От Георгий
К И.Т.
Дата 20.12.2002 11:39:42
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

О присоединении России к ВТО. Батчиков и Глазьев (*+)

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881

19 декабря 2002 г. "ВТО: иллюзия равноправия и выбор России"
Cтатья написана в соавторстве с Сергеем Батчиковым, председателем правления Российского торгово-финансового союза.

Опубликовано в газете "Советская Россия",

В эти дни в Женеве вновь собралась рабочая группа по вступлению России в ВТО. Сам А.Кудрин явился "прорубать окно". Наблюдатели удивлены: никогда еще на рабочих встречах не видели чиновника такого ранга. Видимо, «приспичило»…

Действительно, переговоры должны вступить в новую стадию - обсуждения так называемых системных вопросов, имеющих ключевое значение для российской внутренней экономической политики. Многосторонние консультации ведутся уже восемь лет - с 1995 года. В течение этого времени акценты в обосновании актуальности присоединения России к ВТО существенно изменились. От идеологических аргументов ("хотим стать цивилизованной страной") перешли к политическим (подтверждение необратимости реформ) и экономическим, связанным главным образом с надеждами на улучшение условий международной торговли. В последнее время доминирует "интеграционный" мотив.

Он основан на ожидании того, что встраивание России в систему мирохозяйственных связей станет мощным импульсом общего развития экономики страны, основанного на импорте иностранного капитала и технологий. Поэтому важно понять, какую роль играет ВТО в организации глобальной экономики, в выстраивании иерархии между странами, в перераспределении добавленной стоимости (технологической, интеллектуальной и природной ренты), в консервации отсталости одних и ускоренном развитии других.

Иллюзии равноправия

Формально Всемирная торговая организация - это институт, организующий правила игры на мировом рынке. Она стала "наследницей" Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое в 1994 году официально трансформировалось в ВТО по результатам многостороннего уругвайского раунда. Основной задачей ВТО декларируется выработка универсальных правил международной торговли, снижение ограничений на передвижение товаров и услуг, выравнивание условий конкуренции.

Но содержание ВТО существенно отличается от заявленных целей. С одной стороны, эта организация служит для формирования таких институтов (правил игры) глобальной экономики, которые максимально отвечают торговым интересам развитых стран в реализации их конкурентных преимуществ (прежде всего монополии на воспроизводство высокотехнологичных товаров). С другой стороны, ВТО является инструментом в руках лидеров мировой экономики для "взлома" национальных рынков стран периферии и установления контроля над ресурсами.

О чем идет речь? Операторы мировой экономики (транснациональные корпорации и финансовые структуры), используя механизмы ВТО и опираясь на мощь "своих" государств, захватывают ниши на рынках товаров высокой степени переработки. Слабые игроки, утрачивая эти рынки, одновременно теряют и соответствующие отрасли перерабатывающей промышленности. Происходит закрепление сложившегося в мире разделения труда, при котором одни страны держат "контрольный пакет" высокотехнологичных и иных перерабатывающих производств, а на долю других остается только роль сырьевого обеспечения. Захватывая рынки готовых изделий, операторы мировой экономики ставят под контроль и важнейшие источники сырья. Закрепление монопродуктовой структуры национальных экономик стран второго эшелона ведет к необходимости вкладывания всех имеющихся ресурсов в поддержание сырьевого экспорта. Если учесть, что контроль над товаропотоками дополняется финансовым контролем, управлением внешним долгом, то налицо система прочной зависимости экономической "периферии" от "центра".

Таким образом, ВТО наряду с международными финансовыми институтами - один из ключевых элементов той системы миропорядка, которая закрепляет на одном полюсе высокотехнологичные производства, финансовые ресурсы и высокие стандарты потребления, на другом - архаичные экономические и социальные структуры, хронический недостаток капиталов и бедность.

Тезис о равноправии участников ВТО - миф.

Действительно, формально существуют общие для всех стран обязательства: - выполнять требования нормативной базы ВТО на всей территории страны-участницы; - обеспечивать прозрачность (транспарентность) торгового режима; - гарантировать равенство условий деятельности для всех экономических агентов ("предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования"); - гарантировать право нерезидентов обжаловать спорные вопросы в независимых трибуналах. Однако на практике сложившийся в ВТО механизм принятия решений позволяет крупнейшим развитым странам - в первую очередь США и Европейскому союзу - полностью контролировать деятельность организации.

Де-факто общие обязательства не являются таковыми для ведущих стран. Так, например, требование привести внутреннее законодательство в соответствие с правилами ВТО не затрагивает США. В законодательстве США действует обратная норма. Раздел 102 (а) Акта по соглашениям уругвайского раунда определяет, что "любое из положений соглашений уругвайского раунда, если оно не соответствует любому закону США, не должно иметь силу". Поистине - "что позволено Юпитеру...". Прикрываясь антидемпинговыми процедурами, предусмотренными нормами ВТО, развитые страны фактически осуществляют протекционистскую защиту недостаточно конкурентоспособных отраслей своей экономики.

Меры антидемпингового механизма предполагают установление дополнительных пошлин на импортируемый товар, уравнивающих его цену с "нормальной стоимостью". Поэтому средний уровень таможенного тарифа на товары, которые развитые страны импортируют из развивающихся (с учетом антидемпинговых мер), может в несколько раз превышать ставки пошлин на товары, поступающие из других развитых стран. Таким образом, фритредерству, являющемуся официальной основой ВТО, противостоят экспансия и протекционизм сильных развитых государств.

Смысл "равноправного участия" заключается в том, что слабые участники ВТО обязуются обеспечить другим игрокам максимальный доступ на свой внутренний рынок и облегчать им там "работу". По большому счету членство в ВТО стран, не входящих в "большую четверку" (США, ЕС, Япония, Канада), - клубная карта без преимуществ. Это блокирует достижение благой цели ВТО ("обеспечение дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли"), подрывает конкурентоспособность большинства стран второго эшелона, лишая их не только доходов, но и самой возможности развития.

Роль ВТО в современном мире нельзя оценить, не учитывая кардинальных изменений, происходящих в глобальной экономике в последнее десятилетие. На рубеже веков в мировой финансовой системе наметился переход к качественно новому этапу. Завершился период "большой приватизации", массированного броска капиталов на развивающиеся рынки, который продолжался в течение 90-х годов. Этому периоду были свойственны раздувание "финансового пузыря", полный отрыв движения капиталов от товаропотоков и инвестиций в реальный сектор глобальной экономики, выстраивание гигантской финансовой пирамиды, связанной с вовлечением все новых и новых капиталов в сферу спекулятивных финансовых операций. Признаками того, что этот период себя исчерпал, стали известные скандалы с инвестиционными компаниями и аудиторскими фирмами, резкая критика базовых принципов, на которых основан финансовый менеджмент (например, капитализации как критерия финансовой эффективности), и ряд других.

Новый этап связан прежде всего с реструктуризацией собственности, с выявлением ее реальной стоимости - тех доходов, которые она может приносить в процессе своего функционирования. А эта реальная стоимость определяется прежде всего позиционированием собственности (предприятий, финансовых учреждений) на рынках товаров и услуг - т.е. тем, какие товарные и финансовые потоки она может генерировать. Иными словами, в обеспечении эффективности капиталов на первый план выходят не финансовые, а товарные рынки, механизмы контроля и регулирования важнейших товаропотоков. А здесь глобальным регулятором в новом разделе товарных рынков как раз и выступает ВТО.

Повышение роли ВТО в функционировании мировой экономики парадоксальным образом совпало с нарастанием внутреннего кризиса в самой организации. Противоречия в ВТО привели к тому, что в последние несколько лет конфликт интересов стран-участниц достиг гигантских масштабов. Более 60 развивающихся стран заявили, что они не могут позволить себе расширять рамки либерализации торговых отношений, и выступили с предложением отсрочить введение ранее достигнутых договоренностей уругвайского раунда. Заслуживают внимания и голоса, раздающиеся с другой стороны.

Так, Эндрю Роуз, профессор экономики Университета Беркли, заявляет: "Не существует убедительных наглядных доказательств того, что ВТО на самом деле стимулирует торговлю, .. членство в ВТО не приводит к расширению торговых операций... Точнее говоря, регулирование внешней торговли в странах, присоединяющихся к ВТО или являющихся ее членами, и в остальных странах существенно не отличается". (Financial Times, 07.11.2002).



От Георгий
К Георгий (20.12.2002 11:39:42)
Дата 20.12.2002 11:40:31

О присоединении России к ВТО. Продолжение (*+)

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881

Вектор развития России и ВТО

Отмеченная роль ВТО в меняющейся глобальной экономике - одна точка отсчета при принятии решения о целесообразности и сроках присоединения России к ВТО. Другая точка отсчета - внутренние процессы в российской экономике, ее ключевые задачи и способы их решения.

Особенность экономической ситуации сегодня - исчерпание ресурсов, на которых базировался экономический подъем последних лет. Секрет "экономического чуда" 1999 - 2001 годов во многом состоит в том, что к 1998 г. в российской экономике имелись масштабные незагруженные производственные мощности, способные производить конкурентоспособную продукцию, и скрытые излишки рабочей силы на предприятиях. Девальвация рубля плюс рост мировых цен на нефть, плюс монетизация экономики (сокращение бартера) позволили утилизировать эти ресурсы и обеспечили рост производства при минимальных капитальных затратах. Однако уже к 2002 г. эти ресурсы исчерпались. Признаком этого стало не только замедление экономического роста при сохранении благоприятной мировой конъюнктуры для российского сырьевого экспорта (1999 г. - 5, 4%, 2000 г. - 9, 0%, 2001 г. - 5, 0%, 2002 г. - 4, 0%). Гораздо важнее, что экономика возвращается к той модели развития, которая имела место в предшествующий кризису период (1995 - 1998 гг.). Эта модель характеризуется двумя особенностями: доминированием сырьевого экспорта как основной движущей силой экономики и преобладанием импорта в покрытии внутреннего спроса.

Возврат России к экспортно-ориентированной модели был признан и в ноябрьском (2002 г.) докладе Мирового банка, посвященном России. Драма состоит в том, что развитие с опорой на сырьевой экспорт неизбежно означает снижение общих темпов экономического роста в лучшем случае до уровня динамики сырьевых отраслей, то есть, до 2 - 3% в год. Как показывают многочисленные расчеты, этого абсолютно недостаточно для преодоления качественного разрыва России с ведущими странами мира, решения неотложных социальных задач и обеспечения приемлемого уровня безопасности страны. В худшем случае (например, при резком снижении мировых цен на нефть) в российской экономике неизбежно последует срыв, аналогичный кризису 1998 года.

Стратегически сегодняшняя ситуация в экономике характеризуется двумя особенностями: сменой вектора экономического развития и идеологическим кризисом, связанным с крайне негативными социальными и экономическими последствиями проводимой правительством политики дерегулирования экономики. Опять, как и три года назад, на первый план вышла задача выхода из этого тупика, для решения которой необходимо консолидировать усилия элит и массовых социальных групп для ускоренной модернизации российской экономики, нацеленной на повышение ее конкурентоспособности и устойчивости к внешним воздействиям. Нет никакого сомнения, что форсированное присоединение России к ВТО решению данной задачи противоречит.

Во-первых, модернизация экономики требует осуществления маневра ресурсами, в частности перераспределения так называемой экспортной ренты из сырьевых отраслей в перерабатывающие. Между тем требования ВТО существенно ограничивают набор инструментов экономической политики, которые могут быть использованы для реализации такого маневра, что делает его практически невозможным.

Во-вторых, присоединение к ВТО ухудшит условия функционирования ряда секторов, ускоренное развитие которых является критически важным для обеспечения конкурентоспособности российской экономики. К ним относятся, в частности: станкостроение, авиационная промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение и ряд других. А реализация таких условий, как повышение цен на энергоносители до мирового уровня, сделает неконкурентоспособной 70 - 80% промышленной продукции, производимой российскими производителями.

В-третьих, резко обострится проблема депрессивных регионов. По некоторым оценкам, в силу неравномерности территориального размещения конкурентоспособных производств более 3/4 субъектов Российской Федерации будут иметь негативные последствия в результате присоединения к ВТО - рост социальной напряженности, сокращение финансовых поступлений в бюджет и другие.

В-четвертых, присоединение к ВТО с большой вероятностью ухудшит условия инновационной деятельности российских предприятий. Применение в сегодняшних российских условиях норм Соглашения о правах интеллектуальной собственности (TRIPS) (обязательное патентование, принудительное лицензирование и др.) без принятия адекватных компенсирующих мер может усилить отток имеющихся научно-технологических разработок за рубеж и стать еще одной преградой к использованию имеющихся интеллектуальных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

В-пятых, присоединение к ВТО стимулирует дезинтеграционные процессы в рамках СНГ. Раздельное проведение переговоров государств СНГ о присоединении к ВТО неизбежно влечет за собой распад Таможенного союза и зоны свободной торговли, которые не признаются сегодня женевской бюрократией. Как показывают расчеты, произойдет резкое снижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке, в результате чего сокращение российского экспорта в страны СНГ составит почти треть, а их импорта в Россию - до половины. Это вызовет резкое ухудшение экономической ситуации в ряде стран СНГ с последующим вероятным распадом зоны свободной торговли и дезинтеграции ЕврАзЭС.

Угрозы и риски, связанные с форсированным присоединением России к ВТО, столь очевидны, что возникает закономерный вопрос: что (или кто) является основной движущей силой данного процесса, "продавливающей" сопротивление его многочисленных, но, впрочем, разрозненных противников? По-видимому, речь может идти о трех основных группах поддержки, составляющих ядро активных сторонников присоединения к ВТО.

Первая группа - производители экспортной продукции (черных металлов, химических товаров, лесоматериалов), которые испытывают прессинг антидемпинговых процедур и рассчитывают с помощью механизмов ВТО улучшить свои позиции на соответствующих рынках. К ним примыкает ряд производителей оборудования для данных отраслей, рассчитывающих на увеличение заказов и недооценивающих угроз обострения международной конкуренции. К ним же следует отнести и некоторых руководителей регионов, рассчитывающих на приток иностранных инвестиций.

Вторая группа - бюрократия, связавшая свою аппаратную судьбу с присоединением России к ВТО. Дело не только (и не столько) в личных пристрастиях соответствующих представителей макроэкономического блока правительства. Вопрос заключается в том, будет ли проломлен "социальный барьер", препятствующий дальнейшему продолжению либеральных реформ, или они подвергнутся неизбежной коррекции. Понятно, что это одновременно и вопрос о том, кто станет "экономическим идеологом" следующего политического цикла. И присоединение к ВТО тут очень кстати: во-первых, оно само по себе предполагает осуществление "непопулярных мер", во-вторых, на него можно списать неизбежные социальные издержки этих реформ.

Наконец, третья группа - это носители проекта ускоренной интеграции России в мировую экономику. Практически все прошлое и начало нынешнего десятилетия шла непрекращающаяся дискуссия между сторонниками двух основных проектов экономического развития страны. В рамках первого экономический рост базируется на расширении внутренних рынков и на укреплении позиций отечественных товаропроизводителей на этих рынках. В рамках второго - рост опирается на расширение экспортного потенциала за счет интеграции российских производителей в транснациональные технологические цепочки.

За этими проектами стоят разные (даже противоположные) представления о ресурсах развития, способах повышения конкурентоспособности, ее основных движущих силах и субъектах и т.д. Форсированное присоединение России к ВТО с высокой вероятностью приведет к тому, что российская экономика утратит целостность и внутренние ресурсы, необходимые для реализации первого проекта. По сути, это означает необратимость закрепления экспортно-сырьевой ориентации экономики. Именно поэтому вопрос присоединения к ВТО получил статус идеологемы, четко разграничив сторонников и противников проводимой сегодня политики статус-кво.

(Продолжение следует)

От Георгий
К Георгий (20.12.2002 11:40:31)
Дата 20.12.2002 11:41:25

О присоединении России к ВТО. Продолжение-2 (*+)

>
http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881

ВТО против модернизации

С точки зрения простого здравого смысла сначала нужно провести технологическую модернизацию и повысить конкурентоспособность российской экономики, а потом уже присоединяться к ВТО. Обратный порядок действий неприемлем. Принятие Россией только общих обязательств ВТО (даже если допустить, что все остальные условия членства будут максимально благоприятными) сделает невозможным осуществление модернизации отечественной экономики в требуемых масштабах ни сейчас, ни тем более в долгосрочной перспективе.

Открытие внутреннего рынка на условиях ВТО усилит прессинг зарубежных конкурентов на экономику в целом. Интервенция товаров и услуг из-за рубежа перенесет на нашу экономику критерии мировой эффективности, к которым мы не готовы. При мизерных инвестициях и износе в ряде отраслей основных фондов на 50 - 70 процентов, без действенной поддержки и защиты государства кардинально перестроить производство, чтобы выпускать продукцию по международным стандартам, будет просто невозможно. Достижение высокой конкурентоспособности осуществимо лишь на основе реализации тех сравнительных преимуществ, которыми Россия уже обладает.

Это - главный ориентир для понимания того, какие сектора и отрасли экономики являются ключевыми, стратегически важными. Только они могут стать фундаментом повышения конкурентоспособности экономики в целом, позволят России занять свою прочную нишу в отдельных сегментах мирового рынка. Бесспорными преимуществами России являются транзитный потенциал, богатые энергетические ресурсы, наличие конкурентоспособных научно-технологических заделов, относительно емкий внутренний рынок. Транзитный потенциал напрямую зависит от наличия развитой транспортной сети и телекоммуникаций. Следовательно, приоритетными для России отраслями являются телекоммуникации, авиационная промышленность. Авиационная промышленность традиционно контролируется государством, это общемировая практика. Причем дотации на производство и проектирование авиационной техники в той или иной форме осуществляются во всем мире.

В нашей стране гражданская авиапромышленность переживает серьезные трудности. В результате резкого (в 4 раза) падения объемов пассажирских перевозок в 90-е годы сократилось использование воздушного транспорта как на внутренних, так и на международных линиях. Еще один удар по авиапрому нанесен недавно решением ЕС о запрете полетов российских самолетов, которые по производимому шуму превышают европейские стандарты. Производство гражданской авиатехники упало. К примеру, пять крупнейших в России сборочных заводов (Воронеж, Казань, Самара, Ульяновск, Саратов) общими усилиями производят 5 - 7 самолетов в год, хотя их проектная мощность составляет 150 - 180 авиалайнеров. Принятие условий стран - членов ВТО, касающихся авиационной промышленности (Соглашение по торговле гражданской авиационной техникой - СТГА), лишит Россию перспективы возродить авиастроение и фактически погубит эту отрасль.

Другой приоритетный ресурс России - энергетика. Для надежного самообеспечения энергией в перспективе и высвобождения топливных энергоресурсов для экспорта очень важно стимулировать развитие ядерной энергетики. Кроме того, растущий мировой рынок производства электроэнергии на АЭС испытывает потребность в энергетическом оборудовании, где Россия вполне способна занять соответствующую нишу. Российское энергетическое машиностроение пока обладает достаточно высокой конкурентоспособностью (экспорт его продукции ежегодно составляет 700 - 800 млн. долл.). Однако в случае присоединения к ВТО и отказа от проведения активной промышленной и структурной политики высока вероятность того, что из-за организационных преимуществ (возможностей предоставления связанных кредитов и др.) западные производители энергомашиностроения быстро захватят рынок, лишив нашу страну одного из конкурентных преимуществ.

Следующим стратегически важным сектором, который следует отнести к "красному списку" отраслей, обреченных на деградацию в случае форсированного присоединения к ВТО, является автомобилестроение. Эта отрасль уникальна - она соединяет элементы высоких технологий и массового производства, ориентированного на потребительский спрос. Для успешного функционирования автомобилестроения в России есть ряд ключевых факторов: производственные мощности, квалифицированная рабочая сила, конструкционные материалы, емкий внутренний рынок, хорошая ценовая конкурентная позиция, сеть технического обслуживания, развитая система сбыта. С другой стороны - явный недостаток инвестиций, действенной государственной защиты и поддержки модернизации и расширения производства. Снижение таможенных пошлин на импорт автомобилей вызовет приток товаров и тем самым закроет дорогу капиталу, так необходимому для существования этой отрасли.

Четвертое приоритетное направление для развития российской экономики определяется типом экономического роста. В долгосрочной перспективе это - внутренне ориентированный рост, опирающийся на инвестиционный рывок. Следовательно, на первый план выходят сектора инвестиционного оборудования, а именно станкостроение. Эта отрасль является системообразующей, определяющей в конечном счете качество производства продукции в других отраслях машиностроения.

Обеспечить модернизацию и динамичное развитие секторов, составляющих конкурентоспособное высокотехнологичное ядро экономики, может только государство, используя для этого инструменты промышленной политики: субсидии, льготные кредиты, государственные гарантии, государственный заказ, налоговую и тарифную политику, государственное участие в подготовке кадров и др. Поскольку нормативы ВТО резко усложняют, ограничивают, а в некоторых случаях полностью исключают применение этих инструментов, перевод экономики на траекторию быстрого экономического роста при помощи соответствующих мер государственной промышленной, структурной и внешнеторговой и научно-технической политики необходимо провести еще до присоединения к ВТО.

Особый случай - сельское хозяйство. Разрыв в уровнях конкурентоспособности аграрного сектора в России и в западных странах задается уже существующей неравноценностью масштабов государственной поддержки и тарифной защиты. Например, объем поддержки сельхозпроизводителей в странах ЕС в 50 раз превышает соответствующие объемы в России на 1 гектар пашни, а уровень таможенных тарифов на ввоз продовольствия в странах ЕС в 10 раз выше, чем в России. Если пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215%, то в России - 15% (в 14 раз ниже), на молоко в странах ЕС - 113%, а в России - 15% (7, 5 раза), на пшеницу - 173% и 20% (8, 6 раза).

В рамках ВТО государственное участие в повышении конкурентности сельского хозяйства предполагается по двум основным направлениям: регулирование размеров таможенных пошлин и субсидирование. Для нашей страны простое увеличение импортных пошлин может оказаться низкоэффективным. Во-первых, потому что их повышение блокируется странами - членами ВТО, а барьеры пошлин легко "обходятся" благодаря несовершенству таможенного законодательства. Во-вторых, на фоне мощных экспортных субсидий со стороны ЕС они не представляют серьезного препятствия для наших конкурентов.

Сейчас правительством в качестве основного направления выбрано субсидирование, но финансовых возможностей для осуществления этого пути явно недостаточно. Возможным решением проблемы могло бы стать введение компенсационных пошлин в размере предоставляемых странами-экспортерами субсидий с целевым использованием полученных за счет этого бюджетных доходов на поддержку сельского хозяйства. Этот ход не противоречит нормам ВТО, но требует политической воли от российского правительства, которая пока парализована каким-то иррациональным страхом и самоунижением перед США и Евросоюзом. Стартовый уровень государственной поддержки при вступлении в ВТО обозначен российской стороной в 18 - 20 миллиардов долларов (который по условиям организации должен будет постоянно снижаться). Но даже если его удастся отстоять на переговорах (встречное предложение - существующий ныне уровень в 2 миллиарда долларов), "освоить" его в нынешних условиях практически невозможно.

Важно более точно определить размер необходимой государственной помощи и реальный объем финансовых ресурсов для ее осуществления. Кроме того, должны быть определены приоритеты в конкретных направлениях господдержки: что является первоочередным - кредиты и целевые субсидии, дотации на транспортировку или на покупку техники и оборудования, инвестирование инфраструктуры или стимулирование экспорта? Как и в других секторах, в сельском хозяйстве ощущается острая нехватка в обслуживающей отрасль сети обеспечения. Нет развитой кредитной системы; системы страхования; системы информационной и консультационной служб для сельского хозяйства; системы стандартов, которая соответствовала бы международной; нет сети наших сертификационных агентств за рубежом и т.п. - т.е. всего того, что может обеспечить эффективное движение продукции на рынке.

Рассматривая сферу услуг, становится очевидным, что поспешное присоединение к ВТО не только подорвет ее собственную конкурентоспособность, но и лишит значительной "доли" конкурентоспособности весь отечественный производственный сектор. Ведь нет оснований считать, что более успешные иностранные компании будут руководствоваться интересами российских, а не своих национальных производителей в продвижении их товаров на рынки.

(Продолжение следует)

От Георгий
К Георгий (20.12.2002 11:41:25)
Дата 20.12.2002 11:42:48

О присоединении России к ВТО. Окончание (*+)

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881


Болевые точки

Если российское руководство по каким-либо неэкономическим мотивам все же решит присоединяться к ВТО в ближайшее время, то необходимо хотя бы своевременно принять меры по нейтрализации негативных экономических последствий этого шага.

Во-первых, согласно правилам ВТО, все действующие в настоящее время на федеральном уровне механизмы господдержки отечественной промышленности (кроме возврата НДС) являются либо запрещенными, либо наказуемыми и должны быть пересмотрены. Невыполнение этого условия может вызвать применение предусмотренных в таких случаях санкций. Принятие этих обязательств приведет к изменению общих условий хозяйствования в России и потребует пересмотра правил и порядка поддержки отечественной промышленности. Надо будет резко сократить или полностью ликвидировать избирательную поддержку производителей посредством субсидий, дотаций, льготных и фиксированных цен, налогов, в том числе за счет федеральных целевых программ и льгот, предоставляемых региональными властями. В связи с этим особенно важно развернуть работу по созданию новых механизмов защиты и поддержки отечественной промышленности, соответствующих режиму ВТО (система нетарифной защиты, квоты, экологические требования и т.п.).

Во-вторых, необходимо проанализировать тенденции развития организации, чтобы в нормотворческой работе учесть грядущие изменения в ее правилах. Например, ожидается, что в следующем "миллениум-раунде", который начнется 1 января 2005 года, ВТО пополнится новыми Соглашениями по вопросам "социального и экологического демпинга". В этом случае мы будем лишены таких важных конкурентных преимуществ, как богатые природные и квалифицированные трудовые ресурсы.

В-третьих, в соответствии с требованиями ВТО действие ее норм должно распространяться на всю территорию без исключения (и на регионы приграничной торговли, свободные экономические зоны и другие районы с действующим там специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов). Выполнение этого условия приведет к тому, что из-за неконкурентоспособности своих предприятий (значительная часть которых - градообразующие) пострадает преобладающее количество регионов.По данным журнала "Эксперт", в настоящее время только 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у 5 регионов эти преимущества сравнительные, у 14 - ограниченные, а у оставшихся 62 регионов они по существу отсутствуют совсем. В этой ситуации особенно актуально обеспечить государственную поддержку депрессивных регионов такими инструментами, которые "вписываются" в режим ВТО. Сегодняшняя система федеральных трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства. В условиях, когда уровень бюджетной обеспеченности граждан, живущих в разных субъектах Федерации, различается в 4 - 7 раз, для решения этой задачи необходимо кардинальное изменение системы межбюджетных отношений с переносом ответственности за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень.

В-четвертых, нормы ВТО потребуют установления равных условий для всех стран, в том числе и для СНГ. Поскольку сейчас во внешнеэкономических отношениях в СНГ немало двусторонних соглашений, в них действуют взаимные преференции. Снятие этих преференций приведет к резкому взаимному снижению конкурентоспособности и потере рынков сбыта, даст еще один толчок процессу дезинтеграции в СНГ. Распад зон свободной торговли, усложнение доступа к важнейшим видам сырья (руды цветных металлов), потеря основного рынка сбыта продукции средней и высокой степени переработки - вот некоторые последствия ускоренного включения России в ВТО на "площадке" СНГ. Дезинтеграция СНГ ударит и с другой "стороны".Из-за возможного разрыва исторически сложившейся тесной производственной кооперации могут быть свернуты программы модернизации в некоторых отраслях. Так, например, из-за узости рынков и отсутствия технологических звеньев модернизировать отечественное машиностроение без кооперации со странами СНГ неэффективно. Пострадают и оборонные отрасли, где более 80% продукции производится в рамках производственной кооперации стран СНГ. Для снижения отрицательного эффекта от неодновременного вступления в ВТО стран СНГ необходимо предварительное согласование их позиций, таможенных пошлин и экономических режимов.

В-пятых, в решении задачи модернизации экономики важнейшая роль принадлежит отечественной науке и всей системе создания и внедрения научно-технических разработок. При обсуждении вопросов влияния членства в ВТО на сферу научных исследований в первую очередь внимание обращается на условия торговли наукоемкой продукцией, на регулирующие ее правовые механизмы. Действительно, условия ВТО требуют выполнения Соглашения об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности (от англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, или сокращенно TRIPS. Предметом соглашения TRIPS являются: авторские и смежные права, промышленные образцы и полезные модели, изобретения, топологии интегральных микросхем, защита производственных секретов и др.). России нужно будет привести патентное законодательство в соответствие с нормами TRIPS, гарантировать защиту иностранной интеллектуальной собственности в нашей стране. Но воздействие норм ВТО на инновационную деятельность выходит далеко за рамки торговли. Конкретные условия TRIPS и принципы их применения определяют и саму возможность производить и внедрять в стране научно-технические разработки. О чем идет речь? О трех основных положениях TRIPS, которые приведут к крайне негативным последствиям для создания и использования научных достижений в России.

1.Так называемый общий режим патентования. Он распространяет патентование на все виды изобретений (в том числе и на ноу-хау) в любом секторе промышленности и в любой области технологии (п.1 статьи 27 TRIPS).

2. "Принудительное лицензирование". Термин "принудительное лицензирование" означает обязательную, возможную даже без согласия патентовладельца передачу (продажу) лицензии. Обращение к принудительному лицензированию предусмотрено в случаях, если патентодержатель не начал промышленного производства и свободного экспорта продукта в течение 3 - 5 лет с момента патентования или отказывается выдать лицензии на "разумных условиях". Кроме того, принудительное лицензирование допускается и в тех случаях, когда страна-патентовладелец сумела начать производство продукта, но при этом его себестоимость выше, чем у конкурентов. Такая ситуация тоже трактуется TRIPS как "злоупотребление правами интеллектуальной собственности со стороны владельцев прав" или "необоснованное ограничение торговли", которое "неблагоприятным образом влияет на международную передачу технологии" и требует принятия определенных мер (п.2 статьи 8, статья 31 TRIPS).

Нынешние возможности быстрого и эффективного внедрения результатов отечественной науки в России настолько сократились, что западные конкуренты смогут выпускать на рынок запатентованные Россией продукты раньше наших товаропроизводителей, лишая их интеллектуальной ренты. В этих условиях произойдет полное свертывание отечественных исследований и разработок. При этом в отсутствие механизмов кредитования инвестиций в развитие производства нашим предприятиям едва ли удастся воспользоваться этими возможностями в своих интересах.

3. Распространение "защиты способа" на "защиту изделия". Фактически это условие означает запрет на производство изделия другим способом без разрешения патентовладельца, да еще с "возложением бремени доказательства на ответчика" (статья 34 TRIPS). Ранее значительная часть продуктов (лекарства, материалы и композиции, например, смазочные масла) производилась в обход патентов путем изменения в технологическом процессе, и истец обязан был доказать, что продукт получен способом, слишком близким к запатентованному. Теперь доказывать придется ответчику, т.е. российским производителям. При современном состоянии системы правовой защиты в России отстоять свои права вряд ли будет возможно.

Таким образом, некоторые последствия присоединения к ВТО для НИОКР таковы. Внедрение научно-технических разработок в короткие сроки (3 - 5 лет) в современной России нереально. Как следствие этого - вынужденная передача-продажа прав на изобретения и потеря интеллектуальной ренты. Блокируется перспектива развития высокотехнологичных отраслей на собственной научной основе - за использование чужих технологий и новшеств теперь придется дорого платить. Таким же образом затрудняется использование преимуществ своих собственных способов получения изделия. Возрастет число судебных исков к организациям, тиражирующим интеллектуальные продукты, что приведет к резкому сужению их рынка и взлету цен. Из-за отсутствия необходимых ресурсов невозможно будет обеспечить защиту внутренних научных разработок (даже закрытых) от промышленного шпионажа, который в условиях открытости экономики получит дополнительные возможности.

Опыт действия условий TRIPS показал, что лишь минимальная доля инноваций, охраняемых в развивающихся странах, находит там реальное применение. Тем больший ущерб нанесут они России, в которой нынешняя финансовая нищета науки сочетается с сохранившимся интеллектуальным богатством нации, способной на многочисленные и многообразные изобретения. В лучшем случае нам позволят продавать технологии, не имея возможности применить их в своих интересах, и тем самым повышать конкурентоспособность других.

Вывод

Присоединение России к ВТО - это вопрос как внешней, так и внутренней политики. Тем не менее ключевым в его решении является соотнесение этого шага со стратегическими задачами, стоящими в экономической сфере, - прежде всего с задачами ускоренной модернизации российской экономики, повышения ее конкурентоспособности и устойчивости к внешним воздействиям. В настоящий момент реальных экономических оснований для форсированного присоединения к ВТО нет. Сначала необходимо создать такие условия и организационные механизмы, которые позволят увеличить эффект и снизить потери, связанные с присоединением.