> АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ № 27
> Анна Разувалова
> Конспирологический сюжет в фильме «Лермонтов» и «Дневнике кинорежиссера» Н. Бурляева: об «этнографии эмоций» национально-консервативного сообщества (1) http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/027/razuvalova.pdf
Добавим ложку дегтя в бочку мировых достижений отечественной филологии.
Согласно терминам и стилю данной статьи – образец либерастной казуистики.
Одно словечко «нарратив» чего стоит – воистину ведьмовской маркер!
Сам термин украден как очки нашими прозападными мартышками и буквально означает:
- Исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с определенной позиции. Если в литературе – линейное изложение фактов и событий в литературном произведении, то есть то, как оно было написано автором.
Если по смыслу, то – ни то ни се. А по технологии – слово сорняк – но обожаемое! – потому что «умное». И употребляется по любому поводу в любом контексте:
- «конспирологические нарративы … официального исторического нарратива … нарративно оформленная …» и т.д.
В общем, примерно, как презерватив в качестве орудия туда и используемый в широчайшем диапазоне – от секса или напальчника проктолога до размазывания дерьма.
Есть и другие загогулины. Например – «ресентимент». Это с французского «негодование, злопамятность, озлобление». Однако вот какую «актуальную» трактовку дает некто А. Гольдфарб: https://snob.ru/profile/9402/blog/84872
Характерны вычурностью и другие маркеры – «депривация» (ранее психиатрический медицинский термин), «антропология эмоций» (для наших мартышек), «инструмент социабельности» (черт знает, что), «топос» (некогда математическое понятие), «субститут» (по латыни значился как товарно-экономический) и множество прочей дребедени. При чтении мучило опасение – неужто проклюнется «темпоральный ритм»? – т.е. уже полная галиматья, с энтузиазмом списанная нашими писаками-писуньями из фэнтези. Но Бог уберег! …
Понятно – почему и как – вся эта мутная «замудреность» легко вписывается в коварную Википедию и далее исправно капает на мозги нашим муд-коватым когнитариям. От такой химии их слабо кучерявые извилины «медленно превращаются в элегантные» прически штатных нигеров.
Что до стиля, то это полный штиль с бурей в стакане – одновременно. Ни одного аргументированного опровержения в духе:
- Лермонтов этого не делал, Бурляев передернул факты, Андроников соврал, Селезнев извратил, Шукшин насмехался над евреями (!) и о других прочих. Ни одного! Но постоянная ухмылочка между строк и вставленные уже в строки «междометия» – «святой» поэт, авторская «ущемленность», профессиональная несостоятельность, эпигон национально-консервативной идеи, «диверсии» в области духа, масонская конспирология … И конечно же непременные в дискурсе отечественных русофобов – антисемитизм – «национальный вопрос» – «видимо, намекая на еврейское происхождение» – «космополиты» – пластырем приклеенные «субститут еврея» – ксенофобия и т.д. А озабоченностью ограничениями, установленными для него (Бурляева) якобы «еврейским лобби» нагло шпигуется цитата уже самого Николая Бурляева, в которой – внимание! – ни слова о евреях.
Таков их стиль.
А кого их?
По специализации они разные. Например, эти: https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Eugeneyagun2012/(151116145700)_Otvet-1-1_(Vord).docx
Их ныне расплодилось на легионы – всех не перечесть, даже не пометить. А наиболее мелкие экземпляры мухами засидели все форумы без исключения. Это же их среда! – занятие не пыльное, даже приятное. И физиономия целее …
Саму А. Разувалову также не мешает слегка погуглить:
Вроде бы детство прошло на Урале – фамилия соответствует – училась на филолога и окончила в Красноярске в середине 90-х – затем пробел (стадия куколки?) – и начинала пописывать с начала нулевых – вначале по теме «Образ дома …» – далее похоже, быстро сориентировалась и переключилась на «деревенщиков» (Шукшин, Астафьев, Белов и т.д.) – а затем уже по накатанной – на потребу, так сказать, альфа-доминанту …
Откуда они берутся? – ведь вроде как с нашими корнями! – может станок где-то потайной – токарно-фрезерный по «Манипуляции …» – на котором их пачками строгают как Буратин?
Да нет никакого особенного станка! – это все сложные для распутывания метастазы – последствия 100-летней этнической химеры. То есть, они сложны для навязанных нам «традиционных» методик и привычных дефиниций, но вполне распутываются в понятиях теории этногенеза. Однако на последнюю как раз наложено молчаливое вето!
Остается только горестно перефразировать Михайлу Ломоносова:
- Широко простирает химера руки свои в дела человеческие ….
Вы жили по правилам – соблюдали законы и заповеди, платили налоги, слушались городового и священника, уважали власть. Но вам не везло в жизни. Все вокруг богатели, процветали и радовались. А у вас все не так – и денег не хватает, и начальник идиот, и жена спит с соседом и дочка хамит. В общем вы – неудачник, лузер, случайный гость на празднике жизни. И хотя вы гоните от себя эту мысль, в глубине души вы понимаете, что винить здесь некого, кроме самого себя, если здесь вообще есть виноватые. Может быть, вы просто таким уродились? Но вам от этого не легче.
И тут вы слышите по радио, что на самом деле вы ни в чем не виноваты. Причина ваших несчачтий – не вы сами, а Некто, кто посягнул на ваши блага и права, причитающиеся вам по рождению, ваш Враг.
И вы такой не один. Все вам подобные (братья по классу или братья по крови) находятся под постоянной угрозой того же Врага (эксплуататора, европейца). Именно Он – виновник ваших несчастий. А правила и законы, по которым вы до сих пор жили с ним в мире, придуманы как раз для того, чтобы вы безропотно ему подчинялись.
И вы вдруг понимаете, что вы вовсе не лузер, и что вам есть чем гордиться, и за что себя уважать, и что вместо того, чтобы смириться, вам следует встать с колен, расправить плечи и осознать что во всем виноват Враг.
И вы, вместе с вам подобными, начинаете ненавидеть Врага. И вместе с этой ненавистью к вам возвращается чувство собственного достоинства.
Если ваши мысли в последнее время шли по этому пути, и вы неожиданно для себя одновременно обрели самоуважение и ненависть к Врагу, то вы страдаете психологическим состоянием под названием «Ресентимент» -(фр. ressentiment - «негодование, злопамятность, озлобление»), синдромом ущербной агрессивности.
Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали» (1887). Ресентимент по Ницше - это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию особой системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственную ущербность.
Ресентимент является более сложным понятием, чем простая зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали. Ницше считает ее определяющей в самоосознании "рабов":
“Восстание рабов в морали начинается с того, что ресентимент сам становится творческим и порождает ценности: ресентимент таких существ, которые не способны к действительной реакции, реакции, выразившейся бы в поступке, и которые вознаграждают себя воображаемой местью. В то время как всякая преимущественная мораль произрастает из торжествующего самоутверждения, мораль рабов с самого начала говорит “Нет” «внешнему», «иному», «несобственному»: это “Нет” и оказывается ее творческим деянием. Этот поворот оценивающего взгляда - это необходимое обращение вовне, вместо обращения к самому себе-как раз и принадлежит к ресентименту: мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем внешнем мире.”
Ницше пишет, что человеку, охваченному ресентиментом, не свойственно чувство прощения – христианская «любовь к врагам своим»:
“Как много уважения к своим врагам несет в себе благородный человек! - а такое уважение и оказывается уже мостом к любви... Представьте же теперь себе «врага», каким измышляет его человек ресентимента,- и именно к этому сведется его деяние, его творчество: он измышляет «злого врага», злого как раз в качестве основного понятия, исходя из которого и как послеобраз и антипод которого он выдумывает, и «доброго»-самого себя!”
Ресентимент, овладевший массами и оформленный в политическую доктрину, составляет угрозу свободным обществам по той простой причине, что свобода предполагает ответственность за себя и не допускает переноса вины за свои неудачи на «Врага».
Черчилль говорил в отношении нацистов, что "этим людям не нужна свобода, а вид свободных людей приводит их в ярость". Автор “Доктирины сдерживания” Джордж Кеннан считал, что агрессивность СССР вызвана коплексом ущербности: “В основе невротического представления Кремля о мировой политике лежит традиционное инстинктивное чувство неуверенности в себе, страх перед более компетентным, сильным, лучше организованным обществом”.
Договориться с субъектом ресентимента –будь то человек или целая страна - или умиротворить его агрессивность невозможно, ибо причина агрессивности лежит не не во вне, а внутри его. Сдержать его можно только с позиции сылы.
Психологическая цепочка: ущербность-ресентимент-ненависть-агрессия-уступка силе может временно привести к ослаблению напряженности, но лишь усиливает эмоцию ресентимента. Ресентимент интернизируется до поры до времени, но в любой момент может вырваться еще более мощной агрессией.
Соответственно, вернуть субъекта ресентимента к норме практически невозможно. Выбор политики в подобных случаях – это выбор меньшего из зол: умиротворения, которое лишь поощряет агрессию, или бесконечного силового сдерживания. Третьего не дано. Первый вариант был применен Западом к Гитлеру и привел к войне. Второй подход использовался в случае СССР и закончился крахом последнего.
Фото Шарикова из фильма "Собачье сердце" и подпись:
Ресентимент: умиротворить агрессивность невозможно.