Дело в том, что представлять древние времена как царства всеобщего насилия - это совершенно неправильно.
У кочевых народов центральной Азии практичсеки отсутствовала социальная дифференциация. Почему? Буран или засуха - и владелец самого большого стада (а богатство там измерялось поголовьем скота) мог остаться без всего. Поэтому он был вынужден делиться с другими членами своего племени - приходило время, и делились уже с ним.
Чем дальше в глубь веков, тем более человек зависим и несвободен - он связан не формализованными законами, а системой табу, обычаями небольшого своего социума.
В эпоху Просвещения был принят взгляд на предыдущие эпохи как на царство насилия и произвола, прикрытого обманом. Просветители рассматривали религию как сознательный и необходимый обман. Отсюда - и все робинзонады.
Ну, а что не свободу, а более комфортную клетку ищут на Западе наши интеллигенты - это я уже писал. Что Россия, лишенная и восточной клановости и западной буржуазности на текущий момент самая свободная страна в мире - тоже.
>Дело в том, что представлять древние времена как царства всеобщего насилия - это совершенно неправильно.
Есть определенная общая тенденция. Просто надо уметь выделить знаковое социальное явление. Вот простой пример - европейское дворянство всего 300 лет назад имело легитимное право на убийство друг друга в дуэлях. Через 100 лет за такое убийство уже судили, то есть оно потеряло легитимность. Сейчас такое право немыслимо.
Другой пример - античной рабство. Общество признавало за частным лицом практически неограниченную власть над другим частным лицом, и наиболее важен тут фактор насилия. Раба можно было силой принудить к чему либо или просто убить (хотя последнее право часто ограничивалось законами).
Если пойти дальше в глубь времен (не календарных, а общественных), то мы можем обнаружить некую добиблейскую мораль, которая была свойственна обществу "до Библии". Фактически, в Библии описано революционное изменение представления общества о справедливости. Она отрицает право сильного в пользу равного воздаяния. Скажем "до Библии" убийство сильным слабого считалось справедливым. Ведь он же - сильнее, вот и делает что хочет, все верно. А "после Библии" справедливым стал принцип "глаз за глаз", вне зависимости от силы или слабости субъекта права.
>Если пойти дальше в глубь времен (не календарных, а общественных), то мы можем обнаружить некую добиблейскую мораль, которая была свойственна обществу "до Библии". Фактически, в Библии описано революционное изменение представления общества о справедливости. Она отрицает право сильного в пользу равного воздаяния. Скажем "до Библии" убийство сильным слабого считалось справедливым. Ведь он же - сильнее, вот и делает что хочет, все верно.
Вот, повторюсь -- никогда! В человеческом обществе позволено существововать физически слабому Мастеру по каменным топорам и много кому еще. Если БЫ не это, единственным осмысленным занятием было БЫ качание мускулов.