В своей книге он упоминает о неких обезьянах в Индии, которые берут "дань" с туристов деньгами, причем именно имеющими хождение на данной территории, а потом "покупают" (?!) себе еду у торговцев, которые были привлечены этим необычным рынком. Причем если кто им дает "не ту" монету, они его бьют и кусают. (Неужели это правда?) А дальше Паршев говорит, что, поскольку они разбираются только в этом, то они - предки нынешних "монетаристов", особенно российских.
Видел не так давно фильмы по "ТВ Культура"из серии"Путешествие с нац.геогр.обществом". Про исследвателей, живших годами, десятилетями совместно с кочующими стаями приматов. Серия про горных горилл(недавно погибла эта женщина). Серия про орангов(двое голландцев).И самое впечатляющее -про бонобо. Культура у них, без скидок на метафоры, и очень развитая стадия групповой социальности. Навыки напр трудовые передаются - от мамы к дочке. Помню длинную сцену, как мать обучает дочь колоть орехи на "наковальне"- впуклом камне, давя сверху выпуклым. Дочка капризничает, а мать так ме-едленно, демонстративно шаг за шагом демонсрирует приемы - вот так надо, аккуратно.
Чтобы эти сцены поведения в ест.условиях заснять, и пришлось "жить"в ними годами, чтоб они смирились с присутствием чужака и вели себя ест-но. Стая от стаи отличаются"культурами"и развитием навыков.
========цит================= Судя по результатам многолетних наблюдений Ф.де Ваала за колонией обыкновенных шимпанзе в Арнеме (Голландия) и Ч.Беша - в национальном парке Таи, самки способны формировать стабильные группы на основе родства и дружеских привязанностей. Такая форма социального поведения присуща и карликовому шимпанзе. Бонобо отличаются от обыкновенного шимпанзе более высоким уровнем социальности как в отношениях между самками, так и между самками и самцами. Группы у бонобо в среднем больше, состав групп - постояннее, а вероятность внутригрупповой агрессии - меньше. Бонобо примечательны и высочайшим уровнем развития механизмов, которыми контролируется социальная напряженность. Последнее немаловажно для моделирования социальных отношений гоминид, ибо с развитием орудийной культуры конфликты внутри группы становились опаснее. Для их урегулирования бонобо используют не только элементы дружелюбного поведения - поцелуи, объятия и касания, присущие также и обыкновенному шимпанзе, но и сексуальные элементы, причем как во взаимоотношениях между особями противоположного пола, так и своего.
При патрилокальности у бонобо отмечены интенсивные, тесные и устойчивые связи между неродственными самками, возникающие благодаря многолетней личной привязанности. Этому могли способствовать или риск детоубийства (инфантицида) самцами, или необходимость объединения для поиска и добычи пищи. Когда ранние гоминиды встали на ноги и утратили клыки, то при наличии по соседству хищников тенденции к кооперации самок могли усилиться. Развитие дружественных связей между ними могло быть обусловлено также совместным выращиванием потомства.
Современные женщины, видимо, следуют в своих отношениях той же модели поведения. Во многих традиционных патрилокальных обществах жена, перейдя в дом мужа, устанавливает тесные связи с его родственницами, вместе с ними ведет хозяйство и воспитывает детей. ...
анализ общего характера поведения в филогенетическом ряду приматов, выявление универсальных закономерностей и стратегий во внутригрупповых отношениях может приблизить нас к пониманию событий на заре человеческой истории. =========енд=========
Лоренц "Агрессия".(др.перевод"Так называемое зло"). Там хрестоматийные главы про поведение крыс. У Зиновьева в "Зияющих высотах" - под впечатлением этого бестселлера 70х годов описана структура Ибанска. "Крысарий". Как они принимают в стаю и разрывают чужака. lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt