От Pout
К K
Дата 28.08.2002 11:07:18
Рубрики Семинар;

Вы немного опоздали . И несколько слов о диалектике


K сообщил в новостях следующее:67143@kmf...
> Уважаемый Pout! Не хотел никого обидеть, но может Вы и правы, надо
блюсти дистанцию, держаться подчеркнуто вежливо, с прохладцей, а не
переходить в режим <свои ребята>. Со своим уставом в чужой монастырь не
лезь. Учтем.

Это все само собой. Меня удивила позциия человека,который ничего толком
не зная и декларируя приверженность своей слепой вере,походя требует
чтобы ему давали и давали развернутые доказаетльства. С верами мы тут не
боремся.
Требовать у кого-то чего-то можно только предварительно получив хотя бы
элементарное представление о предмете, не на уровне обрывков мнений.
Постановка вширь и вообще - абсолютно дефективная. ВООбЩЕ примеры что
диамат работает. В сад.
Зашел разговор по предложенным Михаилом Едошиным конкретным примерам, я
с ходу добавил и предложил почитать наработки Форума по теме. Чего Вы
хотите - вводного курса в историю советской педагогики и дефектологии, а
также сопутствующей истории культурно-исторической школы Выuготского?не
будет. Читатйе архивы. Это одна из передовых мировых психологических
школ. Разработки Выготского конца 20х годов и далле - это БЕСТ ОФ
марксистская
психология. "НЕ верю-у-у!!". Ну не верьте - . Ваше полное право. Других
аргументов у Вас нет.И далее всю цепочку повторять - нет смысла. История
про то как благодаря основанном на марксистской философии (конкретно,
на понимании сущности мышления, сознания и его происхлждения)-
методическому подходу из кусков мяса в СССР выращивали докторов наук,
тут МНОГО РАЗ в течение двух лет рассказывалась. Массив рассказов
ссылается на материалы в сети по этой теме. В ответ был и скепсис, и
крики, визг,но не шерсть. ЭТО так. Не можете опровергнуть - смирно
внемлите правдивым историям и пострайтесь , по Пармениду,освободить
"уши"от"гула",чтобы почувствов ать "схватывающее представление". Сходите
на сайт доктора психологических наук Александра Суворова и почитайе
набитые им на специальном компе работы, посмотрите на его фотографии..
Он как Хокинг(слыщали про такого?)- уникальный человек И это Галатея,
которую из куска камня вырубил "диамат".
Производит впечатление и возможно даст"схватывающее представление".
Лучше один раз увидеть - благодаря Интернету - чем клаву пальцами
терзать.




> По основной позиции. Имею наглость заявить, что не верю, и не поверю
ни за что, пока не убежусь сам лично, что при помощи <диалектики> можно
сделать хоть какое либо открытие.

Ну так Вы в пролете, уважаемый, чем я могу помочь.. Мировое значение
загорских штудий давно признано,он описан в монографиях. Например -
Лорен Грэхем. "Естествознание,философия т науки о человеческом поведении
в СССР". . М.1984,стр.235-237. Это энциклопедический обзор профессором
МТИ Грехемом основных дискуссий в большинстве областей естествознания в
СССР, обзор всего существенного за все годы. Там же большой очерк о
Л.С.Выготском, стр.173 етс.

>Приделать потом диалектику можно, причем куда угодно, где есть хоть
зерно принципиально нового, или где речь идет о качественном переходе.
<Диалектика> это из разряда тафталогии, обо всем и не о чем, вроде .
<солнце восходит и заходит, а на земле продолжается жизнь>. Может для
западной философии это и открытие, боюсь, что для не западной, это
откровенная тафталогия.
>
и научитесь грамоте, когда употребляете мудреные слова. А то очередной
каменюкой может стукнуть по темени, и начнутся обиды - за что. .В слове
"тавтология " Вы как Хрущев делаете сразу скопом несколько ошибок, а
слова "убежусь" вообще не существует.
Поэтому, следуя лексикону Никииты Сергеевича,рекомедуется "азнакомицца"
с теми материалами, о которых Вы хотите рассуждать. Вы голословно
декларируете свое несведущее мнение, а Вам в Н-ый раз говорят имена,
дают работы и наводки люди, которые имеют об этом большее представление
, знакомы с персоналиями и темами.

> Спасибо за столь подробный пример. Но" Упоминание "диамата" меня ни в
чем не убеждает. Надо понять ядро подхода, <почувствовать> его, а только
потом делать выводы. Никакие упоминания и мнения в данном случае не
могут быть авторитетами. Да Вы же сами только что выкладывали на форум
выдержки из лекций по греческой философии! Даже мнение самих авторов
(показания) не могут быть сами по себе доказательством. Они могли не
только их делать под давлением, но и сами вполне искренне уверовать в
то, что их подходы соответствуют <генеральной и направляющей>.
>
Начните с Зенона Элейского, как и рекомендовано всеми авторами, и
уварова,где есть обзор линии . очень краткий. Пишите слово апории через
а, а не через о - "опории" это не то. .
За 25 веков ни одна чухна не смогла сколько-то напыхтеть на
этот"авторитет" , равно как и на последующих мудрых людей во всех
странах и континентах.От Китая с инь-ян до Сталина с "Крактим курсом"..
ЕСть диалектика мистическая, от которой линия идет от эллинизма , вплоть
до таких имен как А.Ф.Лосев. Есть школы средневековые,которые сейчас
привлекли особое внимание. Есть немецкая классическая философия,
Кант-Фихте-Шеллинг-Гегель.. И много, много других славных школ и имен.
Для Вас это все является видимо откровением - т.е. первый гулом от
приближающегося камнепада, от которого Вы пытаетсь заслониться подставив
ладошку с криком "не верю-у-у!". Берегись - прибьет.

> Еще раз повторюсь . сделать открытие или крупный научный прорыв,
используя диамат как инструмент, а не как объяснение потом. Вот о чем
шла речь. А посему остаюсь при своем старом мнении . не было этого и не
будет в обозримом времени существования вселенной.
>

Вот именно что при своем несведущем МНЕНИИ, уважаемый. Подробности
методической основы работы "психологического снихрофазотрона"(так
называли загорский эксперимент)описаны в популярных работах шефа проекта
Э.В.Ильенкова. Красиво и начиная с азов.
http://caute.by.ru/ilyenkov/




> С искренним уважением, К.

взаимно





От K
К Pout (28.08.2002 11:07:18)
Дата 31.08.2002 00:09:15

Любителю апорий

>Меня удивила позиция человека, который ничего толком не зная и декларируя приверженность своей слепой вере, походя требует чтобы ему давали и давали развернутые доказаетльства. С верами мы тут не боремся.

Если Вы собрались опровергнуть чужое мнение, то Вам следует представить доказательства. Пока что доказательства представил один человек – Дмитрий Кобзев. Он указал на открытие, сформулировал о чем речь, и дал логическую цепочку, как оно связано с диалектикой. С ним можно согласиться или нет, но он ведет разговор о сути предмета, и теперь моя очередь обосновывать свое не согласие с ним. Вот так обычно и спорят. Вы же пытаетесь спор перенаправить в трамвайное русло – «А ты кто такой!».

>Постановка вширь и вообще - абсолютно дефективная.

Если не ставить вопросы «вширь», то и не найти никогда ответов, тогда за деревьями леса не увидать. Чем Вы здесь и занимаетесь по большей части. Не обсуждаете вопросы, а лезете в ничего не значащие мелочи (один доехал аж до материальной точки, Вы пытаетесь выявить мои способности к правописанию), демонстрируете свою «ерундицию». Вместо того, что бы тешить свое мелкое тщеславие, сконцентрировались бы лучше на главных вопросах. Но это требует труда, это не занятие пустозвонством.

>ВООбЩЕ примеры что диамат работает. В сад.

То-то я смотрю, что Вы ничего не понять, не объяснить не можете, видимо плохо в саду Вам давали диамат. Вы не способны толком объяснить ни что происходит в обществе, разложить по полочкам (а ведь Вы здесь живете!), ни что происходит в мире Вам не понятно, а уж сделать прогноз то и подавно не способны. Но ДИАМАТ велик! Хоть ни шиша не может Вам помочь, и ни на что не способен, как инструмент, но все равно – нет ничего, и не может быть ничего, что лучше ДИАМАТА. Так это кто из нас верующий, Вы или я?

>Чего Вы хотите - вводного курса в историю советской педагогики и дефектологии, а также сопутствующей истории культурно-исторической школы Выuготского?

Мне не нужны вводные курсы в Вашем исполнении, не приведи господь. Но о чем речь Вы были обязаны сказать, иначе я вынужден заподозрить, что Вы и сами не совсем ясно себе представляете суть предмета. Иначе Вы бы просто сформулировали в двух словах, где там диамат (как Дмитрий Кобзев), и дело с концом. Но вместо этого Вы прислали мне кучу фраз, смысл большинства которых – что я дурак, а Вы нет.

>"НЕ верю-у-у!!". Ну не верьте - . Ваше полное право. Других аргументов у Вас нет.

Пока мне не представлены доказательства – не верю. И это не только мое право, но и обязанность, как человека не потерявшего остатки здравомыслия. Вы веруете в диамат и это Ваше право, но я не отношусь к его слепым почитателям, и поэтому требую доводов.

>Сходите на сайт доктора психологических наук Александра Суворова и почитайе набитые им на специальном компе работы, посмотрите на его фотографии..

Если это и есть Ваши доводы в поддержку диамата, то в ответ не могу не порекомендовать Вам почитать британскую энциклопедию, посмотреть фотографии, там Вы и найдете опровержение диамата, Вы там много чего найдете.

>Начните с Зенона Элейского, как и рекомендовано всеми авторами… Пишите слово апории через а, а не через о - "опории" это не то. За 25 веков ни одна чухна не смогла сколько-то напыхтеть на этот"авторитет"

Вы как-то странно читаете, читаете Вы без сомнения много, но надо бы еще и вдумываться в то, что читаете. Ведь апории Зенона Элейского показывают не адекватность описания математикой окружающего физического мира, это же про Вас, Вы же вроде математик! Т.е. Ваша математика не адекватна! Вы не адекватны со всеми своими математическими инструментами (ну уж это то я видел не раз на практике, когда очередной математик пытался построить модель сложного химического процесса, и что у него из этого получалось, и что ему по этому поводу с плеча рубили работяги, и они были на все 100% правы)! Из апорий вытекает неадекватность абстракции «материальная точка», о ней то я и писал пару дней назад alex-у (добавив еще и «произвольную модель» и «черный ящик», 67130.htm), объясняя несостоятельность западной научной парадигмы.

Ваши чувства к апориям жалко оскорблять, у каждого есть своя собственная штучка, но придется. Апории Зенона Элейского разрешаются не так и сложно. Во-первых, я не сторонник бесконечной делимости мира, для подобного утверждения у нас нет никаких разумных оснований. Во-вторых, квантовая механика позволяет проинтерпретировать передвижение как проявление материального объекта с некой степенью вероятности. Вот и вся недолга. Если ввести еще и понятие, что наш мир есть всего-то проявление мира иного, как, кстати, и утверждает христианство, и не только оно, то можно свести неопределенность в нашем мире к незнанию истинных причинно следственных связей мира иного, и вынужденную вероятностность нашего опыта (заодно и доказательство существования Бога получили). Остальное додумывайте сами, если вам «в кайф» интеллектуальная эквилибристика. Меня от нее тошнит и мне лично нравится другой тип доказательств. Апории доказывают, что логический метод ограничен, и он неизбежно при познании реальности ведет к парадоксам, отсюда – логический метод применим для узкого, ограниченного, класса задач.

И еще, не могу не упомянуть, если уж Вы подняли вопрос о повышении образованности в «от болдинской» греческой философии. Вы бы выбирали, что даете народу (который «не быдло») в качестве лекций. От них духом отмороженного либерализма несет за версту, идеология в чистом виде. Муравьев: «Бытие - первое осмысленное слово, а не "мама", "папа" или "гав-гав". Говорить не мысля, учат с колыбели. Первое СЛОВО сказывается лишь после того, как замолкнут все мнимые слова» - полный отморозок, и где же Ваше марксистско-диалектическое чутье, где «бытие определяет сознание», что есть мысль для истинного марксиста? «Кажется, что пропадает интерес к природе, и начинается антропологический период, так и утверждают в учебниках по философии. Это мнение не право, ибо фиксирует лишь отрицательный момент перехода к новой форме предметности» - ага, а то мы не знаем, о чем речь. «Если человек самостоятелен, то он умен, а если его жизнь определяется иным - традицией или случаем, то до ума еще надо дорасти» - а вот и вполне откровенно, и далее – «Сейчас российский народ созревает к мысли о самоуправлении (самоопределении), народ хочет научиться мыслить самостоятельно». Там, что не абзац, то перл. Распространяете вражескую пропаганду!

К.

От Pout
К K (31.08.2002 00:09:15)
Дата 31.08.2002 15:06:55

От апорий к антиномиям. Кант и Маркс


K сообщил в новостях следующее:67658@kmf...
> >Меня удивила позиция человека, который ничего толком не зная и
декларируя приверженность своей слепой вере, походя требует чтобы ему
давали и давали развернутые доказаетльства. С верами мы тут не боремся.
>
> Если Вы собрались опровергнуть чужое мнение, то Вам следует
представить доказательства.

Вам уже говорили . И вера, и мнение не опреовергается. На кокретные
аргументированные вопросы в спокойно-волном режиме даются аргументы, на
хамство с которого вы стартовали и стёб вроде вашего ответа Кобзеву и
мне закономерно посылают в д.сад.

>Пока что доказательства представил один человек . Дмитрий Кобзев. Он
указал на открытие, сформулировал о чем речь, и дал логическую цепочку,
как оно связано с диалектикой. С ним можно согласиться или нет, но он
ведет разговор о сути предмета, и теперь моя очередь обосновывать свое
не согласие с ним. Вот так обычно и спорят. Вы же пытаетесь спор
перенаправить в трамвайное русло . <А ты кто такой!>.

Поварнина с описанием стандартных уловок тоже присовокупляю. Насечт
перевода с своей больной головы со стёбом про физику , "дураков
математиков и дурака Ландау" - на здоровые головы .

Посему стёб поскипан , отвечаю на вкрапленный в словопомол здраво
сформулированный тезис про роль апорий. Заодно по ходу вослолню пробел в
предыдущем ответе, где неточно упомянута работа Уварова. Она на нашем
сайте, но ссылки я не дал. Это хороший краткий курс по антиномическому
дискурсу.
>

>
> >Сходите на сайт доктора психологических наук Александра Суворова и
почитайе набитые им на специальном компе работы, посмотрите на его
фотографии..
>
> Если это и есть Ваши доводы в поддержку диамата, то в ответ не могу не
порекомендовать Вам почитать британскую энциклопедию, посмотреть
фотографии, там Вы и найдете опровержение диамата, Вы там много чего
найдете.
>

Да,это мои доводы о роли верной методологии здоровой ветви советской
философии и психологии в понимании идеального и его происхождения на ко
нкретной предметной обсдасти а персонифицированных примерах."Диамат" мне
своим поносом не шейте, в соседних тредах позциия по сему поводу
разъяснена и политического улюлюканья насчет"марксисьтов" , унылого
стёба насчет" дураков математиков"тут не будет. Ссылки даны на раличные
источники, в том числе на "британско- энциклопедические"(Грехем), а
развернутую аргментацию Вы найдете в популярных работах шеф-проекта
Загорской школы Э.В.Ильенкова. Живой образец - А.Суворов. ссылки тоже
даны.


> >Начните с Зенона Элейского, как и рекомендовано всеми авторами"
Пишите слово апории через а, а не через о - "опории" это не то. За 25
веков ни одна чухна не смогла сколько-то напыхтеть на этот"авторитет"
>

> Вы как-то странно читаете, читаете Вы без сомнения много, но надо бы
еще и вдумываться в то, что читаете. Ведь апории Зенона Элейского
показывают не адекватность описания математикой окружающего физического
мира
>
> Ваши чувства к апориям жалко оскорблять, у каждого есть своя
собственная штучка, но придется. Апории Зенона Элейского разрешаются не
так и сложно...Остальное додумывайте сами, если вам <в кайф>
интеллектуальная эквилибристика. Меня от нее тошнит и мне лично нравится
другой тип доказательств. Апории доказывают, что логический метод
ограничен, и он неизбежно при познании реальности ведет к парадоксам,
отсюда . логический метод применим для узкого, ограниченного, класса
задач.
>
Полфразы верные, ради такого дела можно и использовать Вас как
подставу чтобы закруглить тему с апориями,а то маловато было сказано про
начало диалектики и не отмеечн выход на собственно антиномичный дискурс,
а он-то и был предметом прицела.. И мостик дотянуть от античности почти
до нынешних времен. Это в досье пойдет по уже разветвившейся теме
методологии, чтобы заодно и двух зайцев прибить .Про апории и их
дальнейшее наследство в истории - там ниже "мостик". Заодно там есть и
небольший экскурс в антиномии политэка. Пригодится.


Все, на сем с Вами закончим.


=========


http://www.philosophy.ru/library/uvarov/01/03.html

В истории философской мысли классического периода хорошо прослеживаются
три модели применения элементов антиномического дискурса для обоснования
принципов знания: 1) древнегреческая апоретика (школа Парменида -
"сократический метод" Платона - "Топика" Аристотеля); 2)
раннехристианская и средневековая антитетика (ее проявление в
антиномическом богословии Псевдо-Дионисия, а также в методе "да" и "нет"
П.Абеляра); 3) "скептический" метод Канта.

Естественно, что элементы сознательной антиномической постановки
проблем можно найти и у целого ряда других мыслителей (уже упомянутые
ранее Квинтилиан и Плутарх, а также Н.Кузанский, Дж.Бруно, Г.В.Лейбниц,
Д.Дидро, Р.Декарт). В частности, работа Н.Кузанского "О неином" и сам
диалектический метод, который он применил для обоснования своих
взглядов, сыграли несомненную положительную роль для осознания
фундаментальных проблем естественнонаучного знания
...

"Летящая стрела" (античная модель)
------------------------------------------------------
Среди парадоксов, сформулированных человеческим разумом, особое место
принадлежит апориям Зенона Элейского. Известно, что проблемы, очень
сходные с теми, которые решал древнегреческий мыслитель, формулировались
уже в древнекитайской философии. Любопытны, к примеру, следующие
формулировки: "в стремительном полете наконечника стрелы есть мгновение,
когда он не движется и не стоит на месте"; "если от палки длиною один
чи ежедневно отрезать половину, то даже через десять тысяч поколений не
истощится ее длина".[4]

Образы "летящей стрелы" времени и "бесконечно делимого" пространства,
как известно, являются исключительно важными в зеноновской апоретике.
Однако проблемы, которые решал Зенон, имели гораздо более универсальный
смысл. Давно стали общим местом утверждения о том, что трудности эти не
только не разрешены, но вынуждают снова и снова возвращаться к ним на
каждом новом рубеже развития научного знания. Литература, посвященная
апориям Зенона, насчитывает сегодня сотни фундаментальных исследований,
причем интерес к этой проблеме проявляют не только философы и историки
науки, но и крупнейшие физики, математики, естествоиспытатели.

Как известно, апории Зенона можно разбить на две большие группы -
аргументы относительно движения и так называемые математические (апории
множественности). При анализе апорий предлагаются различные
классификации, причем особое внимание обращается на знаменитые парадоксы
движения. Меньше уделяется внимания аргументам относительно
множественности (многого).

Между тем, как представляется, дошедшие до нас апории могут быть
представлены в виде определенной законченной системы, в которой обе
группы аргументов занимают одинаково важное место, причем роль базовых
принадлежит именно апориям множественности.

До нас дошла лишь часть сформулированных Зеноном парадоксов. Тем не
менее можно предположить, что история сохранила именно те затруднения,
которые отразили наиболее интересные стороны метода аргументации элейца,
и именно поэтому они представляют собой определенную систему.

В аргументации Зенона, отстаивающего, как известно, парадоксальные
тезисы своего учителя Парменида четыре аргумента относительно движения
образуют логическую схему, в которой наиболее существенные ("жесткие")
связи образуются между (1) и (2) ("Дихотомия" - "Ахиллес"), а также (3)
и (4) ("Стрела" - "Стадион") аргументами.
....

В исторической перспективе аргументы древних действительно оказали
фундаментальное влияние на формирование основных принципов философского
и научного знания.
Можно с полной уверенностью констатировать, что "работа" бинарного
архетипа в античности явилась своеобразным алгоритмом всех последующих
вариаций идеи антиномизма в культуре.
.....
"Благотворное заблуждение разума" (новоевропейская модель)
------------------------------------------------------------------------
-------------------------

Несмотря на длительную предысторию идеи бинарных отношений в европейской
культуре, только начиная с Канта мы может с уверенностью говорить о
сознательном включении заостренных антиномических проблем в структуру
законченной философской системы. Иными словами, с этого момента бинарный
архетип приобретает форму антиномического дискурса, наиболее адекватную
в философском смысле.

Кантовская концепция антиномий являет собой переломный этап в развитии
идеи бинаризма.

Развив учение об антиномиях в "Критике чистого разума" и объявив их
"фундаментом познания", Кант на протяжении всей своей последующей
творческой жизни искал пути их разрешения. Все его основные произведения
"критического" периода в той или иной степени связаны с антиномической
проблематикой.

Канту принадлежит и первая в истории философии формулировка самой идеи
антиномического метода познания. По его мнению, "этот метод состоит в
том, что мы присматриваемся к спору между утверждениями или даже сами
вызываем его не для того, чтобы в конце концов решить его в пользу той
или иной стороны, а для того, чтобы исследовать, не пустой ли призрак
сам предмет спора...[25]. Кант особо подчеркивает идею о том, что данный
метод принципиально отличается от философского скептицизма и указывает,
что он "имеет своей целью достоверность, пытаясь отыскать в споре,
ведущемся с обеих сторон честно и с умом то, что вызывает
недоразумение".[26]

Как пишет Э.В.Ильенков, "диалектику" - в том непосредственно-негативном
смысле этого слова, в котором оно понятно без долгих разъяснений - Кант
фиксирует как фактически-эмпирическую ситуацию внутри современной ему
науки, показывая, что эта диалектика становится очевидной сразу же, как
только научное мышление отваживается отдать себе отчет в способах своей
собственной работы, формах своего собственного движения".[36]

........

К.Маркс является, пожалуй, одним из наиболее последовательных
"исполнителей" идеи антиномического дискурса
Те исходные формулировки, которые определяют весь дальнейший план
разрешения антиномий капиталистического способа производства в
"Капитале", имеют своим фундаментом историко-логический анализ
предшествующей политэкономии. Раскрывая, например, двойственную природу
товара, Маркс в явном виде использует результаты этого анализа, когда
пишет: "Первоначально товар предстал перед нами как нечто двойственное:
как потребительная стоимость и меновая стоимость. Впоследствии
обнаружилось, что и труд, поскольку он выражен в стоимости, уже не имеет
тех признаков, которые принадлежат ему как создателю потребительных
стоимостей. Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда
впервые критически доказана мною... Этот пункт является отправным
пунктом, то которого зависит понимание политической экономии..."[55].
Само выделение товара как исходной "клеточки" исследования антиномий
буржуазной экономической науки, с другой стороны, тоже берет свое начало
в классической политэкономии.

В ходе исследования исторического развития товарно-денежных отношений
внутреннее противоречие товара раскрывается Марксом через описание все
новых его форм. Начало этому процессу кладет отделение меновой стоимости
в виде денег от натуральной формы существования продукта. "...Это
двоякое неодинаковое существование, - пишет Маркс, - должно
развиваться дальше в различие, а различие - в противоположность и в
...противоречие. Это же самое противоречие между особенной природой
товара как продукта и его всеобщей природой как меновой стоимости,
которое порождало необходимость определять ее двояко: во-первых, как
этот определенный товар, во-вторых, как деньги..."[56].

Двойственность, противоречивость товарно-денежных отношений, таким
образом, отображается Марксом в качестве саморазвивающегося
противоречия-процесса. Именно историко-логическое обоснование позволяет
ему говорить о процессуальности самой формы разрешения антиномий,
причем он проводит эту мысль в совершенно явной форме.

Однако Марксов метод разрешения антиномий имеет еще более глубокое
значение по отношению к предшествующей традиции

...
Тезисы и антитезисы основных антиномий Канта признавались принципиально
равнозначными не только с точки зрения формулировки конкретных
космологических проблем, но и в процессе их разрешения. Сам же процесс
разрешения сводился им к уточнению тезисов и антитезисов. Именно поэтому
Кант, гениально "угадав" проблему антиномических противоречий, не смог
заглянуть за границу постановки проблемной ситуации, хотя сама стадия
постановки (анализа) обоснована в его философской системе достаточно
полно.

Метод Маркса заключается в другом. Поиск "третьего начала",
позволяющего говорить о возможном синтезе противоположностей,
осуществляется им при конкретном рассмотрении движения стоимостных
характеристик товара. Он выясняет, что ни физические, ни геометрические,
ни какие-либо другие "природные свойства" товара не могут быть
синтезирующим началом. Постепенно отвлекаясь от них, Маркс обращается к
понятию "общественной субстанции" и делает вывод, что в результате
такого отвлечения от самих продуктов труда ничего не остается, кроме
"одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишенного
различий человеческого труда... Все эти вещи представляют собой теперь
лишь выражение того, что в их производстве затрачена человеческая
рабочая сила, накоплен человеческий труд, ... они суть стоимости -
товарные стоимости"[57]. "Таким образом, - резюмирует далее Маркс, - то
общее, что выражается в меновом отношении, или меновой стоимости товара,
и есть их стоимость"[58]. Абстрактный человеческий труд в качестве
"общественной субстанции" в результате Марксова анализа раскрывается в
качестве синтезирующего начала, позволившего дать конкретное разрешение
антиномии стоимости.


Исследованные модели антиномического дискурса позволяют сделать общий
вывод о том, что проявление его в разнообразных формах классической
философской рефлексии обусловлено серьезными историческими
предпосылками. Антиномичность входит в природу философского мышления в
качестве необходимого его элемента, закономерного "наследника" идеи
бинаризма.

==========





.