Уважаемый Pout, спасибо за интересные сообщения и ссылки. Не хочу делать статью академика Милова темой для обсуждения - это был бы уже офтопик, однако, не могу обойти одно его высказывание (по-моему, существенное для содержания)
>И крепостное право в России было не результатом жадности и жестокости царя
и помещиков, а своеобразным, хотя и жестоким, компенсационным механизмом
выживания российского социума в целом.
Но если бы это было так, то крепостное право должно было процветать на Севере и сходить на нет к Югу. А ситуация как раз обратная: на черноземе - крепостные, на северных подзолах - черносошные крестьяне.
В основе - община, а крепостное право - способ использования общинного хозяйств
Привет!
>>И крепостное право в России было не результатом жадности и жестокости царя
>и помещиков, а своеобразным, хотя и жестоким, компенсационным механизмом
>выживания российского социума в целом.
>Но если бы это было так, то крепостное право должно было процветать на Севере и сходить на нет к Югу. А ситуация как раз обратная: на черноземе - крепостные, на северных подзолах - черносошные крестьяне.
Крепостное право, на мой взгляд, лишь один из видов использования общинного типа хозяйства, направленный на изьятие прибавочного (и части необходимого продукта) из крестьянских хозяйств.
Общинный тип хозяйства - оказавшийся единственно возможным в России способ существования крестьян, позволявший им обеспечивать такой высокий уровень изьятий прибавочного и необходимого продукта,
и, как легко заметить, распространенность хуторских хозяйств менялась соотв. образом к Югу - вспомните хутора Малоросссии и хозяйства Лифляндии и Эстляндии.
Особенности Сибири - возможность, в отличие от европейской части России вести переложное земледелие.
Так что само по себе крепостное право значимо только вкупе с общиной и никак иначе, и рассматривать распространенность в зависимости от климатических условий надо не само по себе крепостное право, а общинный тип хозяйства.