Извиняюсь за обильное цитирование, но текст достаточно сложный, полный непривычных терминов. Попытался сделать некую выжимку о холопстве и крепостном крестьянстве в XVII веке.
http://hronos.km.ru/libris/klyuch49.html
В.О.Ключевский, Курс русской истории, лекция 49
…
Крепостью в древнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, робой - крепостная женщина. В документах нет терминов "раб" и "холопка": раб встречается только в церковно-литературных памятниках. Холопство и было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. До конца XV в. на Руси существовало только холопство обельное, или полное, как оно стало называться позднее. Оно создавалось различными способами: 1) пленом, 2) добровольной или по воле родителей продажей свободного лица в холопство, 3) некоторыми преступлениями, за которые свободное лицо обращалось в холопство по распоряжению власти, 4) рождением от холопа, 5) долговой несостоятельностью купца по собственной вине, 6) добровольным вступлением свободного лица в личное дворовое услужение к другому без договора, обеспечивающего свободу слуги, и 7) женитьбой на рабе без такового же договора. Полный холоп не только сам зависел от своего государя, как назывался владелец холопа в древней Руси, и от его наследников, но передавал свою зависимость и своим детям. Право на полного холопа наследственно, неволя полного холопа потомственна. Существенною юридическою чертою холопства, отличавшею его от других, некрепостных видов частной зависимости, была непрекращаемость его по воле холопа: холоп мог выйти из неволи только по воле своего государя.
ВИДЫ НЕПОЛНОГО ХОЛОПСТВА. В Московской Руси из полного холопства выделились различные виды смягченной, условной крепостной неволи. Так, из личного услужения, именно из службы приказчиком по господскому хозяйству, тиуном или ключником, возникло в конце XV или в начале XVI в. холопство докладное, названное так потому, что крепостной акт на такое холопство, докладная грамота, утверждался с доклада наместнику. Это холопство отличалось от полного тем, что право на докладного холопа меняло свои условия, иногда прекращалось со смертью господина, иногда передавалось его детям, но не далее. Потом, я уже говорил о закладничестве. Оно возникало в разные времена на разных условиях. Первоначальным и простейшим его видом был личный заклад, или заем, с обязательством должника работать на заимодавца, живя у него во дворе. Закуп времен Русской Правды, закладень удельных веков, как и закладчик XVII в., не были холопы, потому что их неволя могла быть прекращена по воле заложившегося лица. Долг погашался или его уплатой, или срочной отработкой по договору. "Отслужат свой урок (срок) да пойдут прочь, рубль заслужат, а не отслужат своего урока, ино дадут", возвратят все занятые деньги, как читаем про таких долговых слуг в одном акте XV в.
КАБАЛЬНОЕ ХОЛОПСТВО. Но бывали закладные, по которым закладник обязывался не погашать службой самого долга, а только оплачивать проценты, служить "за рост", и по истечении условленного срока возвратить "истину" - занятой капитал. Заемное письмо в древней Руси называлось заимствованным из еврейского словом кабала. Личная зависимость, возникавшая из обязательства служить за рост, укреплялась актом, который в отличие от заемной кабалы с личным закладом на условии отработки назывался в XVI в. служилой кабалой или кабалой за рост служити. С конца XV в. в документах появляются кабальные люди; но в них долго еще незаметно признаков кабального холопства.
…Уже в указе 1555 г. служилая кабала является со значением крепости, крепостного акта, наряду с полной и докладной, а в одном завещании 1571 г. встречаем и термин кабальные холопы и робы вместо обычного дотоле выражения кабальные люди или просто кабальные. Тогда же становится известна и форма служилой кабалы, державшаяся неизменно целое столетие: вольный человек, один или с женой и детьми, занимал у известного лица, обыкновенно у служилого человека, несколько рублей всегда ровно на год, от такого-то числа до того же числа следующего года, обязуясь "за рост у государя своего служити во дворе по вся дни, а полягут деньги по сроце и мне за рост у государя своего потому же служити по вся дни".
Эта стереотипная форма показывает, что она составилась по норме срочной закладной с закладом лица, а не вещи, и с предвидением просрочки. Такие закладные нередки и сходны со служилыми кабалами в условиях и даже в выражениях. В 1636 г. отец отдал заимодавцу своего сына "на год служить" с обязательством в случае неуплаты денег в срок отпустить сына к заимодавцу "во двор".
УКАЗ 1597 г. В таком положении нашел кабальное холопство указ, объявленный Холопьему приказу 25 апреля 1597 г. Целью его было упорядочить холоповладение, установить прочный порядок его укрепления. В юридический состав кабальной крепости он не вносил ничего нового, только утвердив и формулировав сложившиеся уже отношения. Постановив, что законную силу имеют только служилые кабалы, записанные в московские кабальные книги Холопьего суда и в городах у приказных людей, закон предписывает кабальным людям со своими женами и детьми, поименованными в их кабалах, оставаться в холопстве по тем кабалам, как и по докладным, т. е. до смерти своих господ, и, если кабальные будут предлагать выкуп, господа могут денег от них не принимать, челобитья о том холопов суду не слушать, а выдавать их в службу по тем кабалам до смерти их господ; дети кабального, записанные в его кабале или родившиеся во время его холопства, крепки отцову государю также до его смерти. Но в этом законе есть и новые постановления, вскрывающие закулисную игру господствующих классов насчет свободного труда. Рядом с кабальными тогда существовали вольные слуги, служившие без кабал, как вольнонаемная прислуга, или "добровольные холопы", как называют их документы. Иные служили так лет по 10 и больше, не желая давать на себя кабал своим хозяевам и сохраняя за собой право, признанное указом 1555 г., отойти от них, когда захотят. Апрельский закон 1597 г. назначил срок для такой добровольной службы - меньше полугода: прослуживший полгода или больше обязан был давать на себя кабалу государю, который его "кормил, одевал и обувал".
…Как скоро в праве установилась мысль, что кабальное обязательство простирается не только на действие, но и на лицо кабального, делая его крепостным, эта мысль настойчиво стала пробивать себе путь в сознание землевладельцев и в их отношение к крестьянам. Такое распространительное понимание крестьянских отношений облегчалось и с холопьей стороны: движение крестьянства в сторону холопства встретилось с противоположным движением холопства в сторону крестьянства. После крестьянина-хлебопашца, исполнявшего работу на барский двор, появляется дворовый, становившийся хлебопашцем. Смутное время пронеслось по стране ураганом, который вымел массы крестьянства из центральных областей государства. Почувствовалась острая нужда в рабочих земледельческих руках, которая заставила землевладельцев обратиться к старинному испытанному средству искать новых рук для сельской работы в холопстве. Они начали сажать своих дворовых людей на пашню, давать им ссуду, обзаводить их дворами, хозяйством и земельными наделами. При этом с холопом заключали особый договор, который подобно крестьянскому назывался ссудной записью.
КРЕСТЬЯНСКИЕ ЖИВОТЫ. … Здесь видим состав и с некоторых сторон самое юридическое значение крестьянских животов. Это - земледельческий инвентарь, деньги, скот, хлеб сеяный и молоченый, "платье всякое и всякий домовый запас". Из порядных записей видим, что крестьянские животы переходили от крестьянина к его сыновьям, жене, дочери в виде наследства, к зятю как бы в приданое, но во всех случаях с согласия или по воле владельца.
…Очевидно, крестьянские животы - имущество, в котором различались фактическое владение и право собственности: первое принадлежало крепостному крестьянину, второе - землевладельцу. Это - нечто похожее на рабский пекулий римского права или на отарицу древнейшего права русского; владельческий крестьянин эпохи Уложения по имущественному своему состоянию возвращался в положение своего социального предка, ролейного закупа Русской Правды. Такие животы, или собины, как они еще назывались в XVII в., бывали и у холопов, которые по ним могли вступать в имущественные сделки даже со своими господами: в одной служилой кабале 1596 г. холоп, обязуясь служить господину "по его живот", обязывает и господина после своего живота отпустить его на волю с тем, что он, холоп, "у него живота наживет". Холоп по закону не имел права собственности и мог возложить на своего господина такое обязательство только в расчете на его нравственную порядочность. Очевидно, и Уложение смотрело на животы крепостных крестьян так, как на холопьи: только при таком взгляде оно могло постановить долги дворян и детей боярских в случае их несостоятельности править в их поместьях и вотчинах на их людях, т. е. холопах, и на крестьянах (гл. X) …. Заслуживает внимания, что крестьянский инвентарь является с характером холопьего живота в то самое время, когда в ссудную запись только что стало входить крепостное обязательство: уже в 1627 - 1628 гг. встречаем явки помещиков, что у них побежали их крестьяне и "снесли живота своего", лошадей и пр., на такую-то сумму. Крепостное право еще не успело установиться как государственный институт, а владельцы, называя инвентарь крестьян их животами, искали их, как сноса, т. е. как своей собственности, покраденной у них беглецами. Снос - термин холопьего языка: это - господское имущество, которое уносил с собой или на себе (платье) беглый холоп. С первых же минут крепостной неволи крестьяне увидели себя прямо тяглыми холопами.
ОТЛИЧИЯ КРЕСТЬЯНСТВА ОТ ХОЛОПСТВА. Законодательное признание податной ответственности землевладельцев за своих крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев, существенно расходившиеся. Частное землевладение стало рассеянной по всему государству полицейско-финансовой агентурой государственного казначейства, из его соперника превратилось в его сотрудника. Примирение могло состояться только в ущерб интересам крестьянства. В той первой формации крестьянской крепости, какую закрепило Уложение 1649 г., она еще не сравнялась с холопьей, по нормам которой строилась. Закон и практика проводили еще хотя и бледные черты, их разделявшие: 1) крепостной крестьянин оставался казенным тяглецом, сохраняя некоторый облик гражданской личности; 2) как такового, владелец обязан был обзавести его земельным наделом и земледельческим инвентарем; 3) он не мог быть обезземелен взятием во двор, а поместный и отпуском на волю; 4) его животы, хотя и находившиеся только в его подневольном обладании, не могли быть у него отняты "насильством", по выражению Котошихина; 5) он мог жаловаться на господские поборы "через силу и грабежом" и по суду возвратить себе насильственный перебор. Плохо выработанный закон помог стереть эти раздельные черты и погнал крепостное крестьянство в сторону холопства. Мы это увидим, когда будем изучать крепостное хозяйство, экономические следствия крепостного права; доселе мы изучали его происхождение и состав. Теперь заметим только, что с установлением этого права русское государство вступило на путь, который под покровом наружного порядка и даже преуспеяния вел его к расстройству народных сил, сопровождавшемуся общим понижением народной жизни, а от времени до времени и глубокими потрясениями.
№
Время
Содержание этапа
Нормативные акты
1
946
При княгине Ольге "полюдье"
древний сакральный сбор дани с
подвластного населения превращается
в " урок " фиксированную норму
обложения, государственное тягло,
рентный налог (оброк)
2
1061, 1072
Основная масса крестьян - смерды -
еще свободны. Появляются первые
формы зависимости: рядовичи
(крестьяне заключившие договор, ряд)
по поводу кредита или натуральной
формы долга; в составе рядовичей -
закупы , отрабатывающие на земле
князя или боярина свою купу (долг);
вдачи (изорники) - разорившиеся
общинники, жившие на земле хозяина
и обрабатывающие ее хозяйским
инвентарем; огнищане (дружинники)
и тиуны привилегированные
домоправители и ключники,
добровольно отдавшиеся в услужение.
"Русская правда" Ярослава
Мудрого; "Правда"
Ярославичей.
3
XIII-XIV вв.
Рост задолженности крестьян, При
отчуждении имений (вотчин),
имевших свою задолженность,
крестьяне передавались новому
владельцу вместе со своими долгами
4
XIV-XV вв.
"Окняжение" и "обояривание" земель,
в т.ч. населенными "черными"
крестьянами, которые потеряли право
свободного распоряжения, продажи.
дарения и завещания земли.
5
XIV в.
Появляются добровольно
"задавшиеся" под чужое
покровительство крестьяне, в т. ч.
добровольные холопы.
6
1388 г.
Запрет "черным" крестьянам
продавать свою землю
Указ Дмитрия Донского
7
XV век, вторая
половина
Появляются факты "вывоза" крестьян:
землевладелец платит долги
крестьянина и вывозит его в свое
имение, обязывая трудиться на себя.
Факт "старожительства" и
задолженности крестьянина влекли за
собой фактическое крепостное
состояние
8
XV век, вторая
половина
Князья жалуют землевладельцам
льготу: не отпускать от себя крестьян
9
1481 год
Первое упоминание в документах о
"кабальных" людях - переходном
состоянии к холопству за долги
10
1497 год
Установление правила Юрьева дня:
крестьяне могут переходить к другому
землевладельцу в ограниченный срок
- за неделю до и неделю после 26
ноября. При этом росла плата за
пожилое
Судебник Ивана III
11
1550 год
Отменено рабство за долги,
подтвержден Юрьев день, но при этом
увеличена плата за "пожилое".
Прикрепление к тяглу посадских
людей
Судебник Ивана IV
12
1565 год
Опричнина: усиление гнета крестьян
служилыми людьми
13
1581 год
Первый указ о "заповедных летах",
запрещающий переход крестьян в
связи с чрезвычайными
обстоятельствами
Указ Ивана IV
14
1597 год
Установление пятилетнего срока
исков о беглых крестьянах и
пожизненной службы по кабалам
Ноябрьское (1597 г.)
Уложение царя Федора
Иоановича
15
16 век, конец
Несмотря на юридическое сохранение
права крестьян на переход, процесс
переходов фактически прекращен.
Общий принцип: неоплатный долг
порождает крепостное состояние,
хотя и не наследственное. Крестьяне
обязаны при переходе найти и
посадить на свое место другого
"жильца".
16
1601 год
Запрет перехода крестьянам.
записанным в писцовых книгах 1592 -
1593 гг.
Указ Бориса Годунова
17
1642 год
Срок давности исков о вывезенных
крестьянах увеличивается до 15 лет, а
беглых крестьян до 10 лет
Указ Михаила Федоровича
(Романова)
18
1646 год
Срок давности по искам о беглых и
вывезенных крестьянах вовсе отменен
Указ Алексея Михайловича
19
1649 год
Полное запрещение переходов
крестьян, включая и "Юрьев день".
Прикрепление к личности
владельца, а не к земле. Запрещен
выход из городского сословия.
Окончательное оформление
крепостного права
Соборное Уложение
Алексея Михайловича
20
1707-08 гг.
За укрывательства и невозвращение
беглых крестьян грозит полная
конфискация имения
Указ Петра Первого
21
1718, 1719 гг.
Введена подушная подать и
ответственность землевладельцев за
уплату крестьянских податей. Подати
возросли в три раза
Указ Петра Первого
22
1721 год
Оформление практики
"посессионного крестьянства: права
купцов и промышленников покупать
крестьян для работы на заводах.
Прикрепление крестьян к заводам, а
не к личности владельца
Указ Петра Первого
23
1732 год
Помещикам запрещено переселять
собственных крестьян без разрешения
Камер - коллегии (в интересах фиска)
Указ Анны Иоановны
24
1736 год
"Вечное закрепощение" рабочих на
мануфактурах. Разрешение
фабрикантам покупать крестьян "на
вывоз", без земли
Указ Анны Иоановны
25
1760
год
Дворяне получили право ссылать крестьян в
Сибирь
26
1762
год
Дворяне освобождены от обязательной
службы: усиление крепостного гнета
27
1765
год
Дворяне получили право посылать крестьян
на каторгу
Указ Екатерины II
28
1785
год
Освобождение дворян от налогов и их
монополия на владение землями и
крестьянами
"Жалованная грамота
дворянству" Екатерины II
Как пишут древние книги , крепостничество - закрепление хозяйств за служилым дворянином. Чтобы тот мог обеспечивать себя и свою дружину оружием , лошадьми , продовольствием. Право крестьян переходить от дворянина к дворянину убрал Иван Грозный по причине того , что богатый дворянин брал податей с крестьян меньше. Бедные дворяне тогда не могли совсем себя обеспечить к службе. Для войска это был бардак в тылах. Шли большие войны и снабжение давало сбои. Так как все люди были ГОСУДАРЕВЫ , то переход был запрещен. Холопы и крестьяне здорово отличались. Холопов было относительно мало.
В тяжелых случаях из крестьян набиралась рать. Снабжение ратников и вооружение шло по линии общины. Они даже еду с собой свою несли. Казаков тогда государь нанимал и платил им за службу деньгами в войне. Нанимали и иностранцев: шведов , прибалтийских немцев , крымских татар, хохлов , поляков , литовцев. Казаки и наемники были в основном войсками неверными и капризными. Как их снабжали - я не помню.
А вообще интересно почитать дореволюционные книги. Я одну читал. Там механизм снабжения войск расписан весьма детально. И крепостничество из него логично вытекало. При Петре1 государственный механизм сменился. Потребовалась мобилизация ресурсов. Изменилась и форма крепостничества.
===========
Многие пытаются провести аналогии между обществами разных стран. Проводятся аналогии не всегда корректные. Таким образом возникает критика порядков - страна рабов , страна господ , свободное общество и т.д. А это , мягко скажем , некорректно. Как сравнивать желтое и квадратное.