От Михаил Едошин
К Pout
Дата 31.08.2002 01:31:52
Рубрики Идеология; Теоремы, доктрины; Семинар;

Das ist sehr interessant

>Тут выкладывался Кожинов, который в приложении к своей
книге описывает его коронный метод в его сфере. выработанный
им из бесед-со-обуения с Ильенковым. Это уже опреационная схема.

Подскажите, пожалуйста, в каком конкретно приложении к какой книге?

(Прошу прощения за нерусское название; нетскейп опять
запутался в кодировках, пришлось убрать русские буквы)


От Pout
К Михаил Едошин (31.08.2002 01:31:52)
Дата 31.08.2002 15:05:45

"Мышление - в - фактах" и "клеточка"(*)


Михаил Едошин сообщил в новостях
следующее:67675@kmf...
> >Тут выкладывался Кожинов, который в приложении к своей
> книге описывает его коронный метод в его сфере. выработанный
> им из бесед-со-обучения с Ильенковым. Это уже операционная схема.
>
> Подскажите, пожалуйста, в каком конкретно приложении к какой книге?
>

Это здесь

https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/45/45198.htm

там три отрывка из Кожинова. Один из них - из
"методологического"заключения к книге

На мой взгляд, тут речь идет о поиске и нахождении "клеточки", такого
"осколка голограммы", по которому можно в верном направлении пытаться
реконструировать образ "целого".
и развернуть (конкретизировать) его понимание

В применениях метода восхождения от абстрактного к конкретному есть
разные пути, зависящие как от исследователей, так и от специфики
предметной области.. Тем не менее сам метод имеет большую логическую и
эвристическую силу. Недаром Зиновьев, отвергая вариант ВАК Ильенкова,
свой инструментарий ВАК сейчас холит Коротко говоря ,он против
отождествления диалектики с логикой и теорией познания, но за
диалектический метод в определенных предметных сферах и задачах. Отрывок
про методологиечскую роль диалектического метода в теоретической
социологии Зиновьева выкладываю параллельно.
Куце он там пишет, но хоть не так ожесточенно и злобно, как раньше -
только почему-то по физикам и их "недостаточно философское мышление"
проходится. Даже не знаю. кого он на это раз имел в виду. Вдобавок
работа на сайте selfa, грех лишний раз не прорекламировать

Пример из еще одной предметной сферы - педагогики и дидактики -
ВасВасДавыдов, тут недавно также помянутый. Тоже близкий друг-соратник
Э.В.Ильенкова. В его институте педагогической психологии в 80х
приходилось бывать не раз, там и жена моя тогда работала

Так что есть разработки, заделы и "наточенные скальпели"современного
диал.метода -причем в совершенно разных предметных областях и по виду -
совершенно разные. Кожинов, Давыдов,Зиновьев, Ильенков.

И для комплекта упомяну "заклятого друга-врага" Э.В.Ильенкова.
"Клеточка" по Зиновьеву (и в "Западе", и в "Коммунизме как
реальность")им самим так много с напором описывалась , что вызвала даже
ряд иронических замечаний. Например, в рецензии Кустарева на "Запад"(она
в Архиве). "Клеточка" коммунальности.

Материал Давыдова - с сайта ассоциации МАРО(развивающего обучения)
www.maro.newmail.ru

===(1)=====
(Кожинов о методологии)


http://www.voskres.ru/kozhinov/hist/tom1.htm
...

3. Целесообразно сказать несколько слов о той <методологии>, которой я
стремился следовать на многих страницах этой книги. Ее можно кратко
определить как <.мышление в фактах>.

Сочинения об истории - особенно новейшей истории - представляют собой
чаще всего совокупность тех или иных общих положений и, с другой
стороны, сведений об исторических фактах - конкретных событиях,
явлениях, людях, - сведений, которые подкрепляют (либо даже просто
<иллюстрируют>) общие положения.

Я же стремился (разумеется, не мне судить, насколько осуще-ствилось - да
и осуществилось ли вообще - мое стремление) мыслить об истории прямо и
непосредственно в самих ее конкрет-ных фактах, чтобы эти факты (подчас
вроде бы даже <мелкие>, внешне <незначительные>) являли собой не
<примеры>, а форму мысли, ее неотъемлемое <тело>.

Эту методологию выдвигал еще в 1950-х годах (и, конечно, позднее)близко
знакомый мне выдающийся мыслитель Э.В.Ильенков (1924-1979), - один из
очень немногих мыслителей того времени, труды которого ныне
переиздаются, или даже издаются впервые.


Могут возразить, что любое сочинение об истории неизбежно исходит из
фактов, и это действительно так. Но в большинстве слу-чаев факты
используются как <материал> (а не <форма>) для вы-работки общих
положений, которым придается наиболее важное значение, и факты как
таковые выступают в готовом сочинении главным образом для <подкрепления>
и <иллюстрирования> этих положений. И при этом из каждого исторического
факта берется какая-либо одна его сторона, один аспект, нужный для
обоснова-ния <вывода>.

А ведь если вдуматься, конкретный исторический факт несет в себе
многосторонний и многообразный-в конечном счете неис-черпаемый - смысл,
ибо ведь он есть порождение, плод и данно-го периода истории и, в
определенной степени, ее предшествую-щих периодов, хотя вполне понятно,
что открыть в нем его богатей-шее историческое содержание - очень
нелегкая задача: в <идеа-ле> факт должен быть <представлен> таким
образом, чтобы он как бы сам <высказал> воплощенный в нем исторический
смысл.

Более того: есть, конечно, и факты <случайного> характера, не
воплощающие в себе основное движение истории, и поэтому огромное
значение имеет уже сам выбор исторического факта, дающего возможность
раскрыть существенный и многогранный смысл. Но так или иначе <мышление в
самих фактах> (а не исполь-зование фактов для выработки общих положений)
представляется наиболее плодотворным методом изучения истории. Повторю
еще раз, что не мне судить, верно ли были выбраны и <выявили> ли весомое
содержание те исторические факты, кото-рые предстают в этой книге.
Надеюсь все же, что хотя бы какая-то часть из них открывает нечто важное
в истории XX века...

....
=======



=======(2)=======

клеточка по ВасВас Давыдову

Идеальный план, возникающий из обращения людей друг к другу, - это
основа человеческой культуры. Воображение, которое функционирует для
реализации идеального плана, Ильенков называл сознанием.

Я не буду вам цитировать Ильенкова, но на странице 264 сборника его
работ "Философия и культура", вышедшей в 1991 году, сказано: сознание,
собственно, и возникает тогда, когда у отдельного человека есть
возможность посмотреть на себя глазами других людей. Это значит, "глаза"
других людей (глаза тут, конечно, метафора) должны быть представлены у
отдельного человека. Это может быть представлено только идеально. Причем
Ильенков в нескольких местах своей теории идеального отмечает: идеальное
позволяет человеку осуществить сверхтаинственный акт, когда он смотрит
на себя глазами всех других людей, не вступая поочередно в позицию
каждого. Это действительно таинственность; это связано с
функционированием воображения.

Таким образом, в моей клеточке деятельности, а я теперь могу сказать -
сознательной деятельности, поскольку другой деятельности, кроме
сознательной, не может быть, - в моей клеточке есть такие моменты.

Единица или клеточка сознательной деятельности состоит из
первоначального своего пункта - коллективного характера выполнения этой
деятельности коллективным субъектом или командой. Или - то, что
называется у нас деловым общением, но не в спекулятивном смысле, а
по-настоящему.

Коллективная деятельность, выполняемая коллективным субъектом. Любая
коллективная деятельность, естественно, имеет материальные и духовные
формы своего осуществления, то есть то, что в обиходе можно назвать
деловым общением. Это первое.

Второе: обращение людей друг к другу, или рефлексия людей над своими
действиями и средствами, над действиями и средствами других людей.

Третий аспект клеточки: идеальный план и воображение.

И четвертый аспект - индивидуальная сознательная деятельность
индивидуального субъекта.

.....к мини-дискуссии об интериоризации. По общему смыслу описания
такой клеточки интериоризация есть не что иное, как превращение
коллективной деятельности, выполняемой коллективным субъектом, в
интериоризированную индивидуальную
...
=================