в точку попали с эндогенными опиатами. Биополитика
цитата из книги"Биополитика"
(автор как и 99 процентов упорно пишет _для_, У Маркса просто "опиум
народа")
======== наркомание .
С чисто нейрофизиологической точки зрения знаменитые слова К. Маркса о
религии как "опиуме для народа" можно понимать более буквально, чем
полагал сам Маркс8 (см. однако существенное замечание в конце этого
подраздела). "Вера как успокоение человека, источник понимания им своей
жизни, и вера как источник фанатизма, биохимически тождественны мягкой
эндогенной наркомании" (Хазен, 1998, С.73).
=======
Almar сообщил в новостях следующее:82527@kmf...
> >ближе в качестве аналогии, а распространение наркотиков. В данном
случае - моральных наркотиков (а кто знает, может соответствующие
аналоги наркотиков могут вырабатываться внутри организма).
>
> Крайний мистицизм действительно имеет много общего с наркотиком. По
крайней мере так считал психолог В.Райх, он писал, что марксово "опиум
народа" - больше чем метафора.
> ========
> "...Это вполне соответствует марксистской теории религии как опиума
для народа. Это более, чем метафора. Вегетотерапия смогла доказать, что
мистический опыт инициирует в автономном живом организме такой же
процесс, как и наркотик. Такие процессы представляют собой возбуждение в
половой системе, которое вызывает состояния, подобные наркотическим, и
стремятся к оргастическому удовлетворению."
> (В.Райх "Психология масс и фашизм")
Дело обстоит еще интересней, чем накомбинировал "не-естественник"
Райх.
В последние десятилетия биологи и медики этим много занимаются и
пишут - про естественные соединения-пептиды (опиаты),вырабатывающиеся с
организме человека. Есть несколько таких соединений, самое извесиное-
эндорфин (назван по идентичности структуры с растительным опиатом -
"внутренний морфин").
Его на жаргоне называют"гормон счастья". Книжки популярные на эти
темы читал давно. Вырабатывается он и при мышечных нагрузках, и от
алкоголя,и от других вещей и создает характерное чувство эйфории (или
пожиже- "гармонии"). У велосипедистов например это чувство, возникающее
на особом этапе длинной езды, называется "зона". Это калька с
английского - как и другой байкеровский сленг. В амер.сленге "zone"
имеет значения,связанные с термином"быть под нарк.кайфом", а "zoned
(out)" - быть в сотоянии анкотического или алкоголного опьянения.
"Въехать в зону" - на жаргоне байкеров значит испытывать вызванный
только ездой сильный наркотический кайф. В таком состоянии сильно
меняются ощущения(зрение тоже), даже травмы не чувствуются (вплоть до
переломов) и Вообще из-за моды на такую езду эйфория на дороге,особенно
шоссе,опасна - фанаты "зоны"попадают в немыслимые аварии. (Это
обсуждают на сайте байкеров, как форму "экстрима") . Потому что у
них(тренированных осбенно -эффект закрепляется)от долгой езды чувства
перестроены кайфом от выработанного внутреннего избытка эндорфина. У
меня такое чувство бывало эпизодически и на велосипеде(СтартШоссе
дальние заезды. Не на тяжелом байке, на легком как перышко) и на лыжах .
Тот же эффект зоны есть у бегунов (им сложней отключаться, это
называется и у них"мышечная радость" кажется. Надо до-о-олго и не
отгоняя собак бежать...фиг такой кайф найдешь).
Теперь продвинулись еще дальше ,см приложение.
Еще есть вполне особнованное утверждение,что алкогольные прситрастия
также вызваны тем,что организм вырабатывает эндорфин, и
тренированный -больше и с большим эффектом. Это получается "задешево
купленная организмом" "зона" или точней ее эрзац. Не надо ехать 2 часа и
мотать педали, просто кушаешь водку - и то же самое "ку-ку". Что и от
пасхальной заутрени...Базу учоные уже подвели!
Короче говоря, высказывание Маркса - _реализовавшаяся во плоти_
метафора.
(" идея стала материальной силой", как он же накаркал)."Опиум" человек
носит в себе и ,вырабатывая его при целом спектре дейстивй, испытывает
мощные около -наркотические ощущения и приходит в
состояние"кайфа-гармонии"
Вот интересно, реализуется ли при глубоком научном бурении такая же
суперметафора Льва Толстого про внутреннюю теплоту патриотизма...надо
эту биополитику еще почитать.
Взято с сайта лаб-рии биофака МГУ, адрес которого внизу
========
А.В.Олескин. Биополитика
Раздел шестой.
СОМАТИЧЕСКИЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) ФАКТОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ
Основной вопрос, решаемый этим биополитическим направлением: Как влияют
на политическую деятельность индивидов и групп людей их физиологические
(соматические) характеристики?
...
6.6.2. Нейротрансмиттеры и нейромодуляторы. Нейротрансмиттеры
(нейромедиаторы) необходимы для передачи информации от нейрона к нейрону
(или между нейронами и сенсорными клетками или клетками мышцы/железы).
Интересно, что за перенос информации между двумя нейронами через
разделяющих их синапс могут отвечать сразу несколько нейротрансмиттеров.
В этом факте усматривают еще один пример параллельного действия модулей
мозга - в данном случае нейротрансмиттерных систем. Говорят о
своеобразной "мозговой демократии", позволяющей мозгу частично
скомпенсировать дефицит одного нейротрансмиттера за счет использования
другого (Харт, 1998).
Среди многих сотен обнаруженных нейротрансмиттеров, наиболее важными
представляются следующие группы: (1) аминокислоты: глутаминовая кислота,
аспрагиновая кислота глицин, гамма-аминомасляная кислота (ГАМК); (2)
моноаминовые нейротрансмиттеры: серотонин, ацетилхолин, катехоламины
(адреналин, норадреналин, дофамин); (3) летучие неорганические
нейротрансмиттеры исследуемые в последние годы, особенно окись азота
(NO); (4) пептиды (например, вещество Р); многие из пептидов, впрочем,
чаще играют не непосредственно нейротрансмиттерную, а нейромодуляторную
роль - повышают или понижают эффективность переноса информации через
синапс, обслуживаемый другим нейротрансмиттером. Нейромодуляторная роль
характерна для эндорфинов и энкефалинов.
Каждый из нейротрансмиттеров характерен для определенной группы нейронов
(кластеров или цепочек). Дофамин, например, присущ группам нервных
клеток в некоторых районах среднего мозга; норадреналин - небольшому
кластеру в варолиевом мосту - синему пятну, участвующему в регуляции сна
со сновидениями (см. 6.5.2), а также прилежащим к нему участкам среднего
мозга. Cеротонин выделяется нейронами ядер шва в стволе мозга; аксоны
(длинные отростки) этих нервных клеток находятся в различных зонах
неокортекса и лимбической системы. Много серотонина содержится в
эпифизе, или шишковидной железе (рудименте третьего глаза,
функционирующего до сих пор у пресмыкающегося гаттерии). Здесь серотонин
превращается в мелатонин. Мелатонин совместно с серотонином регулирует
цикл сна и бодрстовования. В частности, мелатонин вырабатывается в
темноте и способствует сонливости и засыпанию человека в темное время
суток. Ацетилхолин транспортирует информацию не только от нейрона к
нейрону, но и от нейрона к мышечной клетке (действие яда кураре
основано на предотвращении переноса команды с нейрона на мускульную
клетку при участии ацетилхолина).
Уровень нейротрансмиттеров в значительной мере определяет поведенческие
возможности животного или человека, тонус, настроение и др. Ацетилхолин
важен для первоначального запоминания новой информации и последующих
процессов консолидации памяти (придания ей устойчивого долговременного
характера). Нехватка дофамина в сответствующих участках мозга ведет к
потере инициативы (к "сидению и мечтанию"), более серьезный дефицит - к
полной невозможности совершить активное действие; дальнейшее развитие
этого состояния может вести к синдрому Паркинсона. Избыток дофамина
способствует поведению, связанному с "поиском наслаждений"
(гедонистическое поведение) - от вкусной еды6 до интересного
видеофильма, но слишком существенный избыток этого нейротрансмиттеров
рассматривается, по одной из гипотез, как причина шизофрении (Харт,
1998).
Крыса независимо от уровня дофамина в мозгу отличает вкусный сладкий
сахар от горького порошка хинина, но стремление к вкусному "блюду" у нее
возрастает по мере повышения уровня этого нейротрансмиттера. См.
Berridge K.C., Robinson T.E. What is the role of dopamine in reward:
hedonic impact, reward learning or incentive salience? file://Brain
Res.: Brain Res. Rev. 1998. V.28. N 3. P.309-369.
Особое биополитическое звучание имеют исследования эффектов серотонина,
так как опыты М.Т. МакГвайера и других ученых показали его роль в
определении социального статуса и упорядочении ранговой иерархии у столь
различных существ как сверчки, омары и обезьяны. Установлено, что более
высокие уровни серотонина соответствуют более высокому рангу в иерархии
(McGuire, 1982; Masters, 1994; Raleigh, McGuire, 1994). Так, доминант в
группе зеленых мартышек-верветок имеет больше серотонина в сыворотке
крови и прдукта переработки серотонина 5-гидроксииндоуксусной кислоты в
спинномозговой жидкости, нежели подчиненные особи.
Изменение социальной ситуации меняет уровни серотонина (и других
нейротрансмиттеров) у соответствующих индивидов. Отсаживание доминанта в
отдельную клетку, так что он теряет контакт с подчиненными и не видит их
сигналов повиновения, ведет к постепенному снижению серотонина до
уровня, свойственного недоминирующим обезьянам (Raleigh, McGuire, 1994).
Высокий уровень серотонина, характерный для доминанта, коррелирует с
пониженной агрессивностью и более частыми актами неагонистического,
лояльного поведения у доминанта по сравнению с недоминирующими особями.
Например, доминант занят примирением конфликтующих особей. Иерархия
доминирования у верветок в основном относится не к агонистическому, а к
гедонистическому, основанному на повышенном интересе к доминанту, типе
(см. 5.14.2 выше).
Данные Мадсена (Madsen, 1994; см. также Masters, 1994) о роли серотонина
у Homo sapiens выявили более сложную картину: (1) у людей с
"маккиавелиевским типом личности" (агрессивных, властолюбивых,
целеустремленных, аморальных) социальный ранг нарастает по мере
повышения уровня серотонина в крови; (2) у людей противоположного типа
личности - "уступчивых моралистов" социальный ранг убывает по мере
повышения уровня серотонина. Одно из возможных объяснений - серотонин
(при его достаточном уровне) проявляет истинный тип личности человека,
он становится "самим собой", как говорил тролль в "Пер Гюнте" Ибсена.
Если же имеется дефицит серотонина , то, независимо от типа личности,
наступает депрессия и снижение контроля за импульсивным поведением.
Дефицит серотонина стимулирует некоторые виды агрессии, в частности,
агрессивность, вызванную страхом. У мартышек-верветок низкий уровень
серотонина в сыворотке крови коррелирует с повышенной агрессивностью,
подрывающей стабильность биосоциальной системы. Как и у человека,
поведение приобретает импульсивный характер: мартышки забывают
социальные нормы и атакуют особей высокого ранга (мартышки совершают
аналоги противоправных действий в человеческом обществе, Raleigh,
McGuire, 1994).
Однако хладнокровное, целенаправленное самоутверждающее (ассертативное)
поведение, также часто вовлекающее элементы агрессии, наоборот,
свойственно индивидам с высоким уровнем серотонина. Конечно, нельзя все
сводить только к низким или высоким уровням серотонина. От типа личности
(включая характерные для нее уровни других нейротрансмиттеров) зависит,
каковы будут последствия, например, снижения активности серотониновой
системы мозга: депрессия, самоубийство, убийство, поджог или отсутствие
социально опасных результатов (Masters, 1994). Так, снижение уровня
серотонина в мозгу вместе с повышением уровней катехоламинов
(норадреналина, дофамина) - предпосылка повышенной социально опасной
агрессивности (И.П. Ашмарин, устное сообщение).
Изучена роль серотониновой системы мозга в таких патологических
состояниях, как сезонное функциональное расстройство (СФР) и
предменструальный синдром (ПМС). В обоих случаях к симптомам болезни
относятся депрессия, тревога, нередко та или иная степень ослабления
контроля за импульсами. При СФР эти явления наступают в осенне-зимний
период, сопровождаются удлинением сна и связаны с активацией синтеза
мелатонина, который предположительно подавляет активность серотониновой
системы. ПМС наступает в последние дни менструального цикла, причем
смена гормонального фона в этот период также сказывается на уровне
серотонина в мозгу (пример рассмотрен выше, 6.2.). Дефицит серотонина
способствует алкоголизму (алкоголь временно повышает уровень серотонина,
но в долговременной перспективе понижает его). Интересно, что у
мартышек-верветок особи с низким уровнем серотонина также склонны к
употреблению алкоголя (Raleigh, McGuire, 1994). Предполагается роль
нарушений в серотониновой системе при шизофрении и болезни Альцгеймера.
Эти недуги, впрочем, вовлекают и другие нейротрансмиттеры - при
шизофрении характерен избыток дофамина, а при болезне Альцгеймера -
дефицит ацетилхолина, отвечающего за процессы запоминания новой
информации.
Препараты прозак (флуоксетин), золофт (сертралин) и паксил
(пароксетин), повышают в организме содержание серотонина или стимулируют
его активность, тем самым преодолевая депрессию и другие состояния,
связанные с дефицитом серотонина в мозгу. По ощущениям принимавших
прозак пациентов, депрессия отступает, появляются надежды и планы на
будущее. Окружающая действительность обретает вкусы и запахи, "оттенки
серого сменяются натуральной цветной гаммой" (Мир-Касимов, 1999).
Интересно, что прозак, наиболее широко известный за рубежом препарат (в
США вышла книга "Prozac Nation"), в то же время несколько стандартизует
человеческую личность (все становятся улыбчивыми, работоспособными и
т.д.), вызывая тревогу по поводу возможного варианта реализации
орвэлловских утопий. Повышение уровня серотонина естественным путем дает
диета, богатая триптофаном и бедная белками и "пустыми" углеводами (см.
6.7.).
Весьма существенное влияние на уровни серотонина и дугих нейромедиаторов
оказывает социальная среда и связанные с ней переживания. Потеря
близкого человека ведет к снижению уровней серотонина и норадреналина, в
мозгу человека . Изменения уровней нейротрансмиттеров наблюдаются
вследствие не только реальных, но и воображаемых (или ожидаемых)
социальных событий - это так называемая интериоризованная социальная
среда. Ожидание важной победы или сексуальная фантазия вызывают
повышение уровня серотонина; уровни норадреналина и дофамина при этом
могут снижаться (McGuire et al., 1998).
Окись азота привлекает интерес биосоциологов, поскольку именно это
вещество вырабатывается кожей при взаимных ласках (груминге) у животных
и человека. Как летучее низкомолекулярное вещество, NO легко проникает в
мозг, где и вызывает эффект, улучшая настроение. Мыши с
нефункционирующей NO-синтазой характеризуются повышенной агрессивностью
по отношению к чужакам и друг к другу, а также частыми попытками
копулировать с сексуально неактивными самками (что мыши с нормальным
генотипом предпринимают намного реже). Те же отклонения в социальном и
сексуальном поведении (наряду с некоторыми другими поведенческими
аномалиями) присущи и группе мышей с дефектным геном, отвечающим за
синтез фермента моноаминооксидазы А, вовлеченного в расщепление молекул
нейромедиаторов серотонина и дофамина7. Тот факт, что у людей мутация по
гену моноаминооксидазы А также ведет к повышенной импульсивной
агрессивности, в том числе в сексуальных ситуациях, демонстрирует
приложимость "мышиной" модели к изучению некоторых аспектов
человеческого социального поведения. В человеческом обществе сексуальные
маньяки и серийные убийцы могут иметь дефект по NO-синтазе. У мышей
мутанты с отсутствием одного из типов рецепторов к серотонину (типа
5-HT1B) также отличаются резко повышенной агрессивностью.
Tecott L.H., Barondes S.H. Behavioral genetics: genes and aggressiveness
// Curr. Biol. 1996. V.6. N 3. P.238-240.
Пептидные нейромодуляторы (эндорфины, энкефалины), являясь
болеутоляющими веществами и "веществами удовольствия" (они вызвают
эйфорию - ощущение счастья), представляют собой внутреннюю "награду"
индивиду за то или иное поведение. Именно химическое сходство
эндорфинов, вырабатываемых самим мозгом, с морфином, обусловливает
возможность пристрастия людей к морфию, опиуму и аналогичным препаратам.
Религия дает человеку комплекс положительных эмоций, связанных с
усиленной выработкой эндорфинов и других "веществ удовольствия". С чисто
нейрофизиологической точки зрения знаменитые слова К. Маркса о религии
как "опиуме для народа" можно понимать более буквально, чем полагал сам
Маркс8 (см. однако существенное замечание в конце этого подраздела).
"Вера как успокоение человека, источник понимания им своей жизни, и вера
как источник фанатизма, биохимически тождественны мягкой эндогенной
наркомании" (Хазен, 1998, С.73). Эндорфины, энкефалины и другие вещества
сходного действия подкрепляют собой альтруистические акты и - что важно
для стыка биологии и юриспруденции - вырабатываются у законопослушных
людей, вознаграждая их за соблюдение законов, даже если оно чревато
отрицательными последствиями с эгоистической точки зрения (Gruter,
1991). Подобные факты представляют своеобразный нейрофизиологический
базис для направлений биополитики, связанных с био-юриспруденцией
(био-законодательством в классификации А. Влавианос-Арванитис) -
приведением юридических норм и законов в соответствие с
биологически-детерминированными сторонами природы человека (см. 7.4
ниже). Интересно, что некоторые из "веществ удовольствия" являются
весьма эволюционно-консервативными. Например, один из эндорфинов
(b-эндорфин) содержится у одноклеточных существ, таких как инфузория
Tetrahymena pyriformis и амеба Amoeba proteus.
Danielli J.E. Altruism and the internal reward or the opium of the
people // J. Soc. Biol. Structures. 1980. V.3. P.87-94.
Наряду с эндорфинами и сходными с ними соединениями, имеются и пептидные
факторы, оказывающие противоположное действие на мозг, что также
представляет биополитический интерес. Так, пептид холецистокинин
вызывает у людей состояние паники. Подобные пептиды, вероятно, вовлечены
в поведение мечущихся в испуге толп людей; в то же время, холецистокинин
и его более стабильные аналоги могут быть использованы для
преднамеренной модификации поведения людей в тех или иных целях.
Био-юриспруденция и, в частности, вопрос о роли нейротрансмиттеров и
других сигнальных веществ в криминальном поведении находится в центре
внимания Р. Мастерса, М. Грутер, М.Т. МакГвайра и других представителей
международного Грутеровского института права и поведенческих
исследований. В настоящее время наши знания о нейрохимии продвинулись в
такой мере, что становится реальностью целенаправленная модификация
человеческого поведения, а также состояния здоровья. Такая модификация
поведения, если она предпринята со злым умыслом, вполне может быть
рассмотрено как новый вид преступлений, в том числе и совершаемых с
политическими (и даже военными) целями. Одной из задач международного
биополитического сообщества и должна быть борьба с посягательством на
право каждого индивида самому распоряжаться своим поведением (если оно
не является противоправным).
...
Virkkkunen M., DeJong J., Bartko J., Goodwin F.K., Linnoila M.
Relationship of psychobiological variables to recidivism in violent
offenders and impulsive fire setters: a follow-up study // The
Neurotransmitter Revolution. Serotonin, Social Behavior and the Law /Ed.
R.D. Masters, M.T. McGuire Carbondale; Edwardsville: Southern Illinois
University Press.1994. P.86-95.
...
Попытки совершить преступления ради внутренней нейрохимической "награды"
(cм. предшествующую страницу) - частный случай более общего явления,
которое можно обозначить как стремление к достижению
нейрофизиологического гомеостаза (McGuire et al., 1998), понимаемого как
состояние равновесия между различными, часто противоположно
направленными, соматическими факторами. В частности, гомеостаз (или
отрегулированное состояние организма ) предполагает оптимальные, взаимно
сбалансированные концентрации различных нейротрансмиттеров,
приспособленные к социальным условиям. Нейрофизиологический гомеостаз
соответствует чувствам комфорта, контроля над собой, вовлеченности в
социальную жизнь. Многие поступки людей, даже если они не приносят им
ощутимой пользы, подкрепляются достижением приятного состояния
нейрофизиологического гомостаза. Этому способствует, например, высокий
социальный статус, при которым, как мы видели выше, у обезьян и многих
людей (маккиавеллевский тип) возрастает уровень серотонина. Идеологии
различного толка оказываются эффективными - находят много сторонников -
если они способствуют достижению внутреннего гомеостаза, т.е. создавают
у человека чувство уверенности в себе, осмысленности его жизни, участия
в важном для общества деле и др. (см. об идеологии 5.16.3). В
особенности социально изолированные индивиды стремятся к идеологическим
установкам как источникам смысла жизни и генераторам оптимальных уровней
нейротрансмиттеров. Однако, если индивид принимает социально
непопулярную идеологию, как например коммунизм во многих частях
cовременных США, то негативные реакции других людей окажут на него
эффект, уводящий этого человека далеко от состояния гомеостаза .
Подчернем, что мы не собираемся сводить все богатство содержания любой
идеологии и вообще системы взглядов только к ее нейрофизиологическому
влиянию. Это влияние имеет место, но такое объяснение эффективности
идеологии, несомненно, однобоко и дает ограниченные результаты, что
особенно ощутимо при попытке дать чисто нейрохимическое объяснение
религиозного поведения людей. Известно, что, скажем, христианин лишь в
некоторые мгновения испытывает комфорт, защищенность, радость из-за
своей религиозной детельности (как это бывает на празднике Пасхи).
Верно, что в эти минуты у него не может не наблюдаться и
нейрофизиологический гомеостаз, внутренняя гармония. Но ведь истинный
христианин часто готов и поскупиться своим внутренним состоянием ради
веры - например, когда он соблюдает пост или недосыпает, чтобы
помолиться в церкви. Биополитика показывает нам как возможности
"животных", соматических интерпретаций человеческого социального
поведения, так и неизбежные границы, за которыми имеется уже уникально
человеческая духовность11.
Упомянем, однако, раздел 2, где говорится о градиентной природе
человеческих специфических черт. Духовность, по крайней мере как
нравственность и этика, уже "слегка намечена" у высших животных, о чем
убедительно говорит приматолог Ф. де Вал в книге "Добрые по своей
природе", de Waal, 1996
...
Представляется, что понятие "нейрофизиологический гомеостаз" есть
частный случай более общего понятия "внутренняя гармония". Здесь мы
наталкиваемся на уже рассмотреный философский вопрос о коэволюционном
взаимодействии не только между сигнальными агентами (и вообще разными
модулями человеческого мозга, и в целом тела человека), но и между
уровнями человека - в частности, между витальным (куда по сути относится
наша "сома"), ментальным, духовным (см. 2.5.). В таком понимании
"внутренняя гармония" и есть то, к чему стремится человек на путях
своего всестороннего, в том числе религиозного, развития.
Нервная система - координатор деятельности всех органов и систем
организма. Она контролирует репертуар социального и политического
поведения человека. По убеждению Р. Мастерса, все серьезные теории,
объяснявшие человеческое поведение в приложении к политике, опирались на
ту или иную модель нервной системы. Мозг, как и вся нервная система,
представляется совокупностью блоков, выполняющих определенные комплексы
функций. К числу самых крупных модулей мозга относятся: рептилиальный
мозг, лимбическая система, неокортекс (новая кора), которые
последовательно формируются в ходе эволюции. Политическая деятельность
во многом опирается на эволюционно примитивные формы социального
поведения (поведение возбужденнной толпы порой столь "неразумно", что
напоминает поведение скопления существ, имеющих лишь рептилиальный
модуль, и то в неразвитой форме). Биополитики обращают внимание на
политически важные функции лобных долей мозга и на значение асимметрии
его полушарий. Поведенческие возможности человека в существенной мере
зависят от концентраций нейротрансмиттеров (серотонин, дофамин,
норадреналин и др.). Дефицит серотонина, например, вызывает депрессию и
ослабление контроля над импульсами, что имеет криминогенное значение.
Идеологии различного толка оказываются эффективными - находят много
сторонников - если они способствуют достижению внутреннего гомеостаза -
чувства уверенности в себе, осмысленности жизни, участия в важном для
общества деле и др. Одним из аспектов внутреннего гомеостаза является
достижение оптимального уровня нейротрансмиттеров.
> Короче говоря, высказывание Маркса - _реализовавшаяся во плоти_
>метафора.
>(" идея стала материальной силой", как он же накаркал)."Опиум" человек
>носит в себе и ,вырабатывая его при целом спектре дейстивй, испытывает
>мощные около -наркотические ощущения и приходит в
>состояние"кайфа-гармонии"
> Вот интересно, реализуется ли при глубоком научном бурении такая же
>суперметафора Льва Толстого про внутреннюю теплоту патриотизма...надо
>эту биополитику еще почитать.
Опасное это дело - искать такие "реализации во плоти" высказываний разных великих людей. С "опиумом для народа" еще ничего - про воздействие религии и др. давно догадывались, а про "внутреннюю теплоту" и не начинайте - зайти можно далеко. Мусульмане, например, в Коране полное описание развития эмбриона нашли, и все законы математики... Методом глубокого научного бурения.
да грешен аз, об чем речь. Дальше там ведь у меня еще круче -гляньте (а
я этого, с биофака , пока дальше поскребу,за такими нужен глаз да
глаз..). И порой кощунственней. Насчет сравнения пасхальной заутрени с
байкерской "зоной" и даже с зеленым змием, с этиловым спиртом, будь он
неладен
...но ведь гениально Маркс-то угадал , са-та-на...
И потом. Прощать надо сегодня друг другу. Обычай такой. Канун праздника
. Потом на святках еще оттянемся...