Иран объявил, что готов обеспечить полностью нефтью и газом Турцию. Сегодня с таким заявлением выступил президент Ирана Хасан Роухани в ходе своего визита в Анкару.
Характеризуя направления сотрудничества, Роухани сказал: «…санкции (против Ирана) сняты, и мы готовы к развитию сотрудничества между двумя странами в разных отраслях в новых условиях…упростить порядок работы для наших бизнесменов, развивать сотрудничество в банковской и биржевой сферах, мы договорились об открытии новых филиалов банков в наших странах».
Все эти блестящие перспективы разворачиваются на фоне ухудшения отношений России с турецкой стороной, договора «Газпрома» о ценах на газ для Турции и сирийского мирного урегулирования.
Ситуация и неожиданная, и планируемая. Этот альянс должен состояться в угоду здравому смыслу. Нет резона тащить газ из России, когда рядом через границу есть богатейший нефтегазовый район.
Так ли это плохо?
Этот поток – конкурент нашему Газпрому, южному направлению. Однако альянс Турции и Ирана означает стабилизацию ближневосточного региона. Сирия, вошедшая в подчинение к шиитам, больше не будет объектом для агрессии турков. Ситуация в Сирии и с ИГ может изрядно успокоиться. В регионе ослабнет влияние саудитов. Иран поступает верно, собирая вокруг себя страны.
Конечно, экономические последствия такого договора просты: через Турцию Иран может протянуть трубу в Европу, используя нашу разработку на хаб в Греции. Однако на такую зависимость от Турции ЕС вряд ли пойдет. Европа постарается пустить на свой рынок и Иран, и Россию.
Есть вероятность, что с такими перспективами одобрение и строительство «Южного потока» пойдут быстрее. Американцы со своим сжиженным газом и катарским трубопроводом на Европу, похоже, пролетели.
В любом случае Иран и Россия могут выжить всех конкурентов с газового европейского рынка или оставить далеко позади.
Проблемы никуда не делись, пришел Иран, началось изменение баланса сил. Теперь в Закавказье начнется другая игра. Это – самая опасная ситуация. Очень важно, какие отношения сложатся между Москвой и Тегераном.
Рассчитывать на союзнические отношения с Ираном было неправильно изначально. Иран всегда тяготел к Европе больше, чем к России, но в своем нынешнем положении, страна не будет рваться на прямой контакт с Западом. Она будет это делать через союзы стран близких к нему.
Обещанная Меркель программа по адаптации Турции к ЕС сыграла в этом договоре не последнюю роль, не забудем об общих для Ирана и Турции проблемах с курдами.
Нам же не стоит забывать, что Хеймим – наш навсегда и безвозмездно. Это тоже маленький якорь в нашей ближневосточной игре.
Выгода РФ – мир у наших границ. А вот экономический гешефт, пока маловат. Мы увеличили экспорт вооружения, заняв более 20% рынка оружия. США – лидер в этом направлении при их бешеных затратах имеет только 31 %. Это – достаточный выигрыш. К нему хотелось бы соблюдения и реализации наших интересов на рынке углеводородов.
Сейчас выстраивается архитектоника Ближнего Востока на ближайшие десятилетия. Нам все-таки удалось изменить вектор вечной войны на вектор строительства новых отношений. Теперь было бы желательно занять достойное место в новой постройке.
События начнут развиваться быстро. Скоро увидим первые результаты.
Понятно, что весь газ который мы поставляем понадобится нам самим. Удивляет пикантность ситуации - иран воюет с турками в сирии. Более того они являются принципиальными противниками и соперниками на ближнем востоке.