От Almar
К Igor Ignatov
Дата 14.11.2002 10:28:41
Рубрики Тексты;

вот именно, что "конкретными историческими обстоятельствами"

>Региональные патриотизмы ни в коей мере не противоречат друг другу, когда они сбалансированны и встроены в друг друга, как матрешки. …..Если все вместе не удержат внешнюю "крепостную стену" (размеры и очертания которой определяются историческими обстоятельствами), то наступит каюк и родному раjoну, и родному подьезду. И даже, возможно, родному коту. Придут враги, сожгут родной сельсовет


Ну слава богу, что очертание внешней «крепостной стены» определяются все же конкретными историческими обстоятельствами, а не некоей метафизической сущностью. Думаю, что в этом смысле моя первоначальная фраза «Патриотизм хорош как временная мера, объединяющая людей перед лицом внешней опасности (если конечно она очевидна)» не противоречит вашей позиции.

От Pout
К Almar (14.11.2002 10:28:41)
Дата 18.11.2002 11:45:33

Скрытая теплота патриотизма

Мне по душе одна удачная формула для выражения сути
патриотизма. Это некоторое скрытое качество, проявляющееся при "трении"
в виде выделяющейся народной энергии и мощи. КонеЧно,это Толстой, и
конеЧно -это отличная аналогия из тогдашней физики.
Примечатльнейший момент - он выбирает для выражения пратиотизма в
действии самые невыгодные с точки зрения публичной репрезентации фигуры
и моменты. Такие как затрапезный капитан Тушин (хренстоматийный
образ),данный глазами книязя Андрея. Или еще более странный
образ -московской барыньки с ее бебехами, болонками и дворней, которая
смутно полагает,"что она Бонапарту не слуга" и т.п.. Именно тут он
усматривает истинное выражение "скрытой теплоты патриотизма". Барынька
"делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию".
За акцентирование подобных выразительных образов, кстати, Льву
Николаевичу сразу после выхода "Войны и мира" сильно попало от
общественности,возмущенной непрезентабельностью показа скрытых причин
победы в Отечественной войне.
Это уже потом книгу стали считать классической, в том числе в части
отражения глубинных причин победы. Тогда - совсем другое дело.

(отрывко старого постинга)

--------------
...
Художник мыслит Образами. А оные требуют литературоведческого
раскодирования. Приведенные суперметафоры просто как попки все
повторяют, за неимением лучшего, ибо лучшего нету.

вот например военные любители (на ВИФе)

>Победа не зависит от вооружения и т п. А уж меньше всего от диспозиции.
Выигрывает на войне некая составляющая ИКС (практически моральный
фактор), которая и имеет только значение.

>Интересно было бы мнение Уважаемых по данному поводу - что это
сформировавшееся мнение боевого офицера (особенно интересно в свете
давних дискуссий о методах ведения штыкового боя, где стойкость строя
определяла успех или неудачу атаки - обороны)? художественная гипербола?
просто толстовство?
>

смотрите "Войну и мир", фактор Х входил как множитель в функционал,
оптимизирующий Победу. А не как исключительно определяющий победу
фактор.

Дух войска он назывался. Если мыслить Образно, то это вполне годится,
такой подход.
Другой пример очень хорошей метафоры, заимствованной Львом из тогдашней
физики -"скрытая теплота патриотизма". Она выделяется при"трении"с
врагом и его...короче расплавляет народно-массовой энергией, вышедшей
из-под спуда и до времени совершенно латентной, скрытой, о которой никто
не подозревал.
Многие после Льва как попугаи использовали эту его метафору, что говорит
просто о том, что ничего лучше о побудительных мотвах Отечественной
войны другим придумать нет удалось.

http://212.188.13.163:2009/nvz/forum/0/co/56535.htm

Сознание того, что это так будет, и всегда так будет,
лежало и лежит в душе русского человека. И сознание
это и, более того, предчувствие того, что Москва будет
взята, лежало в русском московском обществе 12-го года.
Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и
начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые
выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома
и половину имущества, действовали так вследствие того
скрытого (latent) патриотизма, который выражается не
фразами, не убийством детей для спасения отечества
и т. п. неестественными действиями, а который
выражается незаметно, просто, органически и потому
производит всегда самые сильные результаты.
<<Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из
Москвы>>, - говорили им. Растопчин в своих афишках
внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им
совестно было получать наименование трусов, совестно было
ехать, но они все-таки ехали, зная, что так надо было.
Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин
напугал их ужасами, которые производил Наполеон в
покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые,
образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и
Берлин остались целы и что там, во время занятия их
Наполеоном, жители весело проводили время с
обворожительными французами, которых так любили тогда русские
мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло
быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под
управлением французов в Москве. Под управлением французов
нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и
до Бородинского сражения, и еще быстрее после
Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите,
несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о
намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на
воздушные шары, которые должны были погубить французов, и
несмотря на весь тот вздор, о котором писал Растопчин в
своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и
что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми
людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном,
и что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель
свое имущество. Они уезжали и не думали о
величественном значении этой громадной, богатой столицы,
оставленной жителями и отданной на жертву огню (большой
покинутый деревянный город необходимо должен был
сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем
только вследствие того, что они уехали, и совершилось то
величественное событие, которое навсегда останется
лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в
июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась
из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием
того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтоб ее
не остановили по приказанию графа Растопчина, делала
просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию

-----------

Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие
прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после
сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы,
ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война -- все это
были отступления от правил.

Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной
позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал
поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и
императору Александру на то, что война велась противно всем правилам
(как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей).
Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что
русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться
дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en
tierce, {1} сделать искусное выпадение в prime {2} и т. д., -- дубина
народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и,
не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с
целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и
гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.

И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по
всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво
передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в
минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в
подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся
дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и
мести не заменяется презрением и жалостью.


==========

Almar сообщил в новостях следующее:77019@kmf...
> >Региональные патриотизмы ни в коей мере не противоречат друг другу,
когда они сбалансированны и встроены в друг друга, как матрешки. "..Если
все вместе не удержат внешнюю "крепостную стену" (размеры и очертания
которой определяются историческими обстоятельствами), то наступит каюк и
родному раjoну, и родному подьезду. И даже, возможно, родному коту.
Придут враги, сожгут родной сельсовет
>
>
> Ну слава богу, что очертание внешней <крепостной стены> определяются
все же конкретными историческими обстоятельствами, а не некоей
метафизической сущностью. Думаю, что в этом смысле моя первоначальная
фраза <Патриотизм хорош как временная мера, объединяющая людей перед
лицом внешней опасности (если конечно она очевидна)> не противоречит
вашей позиции.

Дак нет. Это самая что ни на есть"метафизическая сущность", у
Художника-Мыслителя имеющая довольно ясный физический коррелят. Правда -
опирался он на тогдашнюю теорию. "Теплород" и "скрытая теплота"