"Древнюю Русь можно представитькак некую родовую общину, состоящую из
кровных семей и семей "покаяльных*(см.Смирнов).Все взрослые обитателт
Руси, включая царя и партиарха, были чьи-ми либо духовными детьми. Если
родного отца не выбирали, то духовного как раз и выбирали. Существовали
определенные обычаи и приницпы выбора духовных отцов...Покаяльная семья
отнюдь не была тождественна япо сотаву цековному приходу.
Духовный .отец выбирался раз и навсегда, быд несменяемым.
Какова роль духовного отца. ОН исповедует детей свойе покааяльой
семьи... накладывает епитимью, допускает или не допускает к причастию.
Он изо дня в день надзирает над духовным сыном или духовной дщерью, учит
их"уму разуму" втайне, наедине
Права его велики,обязанности также
Таим образом, "учительные люди"Руи слагались из двух слоев - архиереев и
духовных отцов ( в подавляющем большинтсве - "белых" священников). У них
были разные функции- первые управляли народом в целом. вторые имели
дело с отдельно взятым человеком.
Аввакум гордился тем что "имел у себя чад духовных много - по се время
сот с пять или с шесть будет"
Панченко. Бунташный век., СПб 2000, стр.41-42
========
РОД ключевое слово. У Толстого тоже. Русь - родовая община. А это
сложная целокупность
> Аввакум гордился тем что "имел у себя чад духовных много - по се время
>сот с пять или с шесть будет"
Я когда его читал, меня другой момент поразил, где он записывает вести о том, где и сколько его соратников уничтожено... Он и был то, что я называю Православием с большой буквы, Византийской перчаткой, которую Русь выправила под себя. И все таки, с каким остервенением православствующие, именем Христа уничтожали "неугодных господу"...