От Pout
К Pout
Дата 06.11.2002 08:46:27
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Культура; Практикум;

РЖ 1998. Разбор "Русского проекта" ОРТ

Русский Журнал. Медиа-политика. 15.04.98
----------------------------------------
http://www.russ.ru/journal/media/98-04-15/deryab.htm

Андрей Дерябин
andred@psy.nsu.ru

"Русский проект": конструирование национальной
истории и идентичности

Население время от времени должно видеть себя на экране.
Это кажется неоспоримым, и не столько по националистическим причинам,
сколько в связи с вопросами идентичноcти.
Andre Guerin (President of Quebec-s Regie du cinema et de la video),
1985. (1)

Будучи далекими от простого укоренения в прошлом,
которое само по себе еще нуждается в "открытии",
идентичности - это имена, которые мы даем разным способам,
которые позиционируют нас и которыми мы
позиционируем сами себя в нарративах прошлого.
Stuart Hall (1990)


Введение

С распадом СССР, когда начался процесс формирования России с новыми
государственными границами и когда коллапс "новой исторической общности
- советских людей" стал очевиден даже для прокоммунистически
ориентированных активистов, перед Россией вновь встала проблема поиска
национальной идентичности. Помимо никогда не прекращавшихся дискуссий об
исторической роли России и уникальности "русского пути", в 1995-1996 гг.
политики и интеллектуалы артикулировали необходимость построения
"русской идеи" как новой идеологии, которая бы (Соловей, Соловей, 1996):
интегрировала общество на основе сознательно сформулированных целей и
общепринятых ценностей; предложила ясный и позитивный образ будущего, к
которому движется общество; легитимировала действия власти, обосновывая
ее право управлять обществом и реализовывать ту или иную стратегию
национального развития (2).

Эту потребность в явной форме выразил в своем выступлении в августе 1996
г. президент, дав толчок росту числа публикаций, посвященных проблемам
идеологии вообще и поиску общенациональной идеи в частности. По
наблюдениям экспертов (Россия в поисках идеи, 1997), только в
центральной прессе количество более или менее развернутых обращений к
этой теме к весне 1997 г. уже перевалило за тысячу. Была также
организована специальная группа аналитиков, занимающаяся мониторингом
публикаций на эту тему.

Критики "технологического" подхода к разработке новой национальной
идеологии справедливо утверждают, что хотя задача ее искусственного
конструирования в принципе достижима, сконструированная таким образом
доктрина будет неизбежно эрзац-идеологией, если только она не будет
опираться на обыденные представления людей, укорененные в российском
обществе и не встречающие массового отторжения с его стороны.

В этом отношении успешной попыткой практического конструирования
национальной идеи и национальной идентичности следует, на мой взгляд,
считать "Русский проект" (далее - "РП") - серию роликов ОРТ, выпущенную
на первый национальный канал в 1995-1996 гг., еще до известного
выступления президента. Как это часто бывает, артистической форме
удалось ухватить и реализовать в культурном продукте те смыслы, которые
по кирпичикам до сих пор пытаются собрать в нечто целое политические
аналитики. В противоположность "РП" примером неудачно сфабрикованного
идеологического продукта являются, с моей точки зрения, ролики Фонда
финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя.

В предлагаемой работе я остановлюсь на одном принципиальном аспекте
того, как "РП" реализовал задачу конструирования национальной
идентичности, а именно на том, как он реинтерпретировал прошлое России,
не обращаясь порой к эксплицитно историческим событиям. Сразу оговорюсь,
что этот аспект национальной идентичности очевиден не только для
специалиста:

"Сейчас главная национальная задача [-] - это восстановление
национальной идентичности, то есть перекидывание моста через эпоху
исторического и культурного небытия в ту эпоху, когда Россия была
Россией. Она не была лучшей страной мира и не была самым справедливым
обществом, она была тем, чем она была, она была собой. После 17-го года
она перестала быть собой как национальное и государственное тело. И
сейчас, после 91-го года, особенно после декабря 93-го, в российском
обществе происходит поиск этой идентичности [-] Но так же стихийно идет
процесс не восстановления старой жизни, а преемства со старой жизнью"
(3).

"...Что касается предложенной постановки вопроса и о том, что собственно
означает призыв ИСКАТЬ национальную идею. Ведь это по сути клич
иностранца, который отстал от своей туристической группы и на пальцах
пытается разузнать, какая такая "авеню" ведет к такой-то "стрит".
России, история государственности которой [-] уходит как минимум во
второе тысячелетие до н.э., все это, право, несолидно. Корень вопроса в
другом: идею следует не искать, ее следует вспоминать - генетически,
социально или как-то иначе." (4)

Мы, однако, будем рассматривать и историю, и идентичность не как ждущие,
чтобы их вспомнили, но как конструкции, заново (вос-)создаваемые
обществом всякий раз, когда в этом назревает потребность.

Чувство нации имеет как пространственное, так и временное измерение.
Нация представляется нам как протяженное во времени сообщество со своим
прошлым, настоящим и будущим (Anderson, 1983). Разумеется, национальная
история - это не просто банальное календарное прошлое, но нарратив,
который разворачивается вокруг определенных событий и персонажей. Выбор
этих событий не случаен и подчинен потребности нации в осмыслении ее
актуального, текущего положения. Подобно нарративу личной истории
(Gergen & Gergen, 1984), национальная история - повествование,
опирающееся на события в прошлом, важные для понимания себя в настоящем
и позволяющие конструировать возможное будущее. Очевидно, что выполняя
эту функцию, коллективное запоминание - это в то же время коллективное
забывание того, что "неудобно" помнить, что нарушает логику и
целостность нарратива.

Ниже мы покажем: 1) как медиа избирательно подходят к отбору
исторических событий, формирующих версии национальной истории; 2) как
медиа используют идею преемственности поколений, чтобы подчеркнуть
логичность, непротиворечивость, линейность национальной истории и, как
следствие, общность нации, не разделенной на "старых" и "новых" русских.


Тема преемственности поколений

Первым роликом "РП", затронувшим эту тему (и, если мне не изменяет
память, первым роликом "РП", вообще вышедшим в эфир), был "Это мой
город".

Кадр 1. Раннее летнее утро, предрассветные сумерки. Виды старой Москвы,
пустые чистые улицы, зеленые деревья, мокрая мостовая.

Кадр 2. У старого кирпичного дома останавливается пустой троллейбус;
водитель - пожилой мужчина в фуражке и темно-синей униформе (О.Ефремов).

Кадр 3. Водитель объявляет остановку - всем хорошо знакомое место,
добавляет: "Следующая - "Университет", - и через зеркало заднего вида
глядит на подъезд дома.

Кадр 4. Из подъезда появляется молоденькая девушка в синей джинсовой
курточке, в мини-юбке, с рюкзаком, на роликовых коньках.

Кадр 5. Она приветствует водителя взмахом руки и цепляется зонтиком за
троллейбус сзади.

Кадр 6. Старик-водитель улыбается ей (приближение) и трогает троллейбус.

Кадр 7. Троллейбус едет по утренней Москве. Лицо девушки - полуулыбка,
развевающиеся волосы.

Кадр 8. Водитель объявляет: "Университет". Девушка отцепляется от
троллейбуса; старик (приближение), улыбаясь, смотрит ей вслед.

Кадр 9. Он прощается со своей "пассажиркой" сигналом клаксона, та
отвечает ему взмахом руки (как в кадре 5).

Кадр 10. Девушка катится на коньках по мокрому, чистому асфальту по
направлению к университету. Мы видим его здание на фоне розовеющего
утреннего неба. Надпись: "Это мой город".

Зритель видит старые кирпичные дома, старинную мостовую, старый
троллейбус. Его водитель - старик, - объявляя остановку, произносит
название старинной московской улицы. Кадры старой Москвы - тихого,
спокойного, чистого, любимого города, - дополненные атмосферой раннего
утра, спокойствия и свежести, образом юной девушки, складываются в
репрезентацию Москвы (метоним России) как города, который никогда не
стареет (или постоянно обновляется).

Миф о воссоединении двух поколений содержится в ключевой метафоре клипа,
когда девушка цепляется за троллейбус и тот везет ее к университету. Это
символическое действие: настоящее и будущее приводятся в движение
двигателем прошлого. Они - точки на единой линии истории или, говоря
языком этого клипа, - соседние остановки одного и того же маршрута (кадр
3).

Помимо этого, идея преемственности "старой" и "новой" России реализована
в чередовании крупных планов старика и девушки и при помощи такого
нюанса, как приветствия персонажей, которые очевидно симпатичны друг
другу и давно знают друг друга, причем настолько, что могут общаться без
слов. Это логично: если мы рассмотрим процесс означения в обратном
направлении, "сверху-вниз", то старик и девочка - два означаемых одной и
той же страны. В этом смысле они тождественны друг другу, и их общение -
это аутокоммуникация, не требующая формальных ритуалов.

Технически эта тождественность реализуется в финальном кадре, в который
девушка на своих коньках как бы влетает, отцепившись от троллейбуса.
Этот кадр интегрирует знаки прошлого, настоящего и будущего в единое
целое.

Особую роль в "РП" играет кастинг. То, что в клипах "РП" заняты звезды,
не только делает его популярным и качественным продуктом. Каждый
персонаж означает поколение и исторический период: с одной стороны,
когорта "шестидесятников" - Ефремов, Гердт, Михалков и Табаков
(старшие), Дуров. С другой - Машков, Шевчук и Пугачева - "наша эра", как
выразился Л. Парфенов. Наиболее очевидна эта функция кастинга "РП" в
ролике "Это первый" ("Космонавты I"), в котором единство прошлого и
настоящего символически восстанавливается персонажами (и актерами)
разных поколений, но которые находятся на борту одной космической
станции. Партнером Н. Михалкова здесь выступает В. Машков, примерно за
год до этого сыгравший "нового русского" в "Лимите" того же
Д.Евстигнеева.

Кадр 1. Вид из космоса: станция "Мир" на фоне Земли.

Кадр 2. Двое космонавтов внутри станции смотрят вниз на Землю через
иллюминатор и играют в "города".

Кадр 3. Медленно проплывающая под ними Земля. Космонавты произносят
названия российских городов: "Воронеж". - "Житомир". - "Рязань". -
"Нальчик". - "Кострома". - "Архангельск- нет, Астрахань-Вон там-Видишь?"

Кадр 4. Тот, что помоложе (В. Машков), добавляет: "В Костроме самые
красивые девушки". Второй отвечает: "А в Астрахани самые вкусные арбузы-
И мама моя там живет."

Кадр 5. Старший (Н. Михалков) пытается поймать улетающий от него в
невесомости карандаш.

Кадр 6. Снова вид Земли из космоса. Слышен голос по радиосвязи: "Первый!
Первый! Это "Земля". Вы меня слышите? Почему отключили связь? Прием!"
Старший отвечает: "Это первый. А в чем дело? У нас все нормально.
Начинаем работу". Надпись: "Это моя страна".

Помимо идеи единства поколений, этот ролик актуализирует миф научной и
технологической мощи России. В 1995-1996 гг. - больше, чем за год до
катастрофы при запуске российского исследовательского аппарата на Марс и
начала длинной серии отказов на выработавшей свой ресурс станции "Мир",
- космическая тема была хорошим материалом для поддержания этого мифа:
"Ну уж в космосе-то мы первые!" Это "мы" и подкрепляет этот клип -
ребята, "наши парни" дурачатся на орбите в окружении высокотехнологичных
игрушек. Клип раздвигает границы России до планетарных масштабов: внизу
проплывают моря и континенты, а за кадром мы слышим названия старинных
русских городов. Россия - великая держава с древней историей и мощным
потенциалом на будущее.


"РП" успешно конструирует отношения между прошлым и будущим, не
обращаясь чаще всего в явной форме к каким-то историческим событиям.
Единственные клипы, действие которых переносится в прошлое, - это
"Прощание славянки" и "Мы вас любим" с Зиновием Гердтом.


"Социальная амнезия" и битва за "популярную память"

Кадр 1. Вагон метро. Старик (З.Гердт) стоит, прислонившись к двери
вагона, и задумчиво смотрит сквозь стекло в темноту туннеля - он
вспоминает.

Кадр 2. Воспоминание 1. Сороковые годы, такой же вагон метро, счастливые
лица пассажиров, слышна "Риорита". Молодой Гердт в военной форме и
молодая женщина стоят возле двери и, улыбаясь, смотрят друг на друга.
Гердт поворачивается к двери, дышит на стекло и пишет пальцем: "Я люблю
тебя. 1945".

Кадр 3. Воспоминание 2. По звукам джаза и одежде пассажиров, по которым
пробегает камера, видно, что это шестидесятые годы. Кто-то читает
"Литературку". Камера останавливается на маленькой девочке, которая
сидит и плачет.

Кадр 4. Гердт, стоящий у двери, приближается к девочке, садится рядом и
достает из кармана пальто театральную куклу. Надев ее на руку, он
обращается к девочке: "Не плачь! Я люблю тебя!"

Кадр 5. Снова в 1995. Гердт продолжает смотреть в темноту туннеля.
Внезапно на стекле, запотевшем от его дыхания, проступают написанные им
когда-то слова - "Я люблю тебя. 1945". После мгновения удивления (?)
Гердт поднимает руку и исправляет "1945" на "1995". Финальная надпись:
"Мы любим вас".

Судя по театральной кукле, Гердт играет в этом ролике самого себя.
Трудно, наверное, выбрать другого актера, который одним своим молчаливым
присутствием нес послание о доброте, мудрости, вере, любви и
человечности. Гердт персонифицирует все эти ценности, а ролик "РП"
подчеркивает, что он сохранил их на протяжении полувека бурной
российской истории. Меняется цифра на календаре, ценности остаются
незыблемыми. Нас, однако, больше интересует, какие именно точки в
истории выбраны авторами "РП" для построения нарратива. Это - победа
1945 г. и хрущевская оттепель 60-х, очевидно позитивные моменты в
российской истории. Напомним, что именно "поиск позитива" был задачей,
которую поставили перед собой авторы "РП":

"Русский проект" - случай безусловной удачи. Задуманный изначально как
реклама Первого канала, он зажил самостоятельно, возник новый
телевизионный жанр - не социальная реклама, а своего рода "терапия" с
позитивной идеей. Короткие киноновеллы не претендуют на чеховскую
глубину, но это - правдивые кусочки настоящей жизни. Их темы - вера,
доброта, любовь и неназойливое, но очень своевременное обращение к
человечности, которая, увы, постепенно исчезает из нашего обихода.
Авторы проекта Константин Эрнст и Денис Евстигнеев хотели показать, что
помочь почувствовать общность могут только простые эмоции и нормальные
добрые чувства" (5).

Действительно, "РП" - оригинальная и очень удачная попытка связать
настоящее с прошлым и переформулировать шероховатую российскую историю
последних 50 лет в позитивных терминах (рефрейминг, сказал бы
психотерапевт). "РП" одновременно отменяет и советский дискурс
"героического" прошлого, и "оруэлловский" постперестроечный дискурс.
Однако как бы ни был позитивен и ненавязчив "РП", предлагая свою версию
национальной истории, его эффект (как и у любой другой версии) -
частичная "социальная амнезия" (Burke, 1989), вытеснение из социальной
памяти того, что неудобно помнить.

Конкуренция этих и других дискурсов очень похожа на ту, о которой пишет
Фуко (Foucault, 1975, p.28):

"В этот самый момент идет чрезвычайно интересная битва за историю и
вокруг нее. Намерение заключается в том, чтобы перепрограммировать,
задушить то, что я назвал "популярной памятью" [о прошлом], и задать
людям рамку, в которой они будут интерпретировать настоящее."

В "РП" исключенным из популярной памяти оказывается "негатив" - период
стагнации, Отечественная война как таковая и все, что происходило в
Стране Советов до ее начала; остается Победа и хрущевская оттепель. Даже
клип, действие которого захватывает войну, - "Прощание славянки" со
слоганом "Мы помним!" - история не о войне, а о любви. Эта
избирательность, как уже было сказано выше, продиктована текущей
общественной необходимостью в репрезентации нации, которая выполняет
ориентировочную, легитимирующую и интегративную функции. Суть этой
необходимости коротко выражена в заглавии одного из роликов "РП" -
"Время собирать камни" (оставим в стороне игру слов в этом ролике. Если
помните, помимо библейского смысла, речь там идет о камнях в почках
пациентов урологического отделения).

Стюарт Холл (Hall, 1990) пишет, что культурную идентичность следует
искать в диалогических отношениях между непрерывностью истории и ее
постоянными изломами. В то время как прерывистость истории и
противоречивость идентичности - неизбежные спутники постоянных
общественных трансформаций, взгляд на историю как на прямую непрерывную
линию дает людям чувство идентичности и принадлежности к своей культуре.

В этом смысле "РП" восстанавливает непрерывность истории и, безусловно,
работает "на" поддержание национальной идентичности зрителя. Маскируя
противоречия прошлого, "РП", используя миф о преемственности поколений,
реконструирует однородную, интегрированную идентичность русских, не
разделяя их на "новых" и "старых".


Пластиковый миф обновленной России

Недавно эта идея наследования была явным образом манифестирована в серии
видеороликов Фонда финансовой поддержки воссоздания храма Христа
Спасителя, задуманного, по словам мэра столицы Ю.Лужкова, "как
объединяющий символ духовного возрождения нации, как свидетельство
окончательного преодоления печального периода исторического
беспамятства".

Один из этих роликов изображает группу экскурсантов, стоящих у подножия
строящегося храма Христа Спасителя. Крупным планом показываются
золоченые купола в окружении башенных кранов и строительных лесов. Из
подъехавшего автобуса выходят иностранные, франкоговорящие туристы, один
из которых - мужчина 45-50 лет, с сединой на висках, в голубых джинсах и
коричневой кожаной куртке - отделяется от толпы и подходит к группе
русских туристов как раз в тот момент, когда гид произносит стандартную
фразу о том, что этот храм - символ духовного возрождения "новой"
России. Здесь камера показывает крупным планом лицо мужчины; по его щеке
катится слеза и он говорит в камеру: "Не делите Россию на "старую" и
"новую" - Россия одна. И она жива, пока жив храм". Герой - очевидно,
эмигрировавший интеллигент - переживает мгновение воссоединения со
своими культурными и историческими корнями.

Этот ролик, безусловно, проигрывает "РП". Его явная манипулятивная
направленность оставляет зрителю возможность активно сопротивляться
откровенно пропагандистским элементам, начиная с казенных формулировок
экскурсовода на заднем плане и заканчивая обращением героя с
проникновенным воззванием к россиянам, от которого просто некуда деться,
- полная противоположность "Русскому проекту".

Принимая во внимание историю храма (6) и сопоставляя ее с сюжетом
другого ролика, в котором на вопрос мальчика: "Где находится сердце
России?" - бородатый дедушка отвечает: "Сердце России должно быть в
храме", уместно говорить о храме Христа Спасителя не как о символическом
сердце державы, но как о ее пластиковом кардиопротезе. Успех ролика,
использующего в качестве основного означающего суррогатную святыню,
изначально представляется весьма сомнительным. Это как раз тот случай,
когда результатом пропаганды является эрзац-идеология, которая не
"срабатывает", потому что не опирается на неоспоримость коллективных
представлений (Соловей, Соловей, 1996). РП на уровне манифестного
содержания как раз обращается к неоспоримым культурным ценностям (вера,
надежда, любовь, верность, человечность), послание же о преемственности
поколений и его идеологическое содержание диффузно, оно закодировано
более тонко и "обходит" возможное сопротивление аудитории.


Заключение

"РП" и его последователи в деле мягкой, или "социологической" (Ellul,
1973), пропаганды - не единственные продукты на сегодняшнем российском
телевидении, так или иначе выстраивающие новые интерпретации прошлого и
создающие, таким образом, ресурсы для конструирования национальной
идентичности русских.

В 1998 г. ОРТ и другие телекомпании запустили целый ряд передач о
российской истории: "Тайны забытых побед" - о засекреченных изобретениях
и научно-технических проектах; "Намедни: 1961-1991, наша эра" -
иронический скетч на тему популярной культуры и новостей того времени;
"Как это было" - ток-шоу, спродюсированное в виде процесса по
реабилитации людей, пострадавших от советской политической и судебной
системы (7).

"РП" начинался как личная инициатива генерального продюсера ОРТ
Константина Эрнста и режиссера Дениса Евстигнеева и задумывался как
имиджевая реклама телекомпании. По словам Евстигнеева, за "РП" не стояло
никакого федерального заказа:

"Идея ненавязчивой доброты мне очень близка. Это то, что идеологический
отдел Центрального комитета называл "поиском позитива". Это здорово, что
идея "Русского проекта" принадлежит не толстым дядям в креслах, а
молодым ребятам с ОРТ." (8)

Сформировался этот заказ сегодня в явной форме или нет, 1998 и
последующие годы обещают быть богатыми на пропаганду, конструирующую
национальные идентичности российской аудитории, "ненавязчиво"
натурализующие категории "нация", "Россия", "русский", делающие их
незаметными, обыденными элементами здравого смысла - того, что М.
Биллинг (Billig, 1996) назвал "банальным национализмом".


Примечания

(1) Collins, R. (1990). Culture, Communication, and National Identity:
the Case of Canadian Television. Toronto: University of Toronto Press.

(2) См.: Соловей Т., Соловей В. Нуждается ли Россия в идеологии?
Нехватка исторического времени предписывает нам верить // Независимая
газета, 19.09.96.

(3) Зубов А. Из подборки "Идея на "Свободе" // Российская газета,
26.10.96.

(4) Канавщиков А. О чем шумим, братья? // Российская газета, 17.09.96

(5) ОРТ. Каталог собственных программ [WWW-документ]. URL
http://www.ortv.ru/catalogue/own_prog/public1.htm#1.

(6) Искусственность и очевидная сфабрикованность характерна для всей
кампании по восстановлению храма Христа Спасителя. С самого начала
своего существования это сооружение было не просто местом отправления
религиозных обрядов, но связывало Православную Церковь и Российское
государство в единый смысловой конгломерат, чем обусловлено множество
превратностей в его истории. Напомним: в 1812 г. император Александр I
приказал возвести этот храм в ознаменование победы России в войне с
Францией. Строительство началось в 1839 г. на месте специально
взорванного, чтобы расчистить место, Алексеевского монастыря. В свою
очередь храм Христа Спасителя был взорван в 1931 г. большевиками, чтобы
уступить место Дворцу Советов, который никогда не был построен. В
1957-1959 гг. на оставшемся фундаменте дворца был сооружен открытый
бассейн. В 1994 г. правительство Москвы издало постановление о
восстановлении храма Христа Спасителя. Продолжающаяся сегодня
пропагандистская кампания выстраивает миф о России как о клерикальном
самодержавном государстве с имперскими амбициями - по сути дела, та же
самая идея, которую храм был призван символизировать еще в своей первой
"версии" почти два века назад.
Ирония ситуации заключается в том, что даже оригинальный храм Христа
Спасителя, по оценкам независимых экспертов, занимал более чем скромное
место как в иерархии православных святынь, так и среди памятников
архитектуры. Что же говорить о теперешней "инкарнации" храма, чья
начинка - инженерные конструкции, отделочный материал (среди которого
большую часть занимает "декоративит" - пластик) - не имеют ничего общего
с оригиналом? На этом основании существуют большие сомнения относительно
того, что ЮНЕСКО удовлетворит притязания мэра Москвы о включении храма
Христа Спасителя в список всемирного наследия (Орлова М. Храм Христа
Спасителя признают всемирным наследием, если только ЮНЕСКО изменит своим
принципам // Коммерсантъ-daily, 30.09.97).

(7) История - это всегда рассказ победителя, празднующего свой триумф:
"кем бы он ни был, он всегда участвует в триумфальной процессии, ступая
по телам поверженных им врагов" (Benjamin, 1970, p. 258).

(8) Евстигнеев Д. "Мне очень близка идея ненавязчивой доброты": Интервью
газете "Комсомольская правда", 25.10.96.



Литература

Россия в поисках идеи (анализ прессы) /Отв.ред. Г.Сатаров. - М., 1997.
[WWW-документ] URL http://www.glasnet.ru/~indem/ni/index.html.

Соловей Т., Соловей В. Нуждается ли Россия в идеологии? Нехватка
исторического времени предписывает нам верить // Независимая газета,
19.09.96.

Anderson, B. (1983). Imagined Communities. - London: Verso.

Benjamin, W. (1970). Illuminations. - London: Fontana.

Billig, M. (1995). Banal Nationalism. London: Sage.

Burke, P. (1989). History as Social Memory. In T. Butler (ed.), Memory:
History, Culture and the Mind. - Oxford: Blackwell.

Ellul, J. (1973). Propaganda: The Formation of Men-s Attitudes. - New
York: Vintage.

Foucault, M. (1975). Film and Popular Memory // Radical Philosophy, 11.

Gergen, K. J. & Gergen, M.(1984). The Social Construction of Narrative
Accounts. In K. J. Gergen & M. Gergen (eds.), Historical Social
Psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Hall, S. (1990). Cultural Identity and Diaspora. In J. Rutherford (ed.),
Identity: Community, Culture, Difference - London: Lawrence and Wishart.

Настоящий текст представляет собой русскую версию статьи, подготовленной
для II Международной конференции "Crossroad in Cultural Studies",
Тампере, Финляндия, 28 июня - 1 июля, 1998 г.

Адрес автора: 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2. Новосибирский
государственный университет, Научно-учебный центр психологии.

--
(c) Русский Журнал.
===========

Другие работы А.Дерябина в РЖ по теме

16.07.98 {[Содержание]}
{[www.russ.ru]} {[www.russ.ru]}
{[Медиа-политика]} {[архив]}{[поиск]}{[отзыв]}

Средства Массовой Интерпретации,
или Мыльная опера для мужчин

----------------

"Психология толп". Критический анализ ЛеБона

http://www.russ.ru/journal/kniga/98-06-04/deryab.htm

...
Авторство наиболее продуктивной и всесторонней критики принадлежит
Стивену Райкеру, который в 1985 г. совместно с Джонатаном Поттером
указал на 5 ошибок традиционных теорий толпы (включая лебоновскую):

I. Поведение толпы рассматривается этими теориями вне социального
контекста. Таким образом, упускается из виду то, что за действиями толпы
стоит, как правило, межгрупповой конфликт - между подчиненной группой и
группой, которой принадлежит экономическая и политическая власть в
обществе.

II. Игнорируется политическая и идеологическая подоплека поведенческой
динамики толпы. С точки зрения традиционных теорий люди ведут себя в
толпе бессмысленно, иррационально вплоть до серии стереотипных
поведенческих паттернов. До середины 1980-х никто не рассматривал
поведение толпы как направленное на поддержку интересов группы и
социальной идентичности ее членов.

III. Традиционные теории подчеркивают, что одна из причин
антисоциального поведения человека в толпе - анонимность. Это не так.
Эмпирически установлено, что многие люди в толпе очень часто знают и
узнают друг друга.

IV. Мотивы индивида в толпе. Сведение их к иррациональным инстинктам
фактически означает, что попытка объяснения провалилась. СМИ порой
вносят свой вклад в это заблуждение, замалчивая мотивы и представляя
бунт, конфликт, стычку как не поддающееся рациональному объяснению
"происшествие".

V. Подчеркивание негативного аспекта поведения толпы - деструктивность и
т.д. Однако бывают и миролюбиво настроенные толпы, чья позиция нередко
приводит к позитивным социальным изменениям. Кроме того, установлено,
что деструктивность всегда преувеличивается масс-медиа. Например, драки
футбольных болельщиков - очень часто всего лишь ритуальный обмен
взаимоустрашающими жестами, без побоев и травм. Что интересно,
журналисты об этом и не подозревают - потому что футбольные фанаты в
интервью очень ярко живописуют свои мнимые расправы с "неприятелем" и
порой искренне верят, что так оно и было на самом деле.

Стивен Райкер рассматривает поведение больших групп в широком социальном
контексте и описывает процесс, в котором поведение индивидов в толпе
приобретает идеологически значимые формы. В своем объяснении он исходит
из феномена социальной идентичности и процессов социальной
категоризации, дополняя разработанные ранее теории собственными идеями
относительно того, как на процесс самокатегоризации индивида влияют
идеология и политика.

В обыденной жизни человек определяет себя в терминах соответствующих
категорий. В ситуации толпы как межгруппового конфликта - когда всегда
есть "мы" и "они" - членство в одной из этих категорий/групп становится
особенно выпуклым (например, "студент" vs "полицейский" или, если
угодно, "омоновец"). Индивид быстро осознает стереотипные нормы и
типичное поведение, характерное для этой категории в данной ситуации. В
этом ему помогает то, что в толпе обязательно есть некто
прототипический, наиболее экстремистски настроенный, в чьем поведении
наиболее полно выражается настроение группы. Этот прототип - совсем не
обязательно вождь авторитарного типа. Это скорей "заводила", который
первым из толпы швыряет пивную банку в шеренгу полицейских и, таким
образом, запускает групповое действие.

Не прибегая к спекуляциям относительно "животного" и "изначально злого в
человеческой природе", Райкер дает ответы на два вопроса, мучившие
многие поколения социальных психологов, начиная с Ле Бона: люди, до
этого не знавшие друг друга, в толпе практически мгновенно организуются
в некую однородную коллективность, осуществляющую целенаправленное
поведение; и почему законопослушные граждане вдруг начинают чинить
безобразия и насилие. В целом поведение толпы видится Райкеру (в
противовес Ле Бону) рациональным и имеющим смысл: люди отстаивают свою
социальную идентичность и интересы группы.

...

(примечание -СП)
а кроме этой критики - стоит читать франзузов, только посвежее.
Школа"Анналов"напр.-самая влиятельная в 20веке. На том же своем
материале историки описывали революционные дела без упора на
"ужас"и"омерзение"к "скотоподобной толпе"со стороны"элиты". Ле Гофф
"Большой страх"
о панике 1789г, "Психология революционной толпы"работа 30х годов, его
же по франц.революции. Обзор у Эрика Хобсбаума"Эхо Марсельезы". М.1991
Выходили сборники работ участников"Анналов"и рефераты собраны в
кн."Историческая антропология. Теория ментальностей"М.РГГУ 1996. У меня
эти книга есть,отрывки из нее я давал.

Нельзя оставаться на уровне столетней давности в социал.психологии.
Фрейд тоже насписал передовые по тем временам работы, но теперь
апеллировать к его оригинальным концепциям психоанализа - это
ретроградство.




От Ольга
К Pout (06.11.2002 08:46:27)
Дата 07.11.2002 00:59:47

О "Русском проекте" - злобно

Привет.

Хороши материальчики, хороши...
Старается околонаучная обслуга. Тут тебе весь арсенал: и "идентичность", и "нарратив", и "позиционирование", и, как водится, ссылка на забугорье для вящей солидности. "Птичий язык" РГГУ-шной гуманитарщины. Такое впечатление, что сами себя стараются убедить, что все так, как должно быть. Агитационный, стало быть, дискурс. Группа поддержки.

У меня кратко по "РП".

Он, конечно, насквозь технологичен, высчитан. Однако же алгебра налицо, а вот с гармонией проблемы. Мало ее одной, алгебры-то.

Итак, ребята с ОРТ задумали восстанавливать нац. идентичность своих сограждан за счет реинтерпретации прошлого и "выпрямления" нашей забубенной истории в линию (что само по себе является мифотворческим актом). В результате за кадром остается весь политико-идеологический нарратив. Называется, подчистили анкету. Как вам этот миф? История России, где нет страны СССР? Это провал в акте самоидентификации, и это чувствует зритель. Миф не должен изобретать реальность, он только описывает ее в чувственных формах на языке архетипов и символов.

Слоган "Мы вас любим" вообще не наш. В русском речевом узусе до падения на наши головы голливудских шедевров отсутствовал напрочь, хотя грамматически и лексически, конечно, в нем все на своих местах. В русской эпистемологии "любовь" слишком сакральна, чтобы фигурировать в бытовых контекстах. Самоописание нации через такое выражение - это псевдонаррация или же описание не той нации (подстановка, подмена). В этом акте самоидентификации русский себя не узнаЁт.
То же самое можно сказать и о слоганах "Это мой город", "Это моя страна". Иноязычная конструкция, насильственно введенная в узус десятилетием реформ. Старик (водитель троллейбуса) так никогда не скажет. Чужая речь. В советской песне пели: "Это наша с тобою страна, это наша с тобой биография". Пели "дорогая моя столица, золотая моя Москва".


Насчет узнаваемости экранных образов: автор выдает желаемое за действительное. Истинность референции клиповых сюжетов к реальности вызывает большие сомнения.

Кадры старой Москвы - тихого,
>спокойного, чистого, любимого города, - дополненные атмосферой раннего
>утра, спокойствия и свежести, образом юной девушки, складываются в
>репрезентацию Москвы (метоним России) как города, который никогда не
>стареет (или постоянно обновляется).

Москва 90-х, тем более в предрассветный час, вызывает у современника совершенно другие ассоциации. Девушка, преспокойненько разъезжающая по ночам на роликах по безлюдным улицам в районе университета не появилась бы после 9-ти вечера ни за какие коврижки ив лучшие-то времена. "Чистые улицы" - в Москве? И ни одного киоска в кадре? Идеализация в мифе тоже имеет свои ограничения. Не верю!

>Кадр 8. Водитель объявляет: "Университет". Девушка отцепляется от
>троллейбуса; старик (приближение), улыбаясь, смотрит ей вслед.

>Кадр 9. Он прощается со своей "пассажиркой" сигналом клаксона, та
>отвечает ему взмахом руки (как в кадре 5).

Идиллическая картинка... В реальности пожилой водитель покачал бы головой на такое вот внезапное выныривание среди ночи молоденькой девчонки из темного проулка и подумал бы, что... Ну, вы понимаете.

>Кадр 10. Девушка катится на коньках по мокрому, чистому асфальту по
>направлению к университету. Мы видим его здание на фоне розовеющего
>утреннего неба. Надпись: "Это мой город".

>Особую роль в "РП" играет кастинг. То, что в клипах "РП" заняты звезды,
>не только делает его популярным и качественным продуктом. Каждый
>персонаж означает поколение и исторический период: с одной стороны,
>когорта "шестидесятников" - Ефремов, Гердт, Михалков и Табаков
>(старшие), Дуров. С другой - Машков, Шевчук и Пугачева - "наша эра", как
>выразился Л. Парфенов.

Возможно и другое прочтение. Кастинг рассчитан конъюнктурно. Означенное старшее поколение для нынешних - никакие не шестидесятники (об этом знают только режиссер с продюсером), а люди из постоянной ТВ-тусовки. Знаки современности и востребованности.

Наиболее очевидна эта функция кастинга "РП" в
>ролике "Это первый" ("Космонавты I"), в котором единство прошлого и
>настоящего символически восстанавливается персонажами (и актерами)
>разных поколений, но которые находятся на борту одной космической
>станции. Партнером Н. Михалкова здесь выступает В. Машков, примерно за
>год до этого сыгравший "нового русского" в "Лимите" того же
>Д.Евстигнеева.

Тогда это тем более режиссерский прокол: хорош "космонавт" с лицом "вора" (еще одна известная роль Машкова). И между ними, по всей видимости, наблюдается такая же "автокоммуникация", как между стариком-водителем и полуночной герл.

>Кадр 3. Медленно проплывающая под ними Земля. Космонавты произносят
>названия российских городов: "Воронеж". - "Житомир". - "Рязань". -
>"Нальчик". - "Кострома". - "Архангельск- нет, Астрахань-Вон там-Видишь?"

>Кадр 4. Тот, что помоложе (В. Машков), добавляет: "В Костроме самые
>красивые девушки". Второй отвечает: "А в Астрахани самые вкусные арбузы-
>И мама моя там живет."

Зритель (про себя): "Да-а... И все это нынче в глубокой..."

А помните сюжет с бранящимися на чем свет стоит тетками-железнодорожницами? Это у них, видимо, на тему "русские бранятся - только тешатся". Я так и не поняла, чего это одна другую крыла с остервенением, чем та не угодила. Впечатление полной нелепицы, как от Ельцина с его 38 снайперами. Театр абсурда.

Добавьте ко всему эти нереальные карамельные краски рекламы и мыльных опер и вы получите типичный масскультовский продукт с идеологической начинкой, сопровождаемый шаманскими заклинаниями "Все будет хорошо".

Все смыслы РП - вторичны. Т.е. они отсылают зрителя не к глубинным архетипам, а всего-навсего к актуальным культурным текстам. Сами понимаете, что от поверхностного продукта можно ожидать лишь столь же поверхностного впечатления. Посмотрел - и забыл. Какая уж там национальная идея. Шалите, братцы.

От Pout
К Ольга (07.11.2002 00:59:47)
Дата 08.11.2002 13:56:54

Re: О "Русском...


Ольга сообщил в новостях
следующее:76241@kmf...
> Привет.
>
Привет. Спасибо за квалифицированный разнос "разбора"

> Хороши материальчики, хороши...
> Старается околонаучная обслуга. Тут тебе весь арсенал: и
"идентичность", и "нарратив", и "позиционирование", и, как водится,
ссылка на забугорье для вящей солидности. "Птичий язык" РГГУ-шной
гуманитарщины. Такое впечатление, что сами себя стараются убедить, что
все так, как должно быть. Агитационный, стало быть, дискурс. Группа
поддержки.
>

В общем,если в двух фразах - Эрнст и Ко,режиссеры и заказчики РП
"переквалифицировались в управдомы" (сам Эрнст так и сказал, см.ниже.
Простым языком,без птичьих трелей про"нарративы"). РП - то был закат
мифа о "новой-старой голубой утренней Москве" и прочего сюсю. Светлая
мечта 1998года, когда им еще грезилась "гуманная общая русская идея" как
средство воспитания подвластных им людишек-телезрителей.
Что было потом. Потом на роль"воспитания" были выдвинуты сериалы .
Сначала дорогостоящие, "настоящие"фильмы, с подобием сюжета и "как бы
фильмы". Потом - чем дальше тем больше - зверино-дебильный поток
ментов-золушек-агентов-кротов. Рви глотку первым,Федя. И вся мораль.
Пипл схавает. Все,больше ничего, даже сопутьствующей демагогии про"поики
объединяющей идеи" не осталось. Одиноким волком я вырос, одинкоим
волком умру.

Эрнст про это дело. (глянцевый журнал из тех что
называют"элитарный" -вроде "Компания","домовой","Профиль" и пр.и
др.)."Культ личностей" называется.
Номер 1 за 2000г.
"Функция культуры - создавать модели поведения. Рядовой зритель не
знает в точности, как ему вести себя в меняющемйся системе
ценнотей.Значит,нужно показать ему жизненную историю, где есть хорошие и
плохие и есть среда, та, в которой он живет. Как надо действвать, чтобы
остаться хорошим - в сериалах мы пытаемся дать ответ на этот вопрос"

В ОРТ создали специальнуж службу - Отдел кино и телепроизводства. На
одину серию ОРТ выделяет от 30 до 60 тыс.долл. Этих денег хватает на то,
чтобы сеять достойное кино - не более. У состава небольшие гонорары.
Летом и осченью по заказу ОРТ снимаются сразу 4 сериала. "Убойная
сила","Империя под ударом","Граница","Остановка по требованию".
Режиссеров выбирают самых что ни на есть наилучших.

Эрнст. "Настало время показывать кино про"сейчас". Сериалы - очень
удобная форма. Они достаточно дешевы, чтобы снимать их много...как к
искусству в некоторой степени суррогатному, к ним и требования
предъявляют не высокие. Последние 5 лет мы считали задачей покупать
больше качественных фильмов. Теперь "переквалифицируемся в управдомы".
Страна требует больше героев...На ОРТ полны решимости регулярно их
поставлять"

> У меня кратко по "РП".
>
> Он, конечно, насквозь технологичен, высчитан. Однако же алгебра
налицо, а вот с гармонией проблемы. Мало ее одной, алгебры-то.
>
> Итак, ребята с ОРТ задумали восстанавливать нац. идентичность своих
сограждан за счет реинтерпретации прошлого и "выпрямления" нашей
забубенной истории в линию (что само по себе является мифотворческим
актом). В результате за кадром остается весь политико-идеологический
нарратив. Называется, подчистили анкету. Как вам этот миф? История
России, где нет страны СССР? Это провал в акте самоидентификации, и это
чувствует зритель. Миф не должен изобретать реальность, он только
описывает ее в чувственных формах на языке архетипов и символов.
>

Добавлю к разносу еще один момент.
По-моему, им (эрнстам) не под силу, да уже и не треба освоить такую
задачу. Чтобы "склеить" советский период и традицию ,даже через дымку
надуманной квазиреальности . Используя такие ходы, как идентификацию
любимых актеров и их героев со зрителем. "Космонавты советской станции
Михалков и Машков" ,"простой шофер Ефремов" и прочее. Паразитирование на
образе "шофера"("Три тополя на Плющихе") обломилось. "Старые песни о
главном"(самый удачный проект Эрнста) выдохся и выродился в свистопляску
и стёб. Теперь старики Ульяновы (не говоря про машковых) гонят-
изображают гангстерито и бандито, а стариков кормят старыми
кинофильмами по праздникам на задворках эфира.
Был замечательный фильм "Американский дядюшка"(кажется Рене
Клеман),где сквозной нитью проходит идея, что рядовой зритель в
критические моменты жизни ведет себя, полностью калькируя своих любимых
киногероев(Габена,Делона и т.п.). Очень забавный. Когда герои, скажем
,объясняются в чувствах, в самые патетические моменты идут перебивки -
отрывки старых фильмов с Габеном и Делоном.


> Слоган "Мы вас любим" вообще не наш. В русском речевом узусе до
падения на наши головы голливудских шедевров отсутствовал напрочь, хотя
грамматически и лексически, конечно, в нем все на своих местах. В
русской эпистемологии "любовь" слишком сакральна, чтобы фигурировать в
бытовых контекстах. Самоописание нации через такое выражение - это
псевдонаррация или же описание не той нации (подстановка, подмена). В
этом акте самоидентификации русский себя не узнаЁт.
> То же самое можно сказать и о слоганах "Это мой город", "Это моя
страна". Иноязычная конструкция, насильственно введенная в узус
десятилетием реформ.

Да. Это ИМХО калька, КАК И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ. Все содрали,даже слоганы. Не
хотели даже думать, нафиг им это было нужно. Это из 60х еще лет, у
американских бардов такое было. Жизнеутверждающее
Гимн тогдашней прогрессивной молодежи,припев песни Вуди Гартри
(знаменитый бард из низов). Припев(поётся с ударением на словах "эта
страна")


This land is your land
This land is my land
From California
To the New York Island

This land was made for you and me


>
> Возможно и другое прочтение. Кастинг рассчитан конъюнктурно.
Означенное старшее поколение для нынешних - никакие не шестидесятники
(об этом знают только режиссер с продюсером), а люди из постоянной
ТВ-тусовки. Знаки современности и востребованности.
>
> Все смыслы РП - вторичны. Т.е. они отсылают зрителя не к глубинным
архетипам, а всего-навсего к актуальным культурным текстам. Сами
понимаете, что от поверхностного продукта можно ожидать лишь столь же
поверхностного впечатления. Посмотрел - и забыл. Какая уж там
национальная идея. Шалите, братцы.


Хорошо. Но задача-то осталась без решения. Им не под силу "склеить
традицию"и "воссоздать архетипы". Но кому-то это придется делать, иначе
из зоны сумерек "воспитание сериалами" перейдет в сплошную ночь . Хотя
куда уж дальше


Были там у них в РЖ и разборы устройства регулярных
квазидокументальных ТВмифов. Обратите внимание на категории
"миф","стереотип"."приемы".Пример ниже. Он,правда, длинный,но зато
обнажает кухню изготовления ТВ-новостей и анатомирует мифы как нельзя
лучше. Такие рассылки были еженедельными (на сайте по ссылке их
коллекция) и хорошо помогали, если надо было ориентироваться в мутной
воде нарастающего кризиса. Шло лето 1998г
=========
Русский Журнал. Медиа-политика. 7.09.98
---------------------------------------
http://www.russ.ru/journal/media/98-07-09/telen.htm

Телевизионные новости
29 июня - 5 июля 1998 г.

ОРТ ("ВРЕМЯ")

Миф. Правительство, пытаясь доказать МВФ, что полностью владеет
ситуацией в налоговой сфере, осуществило беспрецедентную атаку на
"Газпром". Карательные действия налоговиков в отношении компании были
совершенно неадекватны ситуации и явились своеобразной демонстрацией
силы. Однако благодаря слаженному противодействию руководства "Газпрома"
и его лобби в Госдуме, а также использованию ряда СМИ, атаку
правительства удалось отбить. В итоге скандал обошелся стране в
гигантскую сумму финансовых потерь и огромный моральный вред, а ущерб,
нанесенный имиджу компании, трудно переоценить. Тем не менее премьер и
члены его кабинета пытаются сохранить хорошую мину, хотя всем ясно, что
это - серьезная ошибка, последствия которой в самом ближайшем времени
скажутся на устойчивости С.Кириенко и его кабинета.


Особенность. Беспрецедентная для ежедневной новостной программы
информационная кампания по защите "Газпрома".


1. "СКАНДАЛ ВОКРУГ "ГАЗПРОМА"

Интерпретации. Скандал парализовал деловые круги страны. Правительство
явно готовилось к затяжной войне с "Газпромом" с привлечением
общественного мнения. Жесткость Б.Федорова объясняется тем, что у него
были все основания для личной мести В.Черномырдину: экс-премьер дважды
отказался взять его в свое правительство. С.Кириенко даже не оповестил
администрацию президента; реформаторы коварно использовали момент, когда
Р.Вяхирев был в отъезде. У власти нет ресурсов для компенсации тех
потерь, которые ожидали бы страну в случае доведения до конца намерений
реформаторов. Но уже можно указать на следствия: угроза срыва аукциона
по "Роснефти"; паника на бирже; падение акций "Газпрома"; волнение
иностранных инвесторов; беспокойство партнеров из СНГ. Удар по
"Газпрому" мог привести к экономическому и политическому краху.
Президент попытался смягчить скандал и поддержать репутацию
правительства, которая и без того дышит на ладан.

Реакция Госдумы последовала незамедлительно: в Думе у премьера союзников
нет. Депутаты поставили ультиматум: или приезд С.Кириенко, или
блокировка пакета антикризисных законов. В конце концов ситуация
поменялась кардинальным образом: фактически правительство
капитулировало, были удовлетворены все требования Р.Вяхирева. Теперь он
проявляет великодушие, готов забыть все плохое и протянуть руку помощи
правительству, а правительство пытается сохранить лицо и найти выход из
тупика, в котором оказалось по собственной вине.

Приемы. Синхрон О.Сысуева: никто не освобожден от уплаты налогов.
Фрагмент телефонного разговора Р.Вяхирева с А.Лившицем. Синхрон
Б.Немцова: итог скандала позитивный - теперь "Газпром" будет платить
налоги [интерпретируется как попытка сохранить лицо]. Синхрон
С.Кириенко, интерпретируемый как лепет оправданья. Критика правительства
за непродуманные действия, перечень катастрофических последствий,
ожидающих страну в случае полного выполнения мер правительства.

Рассказ о "Газпроме": заслуги компании перед населением страны. Интервью
Р.Вяхирева: свое видение ситуации, противоположное правительственной
точке зрения; акцент на разрушительных последствиях раздробления
"Газпрома"; роль "Газпрома" в консолидации страны; "Газпром" - надежный
помощник и партнер власти, всегда помогает добыть деньги и выручить
государство. Синхрон В.Черномырдина: государство должно больше
"Газпрому", чем он ему; нельзя играть с огнем.

Репортажи из регионов: блокирование счетов дочерних компаний "Газпрома"
и арест их имущества вопреки утверждениям правительства. Сюжет о
должниках "Газпрому", из-за которых у компании возникают проблемы с
выплатой налогов.

Архив: репортаж с июньского годового собрания акционеров компании и
синхрон Б.Немцова, полностью противоречащий его последующим действиям.

Синхроны депутатов - критиков правительства; обвинения правительства в
намерении развалить страну. Видеонарезка обсуждения вопроса в Думе.

Стереотип. Из-за авантюристических действий правительства страна была
близка к экономической катастрофе и развалу. Благодаря молниеносной
реакции руководства компании и общественности атаку удалось отбить.
Однако в результате скандала стране нанесен большой финансовый ущерб и
моральный вред, а правительство потеряло остатки своего и без того
незначительного авторитета, подставив при этом президента, который
теперь вынужден отвечать за действия реформаторов.


2. "УБИЙСТВО Л.РОХЛИНА"

Приемы. Репортаж с места событий. Архив. Сюжет об обсуждении в Думе.
Синхрон следователя.

Стереотип. Никакой политической или экономической подоплеки в
произошедшем искать не следует. Даже оппозиционно настроенные депутаты
согласились с бытовой версией преступления.


3. "ВОЗОБНОВЛЕНИЕ АКЦИЙ ШАХТЕРОВ"

Приемы. Репортаж из Кузбасса.

Стереотип. Несмотря на то, что правительство полностью рассчиталось с
шахтерами, они возобновили свои акции. Главное для них - не столько
погашение долгов по зарплате, сколько отставка президента и смена курса
реформ. Далее события могут развиваться по непредсказуемому сценарию.


4. "СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ"

Приемы. Репортаж об учениях расположенных в регионе силовых российских
частей - встык с репортажем о смотре бандформирований Хоттаба. Сюжет о
приезде С.Степашина в Дагестан и формировании объединенного оперативного
штаба силовых ведомств.

Стереотип. Несмотря на успокаивающие заявления официальных российских
лиц, ситуация на Северном Кавказе остается взрывоопасной.


ТВ-6 ("ОБОЗРЕВАТЕЛЬ")

Миф. Несмотря на то, что следствие практически сразу же после убийства
Л.Рохлина объявило о его "бытовом" характере, дело здесь нечисто. И хотя
правды никто никогда не узнает, будут попытки обвинить в этом
преступлении политических противников генерала.

"Газпрому" удалось при помощи "своих" СМИ, "спонсируемых" им фракций
Госдумы и лидеров зависимых от него регионов отбить атаку реформаторов.
Однако правительство, пользующееся в этом вопросе полной поддержкой
президента, не собирается отступать и намерено добиться выполнения
распоряжений МВФ по "зачистке" "Газпрома". Вместе с тем существует риск
того, что МВФ, добившись своего - устранения "Газпрома", тем не менее
надует правительство и откажет в стабилизационном кредите.

На Северном Кавказе наконец-то начинает просматриваться более или менее
внятная политика Центра. Активность С.Степашина в налаживании диалога со
всеми политическими силами региона, в том числе и неформальными, может
оказаться конструктивной в деле предотвращения новой войны.

Тем временем шахтеры из пикета у Белого дома оказались
распропагандированы оппозицией, и теперь их требования стали носить не
только радикальный, но и экстремистский характер. Участники акции
потеряли всякое представление о чувстве меры и такте, а также о
политической корректности: они обзывают обидными словами уважаемых
политиков, хамят в адрес правительства и президента, а главное - не
хотят понимать, что их акция с пикетом затянулась и пора убираться
восвояси. При этом остается непонятным, куда смотрит московское
правительство, ведь надо готовить город к спортивному мероприятию, а вид
пикетирующих шахтеров может испортить праздник.



1. "УБИЙСТВО Л.РОХЛИНА"

Интерпретации. Л.Рохлин был настоящим возмутителем политического
спокойствия; он стал неудобен всем - и властям, и оппозиции. Он
действовал как антисистемщик, власть его отторгала, он сам не хотел
вписываться во власть. Активность генерала мешала властям - он пытался
сформировать "третью силу" из своего движения, коммунистов, А.Лукашенко
и Ю.Лужкова. Не без успеха пытался скоординировать протестные действия
шахтеров с оборонщиками.

Власти в лице следствия создали вокруг дела завесу чрезмерной
таинственности, что порождает массу вопросов. У бытовой версии убийства
все больше противников - не сходятся концы с концами. Не выдерживает
критики и преждевременное обнародование версии о виновности жены - лишь
на основе ее признания,- что нарушает принцип презумпции невиновности.

Приемы. Синхрон дочери и зятя Л.Рохлина о том, что жена генерала
оговорила себя; опровержение бытовой версии; перечисление фактов,
опровергающих официальную версию. Интервью охранника генерала. Архив:
программа "Акулы политпера" с Л.Рохлиным (эфир 29 июня 1998 г.):
сообщение генерала о грозящей ему опасности.

Стереотип. Следствие для себя все уже решило, его вывод практически
предопределен, хотя всем очевидно, что бытовая версия не выдерживает
никакой критики. Скорее всего, убийство Л.Рохлина станет одним из
загадочных дел; об этой смерти будут ходить легенды, но дело так и не
будет раскрыто.


2. "СКАНДАЛ ВОКРУГ "ГАЗПРОМА"

Интерпретации. Попытка "наезда" на "Газпром" стала главным политическим
скандалом недели. Ранее "Газпром" не трогали - он был "священной
коровой": его защищал В.Черномырдин, для него существовала система
взаимозачетов и налоговых льгот. Однако времена В.Черномырдина
безвозвратно прошли; прежних отношений между правительством и
"Газпромом" уже не будет. Начав атаку на "Газпром", реформаторы
остановились на полпути, испугавшись собственной смелости. Свою роль в
этом сыграло то, что СМИ, Госдума и регионы, финансово зависимые от
"Газпрома", заняли прогазпромовскую позицию. В то же время, несмотря на
заверения в исчерпанности конфликта, складывается впечатление, что
конфликт только начинается: Б.Немцов твердо намерен добить "Газпром".
Объявив о расторжении договора с "Газпромом", С.Кириенко пошел ва-банк:
МВФ давно требует раздробления "Газпрома", ставя это условием получения
15-миллиардного кредита. Ради этого премьер сознательно пошел на срыв
аукциона по "Роснефти", который мог принести в казну на порядок меньше.
Однако сохраняется риск, что МВФ "кинет" с кредитом, и правительство
останется у разбитого корыта. Итог делу пока подводить рано, однако уже
ясно: действия правительства привели к потере денег и репутации, а
страна выставила себя на посмешище всему миру.

Приемы. Синхрон Б.Ельцина: его собственный комментарий встречи с
Р.Вяхиревым. Синхрон С.Кириенко: подтверждение осознанности действий
правительства в отношении "Газпрома". Синхрон Б.Федорова: ко всем
неплательщикам должно быть равное отношение. Синхрон Р.Вяхирева,
недоумевающего, почему "Газпром" оказался крайним - ведь он не самый
главный должник. Синхрон А.Лебедя в защиту "Газпрома". Интервью
С.Зверева, опровергающего слова правительства об обычности процедуры
"наезда",- утверждение о беспрецедентности таких действий для мировой
практики; акцент на величине ущерба для страны в результате действий
правительства. Указание на разнобой в словах С.Кириенко и Б.Ельцина
относительно итогового решения вопроса. Ехидные намеки программы на то,
что ставшие на защиту "Газпрома" СМИ, региональные лидеры и фракции
"Газпрома" находятся в финансовой зависимости от него.

Стереотип. Хотя за Р.Вяхиревым пока сохранен его пост, совершенно
понятно: если в правительстве в ближайшее время не произойдет кадровых
изменений, то они произойдут в "Газпроме". Правительство твердо
намерено, несмотря на издержки, довести до логического конца свой нажим
на "Газпром".


3. "СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ"

Интерпретации. Обострение в Дагестане заставило Москву пересмотреть свою
политику на Кавказе: блокпосты признаны бесполезными, вместо них будут
использованы мобильные отряды. С.Степашин будет контактировать не только
с официальной Махачкалой, но и с неформальными авторитетами. Никто не
собирается развязывать войну. Инициатива С.Степашина - первая за
последнее время попытка Центра выработать осмысленную тактику в
отношении Северного Кавказа. Колючей проволоки вокруг Чечни не будет, но
будет плотное силовое кольцо.

Приемы. Синхрон С.Степашина с опровержением слухов о подготовке к войне;
акцент на сенсационном характере заявления об имеющемся следе Москвы в
похищении В.Власова.

Стереотип. Слухи о концентрации на Северном Кавказе спецподразделений и
о подготовке к новой чеченской войне пока не подтвердились. Москва
пытается использовать все возможные политические и экономические
средства, чтобы взять ситуацию под контроль без использования силы.


4. "ШАХТЕРЫ В МОСКВЕ"

Интерпретации и приемы. Акцент на упорстве шахтеров в своих радикальных
требованиях. Формирование в лице шахтеров образа "хамов" и "отвязных"
экстремистов. Синхроны шахтеров: упоминание о предупредительном визите
боевиков "Бейтара" с угрозами и приказом убираться; бахвальство и
шапкозакидательские высказывания [провоцирование "Бейтара" померяться
силами]. Неотредактированный синхрон нетрезвого шахтера, содержащий
оскорбительные высказывания в адрес политиков [вбивание клиньев между
шахтерами и оппозицией]. Отказ покинуть Москву на время Игр
интерпретируется как демонстративный вызов Ю.Лужкову и черная
неблагодарность по отношению к заботившемуся о них мэру [сталкивание
шахтеров с московскими властями]. Подстрекательство Ю.Лужкова на силовое
решение "шахтерской" проблемы, неявный призыв отдать команду "зачистить"
шахтеров. Намерены накатить на президента. Репортаж об очистке Москвы от
бомжей и миссии "Врачи без границ". Попытка возбудить жалость к бомжам и
неприязнь в отношении московских властей и Церкви. Репортаж из
спецночлежки: только для бомжей - бывших москвичей [спекуляция на теме
московского "шовинизма", подогревание антимосковских настроений].

Стереотип. Шахтеры у Белого дома все больше подпадают под влияние
пропаганды радикальной оппозиции. Московским властям пора навести
порядок и ликвидировать осиное гнездо бунтовщиков у себя под носом.


5. "ПАРАД ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ И ЛЕСБИЯНОК В НЬЮ-ЙОРКЕ"

Приемы. Репортаж из Нью-Йорка с собственным симпатизирующим
комментарием. Видеоряд, максимально очищенный от наиболее отталкивающих
сцен праздника сексуальных меньшинств.

Стереотип. Представители сексуальных меньшинств - симпатичные и
совершенно нормальные люди; никакой опасности от их активности для
общества не существует. Цивилизованная Америка это давно поняла и теперь
полным ходом идет по пути гомосексуализации всей страны.


РТР ("ВЕСТИ", "ПОДРОБНОСТИ", "ЗЕРКАЛО")

Миф. Отношение депутатов к предложенному правительством пакету законов
благосклонное, хотя их отношения с президентом далеко не безоблачные.
Депутаты пытаются взять реванш за свое унижение в связи с прохождением
через Думу С.Кириенко и затеяли процедуру импичмента. Они нашли самую
болезненную точку у президента - чеченскую войну - и намереваются бить
конкретно по ней. С другой стороны, против президента нацелены акции
шахтеров, которыми дирижируют враждебные президенту силы, в том числе
некоторые деятели оппозиции и руководители регионов. Однако президент
сохраняет полный контроль за ситуацией, чему свидетельство - его
мастерское разведение конфликта правительства с "Газпромом".



1. "ОТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА С ДУМОЙ"

Интерпретации. Поведение Думы отличается двойственностью: с одной
стороны, подзуживание шахтеров и попытка раскручивания ситуации вокруг
смерти Л.Рохлина, с другой - миролюбивое отношение к правительственному
пакету антикризисных законопроектов. Комиссия по импичменту организована
и работает в рамках Конституции. К президенту много замечаний, но
главный пункт обвинения - чеченская война. По такому виду преступлений
срока давности нет, а действие амнистии на президента не
распространяется, поскольку на него не было заведено уголовного дела.
Здесь просматривается месть Б.Ельцину за его настойчивость в
проталкивании через Думу С.Кириенко. Депутаты не хотят учитывать, что
президент сам признал свою ошибку за Чечню и в конце концов прекратил
войну. Импичмент - дело долгое и практически безнадежное, и депутаты это
прекрасно понимают. Подлинная роль комиссии по импичменту - фоновая;
комиссия призвана отравлять отношения Госдумы и президента.

Приемы. Интервью Г.Селезнева о комиссии по импичменту: процедура тяжелая
и длительная, но необходимая.

Стереотип. Дума в целом благосклонно относится к пакету законопроектов
правительства, но депутаты никак не могут простить президенту его
настойчивости при утверждении С.Кириенко на должность премьера. Именно
соображениями мести президенту и вызвана попытка думцев объявить ему
импичмент.


2. "АКЦИИ ПРОТЕСТА ГОРНЯКОВ"

Интерпретации. Проблемы шахтеров связаны с объективными условиями
угольной отрасли. Правительство выполнило финансовые обязательства перед
шахтерами, хотя не удалось довести до конца борьбу с посредниками.
Политические требования шахтеров даже не обсуждаются, а вот по поводу их
экономических требований вполне возможен реальный диалог и даже их
частичное удовлетворение - насколько позволит бюджет. Но ни о какой
национализации отрасли и речи идти не может. Местные власти используют
шахтеров для выбивания денег и решения своих проблем; "политические
прилипалы" пытаются заработать на шахтерах политический капитал. Кому-то
в Москве выгодно создавать социальное напряжение, чтобы отправить
Б.Ельцина в отставку и организовать досрочные выборы, но заплатить за
это придется окончательным разрушением экономики (синхрон А.Тулеева).
Перекрытие железной дороги после выделения правительством денег - это
провокация; следует привлекать пикетчиков к уголовной ответственности
(ссылка на ИТАР-ТАСС). Существует некий "план Л.Рохлина" по организации
пикетов шахтеров вдоль МКАД для инспирирования акции по типу рельсовой
войны, но уже для блокады Москвы. А.Тулеев ведет двойную игру: публично
протестуя против рельсовой войны, на самом деле пытается канализировать
шахтерский протест на Москву, переведя стрелку от Кузбасса.

Приемы. Синхроны шахтеров: ждут смены власти и наведения порядка, но
никому из лидеров веры нет, поскольку все - бывшие коммунисты. Интервью
Я.Уринсона. Синхрон А.Водолазова (политобозревателя журнала "Открытая
политика"): политический донос на В.Илюхина, В.Анпилова и Л.Рохлина,
обвинения их в подстрекательстве шахтеров активизировать требования
отставки президента.

Стереотип. Акции шахтеров умело организуются лидерами оппозиции и
стоящими за ними силами для оказания давления на президента с целью
отправить его в отставку и объявить досрочные выборы. Однако заплатить
за это придется полным развалом экономики. Во избежание такого развития
событий следует применить жесткие меры.


3. "СКАНДАЛ ВОКРУГ "ГАЗПРОМА"

Интерпретации. Правительство решительно настроено в отношении
неплательщиков, но ему пришлось притормозить, т.к. сочувствующие
"Газпрому" силы предприняли контратаку. В том числе олигархи, которые
боятся, что следующими после "Газпрома" будут они. Пришлось вмешаться
президенту, и он развел ситуацию: стороны пришли к согласию.

Приемы. Репортаж из Ямало-Ненецкого автономного округа: тяжелая жизнь
газовиков; выход - вахтовый метод. Синхрон Б.Ельцина, излагающего свое
видение ситуации. Синхрон Р.Вяхирева, утверждающего, что президента
используют некие силы.

Стереотип. Благодаря вмешательству президента обстановка разрядилась, но
проблема осталась: президент взял сторону правительства, однако
порекомендовал ему не так резко действовать. "Газпром" же остался уверен
в своей правоте.


4. "СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ"

Интерпретации. У Совета безопасности не существует никакого пересечения
функций; все силовые ведомства действуют строго в соответствии со своими
функциональными обязанностями. Цель организации оперативного штаба МВД
РФ на Северном Кавказе - устранение межведомственной разобщенности и
установление единоначалия всех силовых структур. Это вовсе не означает
подготовки к войне, хотя некоторых смущает слово "штаб", а, напротив,
будет содействовать миру и спокойствию в регионе.

Приемы. Интервью А.Кокошина: у Совбеза отличное взаимодействие с
силовиками. Репортаж об офицерских сборах на Северном Кавказе: отработка
новой тактики. Пинок армии: притворно-сочувственное сообщение, что у
офицеров Северокавказской группировки нищенское жалование, из-за чего их
дети падают в голодные обмороки, а жены вынуждены подрабатывать
проституцией. Сюжет о туземном танцевальном ансамбле "Нарт" и
миротворческой миссии искусства; видеонарезка из кадров экзотических
плясок вперемежку с военными учениями: противопоставление "волшебной
силы искусства" грубой военной силе. Репортаж об открытии оперативного
штаба МВД РФ на Северном Кавказе и о приезде в Дагестан С.Степашина.

Стереотип. В ситуации на Северном Кавказе наметились позитивные
подвижки. Главная цель политики Москвы в регионе - не допустить
кровопролития.


НТВ ("СЕГОДНЯ", "ИТОГИ")

Миф. Благодаря своему "наезду" на "Газпром" правительство доказало
серьезность намерений: теперь "Газпром" будет вынужден платить налоги
без всяких льгот и привилегий. Одновременно потенциальные западные
кредиторы и инвесторы получили доказательство того, что бюджет России
регулярно будет получать текущие платежи, что означает финансовую
стабильность. Однако действия кабинета оказались чересчур неуклюжими и
вызвали обвал акций на бирже. К тому же правительству так и не удалось
полностью осуществить свои планы и сменить руководство компании на
своего человека. В итоге можно говорить о начале нового витка
политической нестабильности.

Особенность. Впервые действующий премьер давал интервью в прямом эфире.
Интервью заняло беспрецедентно большую часть программы "Итоги".


1. "СКАНДАЛ ВОКРУГ "ГАЗПРОМА"

Интерпретации. Информационный взрыв пришелся по рынку ценных бумаг;
кроме того, к долгосрочным последствиям скандала следует отнести потерю
доверия инвесторов. Решение нанести удар по "Газпрому" приняли три
чиновника: С.Кириенко, Б.Немцов и А.Чубайс, а инициатором является
А.Чубайс. Администрацию и В.Юмашева лишь поставили в известность. Цель
скандала - продемонстрировать МВФ решимость реформаторов выполнить его
распоряжение. Для придания большей публичности мероприятию правительство
намеренно осуществило целенаправленный сброс информации. В ответ на
атаку против "Газпрома" Дума предъявила правительству ультиматум,
шантажируя его угрозой прекратить обсуждение пакета законопроектов. В
Кремле происшедшее считают серьезной политической ошибкой, но
реформаторы оценивают свои действия на "отлично". Главная же проблема -
не в имиджевых и финансовых потерях, а в том, что кабинет проигнорировал
призыв президента к единству во имя общих национальных интересов. Теперь
возникают сомнения в способности общества объединиться для борьбы с
кризисом.

Приемы. Подробный рассказ о том, как разворачивался скандал.
Перечисление убытков. Архив: Б.Немцов клянется в дружбе "Газпрому"
[интерпретируется как свидетельство его лицемерия]. Сопоставление
разновременных синхронов Б.Немцова, частично противоречащих друг другу.
Акцент на нервозности Б.Немцова.

Стереотип. Скандал показал, что правительство С.Кириенко достаточно
сильно, чтобы заставить РАО платить налоги, но недостаточно сильно,
чтобы управлять им [использование выражения, опубликованного в
"Коммерсанте"]. Разумеется, правительство должно быть сильным, но оно
при этом не должно быть глупым.


2. "ОТНОШЕНИЯ ГОСДУМЫ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ"

Интерпретации. Поначалу депутаты проявили при обсуждении законопроектов
правительства поражающую работоспособность, однако приезд С.Кириенко
заставил их показать характер, и дело застопорилось. Дума хотела
откреститься от непопулярных мер и переложить всю их тяжесть на
правительство. Депутаты приняли некоторые законопроекты, но самые важные
для правительства отклонили. Скорее всего, цель правительства не будет
достигнута и оно вынуждено будет пополнять казну другими, менее
популярными путями, чего депутаты и добиваются. В этом случае занявшие
отстраненную позицию депутаты получают повод поиграть в войну с властью
и показать себя защитниками масс. С этой же целью депутаты встали на
защиту "Газпрома".

Приемы. Синхроны депутатов, признающих необходимость принятия
законопроектов и декларирующих свою настроенность на конструктивную
работу. Репортаж о заседании Госдумы.

Стереотип. Депутаты стараются использовать кризис в стране и ошибки
правительства для зарабатывания политических очков, хотя при этом и
демонстрируют готовность к конструктивному сотрудничеству с властью.


3. "ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ"

Интерпретации. Подтверждением обострения политической ситуации является
активизация А.Лебедя, который умело использует ситуацию и критикует
лично Б.Ельцина. А.Лебедь указывает на угрозу большой кавказской войны и
неизбежную девальвацию рубля; прогнозирует массовые волнения, паралич
власти. По словам А.Лебедя, президент давно уже неадекватен, и это
общеизвестно. Дума, утверждает генерал, занимает лукавую позицию, т.к. в
реальности механизма импичмента нет. Деньги МВФ пущены на ветер. Еще
одно косвенное свидетельство кризиса: сознательное провоцирование
С.Шахраем собственной отставки вследствие его "просчитанного
выступления". То же касается и нескольких других членов команды
президента [подтекст: крысы бегут с корабля]. Еще один симптом:
Конституционный суд решил назначить слушания о третьем сроке Б.Ельцина
на ближайшее время.

Приемы. В качестве важных разведпризнаков обострения политической
ситуации интерпретируется возросшая активность А.Лебедя, бегство
С.Шахрая из президентской команды, решение Конституционного суда
приблизить сроки рассмотрения запроса по возможности еще одного
выдвижения Б.Ельцина на пост президента. Продолжительный фрагмент
пресс-конференции А.Лебедя в США.

Стереотип. Ситуация с "Газпромом" и реакция на нее политиков
свидетельствует о начале нового витка политической нестабильности в
стране.


4. "ИНТЕРВЬЮ С.КИРИЕНКО" (в прямом эфире "Итогов")

Интерпретации. В применении санкций к "Газпрому" нет ничего уникального
и удивительного - обычное требование полностью заплатить налоги.
Правительство против двойной морали: ведь в отношении более мелких
компаний практикуется та же процедура взимания налогов. Государство
показало свою решимость действовать невзирая на лица. Несмотря на
большую долю "Газпрома" в общем объеме налоговых поступлений (четверть)
и на то, что компания - не совсем обычный налогоплательщик,
правительство поступило правильно.

Ущерб от падения акций - миф: на следующий день акции снова вернулись в
исходное состояние, т.е. финансовых потерь для государства нет и более
того: облигации государства даже выросли в цене. В то же время есть
потери для имиджа "Газпрома". Но на это следовало пойти, т.к. в
противном случае был бы удар по имиджу России.

По долгам баланс на самом деле в пользу государства, а не "Газпрома". Но
даже несмотря на это, главная проблема состоит не столько в этой общей
задолженности, сколько в отказе "Газпрома" выполнять обязательства по
текущим платежам.

Требования МВФ никоим образом не повлияли на решение правительства. На
самом деле МВФ вопреки слухам вовсе не требует раздробления "Газпрома".

Не следует связывать отказ "Шелл" войти в консорциум с "Газпромом" со
скандалом - это простое совпадение.

В отличие от Б.Немцова, премьер не считает олигархов основным злом.

Приемы. Рассказ С.Кириенко о реальном ходе событий. Опровержение тезиса,
что президент через В.Юмашева потребовал смягчения позиции
правительства.

Стереотип. Правительство поступило совершенно правильно; его действия
следует интерпретировать как ответ государства на попытку шантажа со
стороны "Газпрома". Истерика же критиков действий правительства вызвана
намерением государства усилить государственный контроль над этой
супермонополией.


5. "10-ЛЕТНЯЯ ГОДОВЩИНА НАЧАЛА КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ"

Приемы. Архивный видеоряд.

Стереотип. После того как кооперативы выполнили свое назначение - с их
помощью партийная элита развалила советскую экономику и заложила основу
гигантских состояний ограниченной группы магнатов,- они тихо почили в
бозе.


6. "УБИЙСТВО Л.РОХЛИНА"

Приемы. Фрагмент интервью дочери и зятя Л.Рохлина.

Стереотип. Несмотря на сенсационные заявления родственников генерала,
прокуратура все-таки придерживается бытовой версии убийства.

-=========
(c) Русский Журнал.




От Лилия
К Ольга (07.11.2002 00:59:47)
Дата 07.11.2002 01:09:19

ПодписbIваюсь (-)