От Семен
К И.Т.
Дата 21.08.2016 14:07:06
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Компромисс; Война и мир;

Расширение рамок особенно интересно: не только постмодернисты, Вебер, Московичи

Я тут на форуме иногда популяризировал общинников, Кургиняна, Охлобыстина с Демчогом, и прочих, чтобы расширить круг обсуждений.
И мне особенно понравилось, когда вы показали, что и у постмодернистов есть достижения в познании таких проблем реальности, о которых модернисты и не думали.
Еще здесь на форуме мне понравилась цитата из книги "Демонтаж народа": "Провал проекта Просвещения на деле есть провал той рациональности, которую оно выработало. Мышление, проникнутое этой рациональностью отказывается от исследования («считает его слишком опасным») феномена, которого, казалось бы, нельзя не видеть, которым проникнута вся жизнь любого общества. Сейчас трудно представить себе, какой интеллектуальной изощренности потребовало изъятие проблемы этничности из больших программ строительства наций, которые вырабатывались и осуществлялись в Европе и США – уже интеллектуалами Просвещения."
Поэтому в этом году на Рождество я выложил самую христианскую из ваших статей
https://vif2ne.org/nvz/forum/2/archive/344/344827.htm которая очень эмоционально соединила достижения советского проекта с христианским мироощущением, что тоже расширило рамки.
Так и ваша статья "В защиту противника"хорошо способствовала расширению рамок понимания обстоятельств взаимодействия России и Европы, о чем тогда забыли ура-патриоты.
И теперь очень интересны ваши усилия по новому открытию наработок Вебера, Московичи и др.
Жаль, что на этом форуме так много желающих осудить даже попытки думать в этом направлении.





От Александр
К Семен (21.08.2016 14:07:06)
Дата 21.08.2016 19:57:28

Re: Расширение рамок... осталось в прошлом. А сейчас вали все в кучу.

>Еще здесь на форуме мне понравилась цитата из книги "Демонтаж народа": "Провал проекта Просвещения на деле есть провал той рациональности, которую оно выработало. Мышление, проникнутое этой рациональностью отказывается от исследования («считает его слишком опасным») феномена, которого, казалось бы, нельзя не видеть, которым проникнута вся жизнь любого общества. Сейчас трудно представить себе, какой интеллектуальной изощренности потребовало изъятие проблемы этничности из больших программ строительства наций, которые вырабатывались и осуществлялись в Европе и США – уже интеллектуалами Просвещения."

Просвещенцы обсасывали библейский миф об Адаме в мире шипов и репейников. Какая "этничность" у Адама и где тут "интеллектуальная изощренность"? В социальном плане, сектантская идеология Запада перпендикулярна этничности, именно потому что сектантская.

>Поэтому в этом году на Рождество я выложил самую христианскую из ваших статей
>
https://vif2ne.org/nvz/forum/2/archive/344/344827.htm которая очень эмоционально соединила достижения советского проекта с христианским мироощущением, что тоже расширило рамки.

Не "расширило рамки", а вселило напрасные надежды. Под "христианство" власть толкает "реформацию России", выделяя попам миллионы рублей чтобы протащили русских по тропинке Кальвина к "правильному" капитализму. Это "христианство" десятилетиями выращивалось в пробирке пуританского YMCA, вместе со всякими солженицынами. А сейчас они купили бренд РПЦ и выплеснули это сектантское пойло на наш народ.

Начитается человек "самой христианской статьи СГ", пойдет в капище, а там ему выплеснут ушат помоев, мол блокада Ленинграда - наказание за бунт против "святого" государя Николая "кровавого".

>И теперь очень интересны ваши усилия по новому открытию наработок Вебера, Московичи и др.
>Жаль, что на этом форуме так много желающих осудить даже попытки думать в этом направлении.

Это то же самое, что сам СГ называет "напереводили западных учебников 70-х, которые не описывают даже современный Запад, не говоря уже о России". Людям зачем-то предлагается тратить время на примитивного Дюргейма и бесплодные конструкты Вебера, вместо того, чтобы изучать действительно полезные его работы.

Если кратко - вся эта маккулатура "досимволическая". Ее писали до смены парадигмы общественных наук, которую принесли антропологи. СГ писал что у него на курсе студенты делились на тех, кто освоил второе начало термодинамики и тех, кто просто формулы заучил. Понимание символического характера культуры - точно такой же сдвиг парадигмы. Кто не понял - вне науки.

Любое упоминание "психологии" в данном контексте антинаучно. Равно как и функционализм "органической" и "неорганичекой" солидарности Дюргейма. Все это "флогистон" общественных наук. Все эти рассуждизмы можно вертеть как угодно, задним числом объясняя что угодно, но никакой предсказательной силы они не имеют.

Зачем рассуждать об "извергах", двинутых психикой, абстрагируясь от террора как политической технологии? Какой в этом смысл, кроме как увести читателя от самой политической технологии террора и сунуть им соску "психологии"? Когда за изнасилование немок или мародерство расстреливают - нет "извергов". Когда хотят запугать террором, хоть белых, хоть красных, хоть крестьян, хоть русских на оккупированных немцами территориях, хоть жителей Донбасса - появляются "изверги".

Зачем нести какую-то мистическую чушь о "харизме", когда в реальности имеет место конфликт двух мировоззрений, искусственно объединенных в одном государственном аппарате? Почему "харизма" совка выдохлась, а "харизма" марксни наоборот, цветет и пахнет? Как это натянуть на "жизненный цикл харизмы"?

Видимо СГ попал под влияние какого-то зануды, читающего обзорный курс для социологов с бору по сосенке и решил приспособить древних, имеющих только историческую ценность, для современных нужд. В социологии такое не прокатит. Слишком недавно и слишком радикально сменилась парадигма. Еще в 80-х натягивали сову "теорий" на глобус западного опыта. "Харизма" Вебера явление того же порядка, что и желуде-дубовая "диалектика" Гегеля. Двидение по предписанному пути. Еще 90-х культурная социология казалась ересью. А СГ тащит всякий хлам из этих донаучных времен.
-----------------------
http://tochka-py.ru/

От Семен
К Александр (21.08.2016 19:57:28)
Дата 14.09.2016 15:17:05

Александру, как любителю антропологии. Кстати, Мосс - племянник Дюркгейма

Священное - совсем не лишние сущности

http://ecsocman.hse.ru/text/19176905/

Социальные функции священного. Избранные произведения. Перевод с французского под общей редакцией И. В. Утехина

Опубликовано на портале: 21-02-2004
Marcel Mauss
Санкт-Петербург: Евразия, 2000, 448 с.

Книга может быть интересна исследователям социальных и культурных процессов, антропологам, этнологам и религиоведам.
Очерк о природе и функции жертвоприношения
Предварительные замечания
Определение единства системы жертвоприношения
Схема жертвоприношения
Как схема видоизменяется в зависимости от общих функций жертвоприношения
Как схема изменяется в зависимости от специальных функций жертвоприношения
Жертвоприношение бога
Заключение
Набросок общей теории магии
История вопроса и источники
Определение магии
Элементы магии
Анализ и объяснение магии
Заключение
Приложение
Молитва
Предисловие к французскому изданию
Книга первая. Молитва
Введение
История вопроса
Молитва как социальный феномен
Предварительное описание молитвы
Книга вторая. Природа элементарных речевых ритуалов
История вопроса и граница темы
Есть ли молитва в Австралии
Формулы интичиума
Коллективные представления и многообразие цивилизаций
Внутренняя критика легенды об Аврааме
Различия между миграциями кельтов и германцев
Исторические связи между индуистикой и западной мистикой
Индия
Анна-Вирадж
Правые обычаи в Индии
Приношения в ведической религии
Христианская эра и античность
Апостольский символ
Трактат о литургии
Происхождение епископата
История исповеди
Частный культ в Риме
Теология греческих философов
Восток и Китай
Погребальные обряды в Китае
Зороастр
Буддистская мифология в Тибете и Монголии
Понятие души в Китае
Демонология в Китае
Искусство и культура в Китае
Из области иудаики
Понятие о Боге в Израиле
Еврейское общество после вавилонского изгнания
Пророки и ясновидцы в первобытном Израиле
Истоки древнееврейской эсхатологии
Религиозные течения в Израиле во времена Иисуса
Дух Божий в Ветхом Завете
Приложение
Предисловие к трудам Марселя Мосса – Клод Леви-Стросс
Указатель именной
Указатель мифологический
Указатель источников
Указатель народов
Указатель терминологический
Указатель предметный

0
Ключевые слова
антропология жертвоприношение магия мана молитва профанное религия священное социология цивилизация


Эта книга представляет собой первые публикации на русском языке работ Марселя Мосса (1872-1950), заложивших собой основы социологии религии. В данный сборник вошли работы по социологии религии. Обилие фактического материала, глубокий социологический анализ исследуемых явлений религиозной жизни и все теоретические выводы, которые содержатся в этих работах, надолго определили облик всей современной гуманитарной мысли. Анализируя такие феномены как магическая смерть, техники тела, молитву, жертвоприношение, религиозные ритуалы, Мосс особым способом ставит проблему, которую он так и не смог разрешить. Это одна из ключевых проблем современной теоретической мысли: подчиненность психологического социологическому. В устах Клода Леви-Стросса она звучит так: «Обществу естественно выражать себя символически в обычаях и установлениях, но формы нормального индивидуального поведения, напротив, сами по себе никогда не бывают символическими: они являются элементами, исходя из которых строиться символическая система, способная быть лишь коллективной». Опубликованные работы составляют своеобразный цикл, посвященный социологическому анализу ритуалов, связанных со сферой сакрального.
Первый отдел открывается классическим сочинением «Очерк о природе и функции жертвоприношения» (в соавторстве с Анри Юбером). Здесь предлагается теоретическое объяснение функции жертвоприношения, заложившее основы современного подхода к анализу этого явления в социологии религии и культурной антропологии. Универсальная функция жертвоприношения, с точки зрения Мосса – опосредовать контакт человека с областью сакрального, причем в качестве посредника между сакральным и профанным миром выступает жертва. С точки зрения Мосса, религиозные понятия, коль скоро в них верят, существуют – и существуют объективно как социальные факты. Сакральные объекты, в сфера которых функционирует жертвоприношение, - это социальные объекты. И этого достаточно, чтобы объяснить жертвоприношение. Два условия лежат в его основе. Прежде всего, нужно, чтобы вне жертвователя существовали вещи, выводящие его за самого себя, далее, нужно, нужно, чтобы эти вещи находились близко к нему, чтобы он мог вступить с ними в связь. Следовательно, и для индивидов, и для коллектива жертвоприношение выполняет социальную функцию. Второй раздел продолжает «Набросок общей теории магии». Магия рассматривается Моссом как феномен, отличный от религии. Магия имеет тайный и индивидуальный характер, и при этом является социальным феноменом. Мосс предположил, что в истоках магии можно обнаружить первичную форму коллективных представлений, которые позже стали основаниями интерпретационных форм индивидуального сознания. Вера в силу мага, действенность обрядов, совершаемых им, носит коллективный характер, и может поддерживаться только группой. Для наиболее полного объяснения коллективного характера магии Мосс вводит понятие мистической силы «мана», в котором он видит исток магии, и которое является наиболее рельефным выражением синкретизма любой магии.
Третий отдел – это незаконченная диссертация о молитве («Молитва»). Здесь Мосс делает ряд существенных открытий, которые сильно повлияли на всю социологию религии XX века. Мосс ставит перед читателем вопрос, что же такое молитва. Какие формы речевых ритуалов являются молитвой, и чем молитва отличается от других речевых ритуалов. Мосс обращается к богатому материалу культур австралийских аборигенов, как к фактам, в наиболее чистом виде показывающим самую примитивную стадию развития религиозных феноменов. Годом раньше вышла работа о первобытных классификациях, написанная Моссом в соавторстве с Дюркгеймом, которая была основана на том же материале. Мосс рассмотрел речевые риалы в их наиболее примитивной форме и показал, что и здесь уже существует различение между магическими и религиозными ритуалами.
Дополняют сборник очерки, объединенные под общим названием «Коллективные представления и многообразие цивилизаций», а также «Предисловие к трудам Марселя Мосса», написанные Клодом Леви-Строссом к знаменитому сборнику «Антропология и социология», в котором впервые был опубликован «Набросок общей теории магии».


Все публикации на эту тему:
http://ecsocman.hse.ru/search/?kw=16009843&kw=16009867&kw=16009577&kw=16009579&kw=16009443&kw=16009575&kw=16028409&kw=16009449&kw=16066475&kw=16025147

От Александр
К Семен (14.09.2016 15:17:05)
Дата 14.09.2016 15:42:36

Честно говоря, ничего полезного про "функции священного" не встречал

Ни у Мосса, ни у Гирца. "Очерк о даре" Мосса (The gift) - полезная книжка, в плане критики утилитаризма, видимо поэтому на Русский и не переведена. Марксня не позволял, потому что утилитарист. Ну и слишком накручено все у французов. Или переводчики с Французского все косноязычные.

От C.КАРА-МУРЗА
К Семен (21.08.2016 14:07:06)
Дата 21.08.2016 18:51:06

Re: Не огорчайтесь

Отрицание - норма. Люди неравнодушны - плюются, но читают. Это полезно.