От Кудинов Игорь
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 21.11.2002 02:06:42
Рубрики Крах СССР;

Re: цитата из...

Если у Зиновьева заменить "интеллектуальный уровень" на "образованность" или "эрудированность", то его наблюдение хорошо ложится на зависимость "антисоветизм - уровень образования".
В таком случае не придется противопоставлять "инструмент мышления" "интеллектуальному уровню".
Кроме того, слова об "утрате" инструментов мышления подразумевают их наличие в прошлом, что мне кажется спорным.



От Pout
К Кудинов Игорь (21.11.2002 02:06:42)
Дата 03.12.2002 16:52:58

2Игорь Кудинов Зиновьев о пружинах распада и капитулянства

Игорь, спасибо за выложенную книгу "Русская трагедия". Ее можно еще
немного дополнить последними статьями и интервью Зиновьева (на форуме
они были последние полгода). Но целиком и связно его позиция заявлена
как раз в книге. По
выступлениям и интервью такого совокупного образа не
создавалось,наоборот, порой они выглядят урезанными и отрывочными
выраженияями его позиции. (В том числе по "распаду России", который тут
обсуждают. Интервью Зиновьева для "Вашингтон профайл" на этот счет
есть,но оно выражает обрезанную точку зрения. В книге те же места
подробней. Про Москву,про будущее "другой" России. Вообще,навевает много
мыслей )


Процесс, который описывает Зиновьев, и то, как он его описывает,
можно в культурно-цивилизационных терминах назвать закатом
русско-советской цивилизации. Этапы тут выделены ярче,чем у других,
единство процесса сочетается с выделением советизма (русского
коммунизма) как основы русской цивилизации в 20веке. Особо
подчеркивается непреходящий вклад его в типологию . Если совсем уж
коротко, "почему так воюют с Россией" - это не русскость, а советскость,
ее остатки, их опасность и потенциальное значение для будущего. Урока
,преподанного разгромом коммунизма, мало, и он слишком опасен, потому -
додавливают до конца этой особо "опасной" цивилизации, как прецедента
реальной исторической альтернативы для других. И память о нем стереть.
Эта мысль м.б. выражена так - "будет конечно пространство, которое
называется русской равниной, на ней будет жить население , именующее
себя русским народом, в стране, именующей себя Россией. Но это будет не
та страна, которая звалась Россией, а народ и его цивилизация как
историческая общность по сути сойдет в небытие".

Основная катастрофа уже произошла. Пиком процесса и моментом истины,
когда особенно ясно как пружины вылезли на вид системные вещи, ААЗ
признает "события октября 93г". В описании "исторического значения"
этих"событий" и сконцетрирован основной"гамбургский счет",предъявленный
Зиновьевым. То, что происходит после - вялотекущая , с отдельными
пичками, реакция до-распада. Опять, как и раньше, слабо дискретная для
замыленных глазок. И хто бы мог подумать, что "свинячьи глазки гайдара"
это знак навроде конь-бледа. Вот например , сейчас, под тихий шелест
пиара по всем каналам ,Путин-Буш там на фоне шикарных обоев
царскосельского дворца. Угу. Никольский на ВИФе намедни рассказывал,что
в преддверии саммита НАТО русских журналюг собирали и обучали, как
пиарить этот саммит, чтоб не зацепить чего не надо. Инструктировали
"установленные шпионы"(назывались конкретные фамилии - напр германского
агента БНД, спецслужбы).
А вот внешний пиар был иной. 21 ноября 2002года -день саммита НАТО в
Праге- по РадиоСвободе их вайли-генисы ликующе провозгласили этот день
историческим. Стоящим наравне с такой датой, как день падения берлинской
стены . Не больше не меньше. НАТЕ ВАМ!

"Под шелест твоих ресниц" , млин, проехали очередной"пичок"
развернутого процесса- вялотекущего конца русской цивилизации. Не надо
напрягать усталый народ (Гайдар -от напрягал!когда припирало). Даже
"Завтра" не загаффкала как пару лет назад - что ли ее уже вслед за
менее отважной НГ, БАБ охмурил,так что звонко подавать голос и ей
теперь стало не с руки. В "Завтра" уже появились первые "заказухи" в
честь СибАла,не говоря про манифесты БАБа

Отмазкой (т.е. вариантом щадящей терапии)будут возвращенная Красная
звезда на знамени армии и перименование города на Волге в снова в
Сталинград.

Тише, тише совлекайте
С древних идолов одежды -
Слишком долго мы молились,
Не забудем прежний свет



Кудинов Игорь сообщил в новостях следующее:77666@kmf...
> Если у Зиновьева заменить "интеллектуальный уровень" на
"образованность" или "эрудированность", то его наблюдение хорошо
ложится на зависимость "антисоветизм - уровень образования".
> В таком случае не придется противопоставлять "инструмент мышления"
"интеллектуальному уровню".
> Кроме того, слова об "утрате" инструментов мышления подразумевают их
наличие в прошлом, что мне кажется спорным.
>
>

На мой взгляд, особенность позиции Зиновьева в отношении
деструктивного системного поведения интеллигенции выражена в его
разделении на рядовую"образованщину", к которой
у него отношение холодное,но умеренное (к тем"предъявляется счет" как и
ко всем прочим ), и "идеологенцию" - обслуге идеологической и
менталитетной сферы общества. К ней он куда более жесток. А цепную
реакцию распада он возводит , видимо, как к ядру, к "идеологическому
аппарату" , который этой обслугой управлял,идейно вооружал и т.д.

В книге эта мысль вложена в уста одного из героев,это не прямое
авторский голос

------------
(цитаты из книги)

цепная реакция распада всей системы власти и всеобщей соци-альной
системы.
- Неужели партийный аппарат был настолько слеп?!
- И слепота была, но не только. Вы же сами знаете, что ос-новными
мотивами поведения аппаратчиков были не предан-ность идеалам коммунизма
и патриотизм, а корысть и карье-ризм. Материальные блага, какие они
приобретали в качестве работников партийного аппарата, не делали из них
самоотвер-женных борцов за партию, государство, страну, народ.
Появле-ние среди них Матросовых, бросающихся грудью на вражеские
пулеметы, было исключено. Вполне естественно, они бросились устраивать
свои делишки, наплевав на партийный аппарат, на партию, на страну, на
народ. Не забывайте, самые активные и влиятельные из них пришли к власти
с Горбачевым. Не один же Горбачев начал погром советской системы! Он
лишь возглавлял погромщиков.
- А как поступили вы?
- Как и все в аналогичном положении. А вы?
- Вы правы. Я тоже поступал, как все в аналогичном положе-нии.
Разумеется, аналогичном моему.
- И поведение людей вашего уровня и положения сыграло гораздо более
важную роль, чем поведение верхов.
После таких разговоров у меня голова идет кругом. А ведь я довольно
начитанный в отношении социальных проблем человек. Что же творится в
головах других?!

ИДЕЙНОЕ ОПУСТОШЕНИЕ
Размышляя о таком новом для русских людей заболевании, как депрессия, я
установил, что одной из причин (если не глав-ной причиной) его является
лишение привычной для нас, совков, государственной идеологии. Именно
лишение, ибо ее просто отменили, т. е. уничтожили идеологический
механизм и лишили марксистско-ленинское учение статуса обязательного для
всех граждан. Его даже не критиковали - критика способствовала бы его
выживанию. С ним поступили хуже: сделали вид, будто это чушь, не
заслуживающая даже критики. И оно, опозоренное та-ким презрением, просто
сникло и испарилось из сознания лю-дей. В результате в наших душах
образовалась пустота, и в них устремились словесные помои, окончательно
затемнившие соз-нание и лишившие нас идейной ориентации в происходящем.
33
Каким бы ни был марксизм, он систематизировал наши пред-ставления об
окружающем мире и о событиях в нашей стране, давал ясную систему
ценностей. Каким бы ни было учение о бу-дущем полном коммунизме, оно
давало целевую установку все-му общественному организму, делало наше
историческое бытие осмысленным. Лишив нас идеологии, из нас как будто
вынули особый магнит, упорядочивавший наши душевные частички. И мы все
оказались душевно больными. Миллионы людей рину-лись в православие,
сектантство, разврат, алкоголизм, наркоти-ки, преступность. Миллионы
впали в душевную депрессию и просто в какое-то отупение.

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ

Неверно думать, будто мы проморгали переворот потому, что не имели
достаточно информации о происходившем, т.е. не зна-ли. Информация
имелась в изобилии. Мы проморгали переворот потому, что не понимали его
социальной сущности. А не пони-мали не потому, что не могли понять, а
потому, что не хотели понимать. Мы и знать многое не хотели. Суть дела в
том, что мы были соучастники переворота. Он произошел с нашего
молчали-вого согласия и даже в значительной мере при нашем активном
участии. Мы пожинаем то, что посеяли сами. И только теперь кое-кто
начинает понимать кое-что. "Русский человек задним умом силен",- говорил
мой дед. Я, конечно, посмеивался над его "отсталостью". Теперь я сам
дед. И говорю слова мудрости моему внуку. И он пока посмеивается надо
мной. Пока. Он убеж-ден, что будет учиться в Оксфорде или в
"Колумбийке", где учатся дети многих "новых русских" и известных
политиков и знамени-тостей. Я же не верю в предпринимательский гений
сына. Я начал кое-что понимать в сути неизбежных последствий переворота.

=========

(еще отрывок. Механизм массового капитулянства. ААЗ видит три случая
припадка капитулянства - у части в начале Войны, затем при
"разоблачении культа личности" и , наконец - в последний период
существования страны. )
...


Годы 1953-1956 превратились в годы ожесточенной борьбы с этим наследием
Сталина. По форме это не была борьба, открыто направленная против
сталинизма. Никакой определенной линии фронта и никакого четкого
размежевания лагерей не было. Борьба проходила в форме бесчисленных
стычек по мелочам - по поводу кандидатур в партийные и комсомольские
бюро, назначения на должности, присвоения званий и т. д. Но по существу
это была борьба против негативных явлений сталинского периода и
сталинского режима. Вот некоторые особенности этой борьбы. Бывшие
сталинисты все, за редким исключением, перекрасились в антисталинистов
или по крайней мере перестали заявлять о себе как о сталинистах. Лишь
немногие потеряли посты и власть или были понижены. Большинство
остались. Многие даже сделали дальнейшие успешные шаги в карьере. Эта
борьба происходила главным образом как перерождение массы сталинистов в
новую форму, соответствующую духу времени. Но происходило это под
давлением массы антисталинистов, которые отчасти открыто стали проявлять
свои прежние тайные настроения, но главным образом появились теперь, в
новых условиях, когда исчезла острая опасность быть антисталинистом и
когда роль борца против сталинизма становилась более или менее
привлекательной. Это не значит, что эта роль не имела своих неприятных
последствий. Но эти последст-
109

вия уже не были такими, какими они могли быть ранее. Антиста-линистское
давление снизу становилось таким, что с ним нельзя уже было не считаться
. Никакой четкой линии фронта в борьбе, повторяю, не было. Она была
распылена на бесчисленное множество стычек по конкретным проблемам,
каждая из которых по отдельности была пустяковой, но сумма которых
составила проблему грандиозного исторического перелома. В этой борьбе
порою бывшие сталинисты поступали как смелые критики отживших порядков,
а антисталинисты выступали как реакционеры. Имела место мешанина слов,
действий и настроений. Но в ней вырисовывалась определенная
направленность, результировав-шаяся потом в решениях XX съезда партии.
Борьба шла внутри партийных организаций и органов власти и управления,
что было не делом случая, а проявлением сущности самого социального
строя, его структуры, роли упомянутых феноменов.

Борьба, о которой я говорил, послужила основой и подготовкой хрущевского
"переворота". Десталинизация страны началась еще до доклада Хрущева на
XX съезде партии. Доклад Хрущева был итогом этой борьбы. Фактическая
дестали-низация страны произошла бы и без этого доклада и без решений XX
съезда партии, произошла бы явочным порядком. Хрущев использовал
фактически начавшуюся десталинизацию страны в интересах личной власти.
Придя к власти, он, конечно, отчасти способствовал процессу
десталинизации, а отчасти приложил усилия к тому, чтобы удержать его в
определенных рамках. Ему не удалось до конца довести ни то ни другое,
что потом послужило одной из причин его падения. Десталинизация страны
была сложным историческим процессом. И нелепо приписывать ее усилиям и
воле одного человека с интеллектом среднего партийного чиновника

Десталинизация страны происходила вопреки всему и несмотря ни на что,
происходила объективно, явочным порядком. Происходила как естественный
процесс созревания, роста, усложнения, дифференциации социального
организма. Так что хрущевский "переворот" означал приведение
официального состояния общества в соответствие с его фактическими
тенденциями и возможностями.
Хрущевский переворот имел успех лишь в той мере, в какой он был
официальным признанием того, что уже складывалось
111
...

последствия уже не были такими, какими они могли быть ранее.
Антиста-линистское давление снизу становилось таким, что с ним нельзя
уже было не считаться. Никакой четкой линии фронта в борьбе, повторяю,
не было. Она была распылена на бесчисленное множество стычек по
конкретным проблемам, каждая из которых по отдельности была пустяковой,
но сумма которых составила проблему грандиозного исторического перелома.
В этой борьбе порою бывшие сталинисты поступали как смелые критики
отживших порядков, а антисталинисты выступали как реакционеры. Имела
место мешанина слов, действий и настроений. Но в ней вырисовывалась
определенная направленность, результировав-шаяся потом в решениях XX
съезда партии. Борьба шла внутри партийных организаций и органов власти
и управления, что было не делом случая, а проявлением сущности самого
социального строя, его структуры, роли упомянутых феноменов.

....
...

- Кризис можно было предотвратить?
- Сущность надвигавшегося кризиса заключалась в том, что сложившаяся и
нормально функционировавшая до этого система власти и управления
советского общества стала неадекватной новым условиям. И по мере
прогресса общества степень неаде-кватности все более возрастала. Этот
процесс можно было ос-тановить, т. е. предотвратить кризисный взрыв или
смягчить его. Его можно было преодолеть теми средствами, какими
советское общество располагало, т.е. средствами коммунистическими. При
этом не требовалась никакая перестройка социальной системы. Наоборот,
необходимо и достаточно было усовершенствование именно коммунистической
социальной организации. .... Необходимо было усилить систему
планирования и ввести более строгий контроль за выполнением планов.
Необходимо было повысить квалификацию работников системы власти и
управления именно как работников коммунистической системы, разрабатывать
экономическую теорию именно для этой систе-мы, усилить централизацию
экономики и управления ею и т. д. Короче говоря, надо было идти по пути
усиления и усовершен-ствования всего, того, что в западной идеологии и
пропаганде подвергалось критике и осмеянию именно потому, что это
фак-тически работало и могло позволить Советскому Союзу преодо-леть
трудности. Но советские руководители и их идеологические холуи поступили
как раз наоборот. Они ринулись в "перестройку", гибельность которой была
очевидна заранее. "Перестройка" развязала кризис, который стал
всеобъемлющим, охватив и сферу экономики. К чему это привело, известно.
Нет надобности еще раз говорить об этом.


Хочу обратить ваше внимание еще на два фактора, сыграв-шие важную роль в
описанном переломе во взглядах советских людей на Запад. Первый из этих
факторов - убожество профес-сиональной информации о Западе и
неспособность советского идеологического аппарата противопоставить
западной пропа-ганде достаточно эффективную контрпропаганду. Советский
Со-юз имел на Западе десятки тысяч своих профессионально под-готовленных
представителей в лице дипломатов, журналистов, шпионов, ученых и т.п. В
самом Советском Союзе были бесчис-ленные учреждения и организации,
занятые изучением Запада. Но эта гигантская армия "специалистов", за
редким исключени-ем, оказалась сбродом халтурщиков, паразитов, невежд и
хапуг. А гигантский идеологический аппарат, занятый пережевыванием
потерявших даже идеологический смысл марксистских догм, не смог даже в
ничтожной мере использовать в контрпропаганде материалы, которыми
изобиловали средства массовой инфор-мации самого Запада и которые
буквально вопили о преимуще-ствах советской экономики перед западной.
Второй из упомянутых выше факторов заключается в том, что советские
люди, допущенные властями до непосредственного знакомства с Западом,
отбирались как представители привиле-
251
гированных слоев и оказывались на Западе в исключительных условиях. Им
не надо было добывать средства существования на Западе, искать работу,
конкурировать с западными специали-стами, приобретать жилье, платить
налоги, беспокоиться о ме-дицинском обслуживании, думать об образовании
и будущем детей, трудиться в условиях западных предприятий, испытывать
негативные следствия общения с соседями и коллегами по ра-боте и т. д.,
т. е. они фактически не погружались в реальную жизнь западного общества
со всеми его реальными кошмарами, о которых писали тысячи честных
западных писателей и которые показывались в тысячах более или менее
реалистичных фильмах, но которые советские люди просто не могли и даже
не хотели за-мечать. У этих советских людей было гарантированное
положение у себя дома (жилье, зарплата, медицинское обслуживание и т.
д.). Они имели какие-то деньги от своего государства, а также в ви-де
подачек от западных учреждений. Они эти деньги могли тра-тить, не думая
о том, что на них надо жить в будущем. А если они тратили свои деньги,
они их с лихвой окупали, приобретая в западных магазинах вещи,
дефицитные в Советском Союзе. Они на Западе были в положении гостей и
зевак, паразитов и спеку-лянтов. Для них пребывание на Западе было
привилегией как для людей советских. Они видели тут то, что могли, что
им по-зволяли видеть и что они хотели видеть в том качестве, о кото-ром
я только что сказал, а именно - изобилие вещей в магази-нах, комфорт,
прекрасное обслуживание и т.п., т.е. витрину, рек-ламу и поверхностные
проявления западной экономики, а не ее основы, глубины, скрытую
сущность. Они все это сравнивали с тем состоянием, в каком с этой точки
зрения находились их со-отечественники в Советском Союзе. И все (почти
без исключе-ния!) делали вывод, будто рай земной, обещанный марксистами,
на самом деле построен на Западе, а в Советском Союзе имел место "черный
провал". Поразительно то, что такой вывод дела-ли не какие-то плохо
образованные представители низших слоев населения, а образованные
профессора, академики, дипломаты и даже лица из партийно-государственной
номенклатуры.
Этот процесс захватил прежде всего высшие слои советского общества,
высшее руководство и интеллектуально-идеологиче-скую элиту. Кризис
советского общества начал созревать на вы-сотах идеологии и власти, а не
в сфере экономики. И в числе его симптомов следует упомянуть потерю
чувства и сознания гражданской ответственности перед своей страной и
своим на-родом, а также потерю способности объективного понимания как
советской, так и западной экономики даже на уровне обыкно-
252
венного здравого смысла, не говоря уж о высотах науки. Эти слои (а не
низшие!) стали прозападно настроенными. Они воз-жаждали иметь для себя
западные блага, надеясь сохранить и то, что имели в советском обществе.
....


- И к чему это приведет?
- Почему "приведет"? Уже привело. Забавно слушать, когда говорят об
угрозе кризиса и даже катастрофы. Катастрофа уже произошла. Мы живем в
состоянии катастрофы. А нам все твер-дят, будто мы не близки к ней, не
на грани катастрофы. Прези-дент сказал, что России сейчас никто не
угрожает. За кого нас принимают?! За круглых идиотов?! Нам действительно
уже не угрожают, поскольку нас уже разгромили!! Нас убили, а мертвым
смерть не грозит.
- Но мы пока живы! Надо же что-то делать! Хоть что-то!
- Это концепция нынешней власти. Концепция узаконивания капитуляции.
Делать хоть что-нибудь - значит, делать вид, что что-то делается для
спасения страны. Это имитация дела, пока-зуха, видимость. Если делать,
то, как говорится, по-большому. Что-то из ряда вон выходящее.
-Что?
- Не знаю. Может быть, подняться во весь рост и с пением
"Интернационала" идти на верную смерть, как делали когда-то коммунисты.
Но мы не коммунисты.

=======




============*





От C.КАРА-МУРЗА
К Кудинов Игорь (21.11.2002 02:06:42)
Дата 21.11.2002 11:24:40

Критерии фундаментальности

Сравним инструменты мышления двух геронтократов - Громыко и Устинова, и их двух молодых гомологов - Козырева и Грачева. Геронтократы не были динамичны, но они знали на уровне здравого смысла, "чего нельзя делать". Это - более фундаментальный инструмент мышления для госуд. деятеля. И прежнее поколение среднего человека это тоже понимало.

От self
К C.КАРА-МУРЗА (21.11.2002 11:24:40)
Дата 22.11.2002 18:05:03

Re: Критерии фундаментальности


C.КАРА-МУРЗА пишет в сообщении:77703@kmf...
> Сравним инструменты мышления двух геронтократов - Громыко и Устинова, и их двух молодых
гомологов - Козырева и Грачева. Геронтократы не были динамичны, но они знали на уровне здравого
смысла, "чего нельзя делать". Это - более фундаментальный инструмент мышления для госуд. деятеля. И
прежнее поколение среднего человека это тоже понимало.

Здесь наложились два фактора, давшие гремучую смесь (бинарная смесь - при отдельности компонент
неопасная) - привнесённое новое знание и отсутствие средств её закалки, проверки, обкатки. Новое
знание всегда в начале (часто неосознано) отвергает старое (по причине необходимости освобождения
"жизненого пространства" для себя и места для обкатки), хотя всегда старое является её основой (это
и у молодых людей видно, тоже, видимо, происходит и с народом). Затем, когда новое проходит проверку
жизнью, то обычно усыхает, утрамбовывается, устаканивается до маленьких размеров, старое знание
начинает востребоваться жизнью и новое занимает своё, пологающееся ей жизнью и опытом, место, входит
в систему старых знаний, часто уже имеющим аналоги "нового" знания (кто из нас не открывал америк и
не изобретал колеса с десяток, а то и сотню раз?)
В нашем случае, новое знание не могло пройти такую обкатку практикой, жизнью по нескольким причинам,
одна из которых - "сытая жизнь". Старики же не могли объяснить ошибочность многих вещей - на пальцах
такое не объяснишь, это даётся лишь через собственный опыт (через тот же голод, неустроенность,
необходимость своими руками практически проверять свои жизненные установки - короче, учится на своих
ошибках). Старики так же не могли позволить "экспериментировать", неявно зная, чем это может
закончится, если проводить подобные эксперименты в таком масштабе. Не произошло утряски новых
знаний, а старых, неявных знаний, которыми неявно даже для себя пользовались "старики" - не было у
молодых и не стало у них же постаревших. Начался дополнительный "замкнутый круг" передачи отсутствия
"инструментов мышления" - передавались неповеренные практикой и жизнью инструменты вместе с
накопившимися претензиями.



От Кудинов Игорь
К C.КАРА-МУРЗА (21.11.2002 11:24:40)
Дата 22.11.2002 10:22:57

Re: Критерии фундаментальности

> Сравним инструменты мышления двух геронтократов - Громыко и Устинова, и их двух молодых гомологов - Козырева и Грачева.

Громыко-Козырев, Устинов-Грачев разве не есть персонифицированные шестерни ? Просто они от разных механизмов. Мне кажется, что "инструмент мышления" Козырева не хуже, чем у Громыко, и в его системе координат здравого смысла у Козырева было не меньше. Другое дело, куда напрвлен вектор.
Вообще, я имел в виду не верхушку, а именно средних людей, которые в основной массе получили возможность оглядеться и занять голову глобальными проблемами уже в зрелом возрасте советской власти, как раз к шестидесятым годам, когда спал накал военной\послевоенной эпохи и народ стал обрастать жирком, появилось свободное время ( прямо
по поговорке an idle brain is a devil's workshop ), а высокий уровень образования потянул за собой высокий уровень притязаний. Причем, последний подпитывался официальной пропагандой - "перед вами открыты все пути, за вами будущее" и т.п.
То есть, когда появилась возможность попользоваться "инструментом мышления" , то и выяснилась его непригодность - здравый смысл оказался вытеснен интельскими комлексами. Вон, где-то рядом лежит свежий пример Баювара, для которого отсутствие бытового видеомагнитофона есть неубиенное доказательство абсолютной несостоятельности
советского строя. А у поколения деда Баювара просто не было времени на постановку вопроса о состоятельности\несостоятельности строя.








От Александр
К Кудинов Игорь (22.11.2002 10:22:57)
Дата 23.11.2002 18:59:53

Re: Критерии фундаментальности

>> Сравним инструменты мышления двух геронтократов - Громыко и Устинова, и их двух молодых гомологов - Козырева и Грачева.
>
>Громыко-Козырев, Устинов-Грачев разве не есть персонифицированные шестерни ? Просто они от разных механизмов. Мне кажется, что "инструмент мышления" Козырева не хуже, чем у Громыко, и в его системе координат здравого смысла у Козырева было не меньше. Другое дело, куда напрвлен вектор.
>Вообще, я имел в виду не верхушку, а именно средних людей, которые в основной массе получили возможность оглядеться и занять голову глобальными проблемами уже в зрелом возрасте советской власти, как раз к шестидесятым годам, когда спал накал военной\послевоенной эпохи и народ стал обрастать жирком, появилось свободное время

Так и СГ не о самих Громыко и Козыреве, а о восприятии этих деятелей в массовом сознании "средних людей, которые в основной массе..." Из-за промежуточного уровня культуры люди еще не научились разбираться в работе шестерней, но уже начали придавать большое значение упаковке. Блестящий гладкий Козырев выглядел привлекательней морщинистого замшелого Громыко.

>А у поколения деда Баювара просто не было времени на постановку вопроса о состоятельности\несостоятельности строя.

В программе средней школы, а тем более института, выделялось специальное время на постановку этих вопросов. В рамках доктрины, объявляющей абсолютно все в этой жизни следствием уровня производительности труда, баюваровы рассуждения совершенно корректны. А доктрину эту насаждали с дурацкой мощью.

От Георгий
К Кудинов Игорь (21.11.2002 02:06:42)
Дата 21.11.2002 10:22:43

А здравый смысл?


>Кроме того, слова об "утрате" инструментов мышления подразумевают их наличие в прошлом, что мне кажется спорным.

А здравый смысл?