От
|
Artur
|
К
|
victor belov
|
Дата
|
12.07.2015 15:31:21
|
Рубрики
|
Прочее; Семинар; Тексты;
|
Россия вышла из ВИ - самого развитого государства того времени
Сначала один комментарий
Выбор между католичество и православием был выбором между византийской интерпретацией Римской Империи (имеющей в христианстве положительный образ ), и между католической.
собственно с культурной точки зрения Византия как прародитель это факт, о котором говорил Лидов, фиксируя одинаковое устройство ментальности русских и византийцев на самом глубоком уровне.
Выбор Византии был связан, в конечном итоге, выбором между уровнем жизни и развитием этих обществ. И тут с ВИ Западу сравниваться было невозможно. ВИ во всех её аспектах была культурным гигантом, полноценным наследником Античности - и в культурном, и в государственном смысле. Запад того времени с ней и близко не стоял. ВИ была приспособлением традиций греков и римлян и обоих традиций (римской и греческой, отличных друг от друга не меньше, чем сейчас отличается европейская традиция от англосаксонской) античности к христианству. Соответственно все государства того времени в духовном, культурном, юридическом и прочим аспектах своей жизни должны были подражать опыту этого государства, как постсоветская Россия подражает Западу заимствуя решения в этих областях. Зависимое государство или нет неважно, будет происходить прямое заимствование во всех сферах, пока само заимствующее государство не выйдет на адекватный уровень развития. Разница могла быть только в степени приспособления заимствований к условиям заимствующего государства. Независимые государства могли позволить себе более локализованные и приспособленные версии, чем зависимые. Но сами массовые заимствования у ВИ были совершенно неизбежны ввиду совершенно не сопоставимых культурных уровнях. У ВИ была культурная и государственная традиция включающая в себя опыт Римской Империи - невозможно приставить себе государя, который пренебрёг бы таким опытом
Но это совершенно не все факторы - я ссылаясь на известных учёных говорю о том, что Византийская община это результат культурных достижений двух народов - культуры и государственных традиций Византии, культуры и бытовых традиций славян
Родная культура византийцев родила нечто похожее на феодализм, превратив рабов в аналог закрепощённых крестьян, и только давление свободных бытовых традиций славян изменило эти отношения - ВИ встала перед величайшим культурным вызовом для интеграции славян в свою среду, и потому они радикально изменили устройство и отношения на селе, создав свободную крестьянскую общину. А причём тут культурная среда Византии ? Всё очень просто - со времён Константина Церковь пользовалась автономией вплоть до того, что государственные законы работали ровно настолько, настолько они не противоречили церковным нормам, уставам и установлениям.
Культурный синтез был в том, что свободу и самоуправление крестьяне могли получить только в том случае, если их община была бы интегрирована с Церковью, имеющей автономию от государства и его законов. Ну и попутно империя решила ещё одну древнюю проблему - наличие свободных крестьян было единственным условием существования Рима - распространение латифундий и исчезновение свободных крестьян на земле привело к падению в Риме Республики, катастрофической зависимости императорской власти от солдат и к распаду империи.
Соответственно благодаря защите автономии Церкви, что было провозглашено основной задачей государства ещё при Константине, автоматически защищались интегрированные с ней крестьяне, а государство получало класс, на который могло опираться в противостоянии с чиновниками и богачами.
Западноевропейская община, которая не прошла фильтр византийской культуры - т.е фильтр отношений к автономности Церкви, фильтр великих традиций государственности и фильтр чрезвычайно развитой культуры, так и не выросла в нечто столь совершенное, автономное, комплексное и жизнеспособне, как византийская община.
Я отнюдь не берусь говорить, что русское государство начало социальное творчество и создало в России общину - я говорю, что процесс формирования отношений на земле, неизбежно привёл бы к заимствованию опыта Византии в любом случае, а т.к сами бытовые отношения русских были похожи на отношения византийских славян, то Россия могла задействовать византийский опыт на полную мощь, получая чрезвычайно совершенную социальную модель, доведённой до совершенства опытом наиболее развитого государства того периода времени.
О том, что ещё на Руси активно использовали византийский юридический кодекс земельных отношений говорил уже Успенский
>Прятаться от него не будем, но и чересчур углубляться в него тоже не стоит - утонем и манифеста так и не закончим.
>Совершенно с Вами согласен - матерью византийской и русской общины было православие. Кто был отцом византийской общины сказать трудно, а вот отец русской общины общеизвестен - это климат.
Не только климат, но и традиции, наличие свободных людей. У С.Лурье есть хороший пример финов - у них нет и не было традиций коллективности, несмотря на во многом похожие климатические условия.
Климат это важные условия, но не определяющие - определяющими являются традиции отношений между людьми.
> По поводу заимствования типа хозяйствования вопрос не очевидный. Ведь расцвет свободных крестьянский поселений Византии пришёлся на период 4-8 веков, когда Руси как таковой ещё не было. Позже в Византии земли скупались или отбирались латифундистами, свободу крестьяне потеряли. Когда Русь образовалась, то и передавать уже было нечего. Да и кому? Грызущимся князьям-феодалам? Приёмка - передача экономического опыта, экономической стратегии требует авторитетной центральной власти, а таковой не было.
как раз на защиту крестьян от латифундистов и была направлена вся политика византийских императоров и всё законодательство.
о заимствовании земельного кодекса выше я уже говорил, как и о методике заимствования. Даже во времена Калиты ВИ всё ещё существовала,и всё ещё была более развитой страной и обществом.
> С происхождением, нравами и обычаями русской общины я, в основном знакомился по работам Милова. Так там тоже не всё ясно. Например Милов приводит исследования Дегтярёва, который доказывает, что вплоть до конца 16 века на Руси господствовали мелкие одно- двух дворовые поселения, так что об общинной культуре говорить вроде бы не приходится - типичные хутора. Тоже утверждает Павлов-Сильванский.
а уже в 17 веке сформированная община, интегрированная с Церковью, как об этом написано у С.Лурье ? Так быть не может. Кто из них ошибается в этом вопросе
>Но он идёт дальше и заявляет, что совпадение типа общины - община-марка - у русских и у немецких крестьян вовсе не случайно, а возникло естественно из совпадения условий развития, схожести и даже родства русского права с германским. Например судебник 1589 г. фиксировал на всей территории России частную собственность черносошных крестьян на землю с правом передачи по наследству и продажи – с согласия родственников.
небольшая цитата https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Годунов:
"Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. "
> В тоже время нам хорошо известна позиция славянофилов, которые считали общинно-коллективистскую традицию русских крестьян колыбелью русской нации, русской культуры. Тоже заключение можно сделать и из записок Энгельгарта, и из работ того же Милова.
> Поэтому такое предложение. Вне зависимости от того, имел ли место реальный факт импорта общины из Византии или нет, ясно одно - импортировав православие, адоптировав его к своим условиям и характеру, русская община несомненно переняла дух, идеологию и логику византийской общины вместе с духом православия. И в этом смысле мы имеем полное основание говорить о православной экономике - т.е. полностью подтверждаем Ваш вывод.
это можно считать моим предложением, но вывод принадлежит не мне - об этом из современных исследователей говорят Лидов и Дугин :-)
Я просто хотел и хочу восстановить общий смысл заимствований из опыта Византии - это усвоение духовного, культурного и государственного опыта наиболее развитой страны средневековья
а в каком смысле считать общину импортом, я выше говорил.
>Вы согласны с таким заключением ?
> Но вопрос необходимо расширить. Тот же Павлов-Сильванский в общине различал два элемента - 1 община как мир - мирское самоуправление (политическая составляющая со 100% демократической организацией) и 2 - общинное землевладение, землепользование (экономическая составляющая). И матерью обеих этих составляющих является православие. Таким образом значение православия в формировании русского народа переоценить невозможно, без него русский народ не состоялся бы, и не было бы ни русского суперэтноса, ни русской цивилизации.
да, безусловно