Нужно ли руководствоваться соображениями международного права и морали, когда речь идет о борьбе с террором?
Макс ЛУРЬЕ Иллюстрация: пресс-служба полиции Израиля
В 2002 году, после кровавого теракта в отеле "Парк" и целой серии актов террора в последующие месяцы, тогдашний юридический советник правительства Эльяким Рубинштейн постановил, что депортация из Израиля родственников террористов противоречит международному праву. Поводом для заявления стало соответствующее предложение, прозвучавшее на заседании военно-политического кабинета (узкий кабинет безопасности).
В своем решении Рубинштейн опирался на 49 параграф Женевской конвенции, запрещающий насильственное переселение гражданских лиц с «оккупированной территории в другую страну». Правда, при этом Рубинштейн не исключил, что депортация в сектор Газы может быть выходом из ситуации.
То, что не исключал Рубинштейн, полностью исключил БАГАЦ, в свою очередь заявивший, что если не исключит он, то это сделает трибунал в Гааге.
С тех пор вопрос о депортации родственников террористов возникал регулярно после тяжелых терактов. Возник он и теперь. Но с тем же результатом. Родственников террористов никто трогать не решается, пусть даже поводов для этого хоть отбавляй. Хотя в наших силовых структурах предпочитают утверждать, что никакой связи между "терактами одиночек" нет, факты говорят о том, что в Иудее и Самарии действуют целые хамулы террористов.
Сегодняшний автомобильный теракт в Гуш-Эционе, к примеру, совершил родной брат террориста, который совершил точно такое же преступление в минувшее воскресенье. Все разница состоит в том, что сегодня были ранены 5 военнослужащих, а в воскресенье два. Если бы братана своевременно взяли и вышвырнули из страны, то, возможно, и не пролилась бы сегодня очередная кровь.
Но идем дальше. 13-летний малолетка, совершивший теракт в Писгат-Зеэве, отправился резать евреев со своим 16-летним двоюродным братом.
Две "невинные девочки", предпринявшие попытку теракта у рынка Махане-Иегуда, были сестрами. Член их семьи в прошлом был ликвидирован за нападение на евреев.
16-летняя террористка, убитая в ходе теракта у Хавары, происходила из известного клана террористов Катнани, несколько членов которого отбывают наказание за убийства и попытки убийства евреев. Не случайно отец юной "шахидки" шейх Таха Катнани, заявил, что "горд подвигом дочери".
Список можно продолжать и продолжать. Однако ничего от этого не меняется.
Министры продолжают болтать, юридические советники —обсуждать, БАГАЦ — отменять, армия — рекомендовать отпускать из тюрем террористов да вооружать палестинцев, а глава минобороны — сулить "более тяжелые времена".
С 2002-го года прошло больше десяти лет, сменилась куча правительств. Но ничего не изменилось. Потому что, видимо, не изменились мы сами.