов прежних времен. 99
процентов - в утиль...

Igor Ignatov сообщил в новостях следующее:83854@kmf...
> Поковырялся-поковырялся. Даже увлеся, рассказиков почитал -
ендапировал аж в пять утра. Если бы кто мне сказал, что стану
специалистом в биографии некто Визбора - не поверил бы.
>
> Действительно - не нашел компромата. Даже наоборот и с избытком. Но я
всеравно настороже. Ну не может такого быть, чтобы Визбор не занимался
чем-то антисоветским. Почему же его так интеля любят. Наверняка фигу в
кармане держал :). Ведь даже некоторые писатели-ветераны скурвились, а
он-то вообще 60-к. В общем, неспокойно у меня на душе :) Непорядок
какой-то. Оказывается, я даже песенку одну его знал - "Солнышко лесное".
Правда, непонятно, о чем она. Звучит так, как будто некий е-е... турист
покрутил шашни с какой-то туристской во время отпуска и потом, значит,
ему расставаться пора... Xотя, что-то в ней всеравно есть
советско-ностальгическое...

Говрят(нынешние около-кспшники), что Визбор -несостоявшийся наш Франк
Синатра.Нэ знаю...что имеется в виду.
Ну был он бабник.Харизьма у него была такая,хорошо видная в
фильмах("Июльский дождь" -культовый фильм интелей,Хуциев,,он там Алика
играет,в контру приземленному карьеристу Белявскому).
И все-таки вот я думаю -если поставить задачу быть Озирисом - вязыть на
себя роль загробного суда - то на каждого харизматика найдется пачка
компромата. На Платнова вон сколько - а был бессеребренник и читсейший
человек,и не карьерист,и не бабник,но все равно если поскрести,поскрести
как следует - можно .
"И любют его интели", а не - кто.

Я авт.песню и Ко не знал,не любил,от окуджав-галичей никогда не торчал -
я их в своей лузе просто не слыхал. Это уберегло от шатаний
типа"любов-ненависть". Визбор прежде всего лирику писал,хорошую. Имхо.
При чем тут оргвыводы,с ходу не врублюсь.

а вообще в целом ан масс чуждая мне ксп-субкультура таки антисистемная.
Почему и отчего - вот на безличном муравейнике можно поскрести. Это
другой вопрос,чем персонально по каждому певцу и лирично. Поскольку это
тоже все было все мимо меня,только теперь задним числом сами они
наговорили и это меня лично -впечатляет. Поганцы оне. А
нынешние"быковы"сортирные их преемники. Дмитрий Быков -сучий гад из
"Огонька". И то что он переводит - как они все - стрелки на сортирную
тематику - тоже ПРАЛЬНО,

Но может "харизматики" тут не все, не всегда за своих последышей как за
родных отвечают.
И надо брать ЗДОРОВОЕ и преемствееное, заниматься не только
"пороковидением"(скребя наждаком), но и "добро-видением". Это два разных
типа критики. Два разных типа инструмента

Байки, мифы и история КСП ( их собственный архив)

Первое из такого ряда

----------

Подольстил.

В 1984 году Вадим Егоров сотворил песню "Баллада о певчей
стае", увенчанную строками, вобравшими в себя все содержание:
"...летит наш певчий клин, которому названья нету,
и впереди вожак, которого зовут Булатом."
Это тот самый вожак, перу которого принадлежат слова:
"Дураки обожают собираться в стаю,
Впереди главный - во всей красе."
Фильм с этой песенкой появился годом раньше.


первая байка КСП

когда в Советский Союз должен был вернуться Алек-
сандр Вертинский и ему уже приготовили квартиру в Москве, жив-
ший через стенку профессор каких-то интеллектоемких наук при-
шел в панику: он представил себе, как из соседней квартиры
начнут доноситься пассажи, рулады и фиоритуры - и научным его
занятиям настанет конец.
И вот певец приехал. И - тишина. День, неделю, другую...
Профессор набрался храбрости и постучал в соседскую
дверь. Открыл Вертинский:
- Чем могу быть полезен?
- Понимаете, товарищ артист, - произнес профессор,- я вот
уже несколько дней с трепетом ожидаю начала Ваших упражнений в
области вокала, а у Вас все тихо да тихо...
- Что Вы, батенька, - ответил великий бард,- я, поди,
тридцать лет задаром рта не раскрываю!


В 60-е годы, когда песни Окуджавы как-то сами собой лега-
лизовались, сразу несколько известных композиторов-песенников
вдруг проявили интерес к возможному сотрудничеству с ним. Бу-
лат Шалвович, в ту пору еще стеснявшийся своего вторжения на
"чужую территорию", не решился им отказать. Ничего путного из
этого сотрудничества так и не вышло (пока на горизонте не поя-
вился Исаак Шварц), но в одном случае оно зашло настолько да-
леко, что увлекшийся мэтр пригласил своего будущего соавтора к
себе домой. До этого Окуджаве ни разу не случалось бывать дома
у людей с таким уровнем жизни (ведущие эстрадные композиторы
имели самые высокие легальные доходы в СССР), и увиденное его
прямо-таки ошарашило. Когда он вновь обрел способность гово-
рить, он спросил:
- Имярек Имярекович, откуда все это?
Маэстро снисходительно похлопал его по плечу:
- Песни надо писать, молодой человек!


Однажды спускаясь в лифте, Булат, которого тогда еще не-
часто величали Шалвовичем, "подобрал" двумя этажами ниже жив-
шего там Илью Резника, великого поэта-песельника, и, подивив-
шись разнице в одежде своей и известного "профи", произнес
слова о том, что - вот, мол, я поэт, писатель, у меня книжки
выходят, а такой красоты писаной, как твои, Илюша, наряды,
близко не видывал.
На что его визави и ответил:
- Песенки надо писать, Булатик!

Недосягаемый идеал.

В 1995 году во время очередного приезда Ланцберга в Моск-
ву его познакомили с известным поэтом и журналистом Дмитрием
Быковым. И первое, что услышал от своего нового знакомого
Берг, было:
- А Вы знаете, что Вы - самый ненавистный мне бард?
Оказывается, во время Диминой службы в армии его началь-
ник-сержант, отправив его в очередной раз чистить гальюн, сам
садился на соседнее очко и, что называется, стоя над душой в
столь странной позе, пел под гитару песни Ланцберга, перемежая
их репликами типа: "Никогда тебе, сука, такого не написать!"


Как подать.

Рассказывает Берг.
- Фестиваль "Москворечье-74".
Вырвавшаяся из дома с огромным трудом кормящая мать Алена
Козина (КСП МАИ) заявляет на конкурс единственную готовую на
данный момент песню Валерия Бокова "Памяти погибших кораблей".
И ее не пропускают:
- Песня упадническая, выберите что-нибудь другое.
Другого нет, Алена в отчаянье. Выручает советом Дима Дих-
тер:
- Перепиши текст заново и назови по первой строчке -
"День за днем".
Помогло!


Что делать?

Рассказывает Александр Мирзаян.
- Конец 70-х. КСП в ряде крупных городов отчасти легали-
зованы (на определенных, разумеется, условиях), а кое-где даже
включены в план работы с молодежью. Партийное начальство,
скрипя задами, пытается со своей стороны искать новые модели
поведения.
На одном из больших фестивалей, проходивших в условиях
города и зала, в конце программы по традиции звучит "Поднявши
меч..." Публика, заслышав родной гимн, встает. Номенклатурные
гости, которым он, мягко говоря, не родной, продолжают сидеть.
Возникает молчаливый конфликт. И тогда те аппаратчики, что по-
умнее, медленно начинают вставать. Кто-то из них, посмотрев на
упорно сидящее начальство, садится снова. В это время до на-
чальства что-то доходит, и оно приподнимается. Те, что сели,
встают по новой.
Очень все это забавно смотрелось!


Что в имени?

Дело было, рассказывают, в середине семидесятых к северу
от Москвы.
На одном из полустанков в общий вагон какого-то "шестьсот
веселого" поезда заваливает толпа туристов, предварительно
"подогретых" по причине прохладного времени года. Рассаживают-
ся по свободным местам. В одном отсеке посвободней - лишь ба-
булька спит на нижней полке, прикрыв лицо платочком, - туда
набилось побольше. Пригрелись и запели, в том числе полушепо-
том - Галича. Затем "поддали" еще и запели погромче, Галича в
том числе.
В какой-то момент поезд вдруг останавливается. Бабулька
снимает платочек и принимает сидячее положение. Оглядывается
вокруг и произносит:
- А-а, Галич!
Все разом трезвеют и замолкают. Начинают соображать, что
же будет и как себя вести на допросе.
Тут поезд трогается, и мимо окна проплывает горящее в ве-
чернем небе название станции:
"ГАЛИЧ".


О патриотизме.

Рассказывает Александр Мирзаян.
- В 197... году на фестивале в Минске сидевшие в жюри
"представители инстанций" сняли с исполнительского конкурса
участника, вышедшего с песней Б.Окуджавы и В.Берковского
"Круглы у радости глаза...", так как им показались непатрио-
тичными строчки "Не все ль равно, какой земли касаются подош-
вы..." Никакие объяснения и увещевания бардов и клубных акти-
вистов не помогли: "старшие товарищи" стояли на своем.
Первое место в данной номинации занял исполнитель песни
Е.Клячкина на слова И.Бродского "Мне говорят, что надо уез-
жать..."

Чего не понять умом, того не понять. Мне, Бергу, остается
лишь добавить, что несколькими годами раньше на Грушинском
фестивале "зарубили" Александра Краснопольского из-за строчек
его песни - "Мы с тобою, как в далекой Стране Дураков, Собира-
ем не то, что посеяли":
- А Вы какую, собственно, страну имели в виду?
Поневоле задумаешься!


Высшее признание.

Рассказывает Борис Жуков.
- 1983 год, февраль. II-й московский фестиваль. Идут пер-
вые месяцы правления Андропова, все начальники уже знают, что
с них "спросят строго", но не знают, за что именно, и потому
боятся абсолютно всего. Прежние литовки отменены, все тексты
нужно литовать заново. Разумеется, никаких песен на бис, ника-
кого пения в фойе, никаких стенгазет... И завершающий аккорд -
организаторам фестиваля вручен список авторов, которые ни под
каким видом, ни в каком качестве не могут быть допущены на
сцену. Список открывается известными именами, а дальше идут
фамилии клубного и даже кустового ранга - предмет начальством
изучен хорошо.
Член оргкомитета фестиваля Саша Пинаев сообщает эту
скорбную весть одному из фигурантов списка - автору Валере Ка-
минскому:
- Валера, ну, ты не отчаивайся, мы будем добиваться, что-
бы тебе дали выступить...
- Пинаев, идиот, не вздумай! Этих фестивалей еще до хрена
будет, а вот в один список с Лоресом и Мирзаяном я больше, мо-
жет, никогда не попаду...


Классики всегда современны.

(Продолжает рассказ Борис Жуков.)
- Чудовищная атмосфера сверхбдительности на фестивале
словно нарочно провоцировала всевозможные инциденты. То публи-
ка как-то неадекватно реагировала на "Почтальонку", спетую
впервые вышедшей на большую сцену Галей Мартыновой (ныне Хом-
чик). То по залу прокатывалось тихое шушуканье при виде не-
весть кем выпущенного на сцену Петра Старчика. Но это, оказы-
вается, были еще цветочки...
Бомба взорвалась, когда на сцену вышла Наталья Пинаева -
жена вышеупомянутого члена оргкомитета. И чистым, звонким, на-
ивным голосом объявила:
- Стихи Роберта Бернса в переводе Маршака.

За тех, кто далеко, мы пьем,
За тех, кого нет за столом -
За славного Тэмми,
Любимого всеми,
Что ныне сидит под замком.

За тех, кто далеко, мы пьем,
За тех, кого нет за столом -
За Чарли, что ныне
Живет на чужбине,
И горсточку верных при нем!

Свободе - привет и почет,
Пускай бережет ее разум,
А все тирании пусть дьявол возьмет
Со всеми тиранами разом!

В общем-то, для восторга зала и ужаса начальства хватило
бы и этого. Но дальше пошло нечто вовсе несусветное:

Да здравствует право читать!
Да здравствует право писать!
Правдивой страницы
Лишь тот и боится,
Кто вынужден правду скрывать!

Зал уже подпевает, вернее, тихо подвывает от восторга.
"Ответственные" сидят с кислыми мордами - а поди придерись,
стихи-то хрестоматийные, сто раз напечатанные...
Остается добавить, что в ту пору Наталья Пинаева была
сотрудником Главного управления исполнения наказаний МВД СССР
- проще говоря, тюремного ведомства.

ul>Текст и подтекст.

(Продолжает Борис Жуков.)
- Но самым коварным и изощренным идеологическим диверсан-
том на том фестивале оказался Андрей Крючков.
Он вышел на сцену, спел какую-то вполне нейтральную лири-
ку, ему столь же нейтрально похлопали. В конце концов он запел
свою "визитную карточку" - "Новогоднюю" ("У хороших людей за-
жигаются яркие елки..."). И все бы ничего, но на последних
двух строчках зал вдруг разразился торжествующим хохотом и ап-
лодисментами. Граждане начальники тупо глядели в представлен-
ный на литовку текст (от которого Крючков, ясное дело, не отк-
лонялся), силясь понять: чего это они все? Ну что тут такого:
Нехороших людей давно скушали серые волки,
И следы тех волков замело еще в прошлом году?
Откуда было гражданам начальникам знать, что уже не пер-
вый год на всех московских слетах и песенных посиделках эти
строчки при повторе несколько видоизменялись:
Нехороших людей развезли давно черные "Волги",
А хороших людей "замели" еще в прошлом году...


Не верь ушам своим.

Рассказывает Александр Городницкий.
- В одной из экспедиций в Атлантике был такой случай. Я
что-то делаю на палубе, и вдруг мне кричат: "Михалыч, давай в
радиорубку, тебя "Голос Америки" передает!" Я, конечно, иду, а
у самого внизу живота такой уже, знаете, холодок... Вхожу.
Действительно, из динамика мой голос поет "Над Канадой небо
синее...", а слушают его начальник экспедиции и замполит. И
выражение лица у обоих такое, с которым смотрят на безнадежно-
го больного: жаль, мол, беднягу, да ничего не поделаешь...
Стоим, слушаем, молчим. Песня кончается, вступает голос дикто-
ра: "В эфире - очередная программа о творчестве советских бар-
дов, преследуемых коммунистическим режимом..." Тут сочувствен-
ное выражение на лицах начальников меняется на чугунное.
"...Мы открыли ее песней Юрия Визбора "Над Канадой" в исполне-
нии автора..." - Слыхали? - сказал я, круто повернулся и вы-
шел.


ul>Считаю до трех!

Рассказывает Берг.
- 23 июня 1978 года у меня состоялась беседа с подполков-
ником. Точнее, у него со мной. И называлась - профилактичес-
кая. И проходила в большом сером доме на улице Дзержинского в
Саратове.
Собеседник мой очень переживал по поводу моей дальнейшей
судьбы, и я, чтобы хоть как-то его успокоить, пообещал больше
не писать двусмысленных песен. На том он и угомонился.
А я вышел от него и задумался:
- Как же теперь быть? Ведь вся прелесть этих песенок была
именно во втором смысле! А впрочем, я ведь никому не обещал не
писать трех-, четырех- и более-смысленных песен!
С тех пор считаю хотя бы до трех и ни разу еще не обманул
этого замечательного человека!


Цензура на излете.

Из разных источников.
Как известно, история повторяется в виде фарса. Так, в
начале "перестройки" цензура тратила значительные усилия на
предотвращение пропаганды пьянства и алкоголизма. Эпоха эта
совпала с началом массовых публикаций авторской песни, которая
никогда не стеснялась воспевать ничто человеческое. На этом
месте и возник конфликт, решавшийся с позиции силы. И в раз-
личных сборниках появились пламенные строки, в которых что-то
знакомое сочеталось с элементами новизны. Результаты искусс-
твоведческих исследований проще представить в виде таблицы:

+---------------+-----------------------+--------------------|
| Автор | Поет | Следует печатать |
+---------------|-----------------------|--------------------+
| Ю.Ким | Как бы попили, | Чаю попили, |
| | а как бы попели! | а как бы попели! |
+---------------|-----------------------|--------------------+
| Ю.Визбор | И пить нам, | И петь нам, |
| | и весело петь! | и весело петь! |
| | | |
| | ...И душу греть вином | ...И душу греть |
| | или огнем... | добром или огнем...|
+---------------|-----------------------|--------------------+
| А.Городницкий | Прочь тоску гоните вы,| Вы летите по ветру,|
| | выпитые фляги! | посадочные флаги! |
+---------------|-----------------------|--------------------+
| Г.Васильев, | С верной подружкой | С верной подружкой |
| А.Иващенко | и кружкой в руке... | и книжкой в руке...|
+---------------+-----------------------+--------------------+


Гитары и танки.

Рассказывает Борис Жуков.
- Весна 1987 года. "Разгул махровой демократии". Московс-
кие горслеты возобновлены, и руководство городского клуба под-
бирает место для очередного, XXYII-го по нумерации. Президент
Игорь Каримов предлагает несколько вариантов места, но все они
один за другим отклоняются представителем студенческого движе-
ния охраны природы Татьяной Виноградовой. Дело в том, что у
Каримова оказался исключительно тонкий вкус: все предложенные
им места либо уже были заказниками, либо должны были ими стать
в скором будущем. (Кстати, о том, что место следующего, XXY-
III-го слета - тоже объект охраны, экологи узнали лишь придя
на слет.)
Уязвленный патриарх заявляет, во всеуслышание, что он
найдет прекрасное место, которое уж точно никаким памятником
природы не является. А через некоторое время кустовых команди-
ров на очередном собрании горклуба просят оповестить свои кус-
ты: на слет можно будет попасть только с официальным автобус-
ным заездом, имея при себе документы, удостоверяющие личность,
так как слет будет на танковом полигоне гвардейской Таманской
дивизии...
Идея наделала много шуму, куст "Беляево" даже отказался
вовсе участвовать в "слете под дулами орудий" (что вызвало бы-
ло некоторые затруднения, так как комендантом слета должен был
быть беляевец, лейтенант артиллерии Ринат Мухаметжанов). Одна-
ко большинство идею одобрило, тем более, что, помимо естест-
венного любопытства, была еще и надежда, что хоть туда не до-
берутся виртуозные "хвосты".
Увы! Как только колонна "официального" заезда миновала
КПП дивизии, ее автобусы стали обгонять сначала редких, а за-
тем все более многочисленных незваных участников, которые, су-
дя по всему начали выдвигаться на труднодоступные позиции еще
с ночи. Воистину, для московского "хвоста" не было преград, во
всяком случае, на суше!
А четыре с лишним года спустя история получила неожидан-
ный эпилог. Ночь с 19 на 20 августа 1991 года. Под стенами Бе-
лого дома стоят перешедшие на сторону демократов "таманские"
танки майора Евдокимова, а вокруг там и сям горят костры и
звучат песни. Впечатление такое, что здесь собралась вся
КСПшная Москва - от председателя Всесоюзного худсовета А.Го-
родницкого до оппозиционной всему и вся группы "Февраль".
- Слушай, тебе не кажется, что это просто слет КСП, толь-
ко с танками?
- А ты XXYII-й помнишь? Так вот, сегодня Таманская диви-
зия у нас с ответным визитом.



Скрытые глубины смысла

Наблюдения Бориса Жукова.
В первой половине 1996 года российская интеллигенция нап-
ряженно ждала результата назначенных на 16 июня президентских
выборов, обсуждая, что с ней сделают вернувшиеся к власти ком-
мунисты. В это время в КСПшных кругах стали очень популярны
две строчки из песни Ланцберга "Кошачий вальс": "Пой до июня,
а там махнем Вместе на Соловки!"

А вот в кругах московской "психоделической культуры"
(попросту говоря, идейной наркоты) очень любили другую строчку
того же автора: "...Ты видишь, КОЛЕСА совсем зарастают ТРА-
ВОЙ".

Аналогичными наблюдениями могли бы поделиться многие и
многие знатоки его текстов. Так, было замечено, что в одном из
детских приютов Одессы на стене туалета красовалась следующая
цитата: "Извини, старина, захотелось немного излиться..." И
это не единственное подобное место, где она была использована.
Вообще данному автору "везет" на вариации прочтения его в
народе. Некто, кажется магнитофонщик из Казани Валерий Муста-
фин, а может быть, Дмитрий Бикчентаев, рассказывал, что группа
товарищей, к которой принадлежит и сам Некто, давно уже назы-
вает "Песенку о голове" не иначе как "Песенка человека, мающе-
гося животом и запертого в кабинке туалета Казанского вокза-
ла". Тут все пошло в ход - и замок, и бумажная четвертушка, и
утробный вой... Ну, что ж, у кого что болит...


Гуманизм одержал победу по очкам...

Рассказывает Валерий Мустафин (Казань).
Самое начало семидесятых. Концерт ансамбля, костяком ко-
торого являются медики, в том числе молодой хирург, впоследс-
твии - известный исполнитель Володя Муравьев. Руководитель
группы - детский врач Ильдус Гирфанов.
Публика процентов на девяносто случайная. Бабульки ка-
кие-то, и вообще непонятно кто. А ребята одеты, по тем време-
нам, вызывающе: черные свитера, черные очки... Аудитория
встречает их неодобрительным гулом; кто-то отпускает ядовитые
реплики на нравственно-этические темы... По-хорошему, надо
уходить, не начиная концерта.
Тут Ильдус Гирфанов и говорит:
- Вот вы смеетесь, а не знаете, что мы почти ничего не
видим!
Народ меняет тон восприятия на участливое внимание. Ан-
самбль поет. Успех полный!
Кстати, случилось все это 1 апреля.

Но оказывается, все было не совсем так. Во всяком случае,
очевидец финальной части этой эпопеи известный автор из все
той же Казани Валерий Боков предлагает иную версию, и более
убедительную, и более изящную, так что старую мы сохраняем,
во-первых, из уважения к Валере Мустафину и его стремлению
обогатить нашу сокровищницу, а во-вторых, из интереса к самому
процессу рождения легенды (разумеется, на могиле истины).
Дело же было так. В 1968 году, когда Боков уже вовсю за-
нимался туризмом и сочинял песни по данному профилю, известный
в Казани квартет студентов-медиков в составе Ильдуса Гирфанова
(руководитель), Володи Муравьева, Валеры Пастухова и еще одно-
го их товарища подвизался на ниве почти чисто эстрадной, ну,
может, с легким комсомольско-студенческим уклоном. Что не по-
мешало ему неким загадочным образом оказаться приглашенным в
Смоленск на слет туристской песни. Кстати, слеты эти смоляне
проводили в конце года.
И вот едут наши студенты в поезде и по мере приближения к
финишу все более лихорадочно и безнадежно ищут хоть что-нибудь
мало-мальски подходящее в своем репертуаре. Увы!.. И тут муки
творческого поиска приводят одного из них в вагонный туалет,
где он - о счастье! - обнаруживает обложку журнала "Огонек" с
опубликованной на третьей ее странице песней "Юность строит
города". Песня была признана приличествующей, получила "добро"
"реперткома" и моментально вошла в "обойму".
И вот выходят ребята на сцену в своих черных очках и сви-
терах (имидж-то сменить не успели!), и хотя аудитория - не ба-
бульки, а турье, но это оказалось даже хуже. К песне публика
отнеслась не лучше, чем к декоративно-оптическим приборам, и в
зале поднялось нечто невообразимое.
Тут Ильдус и сказал свою магическую фразу (она, кстати, в
боковской версии звучит несколько иначе):
- Вы, ребята, видно в жизни не очень много понимаете, а
ведь почти все мы совершенно ничего не видим!
Никогда туристов нельзя было упрекнуть в душевной черс-
твости. Обстановка переменилась моментально. Выступление прош-
ло "на ура", и казанские "сироты" огребли то, что сейчас бы мы
назвали призом зрительских симпатий...

Кино как игра с неизвестным.

"Игра с неизвестным" - так назывался художественный
фильм, снятый на студии им.Довженко (Киев), где Юрий Кукин иг-
рал сам себя. А в главной роли был Олег Митяев.
И такой там был эпизод: Олег бредет по развалинам замка,
спускается в подвал, там паутина, крысы... Видит металлическую
дверь. Отгребает мусор и со скрипом ее открывает. Заглядывает
внутрь и с ужасом отшатывается: изо всех углов этого помещения
на него несутся грязные небритые люди - группа "ДДТ" Юрия Шев-
чука - с криками и песней о предчувствии гражданской войны.
Это не понравилось худсовету. Он велел вытащить рокеров
из подвала, причесать, постричь, побрить, одеть поприличней и
с хорошей песней вставить в другое место. А режиссеру все это
уже надоело, и он приказал монтажеру просто вырезать этот эпи-
зод и склеить с тем, что там по фильму идет дальше. Что будет,
то будет, плевать.
А монтажеру тем более плевать.
Фильм приняли.
И вот идет Митяев по подвалу, раздвигая паутину, открыва-
ет ржавую дверь и издает вопль ужаса. А там (выхолит, что за
дверью) сидит Кукин у себя дома на диване (в кадре - диван,
стена и сам Кукин). И теперь все думают, что Юрий Алексеевич
бомж и живет в подвале.

И петь НАМ, и весело петь!КСПшные анекдоты от
Берга.








От Лом
К Pout (16.01.2003 19:43:20)
Дата 17.01.2003 17:43:46

Ха... Лист Мебиуса...

>и проскребем наждачком всех идейных генераторов прежних времен. 99
>процентов - в утиль...

Ну и выразились вы, сколько людей столько мнений... Думаю что лучше такие фразы поразвернутее пускать, а то тут такая свалка начнется...

Значит, как я это понял (смысл тут двойной, а некоторые увидели по одному) -
вы ответили Игнатову тем, что пнули гуляющих с наждачкой и протирающих все до дыр... но при этом сам Визбор именно представитель "гуляющих с наждачкой". Наличие кукиша у него в кармане для меня напримен факт. То есть получается что пиная "гуляющих" вы в некотором смысле пинаете и Визбора как представителя оных, которого в то же время и пытаетесь защитить. Это и создало непонятки.

Мое отношение к Визбору легко-негативное, сам по себе Союзу он был неопасен, гораздо менее опасен чем Галич и Ландсберг. Не люблю я его просто за одну вещь, как и вообще многих других "бардов" - они не задали себе простейших вопросов - "Что же ты трешь, дурак?" и "Чего ты хочешь добиться своими песнями? Что хочешь изменить в людях?". Ответы бы их не обрадовали.

Во всем надо знать меру, кусок наждачки в кармане ношу и сам, потру чуток идейного и будет. Но тереть до дыр, нет уж не годится.

Смотрю сейчас на вашу дискуссию с СГ и Ольгой, опять многое непроговариваете и тут же уходите в детали, Ольга тоже, Сергей Георгиевич слишком ИМО обобщает, того и гляди спорить начнете, а говорите то все трое об одном слоне. Вон только self вас всех там "склеивает".


От Сысой
К Pout (16.01.2003 19:43:20)
Дата 17.01.2003 15:12:14

ДорОгой Армалинского?

Здравствуйте!

>и проскребем наждачком всех идейных генераторов прежних времен. 99
>процентов - в утиль...

У Армалинского что-то похожеее про Пушкина было только с сильно порно-уклоном.
Не ожидал от вас ...

Парамонов, собака, по Гоголю проходился (совершенно отвратительно), а Набоков, вроде, Лермонтова анализировал в таком же стиле.

Где-то у Мошкова был писатель (не помню кто, извините) мазал грязью Толстого, особенно его детские произведения ...

Хоть барды и не гоголи-пушкины были, а пачкотня не красит даже во имя идеи.

Лишь как бы пнуть. Грустно.

С уважением

От Pout
К Сысой (17.01.2003 15:12:14)
Дата 17.01.2003 19:28:11

Нэ спеши. Барды - скребем

песня такая была.
Сысой сообщил в новостях следующее:84022@kmf...
> Здравствуйте!
>
> >и проскребем наждачком всех идейных генераторов прежних времен. 99
> >процентов - в утиль...
>
> У Армалинского что-то похожеее про Пушкина было только с сильно
порно-уклоном.

Постановка была заявлена, по "пушкиным" -одно, по"муравейнику"- иное .
Не надо с хода вестись на одну первую фразу. Повторяю постановку,а
развернуто надеюсь после

=====
вообще в целом ан масс чуждая мне ксп-субкультура таки антисистемная.
Почему и отчего - вот на безличном муравейнике можно поскрести. Это
другой вопрос,чем персонально по каждому певцу и лирично. Поскольку это
тоже все было все мимо меня,только теперь задним числом сами они
наговорили и это меня лично -впечатляет.
=======
Но может "харизматики" тут не все, не всегда за своих последышей как за
родных отвечают.
И надо брать ЗДОРОВОЕ и преемственное, заниматься не только
"пороковидением"(скребя наждаком), но и "добро-видением". Это два разных
типа критики. Два разных типа инструмента
======

не увидеть второй половины постановки трудно.

что ксп-шная субкультура(как муравейник)стала контр-культурой,имхо видно
по ее коллективной мифологии. Этого еще мало,надо попытаться построить
гипотезу начального состояния.
Гипотеза строится на анализе основоположника и главы,харизматика -
Окуджавы
Вайль-Генис."Романтика"
Окуджава превращает Вселенную в свой личный мир. При этом смог обойтись
без сентиментальности. Точней она есть,но всегда оттенена иронией. Даже
всерьез написанная песенка про комиссаров в пыльных шлемах выволится на
другой уровень названием-"Сентиментальный марш"
В песнях Окуджавы идея интима доведена до бескрайних пределов. .. даже
к Всевышнему он обращается как к любимой"Господи мой боже,зеленоглазый
мой"
(про женщин опускаю, даю канву)
Вселенский интим Окуджавы стал квинтэссенцией бардовского жанра. Но это
и вершина творчества бардов - в нем сочетается романтизм
Кукина,музыкальность Клячкина,ироничность Анчарова,фантазия
Кима,суровость Визбора... Окуджава записал конспект настроений и эмоций
эпохи.

ключевые слова- про "интим". Берется как зацепка. См гипотезу о
выделении сектора самовыражения с ответе СГКМ



От Сысой
К Pout (17.01.2003 19:28:11)
Дата 17.01.2003 20:19:38

Пардон. Пропустил "вторую половину". Виноват-с (-)


От BLS
К Сысой (17.01.2003 15:12:14)
Дата 17.01.2003 18:09:22

Святослав Логинов, фантаст (-)


От self
К Pout (16.01.2003 19:43:20)
Дата 17.01.2003 09:30:22

я не совсем понимаю...

...мож потому, что по другому устроен?
Кукиш в кармане как добавочка для остроты ощущений, для "особости" ещё
как-то туда-сюда, но когда в меню (жизни) сплошной один перец?.... Тут уж
сплошная неадекватность, мягко говоря.
Трудно понять.



От Кудинов Игорь
К self (17.01.2003 09:30:22)
Дата 17.01.2003 13:45:34

Это вы пятым пунктом не вышли:) (-)


От Pokrovsky~stanislav
К Igor Ignatov (16.01.2003 00:26:02)
Дата 16.01.2003 03:23:23

Ре: Теоретический вопрос. Очень существенный.

>Поковырялся-поковырялся. Даже увлеся, рассказиков почитал - ендапировал аж в пять утра. Если бы кто мне сказал, что стану специалистом в биографии некто Визбора - не поверил бы.

>Действительно - не нашел компромата. Даже наоборот и с избытком. Но я всеравно настороже. Ну не может такого быть, чтобы Визбор не занимался чем-то антисоветским. Почему же его так интеля любят. Наверняка фигу в кармане держал :). Ведь даже некоторые писатели-ветераны скурвились, а он-то вообще 60-к. В общем, неспокойно у меня на душе :) Непорядок какой-то. Оказывается, я даже песенку одну его знал - "Солнышко лесное". Правда, непонятно, о чем она. Звучит так, как будто некий е-е... турист покрутил шашни с какой-то туристской во время отпуска и потом, значит, ему расставаться пора... Xотя, что-то в ней всеравно есть советско-ностальгическое...

На этом месте начинается вопрос о двух демократических течениях в инеллигенции. Этого-то никто и не хочет признавать. Было течение по укреплению СССР против тех самых упадочников, бездарей в высоких кабинетах, против прожигания жизни в кабаках. И было то, что вырастило предателей. Эти два течения шли близко. Шла мимикрия второго под первое. Я могу это утверждать на основании длительных наблюдений в этой среде. Наблюдений внимательного идеолога. Наблюдений за конкретными людьми. Да. Были драки на собраниях, да сносили комитеты. Сам таким был. И их борьба была как раз против нараставшего засилья будущих предателей. Те, против кого было направлено острие удара,- оказались именно теми, кто сегодня сидит в банках, получает доходы от приватизированной собственности. А мой товарищ по хунте, свергавшей такой комитет, малый предприниматель, занимается вывозом мусора, а из заработанного - издает научный журнал по химии.
Я очень хорошо ощущал неискренность участия карьеристов, будущих хозяев жизни, и в застольях, и в распевании тех же песен. Чужими они были. Но подстраивались под толпу.
В дальнейшем ранние откровенно просоветские демократические движения удивительно быстро были просто подмяты массовым притоком "дерьмократов" с изменением тональности и содержания лозунгов в считанные недели - на глазах. На моих глазах.

От Добрыня
К Pokrovsky~stanislav (16.01.2003 03:23:23)
Дата 16.01.2003 12:30:08

Совершенно точно.

Визбора очень любили "коммунары", и не особо - "диссиденты".

От Добрыня
К Igor Ignatov (11.01.2003 09:39:04)
Дата 11.01.2003 16:15:39

Песни просто замечательные сочинял.

ИМХО Визбор и Городницкий были лучшими нашими бардами.

В "17 мгновениях весны" играл. Бормана, похожего на Зюганова ;-)

От Igor Ignatov
К Добрыня (11.01.2003 16:15:39)
Дата 15.01.2003 23:56:35

Ре: Ну песми они все замечательные писали...

> ИМХО Визбор и Городницкий были лучшими нашими бардами.

>В "17 мгновениях весны" играл. Бормана, похожего на Зюганова ;-)

Знаем мы иx песни, соловьев ентиx, наслышаны... :)

От alex~1
К Сергей Гусев (09.01.2003 20:20:33)
Дата 10.01.2003 10:03:43

Re: Кстати, телевидение...

>Это вы напрасно. Большинство "песен века" в реанимации не нуждаются. А используют их так же, как и прочее советское культурное наследие. Именно советское, потому что авторская песня - порождение и принадлежность исключительно советского образа жизни. Демки утверждают, будто бы АП была формой протеста против "проклятого тоталитаризма" - это брехня. Того же Галича пели и слушали единицы, а коммуниста Визбора - миллионы.

Галич даже в большей степени, чем Визбор, "порождение и принадлежность исключительно советского образа жизни".

С уважением,
Александр

От Igor Ignatov
К alex~1 (10.01.2003 10:03:43)
Дата 11.01.2003 09:46:27

Ре: Так они же все - советский ексклюзив

Звиняйте, что встрял

>>Это вы напрасно. Большинство "песен века" в реанимации не нуждаются. А используют их так же, как и прочее советское культурное наследие. Именно советское, потому что авторская песня - порождение и принадлежность исключительно советского образа жизни. Демки утверждают, будто бы АП была формой протеста против "проклятого тоталитаризма" - это брехня. Того же Галича пели и слушали единицы, а коммуниста Визбора - миллионы.
>
>Галич даже в большей степени, чем Визбор, "порождение и принадлежность исключительно советского образа жизни".

Мы же об етом говорили не раз. Они все - и Галич, и Окуджава, и Борис Николаич и даже гайдарка - советские ендемики. Многие - еще и узко адаптированные реликты. Кто же об етом спорит? Быть настоящим антисоветчиком только реликтовый советянин и может.

>С уважением,
>Александр

С обоюдным.

От Сергей Гусев
К alex~1 (10.01.2003 10:03:43)
Дата 10.01.2003 17:50:57

Re: Кстати, телевидение...


>Галич даже в большей степени, чем Визбор, "порождение и принадлежность исключительно советского образа жизни".
Не согласен. Докажите.
>С уважением,
>Александр
Взаимно,
Сергей

От alex~1
К Сергей Гусев (10.01.2003 17:50:57)
Дата 13.01.2003 09:52:57

Re: Кстати, телевидение...


>>Галич даже в большей степени, чем Визбор, "порождение и принадлежность исключительно советского образа жизни".
>Не согласен. Докажите.

Прежде чем доказывать, хочу внести ясность.
Мою фразу можно понимать так:

Галич - более типичное порождение советского образа жизни, чем Визбор.

А можно так:

Галич более немыслим, чем Визбор, вне советского образа жизни.

Я имел в виду второе.
Галич в своей крайней [анти]советскости похож на С. Михалкова. Визбор (или, например, Высоцкий), принадлежат русской культуре (как и советской). Галич и С. Михалков (и Рязанов, и Аксенов, и Войнович, и Солженицын, и М. Захаров, и Ю. Любимов) - нет. Все это чисто [анти]советские художники. Интересные кому-то вне чисто советского мироощущения лишь как экзотические папуасы. Чтение для специалистов-этнографов - исследователей в области разрешенных (и хорошо поддерживаемых) бунтов на коленях времен совершенно конкретно периода истории СССР. Степень таланта - дело другое. Конечно, Галич талантливее аксеновых и тем более солженицыных, но это, в конце концов, не так уж много само по себе. :)

С уважением

От Сергей Гусев
К alex~1 (13.01.2003 09:52:57)
Дата 13.01.2003 17:59:37

По существу согласен,

по форме - выражайтесь точнее, плз :)

От Георгий
К alex~1 (13.01.2003 09:52:57)
Дата 13.01.2003 10:59:21

Может, Вы и правы... %-) (-)


От Сергей Гусев
К Almar (08.01.2003 16:04:54)
Дата 08.01.2003 18:29:53

Напрасно не любите всех

>Хорошая статья.
Мне тоже понравилась.

>2. Я помню, что фильм «Ирония судьбы...» в свое время активно использовался в публицистике для плевков в советское. Поводом был факт путаницы квартир: мол вот как жили - во всем типовом, одинаковом, никакой тебе индивидуальности. (Интересно, что уже где то в середине перестройки промелькнуло сообщение, что некие кинодеятели из США заинтересовались сюжетом и хотели его снимать, но уже применительно к Америке)
Действительно, в свежезастроенных районах (в Америке) тоже нетрудно заблудиться, хотя дома, казалось бы, разные.

>4. Заодно скажу, что с трудом перевариваю КСП-шную тусовку. Во всех этих Митяевых, Визборах и прочих мне видится какое то инфантильное слюнтяйство. Песни конечно душевные, но как то все однобоко, опять же может эта наигранная мягкость была как бы противопоставлением официальной советской песни, в которой преобладали мужественные нотки.
Внимательно послушайте песни Визбора и почитайте его прозу. Слюнтяйством там и не пахнет, совсем наоборот. Вообще авторская песня - явление очень широкое, разнообразное и имеет достаточно глубокие народные корни. Она и родилась-то как "туристская песня", а советский туризм был сугубо коллективистской средой, основанной в основном на "наших" принципах.
Тот же Визбор - член КПСС с 1967г.
>Во всяком случае, не могу отделаться от ощущения, что именно вот таким образом, жуя на КСП-шных слетах сопли, наша интеллигенция и профукала страну.
На КСП-шных слетах больше жрали водку, а соплями разве что закусывали :))
Правда, Грушинский фестиваль на раннем этапе истории был безалкогольным.