От Мак
К Мак
Дата 09.06.2015 19:12:54
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты;

Митинг утекающих мозгов. Ученые вышли на улицу в защиту фонда «Династия»

Из стана либеральной интеллигенции:

http://www.novayagazeta.ru/politics/68722.html

НОВАЯ ГАЗЕТА Политика / Выпуск № 59 от 8 июня 2015
16552
Митинг утекающих мозгов

Ученые вышли на улицу в защиту фонда «Династия», образования, науки и чувства собственного достоинства
06.06.2015 Теги: митинги, москва, наука, образование

На парапете клумбы возле входа на митинг сидит Александр Поддубный, молодой научный сотрудник из петербургского Физико-технического института имени Иоффе. Он приехал в Москву на один день, специально на акцию — и сразу обратно. Стипендии от «Династии» Александр получал, еще будучи студентом, затем как аспирант и уже как кандидат наук.

«Я теоретик, мне не нужны деньги на оборудование, — объясняет он, — но на работе я получаю зарплату 20 тысяч, а со стипендией это уже 40. Чтобы заниматься наукой, нужно что-то кушать, даже если вы теоретик».

Александр решился на поездку в Москву в последний момент. Эффекта от митинга, говорит, не ждет, приехал просто «снять стресс». «Без грантов «Династии» будет не то чтобы тяжело, — говорит он, — но все это очень противно. Наукой же занимаются не ради денег, есть более эффективные способы их заработать. Ею занимаются те, кому интересно. «Династия» делала так, чтобы при этом еще и не помереть с голоду. Они не просто платили деньги, а пытались создавать среду, в которой наукой заниматься модно. Этого не делал больше никто». Саша не ждал, что народу соберется много: он уверен, что наука и ее проблемы беспокоят лишь узкий круг людей. Однако ко времени начала митинга у рамок металлоискателей скопилась очередь, а маленькая Суворовская площадь плотно заполнилась народом. По данным «Белого счетчика», пришли 3400 человек.



И все же круг собрался узкий. В толпе то и дело здороваются и обнимаются, кажется, все друг друга знают. «А вы что хотите изучать? Биоинформатику?» — светски спрашивает стриженую девушку парень с плакатом «Да потому что не будет ее, этой вашей науки!». Девушка пускается в научный диспут: в руках у нее книга Карла Циммера «Эволюция: триумф идеи». Тихонько стоят в толпе гражданские активисты и политики — Алексей Навальный, Дмитрий Гудков. Очень много пришло молодежи. Стайка бывших школьниц объясняет — пошли учиться на научных журналистов после летней школы «Династии» в Пущине. В майке «Science rocks» пришел студент-волонтер проекта по популяризации науки. Кандидаты на «утечку мозгов» пока еще не утекли.

«Если и существуют агенты иностранного влияния — а они, может, и есть, мир-то жестокая штука, то «Династия» в их число точно не входит, — говорит молодой биолог Артем. — Без грантов работать в России — все равно что сосать лапу. Буду думать об отъезде».

Игорь, кандидат наук, заведующий отделом в Объединенном институте высоких температур, стоит с плакатом «Требую признать Минюст агентом невежества». «Это очень плохой сигнал: что образованные люди не нужны, они лишние в нашем обществе, — говорит он. — Я читаю лекции, и если раньше я бы рекомендовал студентам подавать на гранты «Династии», то теперь как удержать их от отъезда за границу или ухода в бизнес? Даже если бы фонд продолжил существование, ущерб был бы катастрофический. Я же не могу сказать студенту: иди получи грант у иностранного агента».

«Война — это мир, свобода — это рабство, «Династия» — это иностранный агент», — принесла плакат биолог Тамара: осенью она уезжает учиться нейробиологии в Германию. «Мы живем в оруэлловском мире. Министерство юстиции — это министерство произвола. Конституционный суд — на самом деле антиконституционный, он же не отвергает антиконституционные законы. Гражданам — единственному источнику власти — и их мирным объединениям, оказывается, не надлежит влиять на политику. А если хотят влиять, пусть признают себя иностранными агентами», — продолжает ее мысль правозащитник Сергей Ковалев.

Со сцены выступали в основном ученые — будто извиняясь, повторяли, что выступать на митингах и толкать политические речи никогда не рвались, но ситуация вынуждает. «Когда говорим о российской политике, используем уклончивые выражения типа «особый путь». В науке нет никаких особых путей, это мировой путь», — подчеркивал член совета фонда «Либеральная миссия» Александр Архангельский.

Читайте подробно:

В Москве прошел митинг в поддержку фонда «Династия». «Новая газета» вела текстовую трансляцию события

«Власть всегда относилась к науке и просвещению с недоверием. Неудивительно: свободно мыслящие люди начинают задавать власти неудобные вопросы, — подчеркивал биомеханик, доктор физико-математических наук Андрей Цатурян. — Тем не менее власть 300 лет поддерживала науку. Несмотря на все разногласия с мыслящей частью общества, им была важна сильная страна, а без науки это невозможно. Сейчас на науку и образование напустили опричников, отдали их на разграбление. Впервые в нашей истории желание оставаться у власти соединилось с циничным безразличием к будущему страны».

«Впервые присутствую на митинге, где большинство выступающих не ругают власть, а думают, что делать нам самим», — заметил со сцены кандидат физико-математических наук Григорий Колюцкий. Часть ораторов действительно пытались сформировать план действий. «Есть великая книга: "451 по Фаренгейту" Брэдбери. Помните, там в конце все книги сожгли, но люди выучили их наизусть. У нас тоже так: есть человек-астрофизика, есть человек-космология. Это огромное богатство. У меня есть предложение: объединиться и организовать сообщество, которое возьмет на себя просветительские функции «Династии», — говорит Борис Штерн, астрофизик, доктор наук.


Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

Самое конкретное предложение высказал сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин. Он научно обосновал способ лоббизма законов, полезных ученым: «Безумный принтер безумен во все стороны, так что, возможно, некоторые полезные проекты пройдут. Предположим, мы хотим закон о расстреле всех «зайцев» в трамвае. Предложи такой закон, думцы тут же вспомнят о гуманности. Но сначала мы проталкиваем закон, что в черте города могут находиться лишь люди, собаки и кошки. Потом уравниваем всех зайцев в правах. Затем — закон о приравнивании зайца лесного с «зайцем» трамвайным. Так три безобидных закона приводят к фантастическому выводу, что людей можно расстреливать за безбилетный проезд.

Есть два способа: вы находите не очень хороших депутатов и проедаете им мозг обращениями. Второй вариант — если вы знаете адекватных депутатов, то дружите с ними, помогаете им формулировать нужные научному сообществу законопроекты. Пишите письма, рассказывайте о проектах в соцсетях, и мы еще посмотрим, как они будут голосовать».

Продолжение — в специальном репортаже Алексея Поликовского с митинга в защиту науки

От Мак
К Мак (09.06.2015 19:12:54)
Дата 16.06.2015 11:30:20

О фонде «Династия» и его хозяине Д.Зимине

http://www.zavtra.ru/content/view/igra-v-yaschik-113/

Рубрика "Игра в ящик"

Людмила Лаврова

11 июня 2015

Общество


У нас остерегаются "копать" 90-е с их увлекательной и позорной историей зарождения на новом витке предпринимательства в России. Такая пыль поднимется, а под ней… кости… Человечьи…

Навел на мысль покопаться хотя бы немного Л. Гозман, рьяно защищавший в программе А. Норкина на НТВ фонд "Династия": мол, его владелец, мультимиллионер Д. Зимин, благородно вкладывает собственные деньги в просвещение своей страны, и разбогател он не на нефти… Естественный вопрос — а на чем? Так случилось, что пришлось в 90-е общаться с находящимися в бедственном положении некоторыми инженерами из Радиотехнического института имени академика А. Л. Минца, где начинал конвертировать науку в собственность Д. Зимин, с их слов знаю, как разваливали это одно из выдающихся научных учреждений оборонного профиля, занимавшееся разработкой сложных радиотехнических систем, как от отчаяния уходили торговать барахлом его специалисты, а более молодые уезжали на Запад… Увы, далее следуют лишь вопросы. Как удалось Д. Зимину, заместителю главного конструктора сверхсекретной новаторской разработки — наземной радиолокационной станции "Дон-2Н" для системы ПРО страны — создать в 1991 году внутри, в сущности, "закрытого" Радиотехнического института группу экспертов по разработке сотовой телефонной связи с привлечением в качестве партнёров — самое интересное! — американской фирмы? Не возразишь: Зимин уловил дух времени, когда советское наследство в разных областях науки, техники и промышленности, принося бешеный доход "продавцам", уплывало к берегам вожделенной "мировой цивилизации", и успешно коммерциализировал передовые научные разработки.
Но какой ценой? До создания "Вымпелкома" в 1992 году проекты Д. Зимина в его КБ "Импульс", в 1991 году зарегистрированном на базе того же Радиотехнического института, значимого дохода не приносили. Но даже неискушенному в бизнесе человеку нетрудно понять, что для развертывания работы столь капиталоёмкой отрасли как сотовая связь, тем более, у истоков её зарождения в нашей стране, нужен немалый стартовый капитал. Где же его взял Дмитрий Борисович?

И почему, наконец, был убит соратник Зимина, как писала в 90-е годы газета "Сегодня", один из "отцов-основателей сотового бизнеса в России" Константин Кузовой, занимавший должность первого зама гендиректора "Вымпелкома" и покинувший её в результате конфликта с Зиминым? Много интересного можно прочесть в тогдашней российской прессе — в частности, в "Комсомолке" — и про этот конфликт, и про то, чем конкретно занимался К. Кузовой в фирме Зимина… Весь этот мутный сюжет еще ждет своего исследователя, если, наконец, как к тому призывал главный редактор "Литературной газеты", писатель Ю. Поляков в одной из программ В. Соловьева, удастся сделать беспристрастный анализ и подвести итоги реальных последствий так называемой "перестройки" во всех сферах жизнедеятельности страны. А иначе будут рождаться все новые и новые мифы об этом периоде вроде того, что выдвинул на минувшей неделе в ток-шоу "Право знать" экономист А. Аузан, определив события конца 80-х — начала 90-х гг. как "антидефицитную революцию". И только?!

Если продолжить тему озабоченного святым делом народного просвещения мецената Д. Зимина, которого якобы притесняет "кровавый режим", то ему ведь было предложено: переведи свои деньги в Россию, финансируй свои проекты отсюда — и никаких претензий не возникнет. Но разве на такое может согласиться "радетель" отечественной науки с паспортами других государств, которому, по его словам, "ни за одну страну не бывает так стыдно, как за мою собственную. Мучительно, мучительно стыдно"? Для человека с подобными настроениями "деоффшоризация" равносильна харакири. А, может, все дело в том, о чем в той же программе А.Норкина сказал, обращаясь к Л.Гозману, писатель З.Прилепин: "Вы сугубо пропагандистскую работу называете просветительской".

Между тем, "цена" просветительства "Династии" немалая. Специально поинтересовалась в книжном магазине — вот два недавних издания фонда: Шон Кэрролл "Приспособиться и выжить", АСТ, цена 450 руб., Э.Френкель "Любовь и математика", "Питер", 382 руб. Далеко не всем по карману.

Почему-то во всей этой неимоверно раздутой до медийного визга суете вокруг фонда "Династия" и его основателя никто не вспомнил о том, что были в России беззаветно преданные делу народного просвещения благотворители, не имевшие ни замков, ни гражданства иных государств и не покидавшие Родину даже в момент жесточайших потрясений. О таких людях не видно ни одного сюжета в телеэфире! Так, к месту здесь будет вспомнить хотя бы фигуру купца 2-й гильдии Ивана Дмитриевича Сытина, начинавшего свою деятельность в лавочке-чуланчике на Маросейке в Москве. Пара десятков изданий И.Д.Сытина есть и в моей домашней библиотеке. Разумеется, уровень их печати и оформления не идет ни в какое сравнение с современными полиграфическими возможностями, важно: стоили они буквально копейки и действительно были общедоступными. Сытин выпускал дешевые и добротно изданные учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу. В 1891 году именно он купил журнал "Вокруг света", который очень скоро стал излюбленным чтением юношества. В качестве приложений к нему выходили произведения классиков мировой литературы, именно так широкий русский читатель узнал имена М.Рида, Ж.Верна, А.Дюма, В.Гюго, А.Конан-Дойла и др. С 1895 года Сытин стал издавать "Библиотеку самообразования", где было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию, а его газета "Русское слово" к 1917 году достигла тиража в миллион экземпляров — фантастической цифры для того времени!

А кого сегодня поставим рядом? Поговорить бы об этом в одной из дискуссионных программ на ТВ, дав передышку разнообразным "яхно".