Статья Л.Милова с кратким изложением его книги "Великорусский пахарь", предоставленная Сергеем (Pout), из-за ошибки модератора была сканирована не полностью. Теперь эта ошибка исправлена. Неясной осталась только дата публикация статьи (кто знает, просим сообщить).
Леонид Милов. ПРИРОДУ НЕЛЬЗЯ ОТМЕНИТЬ, КАК БЫ ЭТОГО НИ ХОТЕЛИ ПОЛИТИКИ (О прошлом и будущем русского крестьянина) на сайте модератора:
Вывод статьи: "Вечный дефицит рабочего времени в условиях российского земледелия и животноводства всегда будет требовать концентрации в относительно сжатые сроки большей массы рабочей силы. А это означает неизбежность ведущей роли тех или иных форм крупного сельскохозяйственного производства."
Большое и информативное обсуждение книги Милова на круглом столе 1998г(там много идет в дополнение к тексту статьи в НГ, которую можно рассматривать как автореферат работы)
основная черта русского крестьянина - это необыкновенное умение собраться, сконцентрировать все силы и проделать огромную по объему работу в краткий период. Это самое основное
[13-08-00] Россия как цивилизация "Крестьяне" Леонид Милов:
В летописях есть многочисленные указания на сельское население, оно называется смерды. Но есть в "Русской правде" одна статья, которая до сих пор всех сводит с ума: "Аже смерд умрет, то задница князю". То есть, речь идет о том, что оставшееся имущество переходит к князю. "Задница" - это вымороченное имущество, которое передается, скажем так, по решению суда. Я уж не говорю о том, что многие понимают князя как личность - вождь, глава, именно личность. И когда эти статьи начинают комментировать, то получается, что абсолютно все крестьянское население зависит от воли князя. И вот выморочное наследство непременно идет князю как персоне. Но когда начинаешь размышлять более строго и оценивать уровень развития государственного организма и вообще государственного механизма, то, конечно, приходится сомневаться - а была ли так власть сильна и разветвлена, что она в состоянии была следить за судьбой имущества каждого человека, а ведь речь идет о сельском населении. Поэтому начинаются тут всякого рода соображения, что смерд это не обязательно все крестьяне, а это какая-то отдельная категория крестьян.
Леонид Милов:
Начиная с середины примерно 18-го века по всей стране были организованы так называемые хлебные магазины. Это страховые запасы хлеба на случай неурожая и голода. То есть, крестьянин всегда сдавал какой-то взнос вот в этот самый фонд. По существу, система крепостного права, несмотря на всю феноменальную жестокость, она была своего рода компенсационным механизмом, который способствовал выживанию общества в целом. Это касается и помещичьего механизма эксплуатации крестьян, это касается и государственной системы эксплуатации государственных крестьян. Потому что при всем том, что помещик эксплуататор, крепостник и так далее, он-таки тоже помогал попавшему в беду крестьянину ссудами зерном, ссудами рабочим скотом, ссудами продуктивным скотом и так далее. Потом все это возвращал обратно, но в тот момент он его удерживал на плаву.
Леонид Милов:
Суровые условия, крайне короткий период рабочего времени, который, начиная с начала 15-го века и практически до сегодняшнего дня, равен примерно 5-ти месяцам, а, как говорится в одном указе 17-го века, беспашенный период у нас 7 месяцев, то с этим связано все. То есть, за этот короткий период нужно и распахать, и посеять, и сделать какие-то операции по обработке, затем сжать и убрать. И, конечно, вы имеете дело и с яровыми, и с озимыми. Поэтому эта пора называется страда, то есть, страдание. Это необычайное напряжение сил, работа несколько месяцев практически без сна, причем, работают не только взрослые работники, но в работе участвуют и дети, и даже старики, иначе не проживешь. Поэтому основная черта русского крестьянина - это необыкновенное умение собраться, сконцентрировать все силы и проделать огромную по объему работу в краткий период. Это самое основное. Но когда все убрано, конечно, у крестьянина очень много забот и осенью, и зимой, ведь молотьба в старое время, в 19-м веке и в более ранний период, продолжалась не только осенью - октябрь, ноябрь, декабрь, на иногда вплоть до января длилась, особенно тогда, когда нужно не только свой хлеб молотить, но и барский. А барского хлеба значительно больше, чем крестьянского. А дальше идет пора тоже очень тяжелая - это заготовка дров, заготовка леса, и в том числе строительного леса. Потому что у русского крестьянина, как у представителя исключительно деревянной культуры, жилище и хозяйственные постройки (а пожары начинались прежде всего с хозяйственных построек) очень часто горели. Поэтому так или иначе всегда зимой происходила заготовка этого материала и, конечно, дров.
Леонид Милов:
Женские заботы - это заготовка материала на одежду, это изготовление холстов. А прежде, чем появились холсты, нужно было обработать те пряди льна, которые заготовлены с осени, когда крестьяне собирают тресту, которая вылежала 2-3 недели на поле, потом они ее мнут, все внешние покрытия скидываются, лен треплют, сортируют, а потом начинается процесс прядения нитей. Это очень трудоемкая работа, и в деревне женщины очень часто, занимаясь этой работой, (не очень часто, а практически всегда), сходились в одной избе и работали коллективно. Как правило, эта работа затягивалась далеко за полночь, а вставали все очень рано. Поэтому иногда даже не веришь источникам, потому что практически на сон уходило 3-4 часа, не больше. Ну вот мужики зимой иногда ложились в десять утра, но они в три утра вставали, потому что заботой мужика был уход за крупным скотом, за мелким скотом ухаживали женщины, а крупный скот был в ведении мужчины. Поэтому практически получается так, что крестьянин круглый год занят, причем всегда срочной, спешной и тяжелой работой.
Леонид Милов:
Женщины собирались в избах для прядения, и очень часто эти вечера сопровождались пением. То же касается и мужчин - мужчины, когда работали коллективно, тоже очень часто свою работу сопровождали пением. Один этнограф, очень крупный, Георги, выпустил широкоизвестную книжку о народах России в конце 18-го века. По отношению к русским, он прямо пишет о том, что это народ, который обладает удивительным умением и желанием петь. Поют везде: поют возчики на возах, поют ямщики, имея за спиной одного или двух бар, поют солдаты, поют косцы, так что это поющая нация. В прошлом, к сожалению.