От mirra88
К Sereda
Дата 22.08.2014 15:06:31
Рубрики Россия-СССР; Компромисс; Культура; Война и мир;

Технический университет начала 2000-х

>Да, конечно специалиста может подготовить только действующий исследователь, котируемый в своей сфере деятельности. Но не "чистый преподаватель", который в 26 лет "защищает диссер", делает конспекты лекций, а потом читает их до пенсии.
>>А без реальных задач студенты-технари уходят в тяжкую депрессию к старшим курсам, не понимая, зачем им вообще все это надо, зачем им нужны фундаментальные базовые знания. В наших вузах теперь не объясняют им это. И они выходят из вузов, не обладая знаниями физики даже на уровне 8-9 классов школы.

У меня два образования. Первое - педагогическое. Его я получила обучаясь на дневном отделении после школы. А второе - технический университет. Это уже позже, и форма обучения - вечерняя (не путать с заочной, это всё-таки не одно и то же). Так вот в пединституте в 1986-1991-м, по электронике (в том числе радиотехнике) я получила больше, чем в техническом университете 2000-го года! После педа технический университет меня вообще шокировал! Именно занятиями по электронике!
В педагогическом, несмотря на то, что специальность была учитель физики и информатики, преподавали (В ТО ВРЕМЯ, ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ПРЕПОДАЮТ) довольно большой блок наук по электронике! Радиотехника, электроника, автоматика... Если выбираешь специализацию - преподавание технических кружков (была у нас такая специализация и именно её я и выбрала), то в специальных лабораториях можно было собирать реальные схемы, быди хорошие методички как и что рассказывать ребятам, возможность всё это попробовать на практике. Главное хорошая команда увлечённых преподавателей была! Можно было всё что угодно спросить и не только на занятиях. Была куча электронных конструкторов (в дополнение к реальным радиодеталям и паяльникам). Были даже ребята, которые собирали микроЭВМ.
Вспоминая сейчас всё это я думаю: как же это всё было продумано, чётко, хорошо! Ведь радиоконструкторы надо было закупить, лаборатории со всевозможной техникой (осциллографы, измерительными приборами и пр.) поддерживать в рабочем состоянии, методички составить... Да много чего было! Но ... ВУЗ то был не технический! И сейчас в том же самом педе и близко нет того, что застала ещё я. Сократили блок электротехнических предметов... Хотя само учебное заведение получило статус университета. А я ещё в институте обучалась.
А в 2000-м я поступила в ТЕХНИЧЕСКИЙ университет. Государственный. На инженера.Нас привели на практическое занятие по электротехнике. Посадили ... за компьютер. Сказали какую программу запустить (то ли microkap, то ли какая-то другая, сейчас, я так понимаю, много таких "радиотехнических" программ) и выдали электронный список лабораторных работ, которые мы должны на этом microkap сделать! То есть собирать электрические цепи, измерять ток, напряжение и прочие параметры, я должна была на компьютере! А вместо реальных приборов и деталей пользоваться их компьютерными обозначениями. Сказать, что я была в шоке, это вообще ничего не сказать! Кроме того ... программа была на английском языке, который я, к большому сожалению, не изучала, и я сразу же стала вместо технической части разбираться с языком. Но язык ладно, бог с ним, это поправимо. КАК МОЖНО ЭЛЕКТРОНИКУ КОМПЬЮТЕРОМ ЗАМЕНИТЬ!!! на каком бы там языке не была написана программа???!!!
После первого же занятия я подошла к преподавателю, очень пожилому человеку, заведующему соответствующей кафедрой и сказала, что всё это я уже проходила. Только не на компьютере, а в реале. На что он мне ответил в таком духе: "А так лучше! Мы тоже раньше всякие схемы собирали, но там ты ограничена конкретными приборами и деталями, а вот на компьютере можно собрать всё что угодно и на чём угодно!"
Я рассказала об этом тоже пожилому (ныне уже покойному) инженеру, который до этого прошёл многие инженерные должности, в том числе был главным инженером на телезаводе. На что он ответил: "Вот-вот, они сейчас только на компьютере! Он и схемы для них рисует и поломки определяет! Без компьютера они совершенно беспомощны! Ни начертить чего-то, ни проверить! Им компьютер выдаёт, что на что поменять или схему проектирует. А в реале ... это не работает! И всё... Они беспомощны, они не знают что делать, меня зовут!"
Технический университет ни разу не дал поработать будущим инженерам АСУ паяльником. Ни диодов, ни транзистров, ни микросхем... Только их обозначения на схемах. Но ведь не только заочников и вечерников так обучают, дневников-очников тоже! А когда я попыталась задать вопрос, то мне объяснили, что я должна воспринимать это как прогресс! Прогресс?
А по моему дело в другом. С компьютером проще. За электронно-техническими лабораториями надо следить. Держать приборы в исправном состоянии. Закупать новые. Иметь соответствующую базу электронных деталей. Пополнять её. И другие сложности. А компьютер после занятий выключил и домой пошёл. И никаких тебе хлопот! Даже его замену или перестановку системы в случае чего не сам ведущий преподаватель выполняет, а специальная техническая служба университета. Только вот откуда быть хорошим грамотным инженерам от такого обучения?
Ведь даже на практику нас не распределяли. Сказали: "Где будете проходить практику, ищите сами!". И я нашла. В отделении местной автоматики мне сказали набрать кучу статей в Word-е, а за то, что я это сделала, поставили пять и выдали хорошую характеристику, по которой я чуть-ли электронные установки сама не собирала. Нет, я бы и рада нормальную практику пройти! Но не нашла. Нигде меня не ждали.
А всё-таки хорошо, что мне довелось поучиться в педагогическом... Я умею паять и видела настоящие диоды. Но ... всё-таки деградировала наша система образования. И не только сами студенты виноваты, что уровень их подготовки скатился вниз. Не только. Если бы я не захватила советское время и окончила бы только этот, нынешний, ТЕХНИЧЕСКИЙ университет, то я бы тоже знала и умела намного меньше...