self сообщил в новостях следующее:81750@kmf...
> ========
> > Побиск Георгиевич являлся гениальным разработчиком сложного метода
синтетического диалектического мышления. Для данного метода мышления
необходимо выявление тех процедурных форм и способов, которыми он
осуществлялся. Только тогда его можно использовать, чтобы помыслить, а
потом на основании этого мышления построить действие в такой сложнейшей
глобальной системе, которой является универсум.
>
> > Важнейший пункт, который тоже требует специального обсуждения, - это
> вопрос о том, как связано синтетическое мышление, осуществляющее
> продвижение в разных областях практики, с возможностью его реализации
и
> осуществления действия. Здесь у Побиска Георгиевича было свое
> перепрочтение Гегеля,...
>
> > Другой пример - это совершенно особое понимание Гегеля,
> когда Побиск Георгиевич вдруг вас сразу оглушал вопросом: можно ли
> пространственно представить всю систему Гегеля в виде некоторого
> *геометрического*** тела? И потом показывал, как движение категорий
может
> быть представлено именно в виде пространственного тела. При этом
> демонстрируя спокойное понимание того, где остановился Гегель, что
> осталось скрыто и не объяснено Гегелем и следовательно, является
> важнейшей.
> ==============
>
Насчет сугубой гениальности -надо делать скидку на пафос Громыко,это
все же с мемориального симпозиума доклад.Геометрический язык и его
производные вообще очень широко использовался Побиском и вовсе не только
ради наглядности. На концептуальном уровне лучше всего короткое введение
в"геометризм" изложено в статье, которую приносил Айша с сайтиа
ноолаб.ру
А название моего постинга - это название самой первой газетной
статейки,.появившейся в Интернете, с интервью Побиска.
> Важно отметить образность, "геометричность" представления некоторых
знаний.
>
>
> В раздел "Образование" нашего сайта необходимо добавить что-то типа
"Введение в философию и начала анализа".
Лучше весго было б -лекционный курс
> Туда поместить и те студенческие зарисовки, что Вы постили (типа, где
бы были и апории Зенона) и авторов - Перельманов по философии (с упором
не столько на историю, сколько на этапы развития методологий, мышления).
Очень не хватает этого переходного звена, начальной ступени.
Да, я помню, для первокурсников или старшеклассников курс таких ярких
коротких лекций. "Первым делом девы отвезли юношу к богине Дике"
.
> "Музыкальность фразы" для них имеет большое, если не главное,
значение. Если использовать эту сторону, например, в виде
забавно-поучительных философских эссэ?
Вот те лекции и взять за ориентир. Там добавить еще Лосева про
ср.века,схоластов, и Ильенкова ссылки на "Диалектическую логику" -
исторические очерки,про философию Нового времени (от Декарта до Гегеля).
По ходу предмет усложняется. Есть как ориентир правда такие
книжульки -"Кант для начинающих"."Гегель для начинающих", они выходят в
желтых обложках, по 20руб штучка,сейчас широко продаются. С комиксами,
картинками, художник подобран тоже интересный. Надо сказать, впечатляет
и реализована идея здорово - но это несколько другой ход, это для общего
развития и эрудиции заточено. А не на "операционную"работу, на овладение
минимумом по той же диалектики.
Да,еще в интернете (в ньюсгруппах)есть ликбез по современной диалектике
Михаила Грачева,он его постоянно пополняет -можно просто сетевые ссылки
делать на обсуждение,там живой диалог .на простом языке, и даже грызня
почище нашей. Только перья летят
Статьи по гнездовым статьям в старой Философской энциклопедии (1960х)
Лосев и другие писали так - историческая часть, сжатый обзор _вклада
персоналий_, потом - концептуальная. Историческое (через личности)- и
логическое. Эти статьи (по типу их строения )можно посмотреть у
Ильенкова,"Субстанция" скажем и т.п. На сайте два десятка статей.
Содержание порой несколько устарело,но концептуально верный ход.
Правда,там было аж 5 томов,хотя редактирование зверское -Лосева резали,у
меня есть отдельный сборник полных текстов необразанных версий статей.
Ильенков рассорился и ушел на 5 томе. Но в целом,зверское редактирование
и конкуренция шли на пользу
Вот тут "геометризация" сжато, ну очень сжато ( в начале материала -это
сдатый конспект всей "побискологии среднего периода". В 70е ему в печать
концептуально удавалось давать редкие материалы,зато плющили Побиска,
чтоб излагал по возможности ясней ) http://www.nlgroup.ru/default.htm
Про то, как Гегель помогал строить лунную станцию.
Побиск Георгиевич Кузнецов окончил военноморскую спецшколу. Просился
добровольцем на фронт. Не взяли, не хватило лет. Поступил в танковое
училище. Воевал в гвардейской танковой бригаде командиром взвода
разведки. Под Ржевом участвовал в рукопашном бою, получил тяжелое
ранение. После стал неистово учиться, увлекся философией и политикой.
После попытки создать научно- студенческое общество его обвинили в
создании антикомсомольской контрреволюционной организации. Военный
требунал судил его за терроризм. получил 10 лет лагерей. В лагерях
Норильского горнометаллургического комбината Побиск Кузнецов общался с
видными учеными: академиком Федоровским Н.М. - основателем института
прикладной минералогии, доктором химических наук Фишманом Я.М. (в
прошлом начальник химического управления Красной Армии); доктором
химических наук Левиным П.И. - заведующим аналитической лабораторией. С
некоторыми из них Побиск работал над решением актуальных научных
проблем, опережающих по своему уровню разработки институтов Академии
Наук. Благодаря хлопотам друзей и коллег был восстановлен в партии.
П.К. - автор множества работ по математике, физике, экономике,
философии, где он сделал важные открытия.
(По материалам "Поколение" N2).
- Побиск Георгиевич, как получилось, что вы стали заниматься философией?
- Мой отец был философом; однажды я видел, как он читал лекцию перед
военными о переходе от тактики линейной войны к тактике маневренной: сам
он при этом в военном деле ничего не смыслил - танк от пушки не мог
отличить; слушавшие же его были уверены, что у него военное образование;
после лекции я спросил у него, как ему удалось так всех охмурить. На это
он мне ответил: "есть такая вещь - диалектика... Я хорошо знаю стратегию
и тактику партийной борьбы, поэтому я и про военную борьбу могу
рассказать". Что это значит? Что закономерности можно переносить из
одной области в другую. Потом, после ранения, когда я стал готовиться
поступать в учебное заведение, я стал читать Энгельса, удивляясь тому,
что он пишет про все подряд. Не может же он во всех науках все понимать.
Я думал над тем, действительно ли вопросы, которые он ставит, есть у
науки. Это было в 44 году. Я решил организовать научное студенческое
общество для решения этих проблем. Откуда возникает жизнь? Куда девается
рассеивающаяся в мировом пространстве лучистая энергия, излучаемая
звездами? За создание антикомсомольской якобы организации мне дали
десять лет, но вопросы-то остались. Не думаю, что и сейчас на подобные
вопросы кто-нибудь отвечает. Что я хотел бы вам сказать прежде всего? На
сегодняшний день кончилось время кустарей-одиночек, т.е. одиночных
ученых и всяких научных школ. Я был главным конструктором системы
управления для разработки систем жизнеобеспечения. Там возникает
сложнейшая задача: на каком основании шесть тысяч человек - профессора,
доктора, все - талантливые люди - захотят работать вместе? Заставить их
нельзя. Их практически невозможно соорганизовать, так как каждый
разговаривает на своем птичьем языке. И то, что требуется сделать, не
может никто в отдельности, но только все вместе!
- А что это был за проект?
- Была создана лунная станция; предполагалось, что ракеты полетят на
луну, и нужно было спроектировать полную истему жизнеобеспечения для
космонавтов. Такая система жизнеобеспечения является микромоделью
системы жизнеобеспечения на Земле. При условиях, что есть ООН, Юнеско,
философы, психологи, вполне возможно решить проблему, как должны
нормально жить люди на Земле, то есть спроектировать систему
жизнеобеспечения. Наверное даже, это самая важная задача. Кто должен
решать эти задачи? Профессий тысячи, но никто этого не может. Следует
сделать одно важное замечание. Все мои жизненные принципы основываются
на представлении о том, что человек ответственен перед теми, кто будет
жить после него. Но мы никогда не можем точно знать, не умрет ли наша
идея сразу же после ее создания. Должен быть критерий того, что
сохраняется, а что нет. Для этого и были придуманы объекты, которые не
изменяются со временем, -- математические объекты, которые тождественны
самим себе. Таким образом закрепляется нечто понятое человеком. Для чего
я это говорю? К вопросу о законах исторического развития, который важно
обсуждать в связи с тем, о чем говорилось выше. Применяя математику к
данной области, я могу понять, что изменяется, а что остается
неизменным. Каждый человек имеет бюджет личного времени 8.760
человекочасов в год. Эта величина остается постоянной. Далее, я делю это
время при помощи категориальной пары на свободное и необходимое.
Необходимое время люди тратят на то, чтобы восстановить то, что само
время разрушило, время простого воспроизводства. Граница между свободным
и необходимым временем по ходу истории смещается в пользу свободного.
Необходимое время не есть свободное время; и наоборот: свободное время
не есть необходимое. Но оказывается, нужно еще кое что сделать, чтобы
получить полную картину. Ведь необходимое время и есть свободное, и
наоборот. Развитие осуществляется только за счет свободного времени, и
свободное время необходимо для развития. Другой пример - из "Капитала".
Капитал - постоянный и переменный. Маркс говорит: постоянный капитал не
есть переменный, а переменный не есть постоянный. Но следовало бы
продолжить: постоянный капитал и есть переменный, и наоборот. Постоянный
капитал становится переменным, если технические средства умирают раньше
их технического износа за счет изобретения новых. А переменный капитал -
люди, которые все это придумывают, - становится постоянным капиталом и
подлинным богатством общества. У Маркса не хватило времени дописать
"Капитал", но метод-то его действует. Диалектической логике никогда не
обучали. Или - из области военной жизни: война не есть мир, а мир не
есть война. Политика же не меняется, а средства ее проведения меняются.
Чем больше категориальных пар у вас на вооружении, тем больше различений
вы можете проводить. Валовой продукт в мире не меняется, но доля
различных стран в нем меняется, уменьшается или растет. Политический
лидер старается увеличить долю своей страны в мировом продукте. А
сделать это можно либо с помощью вооруженного захвата, либо увеличивая
производительность труда. Таким образом, мы получаем четкий критерий для
оценки речей политиков.
- Вы сейчас применяете этот метод на разных предметностях. А как вы
выходили на сам этот метод? Связано ли это с тем, что Ильенков делал?
- Конечно! Мы с ним старые друзья, он - на три месяца старше. Но я не
знаю, кто сейчас является подлинным наследником Ильенкова. Я был занят
конкретными вещами, что Ильенкова очень интересовало. В 1958 году возник
спор, должен ли философ заниматься конкретными вещами. Мы с Ильенковым
при этом остались вдвоем: все остальные говорили: а когда же мы будем
философствовать? Меня интересовали проблемы физики, химии; Ильенкова
же - работа со слепо-глухо-немыми детьми. Но вернемся к тому, с чего мы
начали. Я, на примере системы жизнеобеспечения стал показывать одну
очень важную вещь. Если науки все время расползаются в разные стороны,
то подобного рода проекты, где нужны все профессии, собирают их обратно.
- А для Вас работа главного конструктора и философа - это одно и то же?
- Абсолютно верно! Работа главного конструктора и умение категориально
осваивать разные предметные области показало, что философские
категориальные пары имеют свои разные специфические названия в разных
предметных областях. На категориальную пару, как на шампур, можно
нанизывать собственный жаргон этих областей.
- Итак, работа философа от работы предметника отличается умением
работать с категориальными парами?
- Нет, вряд ли. Ведь нужно еще знать, как устроены математические
теории - мир объектов, тождественных самим себе. Нужно уметь строить
теории на заданную предметную область. Вообще-то, мне вообще странно,
когда вы спрашиваете о философском-нефилософском... Ведь природа одна.
Когда вы способны перейти из одной предметной области в другую и на их
профессиональном жаргоне объяснять им те вещи, которые философски
тривиальны. Все ученые страшно удивляются, когда философ начинает
задавать им вопросы и все по делу, которые совпадают с тем, над чем они
думают. Освоение Сахары, например, самая философская задача, просто по
характеру работы, которую нужно будет производить. Это просто больше
никому не под силу - вот в чем дело. Сегодня нужно учиться
организовывать коллективы для решения насущных задач. На моих глазах
появились инженеры-физики, инженеры-математики. Теперь время за
инженерами истории. Инженеры истории - люди, которые сознательно
проектируют свое будущее. Философы ведь либо объясняют, либо изменяют. И
сегодня второе особенно актуально.
Две Логики Философии. Аксиоматический метод. Антитетический метод.
Категориальные пары. Диалектика сохранения-изменения. О противоречии
истины. Метафизика и диалектика. <Атомистика> и Развитие. Природа и
Знание в собственном и несобственном смысле. Свойство: <Быть вне
времени>. <Хаос> и <порядок>. О границах применения теорий. От идеи
<Атомистики> к идее Развития. О пространственно-временном противоречии
движения. Антиномии диалектической логики. Связь аксиом математики с
диалектической логикой. О связи пространства-времени-движения.
Пространство-время-движение как универсум. О пересечении мира математики
и мира действительной природы. Что можно складывать и что складывать
нельзя? Какова же <ПРИРОДА> чисел, которые подлежат СУММИРОВАHИЮ?
Количество и качество.
==========
статьи из Философской энциклопедии 60х