Беспрецедентный закон принят Мосгордумой 28 декабря: депутаты столичного парламента запретили самим себе общаться с москвичами на улицах, в парках и площадях города. Ничего подобного новейшая история еще не знает.
Фото: change.org
Фото: change.org
shadow
Московская городская дума (МГД) 28 декабря с.г. приняла, после нескольких чтений, законодательные инициативы, которые обязывают своих депутатов согласовывать с правительством Москвы все свои встречи с избирателями. Отныне любые публичные выходы городских депутатов "в народ" приравнены к митингам и шествиям.
Таким образом, были внесены корректировки в действующие законы «О статусе депутата МГД» и «Об организации местного самоуправления».
Не все представители законодательного органа столицы согласились с этим, - хотя и оказались в явном меньшинстве: только 4 против при 32-х проголосовавших «за».
Как выясняется, инициатива была тщательно продумана. Глава комиссии по госстроительству и местному самоуправлению думы Татьяна Портнова на этапе обеспечения решений юридической базой в своей пояснительной записке делала акцент на том, что «порядок проведения встреч с депутатами не определён; следовательно, существует пробел в правом регулировании данного вопроса, который может привести к затруднениям в правоприменительной практике».
Тему со всей прямотой развил, - уже после принятия поправок, - коллега Портновой депутат Кирилл Щитов.
- Если депутат организует митинг, то не нужно лукавить, - посоветовал он в беседе с РБК, - и прикрывать это публичное мероприятие термином «встреча с избирателями».
Тем временем, как показывает практика, именно такие встречи парламентариев на улице, собиравшие для общения максимальное количество избирателей, и позволяли обеим сторонам (депутатам и тем, кто их делегировал в представительную власть) быстрее и внятнее услышать друг друга, минуя казённые препоны. Теперь третья сторона, к этому процессу не имеющая никакого отношения (а именно - чиновники исполнительной власти города) берёт на себя ответственность определять, где и как городским парламентариям разговаривать с собственными избирателями.
Также формат встречи с избирателями гарантировал легальную возможность привлечения прессы и общественности к наболевшим и требующим немедленного разрешения социально-экономическим коллизиям. Причём в равной степени как городского, так и федерального значений. В числе последних резонансных акций такого рода можно вспомнить встречу 15 декабря с депутатами разных уровней на Пушкинской площади по расширению платной парковки.
[Депутат Мосгордумы Елена Шувалова проводит встречу с избирателями. Теперь такое под запретом.]
Депутат Мосгордумы Елена Шувалова проводит встречу с избирателями. Теперь такое под запретом.
shadow
20 декабря должна была пройти ещё одна подобная акция на Горбатом мосту у Дома Правительства. Но власти помешали ее организации её проведения.
Любопытно, что новые меры задуманы, по замечанию господина Щитова, для их же (депутатов и избирателей. – Ред. ) собственного блага: «в целях обеспечения безопасности и самих участников этого публичного мероприятия, и других жителей столицы, которые… находятся рядом».
«…любая встреча депутата с избирателем, - говорится в петиции, - может быть сочтена митингом. Естественно, на этой встрече люди будут выражать своё общественное мнение, - ведь они же не почаёвничать с депутатом приходят или потусоваться, а именно выразить депутату своё мнение относительно общественной и личной жизни».
Также авторы петиции предупредили, что «если единороссовское большинство Мосгордумы и их сторонники примут изменения, налагающие ограничения на встречи депутатов с избирателями, то станет совершенно очевидно, что значительная часть депутатов представляет интересы не москвичей, а капитала, особенно, с учётом того, что некоторые фирмы напрямую оплачивают 6 дней в месяц депутатской работы депутатов Московской городской Думы».
Елена Шувалова, депутат Московской городской Думы, одна из тех, кто голосовал против этого решения, прокомментировала «Новым известиям» ситуацию:
- Родился этот, как я считаю, противоправный законопроект, по моему убеждению, в недрах Правительства города Москвы. Наверняка, проработка делалась в контакте с депутатом Алексеем Шапошниковым. Я полагаю, что речь идёт именно об этом властном уровне, потому что, - как бы то ни было, - я сильно сомневаюсь, что за этим может стоять федеральная власть.
- Почему?
- Уж слишком эти предложения некомпетенты с юридической точки зрения. Я не могу представить себе, чтобы федералы – при всех возможных у кого-то к ним претензиях - могут такое освятить именем закона. При попытках задокументировать какие-либо крайние точки зрения, ввести их в правовое поле в федеральных структурах всегда найдутся эксперты, которые способны грамотно и убедительно проконсультировать с целью, чтобы подобное не было легитимизировано.
- Елена Анатольевна, а вы не считаете, что и в Федеральном собрании найдутся те, кто применительно к последнему новшеству Мосгордумы будут действовать по давнему русскому наблюдению «дурной пример заразителен»?
- Не хотела бы строить гипотезы, а обращусь к реальности: в Москве проживает не менее 15 миллионов человек, и вот новое «правило», которое столь упорно продвигается, на эту, саму по себе значительную часть всех россиян, начнёт распространяться. Одного этого достаточно, чтобы начать бить тревогу. Ведь что происходит: уже запрещены фактические встречи с депутатами, причём как городского, так и муниципального уровней. По тому закону, который Мосгордума приняла 28 декабря с.г. (его осталось только мэру Собянину подписать; и вряд ли приходится сомневаться, что он не будет подписан) проводить встречи становится можно только в рамках собраний. И депутат Кирилл Щитов, выступавший от комиссии, которая разрабатывала этот документ, так прямо и сказал об этом – только в виде собраний. Но если перечитать закон и вникнуть в формулировку, что такое собрание и как оно может проводиться, то можно проследить, что оно проводится в «специально оборудованных местах». Но в то же время вы нигде не прочитаете о критериях оборудованности, о том, что эти критерии кто-то когда-то вводил. И вполне ясно, что по-настоящему оборудованными чиновники мэрии вместе с поддерживающими их депутатами гордумы будут без всяких сомнений считать только помещения управ. И вот только такие собрания не нужно согласовывать. А сотрудники управ явно будут делать преференции в проведении собраний отнюдь не оппозиционным депутатам, а тем, кто поддерживает любые действия Правительства Москвы.
- То есть налицо желание любую уличную активность взять под контроль; в данном случае, стремление запереть всех готовых пообщаться со своим депутатом в предсказуемые рамки интерьера и лучше - поближе к своим родным кабинетам?
- Здесь не об уличной активности речь, а о данном Конституцией праве граждан общаться со своим депутатом. Разработчикам этого законодательного нонсенса должно быть понятно, что если где-то на улице собралось с десяток человек, то это не митинг. Тем не менее, авторы законопроекта продолжают ссылаться на то, что встречи не под присмотром чиновников и не в помещениях подпадают под нормы федерального законодательства о митингах, шествиях и пикетировании.
Теперь практически посмотрите на осуществимость таких «законных» встреч – собраний. Управа то ли захочет предоставить гражданам возможность встретиться с депутатом, то ли – нет. И понятно, что на визит одного парламентария в «помещение» они дадут разрешение, а для депутата с другими политическими взглядами они найдут тысячу причин, чтобы он со своими избирателями не встретился.
В принципе же, существует огромная разница между встречами на улице, - в неформальной, живой обстановке, - и общением в той же префектуре, в которой работает группа общественных советников. Среди них много людей определённого склада, которые «заточены» на поддержку стороны власти, но - никак не рядовых граждан и уж тем более тех, кто ей оппонирует. Некоторым советникам, делают подарки, им обеспечивают те или иные преференции.
А мне самой как депутату интересно встречаться с теми москвичами, которые представляют интересы большинства трудящихся москвичей, рассказывают о реальных заботах и потребностях – собственных и своих семей, своих близких, - с теми, кто, не озираясь на чиновничьи кабинеты, говорил бы прямо о том, что беспокоит и тревожит. И у меня, например, уже выработалась привычка ходить во дворы многоквартирных домов, - на данный момент имеются приглашения по ряду адресов. Но не нужно быть пророком, чтобы понять: насколько осложнится моя работа, когда принимать сигналы от жильцов на улице после принятия этого закона станет практически невозможно.
Резюмируя, хочу отметить - принятый 28 декабря Московской городской думой закон прямо противоречит федеральному Закону о митингах и шествиях. Он идёт вразрез с конституционными принципами разделения властей, творя правовой абсурд. Иначе говоря, представительная власть (то есть мы, депутаты) должна согласовывать ход выполнения своих обязанностей с исполнительной властью, выпрашивая у неё разрешение: можно ли в таком-то месте провести встречу с теми, кто нас избрал, кто делегировал нас в Думу, или это делать запрещено. Это то же самое, как прописать в законе, что губернатор должен согласовать с депутатами свои встречи.
Кроме этого, принятый гордумой «шедевр» противоречит Закону о статусе депутата, в котором, в этой же 8-ой статье, в которую вносится норма о необходимости согласования с исполнительными структурами встреч с избирателями, закреплена совершенно противоположная правовая норма, что депутат самостоятельно определяет характер и форму общения с избирателями. Принятый документ также противоречит и Закону о митингах, шествиях и пикетированиях, который чётко, в двух статьях, во 2-ой и в 5-ой, закрепляет, кто может являться организатором данных мероприятий. Так вот, таковыми могут быть граждане и общественные объединения, но – не сам депутат. А Мосгордума приписывает депутату эти права, их же жёстко регламентируя, - то есть берёт на себя полномочия расширять федеральный закон.
А в итоге нарушаются фундаментальные права самих избирателей – право на встречу со своим представителем во власти. И тут само понятие «депутат» нивелируется, исчезает. И сейчас в соцсетях люди уже совершенно справедливо отмечают, что следующим шагом со стороны горе-законодателей было бы абсолютно логичным объявить вообще отмену выборов. Так как они при отсутствии возможности свободного общения с избравшими депутата людьми просто теряют всякий смысл.