От
|
Дмитрий Лебедев
|
К
|
Дмитрий Лебедев
|
Дата
|
30.11.2000 15:59:00
|
Рубрики
|
Прочее;
|
re: О традициях
Пытаясь абстрагироваться от текста, я воображаю, что разговаривая с высококультурным западным человеком, для которого такая отсталая традиция, как культура полемики и уважение к собеседнику, вещь несущественная. Вы, Роман, вовсе не опровергли С.Г.Кара-Мурзу – для этого надо разработать антитезу. Вы высокомерно выразили своё отношение к отдельным умозаключениям. Я не вижу смысла опровергать все Ваши тезисы – зряшное – могу лишь ответить на ключевые и в целом определить отношение к теме. Стиль полемики достаточно точно определяется «рабовладением»:
1. Роман: «"Пусть это не будет для Вас откровением, но рабовладение в России существует. Закон действительно закрепляет сформировавшуюся потребность СУЩЕСТВУЮЩЕГО общества, а традиции закрепляют потребности тех, кто их ввел. В этом и разница".
Я: «Не понимаю, что Вы хотели сказать Вашим пассажем о рабовладении.»
Роман: «Перечитайте его еще раз, может дойдет. В России существуют преступные группы, которые занимаются отловом бомжей и молодых девушек и их продажей в рабство.»
Я: перечитал. Так и не дошло. Какое отношение это имеет к дискуссии? Сказано для красного словца? Аналогично, мне непонятно, в каком традиционном обществе Вы страдали долгие годы и консервный психоз.
2. Я: «Традиции - оболочка моральных норм, их оформление - и отражают они интересы общества. Законы лоббируются определёнными кругами».
Роман «Ну да, интересно, какая такая "определенная группа" пролоббировала закон о том, что нельзя убивать или там воровать. Наверное, Иисус со своими апостолами...»
Я: Роман, ну зачем передёргивать? Вы прекрасно понимаете, что этот закон следует из естественного права и базируется на заповедях и авторитетах – основах традиционного общества. Т.н. цивилизованные государства – не пионеры в этом вопросе. Кстати, запрет на убийства во многом преодолён именно западным правом. А вот закон о приватизации или коммерческих банках противоречит общественным интересам и заповедям.
3. Роман: "Tрадиционное общество высокообразованных людей - это вроде как слон с крыльями. Зачем высокообразованным людям нужны традиции??? Они сами не сообразят, что плохо, а что хорошо".
Роман: «Вы читать умеете? Где в моей цитате слово "западные"? Я же никогда не утверждал, что западное общество сплошь состоит из высокообразованных людей».
Вы говорили об обществе – так? Какие общества у нас традиционно считаются цивилизованными? Но даже если Вы имели в виду не западные общества, это проблемы не снимает. В Вашей концепции «высокообразованные» сами выбирают себе нормы, а с этим я категорически не согласен. Образование не предохраняет личность от распада и судьбы многих образованных – тому подтверждение. Ещё хуже когда, кичась своим образованием и цивилизованностью, люди (и общества) начинают навязывать прочим свои представления, как жить.
4. И последнее. Томас Мор. Это тема шире, чем просто личность этого деятеля. Период Реформации следовал за периодом Возрождения, подготовленный своим предтечей. Томас Мор не просто утопист, он ещё и деятель Возрождения. Именно в это время произошли важнейшие для Реформации события – религиозные войны (Германия, Англия, Франция), нидерландская буржуазная революция. Непосредственно в Британии шла реформация церкви и капитализм набирал ход. Знать широко участвовала в капиталистических и разбойничьих акциях, включая и королеву Елизавету. Закладывались основы предпринимательского общества с характерными нормами хозяйствования. В тех нескольких строчках, которые Вы привели, ничего не написано о его законотворческой деятельности. Мор был профессиональным юристом, судействовал, был канцлером (1529-1533) – он имел множество возможностей разработать репрессивные для бедноты законы. Пока что у меня просто Ваше слово против слова Кожинова.
Другим аспектом проблемы выступает суждение: может гуманизм и законность сочетаться с насилием и захватничеством? Кара-Мурза говорит – да, может, и я с ним согласен. Многие создатели законов и гуманисты были достаточно жестоки и не всегда прекрасные слова совпадали с прекрасными делами – Томас Джефферсон, который записал в Конституции право на счастье, был крупным рабовладельцем.
Роман, я намереваюсь постараться доказать, что интеллект и образованность не помеха разрушению культуры и не препятствие на пути деградации. Если у Вас есть что-либо по существу – пишите, а нет – проводите статистику по Нью-Йорку с Техасом без меня.