территории? Насколько достоверны сведения о существовании этих хозяйств? Почему их лошади не были мобилизованы в армию в период войны или, наоборот, на каком основании они получили демобилизованных лошадей? О каких районах Псковской области идет речь? Не о тех ли, которые были переданы в состав области из Латвии и Эстонии? Если да, то ведь коллективизация и раскулачивание на этих территориях проводилась и в начале 50-х годов.
Жители ленинградских пригородов, не имевшие отношение к местным колхозам. Были ли они коренными жетелями этих пригородов? Не идет ли речь о людях, не имевших возможности прописаться в Ленинграде и потому поселившихся в пригородах, а работавших в городе? Какие есть основания относить их к крестьянам-единоличникам? Занимались ли они обработкой земли? Если да, то в каком качестве? Не были ли они работниками совхозов? О каких артелях идет речь? Ведь колхоз первоначально определялся именно как сельскохозяйственная артель.
Или же речь идет об артелях промкооперации, разросшихся в послевоенные годы в результате проявления предприимчивости людей в условиях послевоенной безработицы?Тогда их место жительства вполне понятно - оно определяется близостью крупного города как рынка сбыта.
Не могли бы Вы более подробно изложить имеющийся у Вас фактический материал по этим территориям?
>Говоря о колхозниках и единоличниках невозможно обойти вопрос о размере обрабатываемой ими земли, между тем Вы умудрились этот вопрос обойти вниманием. Беретесь ли Вы утверждать и сможете ли доказать, что в описанных Вами районах имелся значительный земельный фонд, находящейся в пользовании крестьян-единоличников?
Тут не очень сложно. Земля была не только обрабатываемая. Были луга для сенокоса , места выпаса скота, лесные угодья, территории бывших поместий и всякое другое. Как был сделан дележ земли после революции - не знаю. Размеры тех наделов - не знаю. Земля была не частная, ее не продавали. Знакомый мужик пас в Парголове мальчишкой не колхозное, а частное стадо. В колхозе была треть дворов. Это было сразу после войны. В Парголове и Шувалове были колхозные земли, были индивидуальные наделы. Размера я не знаю. С индивидуального надела семья кормилась сама и торговала продуктами по городу.
>Можете ли Вы показать, что описанные Вами единоличные хозяйства, вроде тех, что могли иметь до 6 голов лошадей и коров, существовали непрерывно с конца 20-х - начала 30-х годов, а не возникли в результате развала колхозов на оккупированной территории?
Смотрите выше.
>Насколько достоверны сведения о существовании этих хозяйств? Почему их лошади не были мобилизованы в армию в период войны или, наоборот, на каком основании они получили демобилизованных лошадей?
Мать рассказывала так. Деревни на Псковщине сильно различались по достатку. Недосеки , где жила мать, была бедной, Марьино, где жила родня - зажиточной. При организации колхозов было и разное руководство хозяйствами. В Недосеках общие лошади то ли сгорели, то ли передохли. И вообще, был страшный бардак. В ответ на это материна тетка то ли вышла из колхоза , то ли послала колхозников к чертовой матери. Ее местные активисты пришли "раскулачивать". Оставляли только минимально необходимое. К тетке с утра сбежалась вся деревня. Кто тулуп одел, кто горшок в руки взял, кто какую утварь к себе уволок для сохранности. У тетки изъяли ее корову , разорили сундуки. Тетка считалась вдова погибшего. Мать - 1930 года рождения , помнит этот момент отчетливо. Было это после 1934 или 1935 года. Потом в Недосеках решили купить трактор. Взяли в банке кредит и получили трактор. Но весь выращенный урожай уходил за оплату кредита за трактор. Тогда председатель решил поправить дело химизацией. Он купил удобрений и насыпал их на поле. Урожай сгорел. Потом , кажется , у них трактор забрали. Народ из Недосеков разбежался. Кто подался в соседний колхоз в Марьино, кто в Питер, кто куда. В Марьине ситуация была другая. Там во главе стоял хозяйственный мужик. Они не брали кредитов и работали на лошадях. Когда пришли немцы, то они колхоз распустили и роздали лошадей по дворам. В 41 году немцы урожай не реквизировали. Там стояли итальянцы. Мои тетки при слове "итальянцы" хихикали. Потом , когда появились партизаны, итальянцев заменили на немецких карателей. Вот тогда жители и узнали по чем фунт лиха. У деда Ивана сын был в партизанах. Как-то раз сын пришел домой , а ночью в село пришли каратели. Дедов сын огородами смылся, но в доме осталась немецкая шинель. При обыске ее нашли. Деда взяли за шкирку, и хотели расстрелять. Но не расстреляли , а заставили на подводе везти боеприпасы. И вот картина: немцы гоняют партизан по лесу, а местные жители возят немцев на телегах. Дед бросил телегу и лошадь и от нецев удрал. Это было в районе Острова и Пушкинских Гор.
>О каких районах Псковской области идет речь?Не о тех ли, которые были переданы в состав области из Латвии и Эстонии? Если да, то ведь коллективизация и раскулачивание на этих территориях проводилась и в начале 50-х годов.
>Жители ленинградских пригородов, не имевшие отношение к местным колхозам. Были ли они коренными жетелями этих пригородов? Не идет ли речь о людях, не имевших возможности прописаться в Ленинграде и потому поселившихся в пригородах, а работавших в городе?
Нет, именно коренные местные жители. В Ленинграде на Выборгской стороне уже в районе метро "Лесная" в 30-40 годах было полно частных деревянных домов. При расширении города местных жителей уговаривали переселиться из деревянных домов в ОТДЕЛЬНЫЕ многокомнатные квартиры в новые сталинские дома или в старый фонд в старом городе. Был выбор переехать в ближайший пригород для занятия там сельским хозяйством. Родственники жены приводили даже фамилии тех, кто уехал в отдельную квартиру, и кто уехал в пригород. У бабки жены в Гавани на Васильевском острове был частный дом. В войну он сгорел. Чтобы расселить территорию предлагались лучшие и более выгодные условия для проживания. Коммуналки возникли массово в 30-х годах для завербованных на работы на питерских заводах.
>Какие есть основания относить их к крестьянам-единоличникам? Занимались ли они обработкой земли? Если да, то в каком качестве?
Землю жители обрабатывали сами. Про случаи наемного труда у частника после 30-х годов я от родни не слышал.
>Не были ли они работниками совхозов? О каких артелях идет речь? Ведь колхоз первоначально определялся именно как сельскохозяйственная артель.
Совхозы стали возникать году в 47-48. Вот тогда-то частника и стали прижимать. А существование артелей можно проследить по старым цацкам. Почти на каждой вещи стояло клеймо. Я хорошо помню с детства названия на бирках одежды, на коробочках, и еще на всяких штуках. Там слов артель было больше чем достаточно. И года - 20, 30, 40 точно. Кажется, были еще и 50-е. А вот с товаров 60-х годов слова "артель" я не помню.
>Или же речь идет об артелях промкооперации, разросшихся в послевоенные годы в результате проявления предприимчивости людей в условиях послевоенной безработицы?
Ни хрена себе, послевоенная безработица. Народу поубивало немерянно, впереди восстановление. У меня папашу мобилизовали в армию после войны. Но он служил на восстановлении хозяйства. Получил он специальность монтера и одной из его строек был Днепропетровск. Там они добаловались с порохом и отцу чуть не выжгло глаза. Лицо больше года было черным. Про безработицу после войны я слышу в первый раз в жизни. А про нехватку народа я изрядно наслышен. Огромную пользу принесли пленные немцы. В Питере они разгребали руины, строили дома. В городе стоят до сих пор целые кварталы, построенные немцами. Мать хорошо помнит немца , налаживавшего электровакуумное производство на "Светлане".
>Тогда их место жительства вполне понятно - оно определяется близостью крупного города как рынка сбыта.
Понятие "рынок сбыта" для послевоенного периода не применимо в принципе. Для довоенного периода оно также не применимо, как это не удивительно. Деревня 20-30 годов в терминах "рыночной экономики" не описывалась. Как Вы себе представляете ситуацию произвольного поселения на Северо-Западе вблизи "рынка сбыта"? Вокруг леса, болота. Вся земля, пригодная для с/х использования - занята. А вот после войны для организации новых с/х угодий для совхозов были проведены работы по мелиорации заболоченных земель. Переселенцы из Вологодсой области были на Карельском перешейке на финских землях.
>Не могли бы Вы более подробно изложить имеющийся у Вас фактический материал по этим территориям?
Я не историк. Я обычный человек, имеющий глаза и уши. И многочисленную родню и знакомых. К сожалению, когда у меня стали возникать вопросы к стариком, то спрашивать уже почти не у кого. Отцу - 75 лет, матери - 72. Остальная живая родня в тех же пределах. Так люди как люди , но иной раз такое выдадут, что хоть стой, хоть падай. В смысле в корне отличное от распространенных официальных представлений.