>В свое время нами была сформулирована идеальная модель преподавательской деятельности, которая включала четыре обязательных условия. 1. Преподавание должно быть редким событием (максимум 1–2 лекции в неделю) (преподавание – вспомогательная работа); 2. Оно должно сопрягаться с активной исследовательской (практической) деятельностью (преподавание – это перенос знаний из основной работы в массы); 3. Оно должно очень хорошо оплачиваться; 4. Должна быть хорошо подготовленная, заинтересованная и мотивированная аудитория (в противном случае знания бессмысленно рассеиваются). Эти четыре пункта обеспечивают основу для возникновения академической ренты. Однако, как мы показали выше, в современной высшей школе России нарушены все пункты идеальной модели. Это означает, что восстановить институт АР в ближайшие годы, скорее всего, будет невозможно.
Единственный по-настоящему интересный, на мой взгляд, абзац.
То, что было до него - читать было трудно, то что ниже представляется интересным, но лишь как объёмный справочный материал.
Позволю себе высказать своё видение проблемы.
Во все времена человек осваивал новые виды энергии и материалов, которые эта энергия позволяла обрабатывать. Пример - огонь и т.д.
Требовалось понимание сути процессов, отсюда вышел заказ на науку. Ученым требовали всё более мощные и дорогостоящие установки для проведения опытов, деньги на которые давала развивающаяся промышленность, которой были нужны материалы с новыми свойствами.
Однако, установи были всё дороже, время "домашних лабораторий" прошло, им на смену вышли специализированные лабораторные комплексы, при которых жили те, кто ставил опыты, ремонтировал и обслуживал комплексы.
Поскольку была очевидна необходимость тиражирования знаний и воспроизводство ученых, механиков и т.д. возникла необходимость в некоторой преподавательской деятельности.
Дальнейшее эволюционное развитие, на мой взгляд, ушло в сторону.
В чём ошибка?
К какой-то момент лабораторный комплекс, огромное здание с большими залами, напичканными сложной и дорогой техникой, специализированными библиотеками и складами с реактивами, стали именовать Университет и вести там преподавательскую деятельность.
Всё было хорошо, но деньги на университет давала промышленность, за конкретные научные работы. Преподавание шло как вторичная работа. В какой-то момент пошло увеличение преподавательской работы и ученый, из ученого превратился в преподавателя. Должно было произойти деление Университета на Научно-исследовательский Университет, где учёные преподавали для преподавателей, и Учебно-преподавательское заведение, где бы преподаватели преподавали студентам.
Министерство науки объединилось с министерством образования, хотя должно было объединиться с министерством промышленности.
Преподаватель не имеет права вести научную деятельность. Его творческая активность должна быть сосредоточенна на учебном процессе, работе с учениками. Он не создаёт, а тиражирует научное знание.