- Ты можешь верить только числам -7... 6... 5... 4... 3... 2... 1... 0. Главная политическая цель в сердце нашей эры
- идея индивидуальной свободы. Я верю, что свобода - будущее всего человечества В Соединещнном Королевстве правительство намерено произвести революцию, которая освободит индивидуумов от контроля старых элит и бюрократов: новый мир,
где мы будем свободны выбирать ту жизнь, которую хотим, свободные от классов, экономических уровней, и предопределенных ролей. Освободить Великобританию от всякого классового разделения, от всей структуры, всех предрассудков... ...освободить индивидуума. И за границей: в Ираке и Афганистане, Соединенное королевство и США намерены освободить индивидуумов от тирании Для лидеров этого проекта это лишь первый шаг глобальной революции. Но если мы поглядим на результат, речь идет об ужатом типе свободы. Попытка освободить людей из тупика бюрократии принесла новую административную систему, все более контролирующую, жесткую по целям и цифрам. Эти правительства, обещавшие создать свободу выбора во всех сферах, привели к огромному неравенству и драматическому коллапсу социальной мобильности. Следствие: возвращение власти социальных классов и привилегий. И за границей попытка создать демократию привела не только к кровавым баням, но и к отторжению кампании США по несению демократии в другие страны. Янки, убирайтесь домой! Янки, убирайтесь домой!
- Мы тут из-за вашей долбанной свободы. Так что убирайтесь! Это содействовало появлению антидемократического, авторитарного исламизма. В целом это инспирировало террористические атаки против Соединенного Королевства. Как результат, правительство разрушило древние законы, предназначенные для защиты нашей свободы. Это серия репортажей о создании странного, парадоксального мира. Он берет свое начало в темных и жутких временах Холодной войны. Мы покажем, что то, что мы сегодня имеем -это очень узкая и своеобразная идея свободы. Она родилась из паранойи тех времен. Она опирается на идею, что человеческие существа рассматриваются как эгоистичные создания, изолированные и подозрительные, которые все время настороже и строят козни друг другу. Эти репортажи покажут, как политики и ученые пришли к мысли, что это представление о человеческой природе могло бы стать базой нового типа свободного общества. Но никто из них не заметил, что внутри этого видения, темного и подозрительного, были семена новой революционной системы социального контроля, которая использовала язык свободы, но на деле уводила нас с нашими лидерами в мир тесный и пустой. ЗАПАДНЯ
- Что произошло с нашей мечтой о свободе -Первая часть: The Trap: What Happened to Our Dream of Freedom (Великобритания, 2007 г.) Документальный Реж.: Адам Кертис В ролях: Robert Kavesh, Фридрих фон Хайек, Philip Mirowski, Ален Энтховен, Джон Нэш, Р.Д. Лэйн, Dr. Morton Schatzman, Клэнси Сигал, Томас Шеллинг, Джеймс М. Бьюкэнэн.
Западня: Что произошло с нашей мечтой о свободе? (2)
Горе тебе, приятель -По окончании Второй Мировой войны США и их фильмы праздновали не только свою победу, но и то, что для многих было началом новой эры. В то время быть свободным означало не только освободиться от нацистов, но также и от экономического хаоса и неуверенности, порожденных депрессией 30-х годов. Правительства были убеждены, что теперь их функцией был контроль и администрирование экономики, и защита общества от опасных личных интересов, присущих капитализму. Мы уже не будем благоговеть пред капитализмом без ограничений. Нет. Мы пережили великую депрессию 30-х годов и Вторую Мировую войну. Теперь необходимо, чтобы правительство было главным фактором экономического равновесия. Индивидуум был еще очень важен, но правительство должно было принять меры, чтоб мы не угодили в новую экономическую депрессию. В последующие годы центральная бюрократия сильно разрослась. Ее работой было регулировать капитализм на благо всем. В эпоху оптимизма было мало тех, кто ставил под вопрос эту новую фокусировку. Но кто-то на периферии был убежден, что это приведет нас к беде. Это был австрийский аристократ Фридрих фон Хайек, бежавший от нацизма и преподававший в университете Чикаго. Хайек был убежден, что использование политики для планирования общества куда более опасно, чем любая проблема, порождаемая капитализмом, потому что неизбежно ведет к тирании и концу свободы. Хайек использовал в качестве ужасного примера Советский Союз. В поисках утопии советские лидеры попытались планировать и контролировать все, но это привело к тирании и диктатуре. То же самое неизбежно произошло бы и на Западе, если Запад двинется к тому, что Хайек называл "путем к рабству". Единственным способом избежать беды было вернуться в прошлое, в золотую эпоху свободного рынка, где индивидуумы действовали лишь в собственных интересах, в чем правительство не принимало почти никакого участия. Это способствовало бы тому, что Хайек называл "системой автоматического саморегулирования", спонтанному порядку, созданному миллионами персон, ведущих собственную игру. Мы больше помогли бы человечеству, если бы руководствовались лишь этой жаждой триумфа. Для этого мы должны вернуться к автоматической системе, которая это поддерживает. Система автоматической саморегуляции - лишь она может вернуть свободу и процветание. Это моя фундаментальная идея. Не есть ли это философия, базирующаяся в большой мере на эгоизме?
- И где остается альтруизм?Хм, нигде. Политики и экономисты игнорировали идеи Хайека. Идея, что можно создать социальный порядок в сложном современном мире, просто отпустив вожжи личного интереса индивидуумов, рассматривалась как The Trap: What Happened to Our Dream of Freedom (Великобритания, 2007 г.) Документальный Реж.: Адам Кертис В ролях: Robert Kavesh, Фридрих фон Хайек, Philip Mirowski, Ален Энтховен, Джон Нэш, Р.Д. Лэйн, Dr. Morton Schatzman, Клэнси Сигал, Томас Шеллинг, Джеймс М. Бьюкэнэн.
Западня: Что произошло с нашей мечтой о свободе? (3)
провалившаяся и дезакредитированная концепция. Но доказательство, что Хайек был прав, готово было возникнуть из неожиданного источника: от ученых, которые боролись с новыми устрашающими неопределенностями Холодной войны. Это центр огромного бункера, защищенного от взрывов, в 48 километрах от Нью-Йорка. В конце 50-х годов здесь находился крупнейший в мире компьютер, связанный с мировой системой радаров, без передышки следивших за СССР. Каждую секунду сюда стекались тысячи данных для анализа, в поисках признаков опасности. Ядерные стратеги, которые изучали эту систему, знали, что сталкиваются с совершенно новым типом конфликта. Нельзя было допустить выхода из-под контроля ни одной части из-за ужасных последствий. Поэтому стратеги хотели найти способ использовать эту информацию, чтобы упредить движения Советов. Для этого применили новую идею: теорию игр. Теория игр была разработана, как математический метод, для анализа игры в покер. В ней игра рассматривалась, как система, где игроки связаны между собой, стараясь предугадать то, что остальные думают о действиях другого. Исходя из этого, теория игр рационально показывала наилучшие ходы для каждого участника. Это тип войны, которая никогда не была развязана, и, как мы знаем, последствия были бы столь опустошительны, что их было почти невозможно оценить. Таким образом, они хотели быть способными утверждать, что есть рациональный метод анализировать виртуальную войну этого типа. Теория игр, похоже, могла дать такую возможность, так как могла определенным образом включить врага в твое собственное мышление, сумев понять математически, что сделал бы враг в момент, когда некто и его противник применили бы одни и те же стратегии. Центр развития ядерных стратегий был военной организацией, именуемой РЭНД Корпорэйшн. Стратеги РЭНД использовали теорию игр для создания математических моделей, предсказывающих реакцию Советов в соответствии с деятельностью американцев. Так возникла фундаментальная структура ядерной эры: сотни ракет в защищенных подземных шахтах, флотилии бомбардировщиков, барражирующих круглосуточно. Как если бы речь шла об игре, совершались стратегические движения, чтобы убедить Советы, что если они атакуют, то США всегда сохранят достаточно ракет для сокрушительного контрудара. В правилах этой игры страх и личный интерес мешали русским атаковать. Так создавалась стабильность - "тонкое равновесие террора". Рекомендовать ракетные шахты, ракеты на подлодках и все остальное было методом повышения стабильности. Иногда я объяснял это так: Мы много стараемся, чтобы снизить возможность ядерной войны, через мощные стимулы русским, чтобы те не начали The Trap: What Happened to Our Dream of Freedom (Великобритания, 2007 г.) Документальный Реж.: Адам Кертис В ролях: Robert Kavesh, Фридрих фон Хайек, Philip Mirowski, Ален Энтховен, Джон Нэш, Р.Д. Лэйн, Dr. Morton Schatzman, Клэнси Сигал, Томас Шеллинг, Джеймс М. Бьюкэнэн.
Западня: Что произошло с нашей мечтой о свободе? (4)
ядерную войну... Стремимся дать им стимулы не атаковать, будь то ядерная или обычная атака. Да, стимулы были важны.
- Цель: Ты -В основе теории игр лежала мрачная концепция человеческих существ, мотивируемых исключительно личным интересом, вечно подозрительных в отношении окружающих. Но в РЭНД был один математик, который продвинул это мрачное видение много дальше. Предлагалось продемонстрировать, что можно создать стабильность, исходя из подозрительности и личного интереса, не только в Холодной войне, но и во всем обществе. Речь шла о математическом гении Джоне Нэше. Голливудский фильм "Блестящий ум" рисует Нэша как мучаемого героя... На деле Нэш был человеком трудным и хмурым. В РЭНД он был известен как изобретатель серии жестоких игр. Самая известная из них - "Горе тебе, приятель", в которой единственный способ победить заключался в безжалостном предательстве товарища по игре. Нэш пытался применить теорию игр ко всем формам человеческого взаимодействия Для этого он исходил из базовой предпосылки, что все человеческое поведение в точности равно враждебному поведению соревнующегося мира ядерных арсеналов. Что люди постоянно следят друг за другом, что для получения желаемого корректируют свои стратегии в отношении других. В серии уравнений, за которые ему дали Нобелевскую премию, Нэш продемонстрировал, что система, ведомая недоверием и эгоизмом, не имела бы предпосылок для создания хаоса. Он продемонстрировал, что всегда была бы точка равновесия, в которой эгоизм всех уравновешивался бы в отношении эгоизма других. Равновесие, определяемое таким методом, заключается в том, что делаемое мною прекрасно отлажено в отношении того, что делает другой. И то, что делает другой, или кто угодно, прекрасно отлажено в отношении того, что делаю я и все остальные. Каждый в отдельности стремится оптимизировать свою игру, словно все они игроки в покер.
- И каждый игрок одинок?
- Да, идея в этом. Что они одиноки, разделены... действуют не скооперированно, весьма эгоистично. И таким образом, то, что делают все, действует как вознаграждение всем игрокам. Это есть равновесие, но понимаемое не как кооперативная идея. Но стабильность, равновесие, установилось бы лишь тогда, когда все участники действуют эгоистично, потому что реши они скооперироваться, результат стал бы непредсказуем и опасен. В РАНД провели знаменитую игру, чтобы доказать, что при любом взаимодействии эгоизм всегда приносит наилучший результат. Она называлась "Дилемма пленника". Есть много версий, но все предписывают двумигрокам решить, доверяют ли они друг другу или предадут.
- Дилемма пленника -Представь, что ты украл самый дорогой бриллиант в мире. The Trap: What Happened to Our Dream of Freedom (Великобритания, 2007 г.) Документальный Реж.: Адам Кертис В ролях: Robert Kavesh, Фридрих фон Хайек, Philip Mirowski, Ален Энтховен, Джон Нэш, Р.Д. Лэйн, Dr. Morton Schatzman, Клэнси Сигал, Томас Шеллинг, Джеймс М. Бьюкэнэн.
Западня: Что произошло с нашей мечтой о свободе? (5)
И договорился продать его опасному гангстеру. Он предлагает объединиться с тобой, чтобы обменять бриллиант на деньги. Но ты боишься, что гангстер убьет тебя. и ты предлагаешь спрятать бриллиант в удаленном месте, в то время как гангстер отправится в другое удаленное место, где спрячет деньги. Тогда ты позовешь его и вы обменяетесь инструкциями, как найти спрятанное. Перед тем, как позвать его, ты понимаешь, что можешь его предать: можешь сохранить бриллиант и быстро забрать деньги, в то время как тот будет тщетно искать в пустом месте. В тот же момент ты понимаешь, что и он может подумать так же: он может предать тебя. Невозможно предсказать, как поведет себя другой человек. И это есть дилемма. Но то, что показало уравнение Нэша -что рациональный выбор всегда в том, чтобы предать другого, потому что при этом в самом худшем случае ты сохранишь бриллиант. А в лучшем случае ты останешься и с бриллиантом, и при деньгах. Но если ты поверишь другому, то рискуешь потерять все, потому что другой может предать тебя. Это называется "компенсация кретина". То, что выражала дилемма пленника, было точной логикой Холодной войны. Оптимальное решение: уничтожить все твое оружие, когда то же самое сделают русские - никогда не произойдет, потому что ты не можешь верить, что тебе не устроят ловушку. Поэтому лучше поставить на стабильность, обеспеченную равновесием опасных вооружений обеих сторон. Нэш превратил это в теорию функционирования всего общества. Она имела огромную вовлеченность в политику, потому что показывала, что возможно общество, базирующееся на индивидуальной свободе, которое не обернется хаосом. Но цена этой свободы требовала мира, где все должны не доверять окружающим. Равновесие Нэша важно, потому что одним из больших страхов политики является то, что личный интерес приведет к предельному хаосу, и равновесие Нэша наводит на мысль, что рациональное стремление к личному благосостоянию, даже пред лицом неумолимых врагов, приведет к разновидности порядка, где все игроки согласны в части проводимой стратегии, и что эти стратегии имеют смысл для обеих сторон. Но в то же время это нечто параноидальное, потому что это идея человека, изолированного в своем жилище, способного полностью переделать своего оппонента. Его оппонент целиком и неумолимо враждебен, и решил его сокрушить. Но в уравнениях Нэша была маленькая проблема. Похоже, они не вязались с тем, как люди ведут себя в реальности. Когда проверяли "дилемму пленника" на секретарях РЭНД, никто не выбрал рациональную стратегию. Вместо того, чтобы предавать, они всегда доверяли друг другу и решали скооперироваться. И, чего никто не отметил, было то, что сам Нэш