От Мак
К И.Т.
Дата 04.01.2016 18:34:14
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты;

110 лет назад - 3 января 1906 года - родился Алексей Стаханов

http://kprf.ru/history/date/150410.html

3 января 1906 года, 110 лет назад - родился Алексей Стаханов, советский шахтер, основоположник стахановского движения
Стаханов Алексей Григорьевич – шахтёр, новатор угледобывающей промышленности, помощник главного инженера шахтоуправления №2 - 43 комбината «Торезантрацит» Министерства угольной промышленности Украинской ССР. Его именем названо "Стахановское движение", целью которого была борьба за увеличение нормы производства каждого работника, прежде всего на предприятиях тяжелой и добывающей промышленности.

vk.com/spobuhov
2016-01-03 10:55

Родился 3 января 1906 года (по старому стилю - 21 декабря 1905 года) в деревне Луговая Орловской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1936 года. Учился в сельской школе, которую не окончил. В 1914-1926 гг. батрачил, был пастухом. В 1927 году поступил на работу на шахту "Центральная-Ирмино" в Кадиевке Луганской области (Донбасс) коногоном. Затем работал крепильщиком, а с 1933 года - забойщиком.

Шахта «Центральная-Ирмино» принадлежала к числу средних по мощности, рядовых угольных предприятии. Длительное время она находилась в прорыве. Шахта подверглась технической реконструкции. На смену обушку пришли отбойные молотки, лошадей заменили электровозами. Уже в 1935 году в её забоях насчитывалось 95 отбойных молотков, 4 компрессора, 4 электровоза и многие другие технические средства. На шахте в то время работало свыше двух тысяч горняков.

В силу ряда причин во втором квартале 1935 года шахта несколько ухудшила работу, в результате чего план первого полугодия остался невыполненным. Простая замена обушков отбойными молотками существенных перемен не вносила. Как и раньше, забойщик, проработав 1-2 часа, откладывал молоток в сторону и брался за топор, чтобы подкрепить забои. Техника в то время простаивала, пока шахтер занимался крепью. Вхолостую работал компрессор воздуха, поток угля из лавы приостанавливался.

Шахтеры искали новые пути к перелому отставания. Руководители шахты, советуясь с горняками, бывали у них на квартирах, в общежитиях, беседовали о путях улучшения работы шахты. Каждое предложение изучалось и принималось к исполнению. Выявлялись нужды семей горняков, а потом руководство помогало их удовлетворять. Шахтеры приняли решение провести общественный конкурс на лучшего забойщика.

Приближался Международный юношеский день (День знаний), который вся страна тогда праздновала ежегодно 1 сентября. Было принято решение этот день отметить производственным рекордом одного из забойщиков. Выбор пал на забойщика Алексея Стаханова с участка «Никанор-Восток» горизонта 450.

30 августа 1935 года в 10 часов вечера в шахту спустились Стаханов, начальник участка Машуров, парторг шахты и редактор шахтной многотиражки Михайлов. Включили время отсчета начала работы. Стаханов уверенно вгрызался пикой отбойного молотка в клеваж угольного пласта. Он рубил с исключительной энергией и мастерством. Крепившие за ним Щиголев и Борисенко намного отставали. И, несмотря на то, что Стаханову нужно было прорубить 8 уступов, перерезав в каждом куток, что забирало много времени, за 5 часов 45 минут работа была выполнена. Когда подсчитали результат, все ахнули: Стаханов нарубил 102 тонны, выполнив 14 норм и заработав 220 рублей.

Так, впервые в мире за смену было добыто 102 тонны угля. Весть об успехе Стаханова облетела всю страну. Газета «Правда» назвала рекорд А.Г. Стаханова знаменем народного движения. Так родилось могучее стахановское движение. В то время перед Алексеем Григорьевичем стояла нелегкая задача — закрепить успех, еще раз доказать, что 102 тонны угля в смену — не случайная удача, а закономерный результат новой организации труда, ударной работы.

И Стаханов снова убедительно это доказал. Через 10 дней он дал за смену 175 тонн угля. Еще через декаду этот показатель был перекрыт на 52 тонны, а 4 марта 1936 года Стаханов добыл за смену 324 тонны. Популярность нового почина приобретала общенародную признательность и повсеместное распространение во всех отраслях промышленности и других видах деятельности.

20 октября 1935 года в Москве состоялся слет стахановцев столицы. Через пять дней во Дворце культуры имени Урицкого в Ленинграде открылся общегородской слет стахановцев города. 14 ноября 1935 года в Москве было проведено первое Всесоюзное совещание стахановцев промышленности и транспорта, а 22 января 1936 года был проведен первый слет стахановцев Кузбасса. В 1935 году Стаханов посетил в Ленинграде завод «Пневматика».

До рекорда Стаханова максимальная зарплата забойщика составляла 500 руб. в месяц, а в 1936 году достигла 1600 руб. Резко возросли заработки крепильщиков, коногонов, рабочих других специальностей. Заметно улучшилось снабжение шахтеров продовольствием и промышленными товарами.

Рабочая педагогика Стаханова началась с первых дней работы в шахте. Он познавал принципы, методы и систему воздействия горняцкого коллектива на формирование личности, человека труда. Он был рабочим педагогом и для себя, и для других. Создал на шахте стахановские школы (авторские школы), в которых обучалось около 300 человек, из них 160 горняков ведущих профессий, в частности, забойщиков.

В этих школах преподавали специальные дисциплины горного дела, математику, русский язык, историю, физику, географию. Посещаемость была отличная, успеваемость — тоже. Впоследствии эти школы значительно увеличились и функционировали многие десятилетия. Некоторое время Алексей Стаханов работал производственным инструктором передовых методов на шахте. Настойчиво продолжал обучать в своей школе горняков. Сам он всегда хотел учиться и в свободное время много читал, делал записи в своем дневнике.

В 1937 году Стаханова приняли в Промышленную академию, которую он окончил в 1941 году, получив диплом горного инженера. Война потребовала укрепления угольного фронта. В 1941-1942 годах работал начальником шахты в городе Караганда Казахской ССР (ныне – Республика Казахстан). С 1943 года – начальником сектора по обобщению опыта новаторов и передовиков производства в Министерстве угольной промышленности СССР. Часто выступал перед слушателями Промышленной академии.

В 1957 году вернулся на Донбасс. Работал заместителем управляющего трестом «Чистяковоантрацит» в городе Чистяков (ныне - город Торез). В 1959-1974 годах — помощник главного инженера шахтоуправления №2-43 комбината «Торезантрацит».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1970 года за большие достижения в развитии массового социалистического соревнования, за достижение высокой производительности труда и многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в угольной промышленности Стаханову Алексею Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот".

В 1974 году А.Г. Стаханов вышел на заслуженный отдых. Скончался 5 ноября 1977 года.

Похоронен на городском кладбище в городе Торез Донецкой области.

Награждён двумя орденами Ленина (8.12.1935, 23.09.1970), орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

15 февраля 1978 года город Кадиевка переименовали в город Стаханов с целью увековечения памяти выдающегося новатора производства Алексея Григорьевича Стаханова.

В этом же городе было решено соорудить памятник Стаханову. Имя Стаханова присвоено двум шахтам в Донбассе и в Кузбассе, горному училищу №110 в городе Торезе, где много раз выступал А.Г. Стаханов.

Учреждено 26 стипендий им. А.Г. Стаханова для лучших учащихся профессиональных училищ республики.

В городе Ирмино установлен памятный знак над местом, где А.Г. Стаханов установил свой рекорд, а в 2010 году открыт памятник творцам стахановского движения.

От Мак
К Мак (04.01.2016 18:34:14)
Дата 04.01.2016 18:45:50

С.Г.Кара-Мурза об Алексее Стаханове: "в нем — тайна сталинизма"

Сборник "Опять вопросы вождям"

Из статьи: "В прошлое — с новым взглядом: книга Б.П.Курашвили о сталинизме"
С.Г.Кара-Мурза:

"Я считаю, что объяснение советского периода было не столько односторонним, сколько в принципе бьющим мимо цели, и никакими щепотками черноты дела было не поправить. Хотя правдоподобия было бы больше. Истмат, созданный для анализа "равновесных процессов" — плавных, стабильных состояний, просто не имел языка, чтобы описать происходящее в СССР. Он не проникал в суть явлений "на пределе возможного", а то и запредельных.

Вот сравнительно простой пример — Алексей Стаханов. Как это — нарубить за смену 14 дневных норм угля? Читаем хоть в наших, хоть в западных энциклопедиях — одно и то же. Только у нас это пример социалистического трудового героизма, а там — фанатизм коммуниста. Не раскрыта суть, а здесь как раз зерно советского социализма. Как обстоит дело, если выйти за рамки истмата, в более широкое знание?

Очень кратко, огрубляя, скажу так. Стаханову советский строй позволил вырваться из оков индустриализма с его отчуждением человека от предмета труда, от материала. Можно сказать, что Стаханов "прыгнул в постиндустриализм" или что "вернулся в Средневековье" — подошел к своему материалу, как Мастер. То есть, материал у него приобрел «душу», позволяющую мастеру "слиться с материалом", почувствовать его. Это особое отношение мастера и материала хорошо описано в уральских сказах Бажова. Что же мы знаем из воспоминаний шахтеров бригады Стаханова (в детстве я читал такую книжку)? Что Стаханов учил чувствовать уголь и искать в пласте невидимые равнодушному глазу наемного рабочего точки. Сегодня мы бы сказали "критические точки", "центры напряжения". А Стаханов говорил, что в них сосредоточена сила пласта. И умный шахтер не долбает уголь где попало: ударив в эту точку, он освобождает силу пласта, так что тот сам «выбрасывает» уголь, как взрывом. Стаханов научился «видеть» эти точки — и учил этому других. Разве явление Стаханова объяснить энтузиазмом или фанатизмом? Это же отговорки. Точно так же правильная наука индустриального общества не может объяснить способности йогов.

Чудесные результаты советского периода были «затерты» отговорками. А значит, никто не докапывался и до причин, не дал верного описания условий, в которых возник Стаханов. А ведь в нем — тайна сталинизма. Не вся, конечно, но важная часть.

("Советская Россия". Октябрь 1996 г.)