От Artur
К Artur
Дата 20.02.2015 22:53:53
Рубрики Прочее; Теоремы, доктрины; Практикум; Семинар;

часть третья. Сравнение подхода СГКМ с подходом Ленина в аналогичной ситуации



Вступление


1. "в нынешнем виде общественные взгляды СГКМ в принципе не совместимы с марксизмом" -
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/353642.htm
2. "философия это абстрагированная мифология." - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/353924.htm

это третья часть рассмотрения идеи СГКМ о создании некой дееспособной политической силы по возрождению советского проекта. В первой части я хотел показать, что в своём нынешнем виде современные общественные идеи СГКМ не совместимы с марксизмом, т.е на основе идей, используемых им невозможно построить идеологию и методологию построения исторического блока с участием коммунистов. Во второй части я показал необходимую эволюцию мировоззрения СГКМ, позволяющую создание предлагаемого им блока. Логика в данном случае проста - сам же СГКМ говорил о том, что коммунисты очень стойки и не гибки в своём мировоззрении, а это означает, что ничто меньшее философии не потянет проект с их участием. Я просто показал во второй части, что философия это теоретическое обобщение взглядов, которые исповедует СГКМ сегодня. Т.е философия как инструментарий построения общества вполне совместима с его взглядами, являясь более сильным и универсальным инструментарием.

Что можно к этому коротко добавить ? Философия так же является наиболее общей антропологической моделью, которую использует данное общество - онтология есть наивысшее описание абстракции живого, принятое в данной культуре, гносеология/эпистемология является наиболее общим выражением когнитивных приёмов данной культуры. Нетрудно заметить, что философия вообще невозможна без внутренней антропологической модели, без некого развитого представления о человеке, о живом и каждому типу философии соответствует своя антропологическая модель. Философия Просвещения - что либерализм, что материализм опираются на самом деле на один и тот же тип человека-атома, а вот нынешний постмодерн опирается на совершенно иные представления о человеке и уже оперирует новой антропологической моделью - ризомой.
Так что попытка использования аппарата Просвещения (куда входит и наука) для подъёма России это попытка использования средств которые оригинальная культура уже по сути отбросила, т.к ризома не совместима вообще с наукой, а во вторых именно с использованием науки западная культура пришла к использованию ризомы



Сравнение методики СГКМ с методикой Ленина для аналогичной общественной ситуации



Ну да ладно, сейчас я хочу поговорить о другом - о кратком анализе конкретных групп, который СГКМ хочет поженить. Первое - СГКМ, как и очень и очень многие просто позабыл оригинальное творчество Ленина, его стоит освежить в памяти. Уже простое перечитывание такого источника как "История КПСС" приносит множество информации о жизненном пути Ленина и его достижениях после того, как мы уже представляем разницу во взглядах между Марксом и Энгельсом, усилиями которого и была создана та догматизация марксизма, которую мы все видели своими глазами.
В https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/353960.htm я коротко изложил основные работы Ленина, создавшие отличие марксизма-ленинизма от марксизма, и основные результаты Ленина в этих работах. Конечно стоит перечитать эти работы, что бы убедиться в правдивости "Истории КПСС". Пока я перечитал только первую работу - "Что делать", и можно сказать, что сказанное в "Истории КПСС" подтверждается, и более того возникают очень интересные находки. Самые интересные цитаты Ленина из "Что делать" я привёл в https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/355408.htm. Из этих цитат следуют фундаментальные выводы, фундаментально меняющие наш взгляд едва ли не на весь марксизм. Это требует совершенно отдельного рассмотрения. Но два-три общих вывода можно и нужно сделать, они прямо применимы к рассматриваемому вопросу.

Основной вывод в том, что Ленина срочно надо перечитывать, оценивая его достижения с современной точки зрения - без этого невозможно понять общество, которое он создал, и понять проблемы, постигшие это общество. Мы категорически неправильно понимаем решения этого человека... из-за того что игнорируем его и их.

Два других же выводов состоят в том, что даже только глядя на общее изложение жизненного пути Ленина и перечень его достижений сразу понимаешь, что если у Ленина был проективный взгляд на историю и общественную жизнь, то у Маркса он был исследовательский. И второе - Ленин был по своему устройству революционер - т.е человек меняющий окружающую жизнь, и наивысшей ценностью марксизма он считал именно то, что марксизм даёт ему необходимый инструментарий.



КПСС для Ленина был именно той силой, которая давала ответы на все его потребности в изменении мира. Так что наиболее стойкие коммунисты должны быть именно те, кто хочет изменять мир в соответствии со своими принципами и ценностями. То, что они не могут этого делать не означает, что они не хотят этого больше всего на свете - 200 страниц теста, составляющего "Что делать" посвящены ислючительно эммоциональным, при их интеллектуальности, аргументам о том, что нельзя рабочих и их жизнь сводить к борьбе за их экономические интересы, и их надо делать революционерами.

Потому, первый вопрос, на который надо давать ответ в анализе остатков КПСС, объявленных их ядром - почему они не способны и не выступают силой, преобразующей общество. С точки зрения Ленина наиболее очевидный ответ сводился бы к тому, что им нужна партия, которая организовывала бы их на это дело. Т.е если СГКМ не согласен с тем, что ядро коммунистов это революционеры, он должен доказать что очевидные предположения о их мотивации и инертности неправильны.

СГКМ считает, что только сочетание демократов с стойким, но инертным ядром КПСС может дать нужное сочетание активности и жёсткости, необходимое для преобразований общества. Про эту идею можно сказать одно - методологически она стоит совершенно в иной плоскости, чем мышление Ильича. С точки зрения Ленина рабочие инертны когда их жизнь сводят к экономизму, и превращаются в революционеров, когда их воспитывает партия.

Но общее с подходом Ленина тоже есть - демократы это представители интеллигенции, организация которых в партию и становится силой, преобразующих рабочих в революционеров. Таким образом идея о сложении демократов с ядром коммунистов это редуцированная идея Ленина о необходимости партии, тон в которой задаёт интеллигенция, которая превратит рабочих в революционеров.

Выбрасывание важнейшего звена - партии интеллигенции, вооружённой теорией научного социализма (как видим Ленин тоже активно опирался на науку, но совсем иначе, чем СГКМ) носит принципиальный характер в подходе СГКМ - он не любит философию и выбрасывает её из всех конструкций общественной жизни и из всех методик. В отличии от...

а все прочие пассажи про отсутствие тотального мировоззрения вообще непонятны. Слово то какое выбрано - вроде не тоталитаризм, но сразу вызывает ассоциации с ним. Не знаю является ли выбор термина сознательным, но он явно катастрофически неудачен.

Нет тотальных мировоззрений - есть тоталитарные и есть интегральные мировоззрения. Религия, марксизм это не тоталитарные мировоззрения, а интегральные. И марксизм, и марксизм-ленинизм никуда не делись из общественной жизни, так же как и религия, кстати говоря, неявно отнесённая СГКМ к антисоветским силам.

Игнорирование религии и верующих людей это конечно отдельная песня. Но почему такая уничижительная оценка даётся марксизму-ленинизму, который весь является проективным подходом к общественной жизни и явственно отсылающим к теории элит и теории цивилизаций, вообще неясно, при том, что ленинизм мы помним, как уже очевидно, плохо, и ещё хуже оцениваем его достижения с точки зрения современно научного знания.

Вот цитата из Ленина:
"социал-демократического сознания у рабочих и не могло быть. Оно могло быть принесено только извне." Привнесение классового сознания извне может быть только отсылкой к теории цивилизаций, потому как должен быть субъект этого привнесения. И вообще оказывается, что классовое сознание всех классов общества, а значит и классовая борьба, и классовое устройство является следствием активности неких общественных групп, хотя и результаты этой активности согласно Ленину не имеют субъективного характера. Если какая то группа вырабатывает сознание пролетариата, то какая то другая группа должна вырабатывать сознание органов управления государством. Такой подход к устройству общества это основа теории цивилизаций, вне всякого сомнения
Собственно говоря, в те времена такой подход к классовому сознанию вместе с Лениным разделял и Каутский, и судя по всему и германские социал-демократы. Конечно основные положения своего подхода к устройству общества Лениным даны в последующих работах.

Нельзя игнорировать свою историю, нельзя игнорировать вождей тех людей, которые являются ядром коммунистов, даже если ты не веришь Ленину и его методике. Если проектируешь новый исторический блок с людьми, которые является плодом усилий Ленина и воплощением применения его принципов к общественной жизни, надо быть способным хотя давать этим людям честные и ясные вопросы.

А я например не представляю, что можно ответить этим людям, если они спросят СГКМ а почему он игнорирует принципы Ленина построения общества. Ведь очевидно же, что ничего более совершенного общественная наука за прошедшее время не выработала и использует ту же теорию цивилизаций, что и Ленин 100 лет назад. А я даже представлять себе не хочу разговоры про мифы как методику скрепления общества в сравнении с Ленинскими принципами выращивания и укрепления классового сознания у рабочих при помощи партии

я понимаю, что разговора о партии и политической борьбе хочется избежать для непротивопоставления себя КПРФ и властям. Но тогда надо ясно переосмысливать принципы Ленина, приспосабливая к современной ситуации.


Оценка способности материализма выступать в роли плодотворной концептуальной платформы


Единственный вопрос сводится к тому, достаточно ли в марксизме-ленинизме запаса идей, что бы описать современное общество ?

Надо ясно понимать, что диамат, каким заставили предстать марксизм в нашем сознании усилиями советского образования, это не сама философия, которую использовали Маркс и Ленин. Это некое производное их философии - формализованное и развёрнутое, но и содержащее кучу того, что вообще не было никогда в учениях этих людей.

Скажем материализм для Маркса и Ленина сводился к учёту того, что в общественной жизни обязательно надо учитывать активность людей, являющихся субъектами, и основным проявлением субъектности которых является активная трудовая деятельность.

Именно из этого исходил всегда Маркс, и немного дополнил эти представления Ленин. Это довольно неотчётливо с точки зрения формализации, но любая попытка повысить степень формализации уничтожает универсальность и ёмкость. Единственная причина повышения формализации философии материализма это атеизм, это попытка борьбы с религией, утопическая попытка доказать, что бога нет, и без него всё можно объяснить.

Но во всех случаях альтернативные объяснения вместо фактора мощной и сознательной воли, направленной на благо человека, вводили мощный фактор перебора случайных событий. нельзя не заметить принципиального опошления мировоззрения таким подходом и принципиального понижения уровня объяснения.

в исходной форме материализм Маркса и Ленина вполне пригоден к использованию в качестве опоры философии и вполне совместим с религией.


Послесловие


я специально не затрагивал такие вопросы, как отношение подходов СГКМ к построению общества на основе науки, если тип мышления в России, является магическим типом мышления.
Согласно представлениям НАУКИ ( http://expert.ru/expert/2014/23/vsplyivayuschaya-vizantiya/ ) тип мышления русских / устройство сознания+бессознательное для русской культуры, Лидов характеризует как иконический тип мышления. С очевидностью это укладывается в рамки магического типа мышления.

Почему это важно ? Потому, что при иконическом типе мышления, марксизм-ленинизм, как вообще любая светская идеология/философия, в России может быть только отсылкой к религии, более сложному учению, и без верующих, без религии никакие исторические блоки в России невозможны, учитывая активный характер роли религии и верующих в общественной жизни России.

Т.е СГКМ всегда говорит, что опирается на мнение науки о общественной жизни, и всегда оказывается, что он игнорирует теории русских учёных.






От Artur
К Artur (20.02.2015 22:53:53)
Дата 21.02.2015 14:20:17

дополнения. разбор утверждений статьи СГКМ с точки зрения ленинизма


>Когда М.С.Горбачев объявил, что перестройка - это продолжение революции 1917 г., это не ужаснуло, а восхитило публику. Весь советский период нашей истории представлял собой перманентную революцию с преодолением острых противоречий и кризисов. Короткий спокойный период был назван «застойным» и осужден как нечто предосудительное. Инерция революции в мышлении была сильна, и использована теневыми силами.



компартия мыслилась Лениным только как организация революционеров имеющая целью социалистическую революцию в программе минимум, и достижение коммунизма в программе максимум. Достижение коммунизма это неизбежная доктринальная цель любой истинно коммунистической партии. Я уже много раз говорил, что Марксом достижение коммунизма мыслилось в качестве целой исторической эпохи, во время которой преодолевалось всё многомерное и многослойное отчуждение человека от своего труда, накопленное развитием/деградацией предыдущих эпох. Т.е создание человека нового типа это прямая доктринальная обязанность любой компартии, соответственно и для КПСС. И создание такого человека есть огромный общественно-политический процесс непрерывных и радикальных изменений - революций.

Революции и изменения всегда и везде требуют максимального приложения сил, на пределе возможностей, всегда сопровождаются общественно-политической борьбой, всегда сопровождаются жертвами. Построение коммунизма это ритуальные фразы из программы КПСС а исполненное борьбы изменение общества и самого себя. Сталин всегда говорил о том, что по мере развития классовая борьба будет только усиливаться - это с радостью выбросили на помойку заклеймив Сталина кровавым тираном.

Одним словом - построение коммунизма это прямая обязанность организации революционеров и это означает борьбу и радикальные изменения в обществе и в людях. Ничего лубочного и мещанского построение коммунизма в себе не несёт, никаких тихих радостей организованного быта и прочее этот процесс в себе не содержит.

И самое важное - до построения коммунизма ситуация в обществе всегда обратима к возрождению отчуждения в полный рост - что мы в СССР/постСССР вкусили в полной мере. Так что да, революция до победного конца - альтернатива весь окружающий нас ужас непрерывных гражданских войн, в частности на Украине.


Если же кто то с этим положением дел не согласен, он должен публично объявить, что Маркса и Ленина выбрасываем на помойку и живём по другим канонам. Никто никому не обещал лёгкой жизни.

>Модель жизнеустройства включает ядро из солидарного удовлетворения базовых потребностей и «оболочек» со значительным разнообразием стилей жизни и способов ее обеспечения. Это – гораздо более разнообразная система, чем советский строй, но с большей долей патернализма и одновременно принуждения, чем нынешняя. Она не должна быть ни сословной, как в позднем СССР, ни криминально-конкурентной, как сегодня.


скажем прямо - рыночный социализм, как в Японии, как сейчас в Китае, если говорить очень грубо. Или иначе - сверху Госплан, внизу рынок для мелких собственников. По ленински это называется НЭП, многоукладность.

>Сам проект может вырабатываться только в диалоге с постоянным разделением и соединением людей и идей.


вашими устами да мёд пить - только какой диалог СГКМ предполагает с верующими я просто представить себе не могу если он всё время опирается на европейскую науку, которая антирелигиозна во всех её проявлениях и которая отрицает синергию - самое важное в культуре православия.

Как СГКМ предполагает диалог с коммунистами при нынешнем его понятийном аппарате и представлением о мифах как способе скрепления общества ? Пока СГКМ сам не изменит свой нынешний понятийный аппарат он не сможет плодотворно общаться и договариваться с коммунистами и верующими, т.к их понятийный аппарат является высокоуровневым языком, по сравнению с которым мифы это предшествующая ступень. Почему мифы это предшествующий уровень по сравнению с философией, почему философия это высокоуровневый язык описания человека и как должен изменяться понятийный аппарат СГКМ описывалось в предыдущих частях

2. "философия это абстрагированная мифология." -
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/353924.htm
3. "часть третья. Сравнение подхода СГКМ с подходом Ленина в аналогичной ситуации" - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/355509.htm

>Грамши развивал представление о таких союзах, в которых могут вестись широкие социальные проекты (как борьбы, так и строительства), в концепции «исторических блоков». Исторических потому, что это союзы сил, несовместимых по ряду принципиальных положений. То есть, эти силы не могут слиться, соединиться, но могут образовать союз для совместной борьбы за определенные, исторически ограниченные цели. Например, для борьбы против фашизма (в виде Народного фронта) или предотвращения какой-либо стихийной или социальной катастрофы.
>Границы между краткосрочной коалицией и историческим блоком размыты.


Хорошо бы помнить о том, что не только и не столько Грамши повлиял на рождение СССР и его смерть, а конкретно Ленин, и следовательно надо анализировать решения в терминах Ленина - использую при этом любой удобный язык.

>Концепция Грамши была развитием идеи Ленина о союзе рабочего класса и крестьянства – в начале века этот союз казался вначале марксистам невозможным, после революции 1905-1907 г. большевики его возможность признали, а после 1917 г. он уже представлялся как вечный и нерушимый. В годы перестройки оказалось, что на многие вещи рабочие и крестьяне смотрят уже по-разному. Значит, речь все же шла не о вечном союзе, а об историческом блоке, который в определенных условиях дал трещину и стал распадаться.


не столько и не только союз рабочих и крестьян развивал Грамши в своих работах, а конкретизировал тезис Ленина-Каутского о том, что классовое сознание вырабатывается вне проллетариата лучшими представителями буржуазной интеллигенции. Т.е Грамши развивал некую часть идей Ленина, которую последний со временем развил до явной выраженной теории цивилизаций


>В годы перестройки возник краткосрочный исторический блок, целью которого было изменение многих сторон советского жизнеустройства. Культурную гегемонию в этом процессе завоевали именно эти «антисоветские» группы, и их интеллектуальные силы на время объединились именно на антисоветской основе, имея в других вопросах несовместимые установки.


изменение классового сознания это процесс очень длительный, и ему предшествует выработка решения субъектом, вносящим эти изменения в классовое сознание рабочих. Субъектом является партия - КПСС, перестройка это лишь момент внесения уже состояшихся решений в классовое сознание пролетариата. А момент выработки собственно платформы с очевидностью надо искать на несколько десятилетий ранее.

Первое приходящая на ум адекватная дата с адекватным событием развенчание культа личность Сталина уже является неким внесением изменений в классовое сознание пролетариата, т.е даже это событие не является началом формирования антисоветской платформы. Наверное в качестве такого начала надо выбирать именно смерть Сталина.

>За культурную гегемонию они не боролись, а к административной власти допущены не были. В результате в общественном сознании они были локализованы и очернены так, что произошла их «инкапсуляция», они стали неспособны к созданию своих исторических блоков и не нашли общего языка даже с теми, кто объективно стремился их поддержать. Реальные политические возможности этой небольшой части номенклатуры показал ГКЧП.

причины поражения СССР это отдельный разговор, и его надо вести не на языке Грамши, который касался лишь отдельного, хоть и важного аспекта теории цивилизаций в варианте Ленина. Для анализа надо использовать язык ленинизма, как единственно адекватный.



>КПРФ сумела создать политическую нишу для «окостеневшего» сознания. В нее стекаются люди, отвергающие курс «реформ» и связывающие это отрицание с символом «коммунисты», но при этом избегающие рефлексии и диалога. КПРФ не только не распространяет свою гегемонию на новые части общества Она, по сути, не имеет гегемонии и в среде «своих» – их сознание строится от противного, из «отрицания Чубайса».


нет, я уже говорил об этом в "часть третья. Сравнение подхода СГКМ с подходом Ленина в аналогичной ситуации" - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/355509.htm. Это то, во что скатывается пролетариат без адекватного классового сознания, приносимого в него и поддерживаемого в нём, партией . Это неизбежное следствие деградации самой партии

пропускаю то, что прокомментировал уже третей части.
остальные высказывания СГКМ даю одним куском, т.к тут три взаимосвязанные мысли о противниках и их составе.

>Сложнее обстоит дело с противниками такого блока. Их можно подразделить на два типа: антисоветских по интересу и антисоветских по идеалам (возможно, где-то в глубине они смыкаются). Из группового интереса против восстановления структур солидарного общества будут бороться небольшие по численности группы «новых собственников» и коррумпированной номенклатуры (в том числе из «номенклатуры оппозиции» как части новой номенклатурно-сословной системы, созданной при Ельцине). Из идейных соображений – те «левые» от троцкистов до социал-демократов, что считали советский строй надругательством над марксизмом, а также те, для которых «вторичные дефекты» строя имели фундаментальное значение, а фундаментальные основания – вторичное (типа активистов общества «Мемориал»).
>Иными словами, антисоветские силы также включают в себя своих «красных» и своих «демократов». Конечно, есть и влиятельная группа, у которой интересы и идеалы совпадают – та, для которой Россия в принципе является враждебной культурой и ценна только как источник ресурсов разного рода. Скорее всего, эти «сознательно антисоветские» силы разъединены и вряд ли могут образовать свой исторический блок, как во время перестройки. Реформа «съела» их аргументы.
>Самое сложное – разобраться с теми «своими», в которых можно подозревать принципиальное неприятие действенного «просоветского» блока. Это – небольшая часть антисоветских патриотов. Они и выполняли главную разъединяющую роль – клеймя одновременно и советский строй, и «демократов».


Как я говорил выше, падение СССР надо рассматривать в рамках ленинских представлений т.к именно его представления определили архитектуру и методологию построения СССР. Антисоветские силы имеют и внешний компонент и внутренний. Внутренний неизбежно порождается незавершённостью построения коммунизма в СССР или с точки зрения антропологии порождается непреодолённостью отчуждения человека от его труда. И этот блок вопросов надо исследовать отдельно, тут общие ответы вообще ни о чём.
Понятийный аппарат связанный с процессом упорядочения/разупорядочения находится за пределами формальной теории в марксизме, хотя и постоянно на него ссылаются. Но уже в ленинизме часть этого понятийного поля вводится в формальный аппарат утверждением о том, что классовое сознание вырабатывается вне пролетариата и вносится в него партией. Но вырабатывается некой общественной прослойкой интеллигенции в рамках научных исследований и других подобных процессов. Т.е именно интеллигенция и наука фактически прямо называются органами и процессом выработки знания, органами занятыми процессом упорядочения в сфере знаний. Но насколько можно судить именно эта часть ленинизма была выброшена из официального марксизма и марксизма-ленинизма

Надо просто помнить, что производство знания по своему характеру не является материальным производством (кому интересно может посмотреть работу М.К. Петрова "Язык.Знак.Культура" - http://vizantarm.am/page.php?345) и выходит за рамки того, что всю жизнь исследовал Маркс. У производства знания своя логика и причинность, резко отличная от логики и причинности материального производства
Т.о после взятия под контроль частной собственности и отрицательных аспектов материального производства на общественные отношения, социалистические государства оставили вне адекватного контроля вопросы связанные с производством знания, что и вылилось в выработку антисоветской платформы внутри СССР общественными группами связанными с производством знания, и их общим переходом на антисоветскую платформу. А это не могло не привести к внедрению этой платформы в сознание пролетариата и крушению СССР. Это было неизбежно.

я оставляю вообще за скобками разговор о том, что СССР в принципе не имел правильной политэкономии социализма из-за того, что в рамках равновесного описания экономики вообще невозможно адекватно описать социалистическую экономику, всегда нацеленную на изменения, нацеленную на качественные изменения в обществе. Оставляю за скобками т.к это находится и вне рамок созданного Лениным учения, хотя быть может и не противоречит ему, т.к Ленин уже начал вводить в формальную теорию сам процесс упорядочения

Всё сказанное СГКМ является следствием этой общей проблемы потери контроля над сферой производства знания

От Artur
К Artur (21.02.2015 14:20:17)
Дата 22.02.2015 13:07:49

Диагноз распада СССР. Цитата Каутского про интеллигенцию из "Шаг вперёд, дв..."



>>Концепция Грамши была развитием идеи Ленина о союзе рабочего класса и крестьянства – в начале века этот союз казался вначале марксистам невозможным, после революции 1905-1907 г. большевики его возможность признали, а после 1917 г. он уже представлялся как вечный и нерушимый. В годы перестройки оказалось, что на многие вещи рабочие и крестьяне смотрят уже по-разному. Значит, речь все же шла не о вечном союзе, а об историческом блоке, который в определенных условиях дал трещину и стал распадаться.
>

>не столько и не только союз рабочих и крестьян развивал Грамши в своих работах, а конкретизировал тезис Ленина-Каутского о том, что классовое сознание вырабатывается вне проллетариата лучшими представителями буржуазной интеллигенции. Т.е Грамши развивал некую часть идей Ленина, которую последний со временем развил до явной выраженной теории цивилизаций


особенно это становится заметным из цитаты Каутского о социальном положении и условиях жизни интеллигенции, данной ниже

>>В годы перестройки возник краткосрочный исторический блок, целью которого было изменение многих сторон советского жизнеустройства. Культурную гегемонию в этом процессе завоевали именно эти «антисоветские» группы, и их интеллектуальные силы на время объединились именно на антисоветской основе, имея в других вопросах несовместимые установки.
>

>изменение классового сознания это процесс очень длительный, и ему предшествует выработка решения субъектом, вносящим эти изменения в классовое сознание рабочих. Субъектом является партия - КПСС, перестройка это лишь момент внесения уже состояшихся решений в классовое сознание пролетариата. А момент выработки собственно платформы с очевидностью надо искать на несколько десятилетий ранее.

>Первое приходящая на ум адекватная дата с адекватным событием развенчание культа личность Сталина уже является неким внесением изменений в классовое сознание пролетариата, т.е даже это событие не является началом формирования антисоветской платформы. Наверное в качестве такого начала надо выбирать именно смерть Сталина.


из цитаты Каутского в работе Ленина "Шаг вперёд, два назад" о социальном положении и условиях жизни интеллигенции, данной ниже, становится очевидным, что правильное представление о интеллигенции существовало у Ленина и Сталина, и с очевидностью было потеряно - намеренно или в силу глупости, уже у Хрущёва.
помимо того, что Ленин и Сталин представляли одну традицию и вращались в одном и том же информационном поле, это ясно из отношения к интеллигенции и вообще к квалифицированному труду во времена Сталина и разительному изменению во времена Хрущёва.

Одного такого изменения в отношении к себе было достаточно, что бы интеллигенция посчитала бы это объявлением войны себе со стороны социалистического государства.

>>За культурную гегемонию они не боролись, а к административной власти допущены не были. В результате в общественном сознании они были локализованы и очернены так, что произошла их «инкапсуляция», они стали неспособны к созданию своих исторических блоков и не нашли общего языка даже с теми, кто объективно стремился их поддержать. Реальные политические возможности этой небольшой части номенклатуры показал ГКЧП.
>
>причины поражения СССР это отдельный разговор, и его надо вести не на языке Грамши, который касался лишь отдельного, хоть и важного аспекта теории цивилизаций в варианте Ленина. Для анализа надо использовать язык ленинизма, как единственно адекватный.


хочу дополнить - как теперь очевидно, Грамши лишь придал совершенный вид уже существовавшей до него очень мощной и серьёзной традиции исследования роли и места интеллигенции существовавшей в марксизме задолго до него. Это становится ясным из цитаты Каутского, данной ниже



>>Сложнее обстоит дело с противниками такого блока. Их можно подразделить на два типа: антисоветских по интересу и антисоветских по идеалам (возможно, где-то в глубине они смыкаются). Из группового интереса против восстановления структур солидарного общества будут бороться небольшие по численности группы «новых собственников» и коррумпированной номенклатуры (в том числе из «номенклатуры оппозиции» как части новой номенклатурно-сословной системы, созданной при Ельцине). Из идейных соображений – те «левые» от троцкистов до социал-демократов, что считали советский строй надругательством над марксизмом, а также те, для которых «вторичные дефекты» строя имели фундаментальное значение, а фундаментальные основания – вторичное (типа активистов общества «Мемориал»).
>>Иными словами, антисоветские силы также включают в себя своих «красных» и своих «демократов». Конечно, есть и влиятельная группа, у которой интересы и идеалы совпадают – та, для которой Россия в принципе является враждебной культурой и ценна только как источник ресурсов разного рода. Скорее всего, эти «сознательно антисоветские» силы разъединены и вряд ли могут образовать свой исторический блок, как во время перестройки. Реформа «съела» их аргументы.
>>Самое сложное – разобраться с теми «своими», в которых можно подозревать принципиальное неприятие действенного «просоветского» блока. Это – небольшая часть антисоветских патриотов. Они и выполняли главную разъединяющую роль – клеймя одновременно и советский строй, и «демократов».
>

>Как я говорил выше, падение СССР надо рассматривать в рамках ленинских представлений т.к именно его представления определили архитектуру и методологию построения СССР. Антисоветские силы имеют и внешний компонент и внутренний. Внутренний неизбежно порождается незавершённостью построения коммунизма в СССР или с точки зрения антропологии порождается непреодолённостью отчуждения человека от его труда. И этот блок вопросов надо исследовать отдельно, тут общие ответы вообще ни о чём.
>Понятийный аппарат связанный с процессом упорядочения/разупорядочения находится за пределами формальной теории в марксизме, хотя и постоянно на него ссылаются. Но уже в ленинизме часть этого понятийного поля вводится в формальный аппарат утверждением о том, что классовое сознание вырабатывается вне пролетариата и вносится в него партией. Но вырабатывается некой общественной прослойкой интеллигенции в рамках научных исследований и других подобных процессов. Т.е именно интеллигенция и наука фактически прямо называются органами и процессом выработки знания, органами занятыми процессом упорядочения в сфере знаний. Но насколько можно судить именно эта часть ленинизма была выброшена из официального марксизма и марксизма-ленинизма

>Надо просто помнить, что производство знания по своему характеру не является материальным производством (кому интересно может посмотреть работу М.К. Петрова "Язык.Знак.Культура" -
http://vizantarm.am/page.php?345) и выходит за рамки того, что всю жизнь исследовал Маркс. У производства знания своя логика и причинность, резко отличная от логики и причинности материального производства
>Т.о после взятия под контроль частной собственности и отрицательных аспектов материального производства на общественные отношения, социалистические государства оставили вне адекватного контроля вопросы связанные с производством знания, что и вылилось в выработку антисоветской платформы внутри СССР общественными группами связанными с производством знания, и их общим переходом на антисоветскую платформу. А это не могло не привести к внедрению этой платформы в сознание пролетариата и крушению СССР. Это было неизбежно.

Цитата Каутского про интеллигенцию из работы Ленина "Шаг вперёд, два назад." По работе вполне видно, что Ленин с этой цитатой целиком согласен. Примечания в тексте цитаты принадлежат Ленину

... «В настоящее время нас опять живо интересует вопрос об антагонизме между интеллигенцией и пролетариатом. Мои коллеги» (Каутский сам интеллигент, литератор и редактор) «будут сплошь да рядом возмущаться тем, что я признаю этот антагонизм. Но ведь он фактически существует, и было бы самой нецелесообразной тактикой (и здесь, как и в других случаях) пытаться отделаться от него отрицанием факта. Антагонизм этот есть социальный антагонизм, проявляющийся на классах, а не на отдельных личностях. Как отдельный капиталист, так и отдельный интеллигент может всецело войти в классовую борьбу пролетариата. В тех случаях, когда это имеет место, интеллигент изменяет и свой характер. И в дальнейшем изложении речь будет идти, главным образом, не об этого типа интеллигентах, которые и поныне являются еще исключением среди своего класса. В дальнейшем изложении, если нет особых оговорок, под интеллигентом разумею я лишь обыкновенного интеллигента, стоящего на почве буржуазного общества и являющегося характерным представителем класса интеллигенции. Этот класс находится в известном антагонизме к пролетариату.

Антагонизм этот - иного рода, чем антагонизм между трудом и капиталом. Интеллигент - не капиталист. Правда, его уровень жизни буржуазный, и он вынужден поддерживать этот уровень, пока не превращается в босяка, но в то же время он вынужден продавать продукт своего труда, а часто и свою рабочую силу, он терпит нередко эксплуатацию со стороны капиталиста и известное социальное принижение. Таким образом, интеллигент не находится ни в каком экономическом антагонизме к пролетариату. Но его жизненное положение, его условия труда - не пролетарские, и отсюда вытекает известный антагонизм в настроении и в мышлении.

Пролетарий - ничто, пока он остается изолированным индивидуумом. Всю свою силу, всю свою способность к прогрессу, все свои надежды и чаяния черпает он из организации, из планомерной совместной деятельности с товарищами. Он чувствует себя великим и сильным, когда он составляет часть великого и сильного организма. Этот организм для него - все, отдельный же индивидуум значит, по сравнению с ним, очень мало. Пролетарий ведет свою борьбу с величайшим самопожертвованием, как частичка анонимной массы, без видов на личную выгоду, на личную славу, исполняя свой долг на всяком посту, куда его поставят, добровольно подчиняясь дисциплине, проникающей все его чувство, все его мышление.

Совсем иначе обстоит дело с интеллигентом. Он борется не тем или иным применением силы, а при помощи аргументов. Его оружие - это его личное знание, его личные способности, его личное убеждение. Он может получить известное значение только благодаря своим личным качествам. Полная свобода проявления своей личности представляется ему поэтому первым условием успешной работы. Лишь с трудом подчиняется он известному целому в качестве служебной части этого целого, подчиняется по необходимости, а не по собственному побуждению. Необходимость дисциплины признает он лишь для массы, а не для избранных душ. Себя же самого он, разумеется, причисляет к избранным душам... ... Философия Ницше, с ее культом сверхчеловека, для которого все дело в том, чтобы обеспечить полное развитие своей собственной личности, которому всякое подчинение его персоны какой-либо великой общественной цели кажется пошлым и презренным, эта философия есть настоящее миросозерцание интеллигента, она делает его совершенно негодным к участию в классовой борьбе пролетариата.

Наряду с Ницше, выдающимся представителем миросозерцания интеллигенции, соответствующего ее настроению, является Ибсен. Его доктор Штокман (в драме «Враг народа») - не социалист, как думали многие, а тип интеллигента, который неизбежно должен прийти в столкновение с пролетарским движением, вообще со всяким народным движением, раз он попытается действовать в нем. Это - потому, что основой пролетарского, как и всякого демократического *, движения является уважение к большинству товарищей. Типичный интеллигент à la Штокман видит в «компактном большинстве» чудище, которое должно быть ниспровергнуто. ... Идеальным образчиком интеллигента, который всецело проникся пролетарским настроением, который, будучи блестящим писателем, утратил специфически интеллигентские черты психики, который без воркотни шел в ряду и шеренге, работал на всяком посту, на который его назначали, подчинял себя всецело нашему великому делу и презирал то дряблое хныкание (weichliches Gewinsel) по поводу подавления своей личности, какое мы слышим часто от интеллигентов, воспитавшихся на Ибсене и Ницше, когда им случается остаться в меньшинстве, - идеальным образчиком такого интеллигента, какие нужны социалистическому движению, был Либкнехт. Можно назвать здесь также и Маркса, который никогда не протискивался на первое место и образцовым образом подчинялся партийной дисциплине в Интернационале, где он не раз оставался в меньшинстве»».



т.е задолго до создания теории и практики среднего класса положение интеллигенции как среднего класса было вполне осмысленно в марксизме, и было потеряно в советском обществоведении примерно после смерти Сталина.