От
|
Георгий
|
К
|
И.Т.
|
Дата
|
26.12.2002 18:18:24
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
(А ну-ка, Ниткин!) "Экономический рост". Саранск (*+)
http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda143.html
"...
— Банкротить предприятия — это ведь очень выгодный в сегодняшней России бизнес,— знакомил меня Анатолий Борисович Чубуков с “технологиями”, которые нынче в моде у наших реформаторов.— Подаешь заявление в правительство. Тебя включают в группу для прохождения курсов в Питере. Получаешь диплом внешнего управляющего — и ты стабильно в обойме. Рулишь полтора года. Оклад больше, чем у директора. Завалился в кювет — тебе же и быть конкурсным управляющим. Распродавай все и на все четыре… А потом открывай пухленький счет в банке — и валяй дурака.
Я в этом году три шустрые делегации из Москвы принял — эдаких “гарвардских” мальчиков с нарядным, как солдатский сапог, мышлением,— в глазах Чубукова скользнула ироничная улыбка.— Тоже весьма милейший образчик менеджмента подсовывали. Заявляют: дескать, наши аналитические группы просчитали, что в последующие пять лет ожидается всплеск приборостроения. А предприятие у вас крепкое, коль за десять лет реформ не разворовали. Столкуемся? Чем же, спрашиваю, господа хорошие, могу быть полезен? Вы, отвечают, отдадите четверть заводских акций. А мы задерем их стоимость и очень выгодно толкнем.
Вот и вся их экономика. Дальше еще веселей.
А что, говорю, если другой расклад сделать. Акции останутся, где были, вы поможете в продвижении нашей продукции на рынок — и дивиденды в карман. Хлопнули себя хлопцы по лбу: во, это мысль, говорят, поедем и кому надо сунем, чтоб миллионов на десять товаров ваших купили.
Прямо беда с такими рыночниками.
— Знаю, Анатолий Борисович, как тяжело дался вам этот год. Цены на энергоносители выросли втрое. Вы хоть какое-нибудь обоснование такой обдираловке находите?
— Да, пожалуй, одно-единственное… Держитесь за стул покрепче. Вы знаете, какой оклад Чубайс положил управляющему “Мордовэнерго”? 300 тысяч долларов годовых! В других регионах та же картина.
— Каким же образом она вписывается в раздувание экономического пузыря, который Кремль, образно говоря, повесил на свой флагшток?
— До безобразия карикатурным. Не отчитаться показателями роста стало признаком дурного тона. С нас, производственников, эти цифры требуют хоть с потолка достать. А между тем тенденция крайне тревожная. Снова наметился крен в сторону монетаризма. Денежные расчеты заменяются бартерными сделками. Сколько бы там ни трезвонили о росте доходов населения, покупательская способность неуклонно падает.
— Это и понятно. Если три-четыре года назад через теневой сектор пропихивалось около половины денежной массы, то сегодня оценки экономистов совсем плачевные — процентов семьдесят. Кто, кроме ТЭКа, здесь еще постарался?
— Мне недавно довелось беседовать с финансистами из Госдумы и Пенсионного фонда. Я им свою правду доказываю. Мол, средняя зарплата в Мордовии 2100, а по России — 3700. И пусть приборный завод республиканский показатель на 500 рублей перекрыл, но и этого, чего уж там,— впритык. А чтобы повысить заработную плату хотя бы на рубль, нужно накинуть сверху еще пятьдесят с лишним копеек, которые ссыпаем в Пенсионный фонд, в соцстрах, в медстрах и т.д. На деле же, оказывается, происходит вот что. Как признались московские специалисты, из 28 процентов пенсионного налога только десять расходуется по назначению, остальные, как говорится, про запас. И чего ж мы с такой-то заначкой все по миру христорадствуем?.. Надеюсь, понимаете, к чему это я?
— Разумеется. Деньги гуляют неучтенкой, спекулятивный капитал дестабилизирует финансовую систему и топит производство. Какой прогноз дальнейшего хода событий в такой ситуации?
— Боюсь, прогнозами уже заниматься некогда. Россию надо спасать. Ныне даже отъявленные ельцинисты и те признают: еще максимум года три такого грабительского вытряхивания денег из реального сектора экономики — и Россия как государство перестанет существовать. Сегодня в стране, по моим прикидкам, в производящей сфере задействовано от силы 12—15 процентов населения. Остальные — бюджетники: армия, милиция, студенты, пенсионеры, чиновники и т.д. Я уж не говорю о целой гвардии перекупщиков и ростовщиков всех мастей с гиперхватательным рефлексом. Вот и прикиньте, какая нагрузочка на производителя.
— Итак, как я понимаю, надо срочно снимать блокаду с индустрии страны, тормозить мультипликаторы пустых денег. И в первую голову разобраться с агрессорскими аппетитами энергетиков.
— С ФОРЭМом прямо-таки немедля. Его вообще надо двинуть в сторонку и выйти на прямые связи с электростанциями, где киловатт можно взять за 9 копеек, а не за 90, как на федеральном оптовом рынке электроэнергии. Далее. Остановить бешеную откачку денег из производственной сферы во всевозможные фонды. Сделать хотя бы вот эти первые один-два шага — и промышленность сразу пошла бы в гору. В правительстве знают о сложившейся ситуации, но никаких реальных движений, что кто-то там всерьез взялся за проблему, увы, не замечено. Да и какая тут проблема? Какого еще ума надо, чтобы разобраться со всем этим безобразием с ходу, простым, но волевым решением?
— Все верно, если бы сюда не вмешалась высказанная еще Энгельсом мысль, что именно в кризисах с неудержимой силой прорывается наружу противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением.
— Спрашиваете, чью сторону на этот раз займет власть — производства или присвоения? Просто не хочется верить, что этот вопрос опять риторический. Впрочем, если на него и придется отвечать, то только ленинским: “Кроме как в росте капитализма, нет залога победы над ним”.
— Значит, и в таком зажавшем Россию цейтноте разящий самою себя ход буржуазия уже запрограммировала?
— Было бы странным в аксиомах сомневаться.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.