вот именно, что "конкретными историческими обстоятельствами"
>Региональные патриотизмы ни в коей мере не противоречат друг другу, когда они сбалансированны и встроены в друг друга, как матрешки. …..Если все вместе не удержат внешнюю "крепостную стену" (размеры и очертания которой определяются историческими обстоятельствами), то наступит каюк и родному раjoну, и родному подьезду. И даже, возможно, родному коту. Придут враги, сожгут родной сельсовет
Ну слава богу, что очертание внешней «крепостной стены» определяются все же конкретными историческими обстоятельствами, а не некоей метафизической сущностью. Думаю, что в этом смысле моя первоначальная фраза «Патриотизм хорош как временная мера, объединяющая людей перед лицом внешней опасности (если конечно она очевидна)» не противоречит вашей позиции.
Мне по душе одна удачная формула для выражения сути
патриотизма. Это некоторое скрытое качество, проявляющееся при "трении"
в виде выделяющейся народной энергии и мощи. КонеЧно,это Толстой, и
конеЧно -это отличная аналогия из тогдашней физики.
Примечатльнейший момент - он выбирает для выражения пратиотизма в
действии самые невыгодные с точки зрения публичной репрезентации фигуры
и моменты. Такие как затрапезный капитан Тушин (хренстоматийный
образ),данный глазами книязя Андрея. Или еще более странный
образ -московской барыньки с ее бебехами, болонками и дворней, которая
смутно полагает,"что она Бонапарту не слуга" и т.п.. Именно тут он
усматривает истинное выражение "скрытой теплоты патриотизма". Барынька
"делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию".
За акцентирование подобных выразительных образов, кстати, Льву
Николаевичу сразу после выхода "Войны и мира" сильно попало от
общественности,возмущенной непрезентабельностью показа скрытых причин
победы в Отечественной войне.
Это уже потом книгу стали считать классической, в том числе в части
отражения глубинных причин победы. Тогда - совсем другое дело.
(отрывко старого постинга)
--------------
...
Художник мыслит Образами. А оные требуют литературоведческого
раскодирования. Приведенные суперметафоры просто как попки все
повторяют, за неимением лучшего, ибо лучшего нету.
вот например военные любители (на ВИФе)
>Победа не зависит от вооружения и т п. А уж меньше всего от диспозиции.
Выигрывает на войне некая составляющая ИКС (практически моральный
фактор), которая и имеет только значение.
>Интересно было бы мнение Уважаемых по данному поводу - что это
сформировавшееся мнение боевого офицера (особенно интересно в свете
давних дискуссий о методах ведения штыкового боя, где стойкость строя
определяла успех или неудачу атаки - обороны)? художественная гипербола?
просто толстовство?
>
смотрите "Войну и мир", фактор Х входил как множитель в функционал,
оптимизирующий Победу. А не как исключительно определяющий победу
фактор.
Дух войска он назывался. Если мыслить Образно, то это вполне годится,
такой подход.
Другой пример очень хорошей метафоры, заимствованной Львом из тогдашней
физики -"скрытая теплота патриотизма". Она выделяется при"трении"с
врагом и его...короче расплавляет народно-массовой энергией, вышедшей
из-под спуда и до времени совершенно латентной, скрытой, о которой никто
не подозревал.
Многие после Льва как попугаи использовали эту его метафору, что говорит
просто о том, что ничего лучше о побудительных мотвах Отечественной
войны другим придумать нет удалось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет,
лежало и лежит в душе русского человека. И сознание
это и, более того, предчувствие того, что Москва будет
взята, лежало в русском московском обществе 12-го года.
Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и
начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые
выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома
и половину имущества, действовали так вследствие того
скрытого (latent) патриотизма, который выражается не
фразами, не убийством детей для спасения отечества
и т. п. неестественными действиями, а который
выражается незаметно, просто, органически и потому
производит всегда самые сильные результаты.
<<Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из
Москвы>>, - говорили им. Растопчин в своих афишках
внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им
совестно было получать наименование трусов, совестно было
ехать, но они все-таки ехали, зная, что так надо было.
Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин
напугал их ужасами, которые производил Наполеон в
покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые,
образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и
Берлин остались целы и что там, во время занятия их
Наполеоном, жители весело проводили время с
обворожительными французами, которых так любили тогда русские
мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло
быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под
управлением французов в Москве. Под управлением французов
нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и
до Бородинского сражения, и еще быстрее после
Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите,
несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о
намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на
воздушные шары, которые должны были погубить французов, и
несмотря на весь тот вздор, о котором писал Растопчин в
своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и
что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми
людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном,
и что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель
свое имущество. Они уезжали и не думали о
величественном значении этой громадной, богатой столицы,
оставленной жителями и отданной на жертву огню (большой
покинутый деревянный город необходимо должен был
сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем
только вследствие того, что они уехали, и совершилось то
величественное событие, которое навсегда останется
лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в
июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась
из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием
того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтоб ее
не остановили по приказанию графа Растопчина, делала
просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию
-----------
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие
прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после
сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы,
ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война -- все это
были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной
позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал
поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и
императору Александру на то, что война велась противно всем правилам
(как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей).
Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что
русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться
дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en
tierce, {1} сделать искусное выпадение в prime {2} и т. д., -- дубина
народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и,
не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с
целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и
гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по
всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво
передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в
минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в
подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся
дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и
мести не заменяется презрением и жалостью.
==========
Almar сообщил в новостях следующее:77019@kmf...
> >Региональные патриотизмы ни в коей мере не противоречат друг другу,
когда они сбалансированны и встроены в друг друга, как матрешки. "..Если
все вместе не удержат внешнюю "крепостную стену" (размеры и очертания
которой определяются историческими обстоятельствами), то наступит каюк и
родному раjoну, и родному подьезду. И даже, возможно, родному коту.
Придут враги, сожгут родной сельсовет
>
>
> Ну слава богу, что очертание внешней <крепостной стены> определяются
все же конкретными историческими обстоятельствами, а не некоей
метафизической сущностью. Думаю, что в этом смысле моя первоначальная
фраза <Патриотизм хорош как временная мера, объединяющая людей перед
лицом внешней опасности (если конечно она очевидна)> не противоречит
вашей позиции.
Дак нет. Это самая что ни на есть"метафизическая сущность", у
Художника-Мыслителя имеющая довольно ясный физический коррелят. Правда -
опирался он на тогдашнюю теорию. "Теплород" и "скрытая теплота"