От Artur
К Artur
Дата 11.03.2015 13:31:29
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Модернизация; Культура;

Что интересного Ленин говорил в "Шаг вперёд, два назад"

Сегодня коротко разберу "Шаг вперёд, два назад"

>2. "Шаг вперёд, два назад"
>3. "Две тактики социал-демократии в демократической революции"
>4. "Империализм, как высшая стадия капитализма"
>5. "Материализм и эмпириокритицизм"


Дело в том, что основные мысли связанные с необходимостью партии для прогресса общества и её ролью в обществе Ленин разработал и изложил в "Что делать?". Если из "Шаг вперёд, два назад" выкинуть разбор конкретного съезда, там остаётся очень мало интересного и оригинального с точки зрения функции партии и её организации, чего не было сказано в "Что делать?".

Есть и другая проблема, связанная вообще с работами Ленина и конкретно с этой работой - в полном соответствии с планом работ по организации строительства партии Ленин все основные вопросы связанные с партией обсудил через "Искру" в течении длительного срока, он множество раз в тексте работы об этом говорит. Т.е приписывать конкретно этой работе Ленина некую новизну означает заниматься самообманом - т.е явно все мысли связанные с партией принадлежат Ленину, как минимум на 99 %, но проследить их появление в той или иной работе Ленина это невыполнимая утопия ввиду возложения этой миссии на "Искру"

Кроме того, вполне очевидно, что даже мысли о функции партии и её организации не были новостью для марксизма того времени - и Ленин явно ссылается на опыт работы немецкой социал-демократической партии и на высказывания Каутского. Вполне очевидно, что после смерти Ленина марксизм скатился в полную теоретическую унылость и импотенцию и за рубежом, и в СССР, и это имеет вполне объяснимую причину.
Новизна Ленина была только в обосновании революции в России и комплексном использовании всего накопленного к тому времени теоретического потенциала марксизма для осмысления построения общества в России/СССР.

О причинах скатывания марксизма в интеллектуальную импотенцию речь пойдёт в следующих статьях, в этой же статье речь идёт только о оценке работы "Шаг вперёд, два назад".

Даже обоснование организационных принципов построения партии нельзя ставить Ленину в заслугу - он строил партию революционеров, соответственно организация должна была быть конспиративной и способной эффективно действовать. Принципы демократического централизма Ленин явно взял с организации исполнительной и законодательной власти на Западе, а жёсткое требование участие в работе какого либо органа партии для любого члена партии естественно для построения конспиративной организации.


А здесь я приведу несколько цитат Каутского, Ленина и цитата Лениным Энгельса. Они исключительно важны, взаимосвязаны и понадобятся в дальнейшем.

Цитата Ленина
"Энгельс признает не две формы великой борьбы социал-демократии (политическую и экономическую), - как это принято делать у нас, - а три, ставя наряду с ними и теоретическую борьбу."


Цитата Ленина
"Мы сказали, что социал-демократического сознания у рабочих и не могло быть. Оно могло быть принесено только извне. История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т. е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией.
Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции."


Цитата Каутского:
"социализм и классовая борьба возникают рядом одно с другим, а не одно из другого, возникают при различных предпосылках. Современное социалистическое сознание может возникнуть только на основании глубокого научного знания. В самом деле, современная экономическая наука настолько же является условием социалистического производства, как и современная, скажем, техника, а пролетариат при всем своем желании не может создать ни той, ни другой; обе они возникают из современного общественного процесса. Носителем же науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция (курсив К. К.): в головах отдельных членов этого слоя возник ведь и современный социализм, и ими уже был сообщен выдающимся но своему умственному развитию пролетариям, которые затем вносят его в классовую борьбу пролетариата там, где это допускают условия. Таким образом, социалистическое сознание есть нечто извне внесенное (von außen Hineingetragenes) в классовую борьбу пролетариата, а не нечто стихийно (urwuchsig) из нее возникшее."

Цитата Каутского про интеллигенцию из работы Ленина "Шаг вперёд, два назад." По работе вполне видно, что Ленин с этой цитатой целиком согласен. Примечания в тексте цитаты принадлежат Ленину

... «В настоящее время нас опять живо интересует вопрос об антагонизме между интеллигенцией и пролетариатом. Мои коллеги» (Каутский сам интеллигент, литератор и редактор) «будут сплошь да рядом возмущаться тем, что я признаю этот антагонизм. Но ведь он фактически существует, и было бы самой нецелесообразной тактикой (и здесь, как и в других случаях) пытаться отделаться от него отрицанием факта. Антагонизм этот есть социальный антагонизм, проявляющийся на классах, а не на отдельных личностях. Как отдельный капиталист, так и отдельный интеллигент может всецело войти в классовую борьбу пролетариата. В тех случаях, когда это имеет место, интеллигент изменяет и свой характер. И в дальнейшем изложении речь будет идти, главным образом, не об этого типа интеллигентах, которые и поныне являются еще исключением среди своего класса. В дальнейшем изложении, если нет особых оговорок, под интеллигентом разумею я лишь обыкновенного интеллигента, стоящего на почве буржуазного общества и являющегося характерным представителем класса интеллигенции. Этот класс находится в известном антагонизме к пролетариату.

Антагонизм этот - иного рода, чем антагонизм между трудом и капиталом. Интеллигент - не капиталист. Правда, его уровень жизни буржуазный, и он вынужден поддерживать этот уровень, пока не превращается в босяка, но в то же время он вынужден продавать продукт своего труда, а часто и свою рабочую силу, он терпит нередко эксплуатацию со стороны капиталиста и известное социальное принижение. Таким образом, интеллигент не находится ни в каком экономическом антагонизме к пролетариату. Но его жизненное положение, его условия труда - не пролетарские, и отсюда вытекает известный антагонизм в настроении и в мышлении.

Пролетарий - ничто, пока он остается изолированным индивидуумом. Всю свою силу, всю свою способность к прогрессу, все свои надежды и чаяния черпает он из организации, из планомерной совместной деятельности с товарищами. Он чувствует себя великим и сильным, когда он составляет часть великого и сильного организма. Этот организм для него - все, отдельный же индивидуум значит, по сравнению с ним, очень мало. Пролетарий ведет свою борьбу с величайшим самопожертвованием, как частичка анонимной массы, без видов на личную выгоду, на личную славу, исполняя свой долг на всяком посту, куда его поставят, добровольно подчиняясь дисциплине, проникающей все его чувство, все его мышление.

Совсем иначе обстоит дело с интеллигентом. Он борется не тем или иным применением силы, а при помощи аргументов. Его оружие - это его личное знание, его личные способности, его личное убеждение. Он может получить известное значение только благодаря своим личным качествам. Полная свобода проявления своей личности представляется ему поэтому первым условием успешной работы. Лишь с трудом подчиняется он известному целому в качестве служебной части этого целого, подчиняется по необходимости, а не по собственному побуждению. Необходимость дисциплины признает он лишь для массы, а не для избранных душ. Себя же самого он, разумеется, причисляет к избранным душам... ... Философия Ницше, с ее культом сверхчеловека, для которого все дело в том, чтобы обеспечить полное развитие своей собственной личности, которому всякое подчинение его персоны какой-либо великой общественной цели кажется пошлым и презренным, эта философия есть настоящее миросозерцание интеллигента, она делает его совершенно негодным к участию в классовой борьбе пролетариата.

Наряду с Ницше, выдающимся представителем миросозерцания интеллигенции, соответствующего ее настроению, является Ибсен. Его доктор Штокман (в драме «Враг народа») - не социалист, как думали многие, а тип интеллигента, который неизбежно должен прийти в столкновение с пролетарским движением, вообще со всяким народным движением, раз он попытается действовать в нем. Это - потому, что основой пролетарского, как и всякого демократического *, движения является уважение к большинству товарищей. Типичный интеллигент à la Штокман видит в «компактном большинстве» чудище, которое должно быть ниспровергнуто. ... Идеальным образчиком интеллигента, который всецело проникся пролетарским настроением, который, будучи блестящим писателем, утратил специфически интеллигентские черты психики, который без воркотни шел в ряду и шеренге, работал на всяком посту, на который его назначали, подчинял себя всецело нашему великому делу и презирал то дряблое хныкание (weichliches Gewinsel) по поводу подавления своей личности, какое мы слышим часто от интеллигентов, воспитавшихся на Ибсене и Ницше, когда им случается остаться в меньшинстве, - идеальным образчиком такого интеллигента, какие нужны социалистическому движению, был Либкнехт. Можно назвать здесь также и Маркса, который никогда не протискивался на первое место и образцовым образом подчинялся партийной дисциплине в Интернационале, где он не раз оставался в меньшинстве»».