События последнего года на Украине – осуществленный при поддержке Запада вооружённый государственный переворот, террор националистов, гражданская война, сменившаяся вялотекущим, но уносящим человеческие жизни конфликтом, – несколько отодвинули на второй план события в других постсоветских странах. Однако и там наблюдаются процессы, схожие с теми, что предшествовали охватившему Украину кризису. Один из примеров - Беларусь.
Немало комментариев вызвало состоявшееся 15 декабря, за восемь дней до саммита Евразийского экономического союза, назначение на должность ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь Марата Жилинского, известного, в частности, своим категорическим отрицанием общего исторического прошлого русских и белорусов (кто-то в Белоруссии выражается на счёт Жилинского ещё резче: русофоб).
Можно вспомнить, как 22 июня 2012 года в Бресте проходила международная конференция «Отечественные войны Святой Руси». Участники конференции направили в государственные и научные учреждения РБ обращение с предложением вернуть в белорусские учебники и в научный оборот изъятый оттуда термин «Отечественная война 1812 года». Официальный ответ Института истории НАН Белоруссии был получен за подписью Марата Жилинского (тогда ещё скромного заместителя директора академического института), и этот ответ гласил: использование термина «Отечественная война 1812 года» применительно к истории Белоруссии представляется необоснованным, данный термин не находит места в белорусской историографии.
Этот малозаметный, на первый взгляд, факт из биографии нового ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь на самом деле является значимым. Со времени ухода с поста ректора Академии Станислава Князева в этом учреждении, готовящем кадры государственных управленцев, стала постепенно утверждаться идеология прозападного толка. В течение определённого времени руководство Академией управления при Президенте РБ осуществляли представители так называемого Белорусского объединения военных, бывший лидер которого Николай Статкевич отбывает наказание за участие в белорусском майдане в декабре 2010 года.
Министерство культуры Республики Беларусь уже несколько лет контролируется сторонниками западной ориентации Беларуси. Реконструкция замков польских магнатов, исторические мероприятия с участием польских и французских дипломатических и военных чинов, «шляхетские» балы, устраиваемые в Беларуси, стали визитной карточкой этого министерства. Проводятся праздники белорусского языка, но в республике, Конституция которой устанавливает два государственных языка, праздников русского языка нет. Русский язык, память об общерусской истории ущемляются и стираются; названия улиц, надписи в метро, вещание по телевидению – всё это в Беларуси меняется в том же ключе, в каком ранее менялось на Украине.
13 декабря во Дворце искусств в Минске состоялся уже второй за последние месяцы фестиваль «День вышиванки» («Дзень вышыванкі»), организованный общественной инициативой «Арт Усадьба» («Арт Сядзіба») и общественной организацией «Белорусский союз художников». Характерной особенностью «Дня вышиванки» стало обилие не только различных художественных и бытовых предметов, богато украшенных традиционным орнаментом, но и символики белорусской прозападной оппозиции. На многих предметах было представлено изображение литовского герба «Погоня» (герб правителей Великого княжества Литовского, который использовался белорусскими коллаборационистами как «национальный» герб в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн). Среди прочих предметов бросались в глаза шевроны с изображениями Михаила Витушко — гитлеровского пособника, участвовавшего в диверсионной борьбе с белорусскими партизанами (его называют белорусским Романом Шухевичем).
Предлагалась на «Дне вышиванки» в Минске и бело-красно-белая символика: флаг из полос в таком сочетании был придуман в 1917 году и служил знаменем коллаборационистских формирований, сотрудничавших с немцами во время обеих мировых войн; ныне этот символ широко используется белорусской прозападной оппозицией. Предлагались на том же фестивале и «вышимайки» — произведение польских дизайнеров, совмещающее майку-футболку с нанесённым на неё машинным способом фольклорным орнаментом.
Ещё до «Дня вышиванки» белорусские власти провели «Кубок Языка» («Мова Сup»); условием участия в этом спортивном мероприятии стало использование «беларускай мовы», притом что Конституция и закон о языках гарантируют гражданам Республики Беларусь равенство двух государственных языков (русского и белорусского) во всех сферах жизни.
За последний год поменялась и направленность общественно-политических дискуссий в республике. Если еще год назад основная идейная борьба шла между западнорусским сообществом, с одной стороны, и литвинами – с другой, и она затрагивала лишь наиболее рафинированную и политизированную часть белорусского общества, то сегодня столкновение этих двух направлений - литвинизма и западнорусизма - отошло на второй план по отношению к главному, решающему идеологическому противостоянию, которое начинает разворачиваться в Беларуси по широкому фронту: это столкновение между русскостью и латинскостью (польскостью) жителей республики.
Западники, акцентирующие идеологему «белорусы - не русские» и не встречающие в самой Беларуси достаточно серьёзного противодействия, выступают как разрушители общерусского единства. Опыт Украины подсказывает, что это только первый этап, в повестке дня - переход к следующему этапу.
Одновременно, как говорит первый заместитель председателя движения «За Свободу» Юрий Губаревич, «Беларусь возвращается в круг интересов польской политики». Во всяком случае, усиление влияния польского фактора на внутреннюю политику Белоруссии налицо.
Активизировались с момента начала событий на Украине и белорусско-американские контакты. На фоне расширения связей по линии МИД РБ – Государственный департамент США в Нью-Йорке в конце сентября состоялся Белорусский инвестиционный форум, на котором выступил заместитель помощника госсекретаря США Эрик Рубин. Белорусские западники уверяют, что проведение данного форума в Нью-Йорке знаменовало собой прорыв «даже независимо от непосредственного эффекта, то есть от масштаба новых вложений в белорусскую экономику в ближайшей перспективе». Белорусский инвестиционный форум в Нью-Йорке стал, по мнению профессора Рэдфордского университета (США, штат Вирджиния) Григория Иоффе, свидетельством оттепели в отношениях между Соединёнными Штатами и Беларусью.
Григорий Иоффе считается в Америке ведущим специалистом по Беларуси. Совсем недавно, в октябре 2014 года, увидела свет его новая книга «Reassessing Lukashenko: Belarus in Cultural and Geopolitical Context». Призыв к «переоценке Лукашенко», вынесенный в заглавие книги – это первый шаг к пересмотру всей системы отношений Запада с Белоруссией. «Пресловутая белорусская стабильность, - пишет Г.Иоффе, - перестала быть пропагандистским жупелом; не могу исключить, что она стала предметом восхищения». Он призывает Соединённые Штаты «отбросить оговорки» и «признать очевидное»: «Беларусь состоялась как успешная и независимая страна — настолько независимая, насколько это вообще возможно в современном мире и с учетом целого ряда жестких региональных ограничений».
* * *
Представления о возможности отрыва Белоруссии от России и интеграции её с западным сообществом в самой Республике Беларусь получили достаточно широкое распространение. За океаном внимательно следят за этими процессами и подталкивают их. 17 декабря, выступая в Американском предпринимательском институте в Вашингтоне, помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, одна из ключевых фигур в организации киевского майдана, заявила, что США теперь «открыты для более теплых и интегрированных взаимоотношений с Беларусью». Это сигнал. На языке американской дипломатии – в сложных международных условиях конца 2014 года – данный сигнал означает только одно: приглашение к отходу Беларуси от тесных интеграционных связей с Россией.
Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)
Давно хотел написать на эту тему и вот - прочитал созвучный моим мыслям материал.
Я в мае этого года впервые в жизни побывал в Белоруссии. Объехал за 10 дней почти всю республику. Впечатления - самые наилучшие. Чистота, порядок, люди приветливые. Все земли распаханы, заводы работают (ну по крайней мере не видно развалин). Отношение к русским прекрасное. Да и отличить приезжих отместных, на иой взгляд, проблематично. В городах, особенно в Минске, говорят на чистейшем русском, даже в глуши говорят на вполне понятном диалекте. Вызвало удивление, что практически все официальные надписи - на белорусском, хотя никого, говорящего на белорусском встретить неудалось. Впечатление такое, что на официальном белорусском могут говорить только теле- и радиодикторы. Даже слушая радиопередачу на белорусском про ансамбль народной песни , "невооруженным ухом" слушна разница между мовой ведущего и языком простой белорусской крестьянки из ансамбля. Она тоже говорит по-белорусски, но абсолютно понятно, а ведущего понимаешь с некоторым напрягом. Еще несколько коробило при посещении музейных комплексов то, что ненавязчивопроводится мысль, что Белоруссия - продолжение то ли Речи Посполитой, то ли Великого княжества Литовского. Костелов тоже огромное количество, хотя считается, что белорусы в массе - православные. Попали на концерт под открытым небом в старом центре Минска различных народных и профессиональных исполнителей. Костюмированное представление в средневековом стиле. И опять - костюмы ничем не напоминаю о традиционных белорусских, типичная западная Европа. И музыка и инструменты. Казалось бы - мелочи. Особенно на фоне празднования 9 Мая в Бресте и Брестской крепости. Полон город машин с российскими номерами, автопробег ко дню Победы из Москвы. Видно, что люди искренне относятся к празднику. Часто видны советские флаги. В МИнске действует музей 1-го съезда РСДРП. Но, все же похоже, что кто-то очень осторожно (вероятно, автор прав - министерство культуры) исподволь внедряет в сознание белорусов, что они - нерусские, а корни их где-то в Литве или в Польше или вообще - "где-то в Европе". Висят плакаты: Знай и люби родную мову. И перевод какого-нибудь русского слова на совершенно неизвестное, вероятно никому, белорусское. типа : "Смородина это ....(не помню что).
Казалось бы что тут плохого и чем это может грозить? Ведь все равно все говорят на чистом русском, к русским и России относятся прекрасно, советскую историю чтут. Чего бояться? Наверное, есть чего. Когда уйдет советское поколение, оставшиеся возможно не будут считать себя русскими и можно будет начать строить образ врага из России и русских. Конечно при Лукашенко такое невозможно, но ведь и он не вечен. Кстати, поразило уважительное отношение местных к своему президенту. Даже в разговоре между собой именуют его зачастую просто Александром Григорьевичем. А не как мы: Путин, ВВП, президент, Вова.
В общем, надо бы, чтоб кто-то подсказал Александру Григорьевичу, что минкульт Беларуси гребет не в ту сторону. А то ведь даже в автобусах автооповещатель объявляет остановки только по-белорусски и по-английски (ну это говорят недавно ввели, к ЧМ по хоккею).
Спасибо за интересный рассказ. Национализм это политический инструмент. Почитайте книгу приведённую в заголовке поста. Там много интересных примеров и обобщений. Думается, Александр Григорьевич прекрасно всё понимает.